Статья "Применение Интернет - ресурсов в формировании грамматического навыка иностранного языка"
статья по английскому языку на тему

В статье рассказывается о  применении различных  Интернет - ресурсов в формировании грамматического навыка иностранного языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение Интернет - ресурсов в формировании грамматического навыка иностранного языка

Грамматика - это объект постоянных споров в методике. Грамматика выполняет функцию строительного материала речи (устной и письменной). Она пронизывает весь язык. Это скелет, на котором держатся все слова, речевые высказывания, тексты. Грамматика - это кровеносная система, которая питает живой язык; фундамент, на котором возводится здание под названием "Иностранный язык". Она помогает нам общаться на языке, жить в этом языке, творить. Значение изучения грамматики ИЯ заключается ещё и в том, что оно помогает нам лучше осознать грамматический строй языка, развивает логическое мышление, наблюдательность, способность к анализу и обобщению.

Обучать грамматике иностранного языка - это значит формировать специфические для этого языка механизмы, причём так, чтобы у учащихся одновременно складывались определённые грамматические знания, чтобы они были "в рабочем состоянии" (А.А. Леонтьев). В процессе деятельности с грамматическим материалом у учащихся постепенно накапливаются языковые знания и начинают формироваться грамматические навыки. В Интернете можно найти некоторые идеи, советы, а также упражнения для формирования грамматических навыков.

Под грамматическими навыками понимается автоматизированное использование грамматического материала в продуктивной и рецептивной речевой деятельности.

Под продуктивным грамматическим навыком понимается "способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить её соответственно нормам данного языка".

Под рецептивными грамматическими навыками следует понимать способность читающего (слушающего) узнавать грамматические формы изучаемого языка и соотносить с их значением.

Формирование грамматических навыков носит поэтапный, стадиальный характер. Так, Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова в своей работе «Методика обучения иностранным языкам» выделяют три этапа: ознакомление, тренировку, применение.

Ознакомление с новым грамматическим материалом не должно занимать много времени. Тем более, если в этом помогает Интернет. Во-первых, учителю не нужно тратить время на изготовление различных опорных схем. Во-вторых, для детей в Интернете существует много научно-развлекательного материала для дифференцированного обучения. В-третьих, учителю не потребуется тратить много времени на учеников для контроля - за него всё "сделает" Интернет. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль её понимания учащимися и первичное закрепление.

Существует множество сайтов по обучению грамматики иностранных языков, которые помогут нам освоить грамматику на различных этапах обучения. И нам бы хотелось подробнее описать некоторые из них, которые показались нам наиболее интересными и важными для учебного процесса.

На этих сайтах находится много информации посвященной грамматике английского языка Info English (www.infoenglish.info) и Using English (www.usingenglish.com). Уникальность сайтов в том, что в разделе «Грамматика» представлены правила на русском языке на различные темы с множеством примеров на английском языке. Использование этих сайтов помогут при объяснении грамматических тем на уроках средних и старших классов.

Сайт English tenses with cartoons (www.englishtenseswithcartoons.com) был специально разработан для младших и средних этапов обучения, поможет при изучении времен английского языка. Ее значимость и мотивация заключается в том, что к 12 грамматическим временам английского языка представлены красочные мультипликационные видеоролики к правилам и примерам, которые позволяет сделать интереснее процесс понимания и освоения различных тем.

Сайт English Grammar Online…the fun way to learn English (www.ego4u.com) может быть использован на уроках в начальной и средней школе. Так же в разделе «Грамматика» вы найдете правила с подробными объяснениями и примерами и разноуровневые задания. Красочные таблицы, множество примеров на различные правила помогут ученикам понять темы и правильно выполнять задания.

Сайт Learn English (www.learnenglish.de) содержит большое количество правил по грамматическим темам, а следом за правилами представлены различные упражнения для закрепления полученных знаний.

Сайт Funny English (http://www.karusel-tv.ru/announce/8686) поможет нам на уроках при начальном обучение грамматики английского языка для самых маленьких учеников. Познавательная программа «Funny English» -- самый веселый и легкий способ научиться говорить по-английски.

Сайт You Tube (www.youtube.com.) внесет новизну в урок иностранного языка при ознакомление с новым грамматическим материалом. На этом сайте представлено множество видео-уроков носителей языка по обучению грамматики. Расширенный поиск позволяет найти фрагменты уроков на различные темы.

