Игровые технологии на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Кудинова Юлия Евгеньевна

как нас учат» Эдуард Александрович Севрус

Игра – это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок при этом будет говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, об этом не задумываются, для них игра, прежде всего, увлекательное занятие. Этим игра и привлекает учителей, и особенно учителей иностранного языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii2_0.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках иностранного языка

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Как известно, в настоящее время все больше утверждается мысль о том, что целесообразно начинать обучение иностранному языку в раннем возрасте, т.к. этот период  является наиболее благоприятным для его усвоения.
          Все дело в том, что именно в этот период осуществляется переход от игровой деятельности к учебной. Главная задача учителя – сделать этот переход менее болезненным для ребенка и стимулировать его интерес к познанию нового. У младших школьников не возникает больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке, дети не бояться сделать ошибку, они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят.

Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые учитель должен создать на уроке. Дети младшего школьного возраста очень любознательны. При восприятии склонны обращать внимание на яркое, эмоционально-окрашенное.

           Однако внимание их отличается неустойчивостью: они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут. Поэтому учителю необходимо творчески подходить к преподаванию английского языка детям, постоянно придумывать что-то новое.

Хорошо известно, что формирование навыков общения на иностранном языке начинается с понимания. Затем происходит усвоение нужной лексики и умение использовать ее в нужной речевой ситуации. Практически невозможно заставить маленького ребенка  механически запомнить незнакомые, малопонятные слова и здесь нам на помощь как раз и приходит игра.

«Большинству из нас запоминается не то, чему нас учат, а то,

как нас учат» Эдуард Александрович Севрус

Игра – это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок при этом будет говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, об этом не задумываются, для них игра, прежде всего, увлекательное занятие. Этим игра и привлекает учителей, и особенно учителей иностранного языка.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

        По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

        Типология педагогических игр по характеру игровой методики.

  • Предметные;
  • Сюжетные;
  • Ролевые;
  • Деловые;
  • Имитационные;
  • Игры-драматизации

 Игровые технологии используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технологии внеклассной работы (постановки на английском языке).

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

1. Дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;
2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
3. Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
4. Успешное выполнение  дидактического задания связывается с игровым результатом.

Технология проведения игры

1. Подготовка игры:
тема;

• учебные цели:

• предложение основы для составления модели:

• определение состава участников игры, распределение ролей:

• проработка сценария, подбор наглядного материала, размещения участков в аудитории, определение временных границ проведения игры.

2. Проведение игры:

• разыгрывание учебной ситуации (действия участников направлены взаимодействие в
изучении и обсуждении, проблемной информации, в принятии решений).

3. Подведение итогов игры:
• время;

• общая оценка учителем работы учащихся в целом и некоторых в отдельности (я использую цветик-семицветик)

•  рефлексия (сами участники игры формулируют предложения по совершенствованию
игровой деятельности).

 Итак, можно сказать, что технология игровых методов обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в мире и в жизни, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Все обучающие игры можно условно разделить на:

1.    грамматические игры

2.    лексические игры

3.    фонетические игры

4.    орфографические игры

5.    творческие игры

Грамматические игры

Нацелены на то, чтобы научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические конструкции

Лексические игры

Нацелены на тренировку учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, активизировать речемыслительную деятельность учащихся, развивать речевую реакцию

Безусловно, основа языка это совокупность лексики и грамматики, но нельзя забывать и о фонетической и орфографической сторонах речи.

Фонетические игры

Современные тенденции в образовании сводятся к тому, что учебники постепенно отходят от традиционной методики обучения чтению и правильному произношению звуков.

Например можно использовать русские скороговорки для тренировки английских звуков. Или предложить детям сказку о звуках.

Орфографические игры

Цель – отработка навыков письменной речи

Например: A spelling stair (цель – создание лестницы)

r

e

a

d

a

d

r

a

w

r

i

t

e

n

t

er

-Missing letters (из букв алфавита слово, затем убираются буквы. Что пропало? Дети дописывают)

-Кроссворды

2↓

1→

h

a

i

r

r

o

m

b

6↓

3↓4→

n

o

s

e

5

f

e

e

t

8↓

y

a

7→

h

e

a

d

r

a

n

d

1.Отрастайте поскорее для моих косичек (hair)

2. Я силач – пять килограмм поднимаю одной (arm)

3. Уши у слона большие, по-английски ухо (ear)

4. Чтоб цветок понюхать rose, помогает мне мой (nose)

