Ключевые компетенции на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

В статье речь идет о ключевых компетенциях на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshch.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

                Ключевые компетенции на уроках английского языка

В связи с модернизацией отечественного образования одной из важнейших задач, стоящих перед школой, стало формирование ключевых компетенций учащихся. В связи с этим актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании.

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Знания в обучении перестают играть главную роль. Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования – научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем, учить на практике тому, что придется делать во взрослой жизни.

Итак, что же такое компетенция и компетентность.

Существует достаточно большое количество определений этих понятий.

«Компетенция» - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика,  необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. То есть  это некий стандарт, идеал, перечень умений, к достижению которых стремится ученик.

«Компетентность» -  заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика,  необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. То есть  это некий стандарт, идеал, перечень умений, к достижению которых стремится ученик.

Исследователи компетентностного подхода к обучению предлагают несколько классификаций ключевых компетенций. По одной из них (автор А.В. Хуторской),

1.  ключевые образовательные компетенции :

   Ценностно – смысловая.

   Общекультурная.

   Учебно – познавательная.

  Информационная.

   Коммуникативная.

  Социально – трудовая.

  Личностного совершенствования.

2 общепредметные  компетенции;

3 предметные  компетенции..

Данная классификация оказалась наиболее отвечающей требованиям компетентностного подхода, так как составлена на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика

1. Ценностно-смысловая компетенция - это компетенция, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.

 2.   Общекультурная компетенция позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, выяснить культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека. Одновременно данная компетенция показывает, насколько ученик компетентен в бытовой и культурно - досуговой сфере (например, при организации свободного времени).

В плане изучения иностранных языков речь идёт о формировании социокультурной компетенции. Современные УМК по иностранным языкам направлены как раз на формирование социокультурной компетенции, которая рассматривается как:

- готовность и способность находить общее и культуроспецифическое в моделях развития изучаемого и родного языков,

- находить, сравнивать и обобщать культуроведческую информацию, получаемую из разных источников и на разных языках,

- строить речевое взаимодействие в соответствии с нормами, принятыми в той или иной культуре, с учетом речевой специфики.

3. Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.

 Сюда входят способы организации  целеполагания, планирования,  анализа,  рефлексии, самооценки.

4. Информационная компетенция обеспечивает навыками деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Именно информационная компетенция в современном мире является залогом успешной реализации в различных сферах общения, в том числе и профессиональной. Для этого нужно:

- находить нужную информацию в различных источниках как на бумажных, так и на   электронных носителях на разных языках,

- отбирать необходимую информацию, выделяя главное и второстепенное,

- определять степень достоверности информации путем сравнения с информацией из других источников и ставить ее под сомнение,

- эффективно использовать полученную информацию,

- сохранять информацию, защитив ее от нежелательных пользователей.

5 Социально-трудовая компетенция способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда.

 Формируется в деловых, ролевых и имитационных играх, заданиях нацеленных на   решение коммуникативных задач из сфер социального общения и взаимодействия

6. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. В данной формации большую роль играет сам учитель, его стиль общения с людьми, его духовные ценности и приоритеты.

7 . Коммуникативная компетентность это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм  знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах

 В основе обучения иностранному языку важны не только предметные компетенции (хотя они имеют отражение в государственных стандартах), но и ключевые компетенции, как более универсальные. Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности.

 

Согласно Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, и целям, которые он определяет, изучение иностранных языков должно быть направлено на развитие:

- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой

деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими,орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной

школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V – VI и VII - IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

Основным  средством  формирования  ключевых  компетенций  при  изучении  иностранного  языка  выступают  различные  технологии, формы  и  методы.

Компетентностными  методами  являются  такие, которые  имеют  не  только  учебное, но  и  жизненное  обоснование.

  -  метод  проектов;

  - развитие  критического  мышления;

   -   метод  дебатов;

   - игровая технология  (языковые, ролевые  игры, драматизация);

    -  кейс-стади; Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) — метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы.

    - проблемные  дискуссии;

   - парная  и групповая  работы;

  -  использование  аудио-визуальных  средств, мультимедийных технологий,    Интернет-ресурсов

  - языковой портфель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта учителя по данной проблеме, итоги проектной методики...

Формирование ключевых компетенций при обучении английскому языку

В работе представлены теоретические основы компетентностного подхода в обучении детей, дана характеристика ключевых компетенций, которые подлежат формированию в период школьного обучения, описаниы воз...

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка

Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятия «к...

Применение ИКТ для формирования ключевых компетенций на уроках английского языка.

Обзор средств, приемов и методов формирования ключевых компетенций на уроках английского языка....

Формирование ключевых компетенций при обучении английскому языку.

В данной статье расказывается о системе ключевых компетенций при обучении английскому языку....

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка

Данная статья о формировании ключевых компетенций на уроках английского яхыка....

Значение универсальных учебных действий в формировании ключевых компетенций на уроках английского языка

автор раскрывает важность  значения универсальных учебных действий в формировании ключевых компетенций на уроках английского языка      ...