Основное время отводится автоматизации в ходе выполнения тренировочных упражнений. После того как введён новый материал, сформулировано правило - инструкция и предъявлен речевой образец, следует этап тренировки учащихся в употреблении этого материала в речи. На этом этапе ученики должны развивать не только грамматические навыки, но и коммуникативную компетенцию. Выполняя грамматические задания ученики расширяют свой лексический запас слов.

English online (www.abc-english-grammar.com) уникальный сайт, который содержит большое количество видеоклипов к различным современным песням, а также текстов к ним. С помощью данного сайта ученики могут прослушать видеоклип и выявить в песне грамматические явления, а затем проверить правильность заданий, сравнивая с текстом.

При помощи сайтов Learning English Online (www.englisch-hilfen.de/en), To Learn English (www.tolearnenglish.com) и Learn English (www.learnenglish.de) у учеников появляется возможность выполнения различных грамматических упражнений, для закрепления полученных знаний.

Систематизации и повторение грамматического материала очень важны для закрепления полученных знаний.

На сайтах ESL Exercises ( www.englishmedialab.com), ESL Fun Games for Teachers & Students - Practice & Play (www.eslgamesworld.com) и Learn- English-Today (www.learn-english-today.com) для повторения грамматики английского языка представлено огромное количество игр, кроссвордов, пазлов.

Следующий этап - это контроль сформированности грамматических навыков. Знание грамматических форм контролируется упражнениями на преобразование одной формы в другую, на заполнение пропусков, выбор из ряда форм нужного ответа, на коррекцию. Большинство упражнений должны носить тестовый характер, поскольку они экономичны по времени, объективны в оценке и имеют массовый характер.

На этом этапе помогут такие сайты как: Learn English (www.learnenglish.de), English Grammar 101 (www.EnglishGrammar101.com), English tests for you (testyourenglish.org) и Английский язык. ru (www.english.language.ru) можно найти большое количество тестов по грамматике для младших, средних и старших школьников. Во время выполнения тестов можно просматривать комментарии. В каждом тесте не более 20 вопросов, где нужно ввести форму глагола, задать вопрос, восстановить предложение. Итоговые тесты предполагают сравнение двух и более грамматических явлений. По итогам выполнения задания учащийся получает результат в процентах и может самостоятельно выставить себе оценку в зависимости от установленных преподавателем критериев.

В Интернете опубликовано несколько миллиардов мультимедийных файлов на английском языке, содержащих учебно-методическую и научную информацию, что позволяет организовывать оперативную консультационную помощь, моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия (семинары, лекции) в режиме реального времени.

Использование Интернет-ресурсов при формирование грамматических навыков весьма привлекателен для учителей: Интернет помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, дает простор для педагогического творчества. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его, играя роль инструмента, который при грамотном использовании значительно повышает эффективность педагогического процесса.

Конечно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

нализ Интернет - сайтов, используемых при обучении грамматики иностранного языка

грамматика иностранный язык интернет

Современное общество предъявляет повышенные требования к образованию и общему развитию учащихся, эффективности усвоения программы. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени получать, перерабатывать, оценивать и использовать в практической деятельности большой объем информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог самостоятельно их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных с использованием ресурсов Интернет. Существует более миллиардов мультимедийных файлов на английском языке в Интернете, которые способствуют обучению и овладению иностранного языка, среди которых есть качественные сайты направленные на развитие языковых навыков, а в некоторых допущены ошибки, что мешают обучению.

Поэтому хотелось бы подробно рассмотреть особенности использования сайтов по обучению грамматики с точки зрения методики преподавания иностранных языков, которые мы перечислили в теоретической части. Описать возможности, которые помогут при обучении грамматики, вычислить плюсы и минусы данных сайтов и рассмотреть задания которые предлагаются на различных этапах формирования грамматических навыков.

Заходя на сайт Info English (www.infoenglish.info), меню сайта поражает своим разнообразием. Можно найти статьи, топики, грамматику, тесты, различные словари, онлайн переводчики, литературу на английском, аудио книги, видeoуроки, игры, песни, диалоги, блог и форум. Не многие сайты могут представить такой широкий спектр разделов. Плюсом данного сайта является то, что по обучению грамматики достаточно много информации, где теория представлена на русском языке, но содержит не большое количество примеров.