5. Забил друг гол, от радости кричит, в футболе так необходимы (feet)

6. Друг мой, скорей запоминай, глаз мы называем (eye)

7. От проблем и школьных бед, разболелась моя (head)

8. Руку протянул мне friend, кисть руки назвали (hand)

1. Для прогулок и для спорта, эта обувь для комфорта (trainers)

2. Коль отправился ты в путь, куртку – jacket  не забудь (jacket)

3. Скоро наступает лето, нам не нужен свитер (sweater)

4. Если шапки рядом нет, надеваю шляпу (hat)

5. В школе форму соблюдай, то, что нужно одевай, для девчонок - dresses, blouses, для мальчишек - shirts and (trousers)

6. Если жарко, то есть hot, одевай скорей (T-shirt)

7. If you go in for sports, надевай скорее (shorts)

8. Give me some clues, where’re my (shoes)

9. Выхожу из дома house, надеваю блузку (blouse)

10. Раз ты в шкаф уже залез, посмотри, где платье (dress)

Творческие игры

Способствуют развитию речевых умений

-творческие проекты

-ролевые игры, требующие большей подготовки от учителя

Преимущества использование игровых технологий

  1. Игры способствуют выполнению следующих методических задач: создание психологической готовности детей к речевому общению, обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала, тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
  2. Позволяет найти способы сделать для учащихся коммуникативно-значимыми фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели.
  3. Психологически оправдывает и делает эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов.
  4. Развивает способность анализировать, сравнивать и обобщать.
  5. Позволяет активизировать  резервные возможности обучающихся.
  6. Знания применяются практически.
  7. Вносит разнообразие в учебный процесс.
  8. Развивает творчество школьников.
  9. Учит организовывать свою деятельность

Естественно, что обучение не следует сводить только к играм, я придерживаюсь традиционной методики обучения. Однако считаю необходимым помогать ребенку в усвоении нового материала в игровой форме. Использования хотя бы 5-10 минут от каждого урока значительно повышает уровень усвоения лексического материала, запоминание грамматических конструкций. Самое важное преимущество, что ребенок не замечает сам как происходит обучение и воспринимает все как игру, а следовательно создается благоприятная атмосфера в классе для изучения материала и дети с удовольствием идут на урок английского языка.

Приложение

Примеры обучающих игр на уроках иностранного языка

ЧЬЕ СОЛНЫШКО ЯРЧЕ?

     Капитаны команд выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и описывают животное по картинке. Каждое правильно сказанное предложение – это один лучик к кружку и один балл. Побеждает тот капитан, чье солнышко будет иметь больше лучиков, т.е. больше баллов.

КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ ЦИФРЫ?

      Представители от каждой команды, на которой написаны цифры (не по порядку). Ведущий называет цифру, ученик ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр.

ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ

      Учитель читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать. Например:

1.    It is a domestic animal. It likes fish (a cat)

2.    It is a wild animal. It likes bananas (a monkey)

3.    It is very big and grey (an elephant)

 ВЕСЕЛЫЕ ХУДОЖНИКИ

Ученик, закрыв глаза, рисует животное. Ведущий называет основные части тела:

Draw a head, please. Draw a body, please. Draw a tail, please.

   Если рисунок получился, команда получает пять баллов

ХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ

      Члены обеих команд становятся в круг. Ведущий – в центре круга. Он называет вперемежку домашних и диких животных. Когда дети слышат название дикого животного, они хлопают один раз, когда слышат название домашнего животного, то хлопают два раза. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Победительницей считается та команда, в которой останется больше игроков.

SEASONS

      Учитель предлагает кому-то из учеников задумать  какое-либо время года и описать его, не называя. Например:

   It is cold. It is white. I ski. I skate. I throw snowballs.

Учащиеся пытаются отгадать: Is it spring? Is it winter?

Выигрывает тот, кто правильно назвал время года.

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ

        Во время устного вводного курса школьники знакомятся с большим количеством лексических единиц. И большую помощь в освоении этих слов оказывает игра в «Учителя и учеников». Ученик в роли учителя задает вопросы ученику, показывая картинку с изображением определенного предмета, на которые тот отвечает. Затем играющие меняются местами      

СТРЕЛЬБА ПО МИШЕНЯМ

        Первый пишет или называет слово, начинающееся с последней буквы предыдущего и т. д.

В МАГАЗИНЕ

        На прилавке магазина разложены различные предметы одежды или еды, которые можно купить. Учащиеся заходят в магазин, покупают то, что нужно.