Сайт English Grammar Online…the fun way to learn English (www.ego4u.com) содержит множество информации по обучению английскому языку. На сайте происходит постоянное обновление информации на разные темы. Удивляет то, что помимо чтения, письма и грамматики появляется возможность изучить бизнес грамматику, она включает объяснение времен с использованием бизнес лексики, что является плюсом данного сайта. В разделе «грамматика» можно найти небольшое количество грамматических тем в виде таблиц, после объяснения темы следует упражнение для быстрого закрепления полученных знаний. Если необходимо потренироваться на определенную тему, то в разделе «тест» можно найти множество заданий, по выполнении упражнений результаты определяются в процентном соотношении. Итоговые тесты предполагают сравнение двух и более грамматических явлений. Минус сайта в том, что объяснение грамматического явления основывается только на таблицах, без объяснения в словах.

Для маленьких учеников при изучении английского языка применим сайт Funny English. Всем давно известно, что малышам легче изучать иностранный язык, если урок построен в виде игры, когда все внимание ребенка приковано к происходящему. Чем интереснее игра и ярче впечатления от неё, тем быстрее и легче запоминаются непонятные слова и скучные грамматические правила. Преимущество в том, что ты сам выбираешь какой выпуск смотреть твоим ученикам. В этом проекте замечательным образом соединились детский языковой телекурс, игра и увлекательное приключение, которые помогают сделать изучение английского языка простым, весёлым и занимательным.

Программа «Funny English» специально разработана носителями английского языка в содружестве с преподавателями и детскими психологами. Каждый 15-минутный выпуск построен на уникальной обучающей методике «полного погружения в язык». Обучение языку в программе Funny English происходит при помощи ассоциативного видеоряда. Недостатки сайта является то, что программа предполагает минимальное использование русского языка.

Сайт You Tube (www.youtube.com.) придет на помощь при формировании грамматического навыка при помощи видеоуроков. Восприятие материала в форме видеоуроков намного эффективнее, чем изучение английского по книге и самоучителю. Английский язык, представленный в форме видео, позволяет погрузиться в языковую среду и отработать произношение, познакомиться с различными грамматическими особенностями английского. Уроки могут быть посвящены какой-то определенной теме: английская грамматика, распространенные ошибки, разговорная практика, правильное произношение, и другие. В видеоуроках преподаватели затрагивают, обсуждают и разъясняют наиболее тонкие моменты грамматики, которые вызывают у изучающих иностранного языка наибольшие сложности. Преимущество в том, что дается шанс выбрать нужный тебе урок, какой больше понравится, среди многочисленных других уроков.

Для большей эффективности рекомендуется перед просмотром каждого английского видеоурока ознакомиться с соответствующим разделом грамматики. В этом случае ваши теоретические знания английского языка будут подкреплены практическими навыками. Недостатки в том, что нельзя постоянно использовать видеоуроки на своих уроках, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении.

Одним из заданий на закрепление грамматического навыка является прочтение актуальной статьи и нахождение в ней грамматических явлений, развитие навыков коммуникативной компетенции при этом очень эффективны. В этом помогут знаменитые издания газет, как «Нью-Йорк таймс» (www.nytimes.com), «Вашингтон Пост» (www.washingtonpost.com) или Британская газета «Гардиан» (www.guardian.co.uk), у которых существуют свои сайты в Интернете.

Плюсы использования онлайн газет заключаются в том, что газеты в печатном формате могут изнашиваться со временем, что никогда не случится с виртуальными газетами. Их просматривают тысячи, одновременно находясь на одной и той же странице, и этом ни в коем случае не отразится на их качестве. Помимо того, онлайн газеты невероятно удобны в чтении, переход в нужную тему осуществляется быстро, а вот на поиски нужной темы в обычной газете придется потратить время. Минусом является то, что если ученикам давать задание на дом по прочитанной на уроке статье, то не у всех учеников дома есть Интернет, поэтому возникнет проблема в выполнение задания.

При помощи сайтов Learning English Online (www.englisch-hilfen.de/en), и Learn English (www.learnenglish.de) ученики легко овладеют знаниями грамматики английского языка. Здесь можно найти материалы для изучения английского языка, в частности, грамматики, предназначенные для начального этапа обучения. Упражнения разрабатываются в ходе учебного процесса для учеников, изучающих английский язык первые годы. Преимущество заключается в том, что упражнения и соответствующие темы по грамматике сгруппированы в уроки по мере нарастания сложности. Объем лексического материала, использованного в упражнениях, также возрастает постепенно - в каждом последующем уроке добавляется лексика по указанной теме. Оба сайта похожи друг на друга, но у них есть и различия, например на сайте Learn English представлены интересные игры для развития грамматических навыков на разных уровнях, а на сайте Learning English Online существует 182 страницы «Грамматики», с короткими и простыми объяснениями, которые легко запомнить.

На сайте Learn English (http://learnenglish.britishcouncil.org/ru) представлены аутентичные аудио и видеоматериалы, тексты для чтения, игры, тесты для учащихся разного возраста с разным уровнем владения языком. Материалы могут быть использованы на любых этапах урока. Например, тексты подходят для обучения навыкам поискового чтения в 9-11 классах. Различная тематика, небольшой объем текстов и достаточно простая лексика позволяют подбирать для работы в классе рассказы, соответствующие теме и целям, которые поставил преподаватель. После каждого текста учащиеся могут выполнить небольшое (не более 10 вопросов) тестирование на понимание текста (ответить на вопросы, выбрать один ответ из четырех, определить, соответствует ли высказывание тексту и так далее), и сразу же проверить правильность ответов и получить независимую оценку. На этом сайте также существует виртуальное сообщество, где люди из разных стран имеют возможность общаться в режиме реального времени.

Сайт English Grammar 101 (www.EnglishGrammar101.com) поможет при подготовке к урокам по грамматике, при составлении тестов и контрольных работ. По каждому правилу предлагается серия тренировочных упражнений. Эти тесты проверяют знания основных правил английской грамматики на уровне от начального (Beginner) до среднего (Intermediate). В каждом вопросе этих тестов необходимо вставить в предложение пропущенные слова или словосочетания, указанные в вариантах ответа. Баллы начисляются только за вопросы, на которые ученики ответили правильно. В конце теста показывается общий результат в процентном соотношении. Учителю не составит труда оценить знание учеников по грамматики, узнав балл ученика. Учитель в начале урока может сообщить ученикам, с какого балла начинается определенная оценка. Плюсом данного сайта является то, что ученики могут посмотреть, на какие вопросы они ответили правильно, а в каких допустили ошибку. Минусом - тестируется грамматика британского варианта английского языка, если ученики занимаются не по британскому учебнику, то возникнут определенные сложности в выполнении тестовых заданий.

Рекомендации по применению Интернет - ресурсов в формировании грамматического навыка иностранного языка

Необходимо использовать следующие рекомендации по использованию Интернет - ресурсов в обучение грамматики иностранных языков.

1. Перед тем, как планировать использование Интернет-ресурсов на уроке по обучению грамматического явления следует просмотреть учебный курс и выделить задания, которые не очень успешны на уроках, которые не мотивируют учащихся и не вызывают у них интереса.

2. Необходимо проанализировать недостатки этих заданий, которые имеют область улучшения при помощи Интернета. Например: письма на основе электронной почты, которые не имеют реальных адресатов, старые газетные статьи или задания на обсуждение фильмов, которые никто и никогда не смотрел. Подумать, как ресурсы Интернета могут помочь сделать эти задания более интересными и полезными для учащихся, а также как связать задания с темой по грамматики.

3. После определения применения, которые бы возможно было использовать для задания, следующий шаг найти сайт, который можно применить, например чат, почту или сайт. Необходимо разработать определенные критерии для оценки и выбора сайтов. Это зависит от ситуации и от того, как можно применить Интернет ресурсы. Полезные критерии могут включать оценку этапа формирования грамматических навыков учеников (ознакомление, тренировку, применение) и проанализировать, подходит ли сайт для заданных целей на этом этапе. При ознакомлении с сайтом, стоит изучить сайт подробно с точки зрения методики. Нет ли грамматических или лексических ошибок на сайте, соответствует ли текст уровню овладения языка у учеников и наличие рекламы на сайте.

4. Выбрав сайт, стоит перейти к этапу проектирования задания, которое будет отвечать, как целям, так и выбранному сайту.

Разрабатывая задание нужно помнить, что оно не должно просто интерпретировать то, что можно было сделать и без Интернета. Задания должны давать учащимся возможность: оценивать, публиковать, сравнивать, организовывать, спорить, слушать, смотреть, наблюдать, пересказывать, играть, проводить опрос и делать доклады. В этом случае задания данного типа будут способствовать формированию развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Задания могут быть на развитие грамматических навыков на разных этапах, таких как просмотр ознакомительного видео на различные грамматические явления, прочтение он-лайн статьи и выполнение по ней грамматических заданий, написание электронного письма с употреблением определенного времени.