P1 : Good morning!

P2 : Good morning!

P1 : Have you a red blouse?  

P2 : Yes, I have. Here it is.

P1 : Thank you very much.

P2 : Not at all.

P1 : Наve you a warm scarf?

P2 : Sorry, but I haven`t.

P1 : Good bye.

P2 : Good bye.      

СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ

        В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию.

       Учитель: Поможем Буратино собраться в школу.

        Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски:

This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box)

В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт:

 This is a book. This is an English book. This is a very nice book 

СОБЕРИ КАРТИНКУ

      Каждой команде дается конверт, в котором находятся 12 частей от картинки. Нужно быстро собрать картинку и дать ее описание с помощью структур   I see … This is … He has got… .…She has got …. It is blue (grey, etc.)

ПАНТОМИМА

      Чтобы закрепить в речи лексику по теме «Утро школьника», можно провести игру «Пантомима». Ведущий выходит из класса, а группа ребят располагается у доски. Каждый жестами и мимикой  изображает одно из действий по заданной теме. Затем учитель говорит ведущему: Guess what every pupil is doing.

   Примерные ответы ведущего: This boy is doing morning exercises. That girl is washing her face. That boy is sleeping etc.

ШИРОКИЕ И УЗКИЕ ГЛАСНЫЕ

Преподаватель называет слова. Обучаемые поднимают руку, если звук произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.

НЕЗНАЙКА И МЫ

      В класс пришел Незнайка. Он будет изучать английский язык. Теперь ребята не просто повторяют звуки, они стараются научить Незнайку правильному произношению. Незнайка показывает детям транскрипционные знаки, а ребята хором называют их. А чтобы проверить, как ребята запомнили эти звуки, Незнайка начинает делать ошибки. Если звук произнесен правильно, дети молчат, а если неправильно, они дружно хлопают в ладоши.

SENDING A TELEGRAM

      Класс выбирает ведущего. Учитель просит его представить себя в роли телеграфиста и послать телеграмму – сказать по буквам слова, делая паузу после каждого слова.

 ДЕЖУРНАЯ БУКВА

       Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте.

        Например, преподаватель говорит: « Сегодня у нас дежурная буква «О», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «О» стоит на первом месте?»

ИСПОРЧЕННАЯ ПИШУЩАЯ МАШИНКА

учитель распределяет все буквы алфавита между обучаемыми. Затем он предлагает каждому ударить свою «клавишу», то есть назвать свою букву. После того как обучаемые научатся автоматически реагировать на услышанный звук или написанную букву, им предлагается «напечатать» слова, сначала предъявляемые преподавателем на карточках, а затем произносимые вслух. Побеждает тот, который сделает меньше ошибок.

Список используемой литературы

  1. Бабинский Ю.К.. Педагогика. М.: Просвещение, 1983г.
  2. Гаспарян М.А. Иноязычная культура как средство развития личности младшего школьника. Интернет-журнал «Преподавание иностранных языков»
  3. Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия. // Учитель – 2001 - №1
  4. Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции. // ИЯШ – 2002 - №3
  5. Кокорина Л.А. Раннее обучение иностранным языкам в начальной школе. Интернет-журнал «Преподавание иностранных языков»
  6. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. // - Начальная школа – 2001 - №11
  7. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // ИЯШ – 2000 - №4
  8. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
  9. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – Кн.1. Общие основы. ПО
  10. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000. –
  11. Стронин М.Ф.  – «Обучающие игры на уроке английского языка». - М., «Просвещение», 1981.
  12. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие. / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.
  13. www.festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках английского языка

Выступление на зональном семинаре "Спользование современных образовательных технологий в обучении английскому языку" с докладом "Использование игровых технологий на уроках английского языка"19.12.2011...

Игровые технологи на уроках английского языка

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую мыслительную активность учащихся?Среди разнообразных приемов организ...

Использование игровых технологий на уроках английского языка

Опыт работы с младшими школьниками показывает, что для того чтобы поддержать интерес у ребят к предмету, необходимо использовать на уроках игровые технологии....

Игровые технологии на уроках английского языка.

Статья об использовании игровых технологий на уроках английского языка для достижений многих образовательных целей...

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

Использование игровых технологий на уроках английского языка. учитель английского языка Елькина Вера Михайловна

Происходящие в обществе глубокие преобразования всех сторон материальной и духовной жизни поставили перед полной средней школой проблему подготовки качественно новых, высокообразованных, творчески мыс...