5.Необходимо  продумать использование оборудований (компьютер, интерактивная доска), программное обеспечение, необходимые технические средства к уроку (распечатка раздаточных материалов, электронные бланки, списки сайтов), важные ссылки на сайты, ожидаемые результаты, ход урока - задания для учащихся во время урока и домашнее задание.

6. Каждый раз, используя технологии на уроке, это касается как видео- и аудиомагнитофонов, так и компьютеров, следует приготовить запасной план урока, на случай если техника выйдет из строя, не будет работать сайт или отключат электричество.

На уроке можно организовать работу непосредственно в сети Интернет, а можно скачать несколько страниц или необходимую часть сайта на диск. В этом случае можно будет проводить урок, даже не имея выхода в Интернет, страницы будут загружаться намного быстрее, чем с отдаленного сервера.

7. Предпочтительно если задания будут предполагать парную или групповую работу так, как это способствует развитию навыков коммуникации, обучению в сотрудничестве. В то же время следует помнить, что в больших группах, где более 3 человек, детям неудобно работать за одним компьютером.

Идеальный класс должен иметь место свободное от компьютеров для групповой работы, дискуссий или работы с другими заданиями. Оборудование и столы не должны препятствовать зрительному контакту учителя с классом, ее работе с доской или передвижению между группами учащихся.

8. Стоит помнить, что на уроках иностранного языка нельзя использовать только компьютер и Интернет - ресурсы постоянно, так как развитие коммуникативной компетенции можно достичь только при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно обучение с использованием Интернета мотивирует заинтересованности учеников в изучение иностранных языков, во многом помогают развитию навыков говорения, чтения и письму.

Все плюсы организации работы с ресурсами Интернета на уроке, на мой взгляд, очевидны. Однако, планируя урок с использованием ресурсов Интернета, всегда нужно оценивать, насколько это оправдано и нет ли других более эффективных средств достижения поставленных целей. Организуя работу на основе Интернета нужно помнить, что перед тем как использовать Интернет-ресурсы на уроках, следует тщательно проработать план урока, материал который будет использоваться на уроке, изучить сайт и проанализировать его с точки зрения методики. Стоит продумать каждое задание, предлагаемое сайтом на освоение грамматических навыков и какие трудности могут возникнуть у учеников при выполнении предлагаемых упражнений. В ином случае существует опасность использования информационных технологий, забывая о целях обучения иностранному языку, его специфике.

Хочется надеяться, что работа с сетью Интернет как средством обучения иностранному языку войдет в повседневную практику преподавания во всех учебных заведениях. Особенно важно использовать Интернет - ресурсы при обучении грамматики иностранных языков, так как ученики легче усваивают новый материал, и в дальнейшем у них не возникает сложностей освоения различных видах речи. Благодаря красочным материалам на различных сайтах, у учеников появляется значительный интерес к обучению грамматики иностранного языка. Постепенно создаются необходимые предпосылки, и постепенно из теоретических поисков использование сети Интернет в обучении иностранным языкам получает в нашей стране реальное воплощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор интернет-ресурсов для подготовки к урокам иностранного языка

Данный обзор представляет собой полезные интернет-ресурсы для уроков иностранного языка...

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ (английский язык)

Курсовая работа, выполненная на курсах повышения квалификации в 2012 году...

«Формировании грамматических навыков английского языка на среднем этапе обучения средствами образовательных технологий»

Интернациональное воспитание играет большую роль в современном обществе, поэтому «иностранный язык», как предмет, обладает большими возможностями по сравнению с остальными предметами школьного цикла. ...

Памятка пользования интернет-ресурсов для родителей и обучающихся иностранному языку

Памятка пользования интернет-ресурсов для родителей и обучающихся иностранному языку содержит рекомендации эффективного овладения иностранным языком с помощью интернет-ресурсов. Материал может быть и...

Тема: «Формировании грамматических навыков английского языка на среднем этапе обучения средствами образовательных технологий»

Интернациональное воспитание играет большую роль в современном обществе, поэтому «иностранный язык», как предмет, обладает большими возможностями по сравнению с остальными предметами школь...

Выступление по теме «Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения иностранным языкам»

Актуальность данной темы обусловлена тем, что знание английского языка в современном обществе играет все большую роль, и это предоставляет возможность приобщиться к мировой культуре, использовать поте...