Внеурочная деятельность по английскому языку в рамках ФГОС
проект по английскому языку на тему

Ахмедзянова Лилия Шайхиевна

Данная проектная работа раскрывает цели и психолого-педагогические аспекты внеклассной работы по английскому языку, принципы и формы организации внеклассной работы, а также описаны некоторые формы внеклассной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.docx56.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Елабужский институт

Казанского (Приволжского) федерального университета

ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА

Внеурочная деятельность по английскому языку в рамках ФГОС

Работу выполнила:

Ахмедзянова Лилия Шайхиевна.

"___"_________20__г.                ________________   (Л.Ш. Ахмедзянова)

Слушатели курсов ПК

по программе «Обучение английскому языку с учетом современных требований ФГОС ОО»

Руководитель проектной работы:

Ачаева Марина Сергеевна,

доцент, к.ф.н.

"___"_________20__г.                 ________________               (М.С. Ачаева)

Работа допущена к защите:

Ачаева Марина Сергеевна,

доцент, к.ф.н.

"___"_________20__г.                 ________________               (М.С. Ачаева)                            

Елабуга, 2018

                                                         

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-5

Глава 1………………………………………………………………………6-11

  1.    Цели и психолого-педагогические аспекты внеклассной работы

        по иностранному языку ………………………………………………6-8

1.2   Принципы и формы организации внеклассной работы по        

        иностранному языку…..…………..………………………………….8-11

Глава 2………………………………………………………………………12-26

2.1. Организации внеклассной работы в школе. НОУ – научное                

       общество учащихся…………………………………..………………..12-15

2.2  Проведение недели английского языка………………………………16-18

2.3  Организация работы детского лингвистического лагеря…………...18-24

2.4  Организация работы клуба по переписке…………………………….24-26

Заключение………………………………………………………………….27

Список использованной литературы………………………………………29

1. Введение.

Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса в школе. Современный выпускник должен быть готов к полноценной творческой деятельности в современном информационном обществе, а это значит, что он должен обладать не только определенным объемом знаний, но и владеть умениями и навыками, позволяющими осуществлять учебную и трудовую деятельность, обладать современными ценностями, уметь пользоваться новыми технологиями, быть готовым к межкультурному сотрудничеству.

Следуя требованиям государственного образовательного стандарта     основного общего образования, выпускник основной школы должен:

- любить  свой край и своё Отечество, знать русский и родной язык, уважать  свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознавать  и принимать ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- активно и заинтересованно познавать мир, осознавать ценность труда, науки и творчества;

- уметь учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, быть способным применять полученные знания на практике;

- быть социально активным, уважающим закон и правопорядок, соизмеряющим свои поступки с нравственными ценностями, осознающим свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

- уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанно выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- ориентироваться в мире профессий, понимать  значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.(5)

Сегодня абсолютное большинство старшеклассников не видят своего будущего без иностранного языка. Английский язык приобрел статус языка международного общения, поэтому и учащиеся  заинтересованы в практическом овладении иностранным языком. С помощью иностранного языка человек получает возможность не только обогатить свой общекультурный уровень, но и  расширить свои коммуникативные возможности.                                                                        

      Основная цель обучения иностранным языкам - формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления. Следовательно, речь идет об определенной организации содержания обучения и познавательной деятельности учащихся, которая бы облегчала и ускоряла овладение знаниями, активизировала процесс их усвоения, обучала школьников приемам самостоятельной работы с учебным материалом и информацией, способствовала формированию у них информационной и коммуникативной компетенций.(1)  

      Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение способов повышения  познавательной активности школьников, поиск путей повышения мотивации к обучению. В своей педагогической практике в решении этих вопросов, нами сделан особый акцент на внеклассную работу по предмету.

 Актуальность исследования 

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение. Внеклассная  работа не только углубляет  знание иностранного языка, но и способствует также расширению кругозора и эрудиции учащихся, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

Изменения в жизни общества, в системе образования, требования ФГОС привели к необходимости поиска обновлённых подходов, форм и содержания внеклассной работы по иностранным языкам. Возникла необходимость систематизировать имеющийся дидактический и методический опыт, оформить новые требования к организации внеклассной работы по иностранным языкам.

Глава 1

  1.  Цели и психолого-педагогические аспекты внеклассной работы по иностранному языку

Внеклассная работа по иностранному языку органично входит в учебно-воспитательный процесс, который на современном этапе школьного образования имеет свои особенности. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю иностранного языка сейчас известно, как много дает внеклассная работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.   Внеклассная работа,  помогает  учащимся увидеть истинные возможности изучаемого иностранного языка и убедить их в том, что они изучают его "для себя, для своего будущего, а не для школы и родителей". Своими увлекательными формами внеклассная работа является мощным рычагом мотивации учащихся, а так же  создает определенный эмоциональный настрой, повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка. Процесс организации внеклассной работы по иностранному языку нужно строить  как систему, которая включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями.

     Конечными целями внеклассной работы по иностранному языку должны стать:

  1. стимулирование и повышение  интереса учащихся к изучению предмета  иностранный язык;
  2. расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
  3. способствование всестороннему развитию личности;
  4. развитие у учащихся  творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
  5. воспитание любви, уважения, толерантного отношения к людям  родного края,  и страны, язык которой изучается;(1)

Для успешного решения задач необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей разных возрастных групп. Знание свойств личности  детей того или другого возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по иностранному языку.

Начальный этап (5-6 классы)  организации внеклассной работы по иностранному языку  совпадает  с младшим подростковым возрастом. Учащиеся этих классов имеют много общего с младшими школьниками, однако в пятом классе изменяются условия их жизни и учебной деятельности, что предъявляет более высокие требования к их психике. У учащихся этого возраста мотивы деятельности очень часто определяются не такими факторами, как, например, чувство долга, жизненные планы, а интересом  к самой деятельности.

 На среднем уровне (7-9 классы) подростки проявляют большую социальную активность, направленную на усвоение определенных образцов поведения и ценностей, стремятся к восприятию нового, интересного, их память развивается в направлении интеллектуализации, запоминание приобретает целенаправленный характер, речь становится более управляемой и развитой. Подростки требуют искреннего и серьезного отношения к своим интересам, не любят ограничения своей самостоятельности со стороны взрослых.

На старшем уровне (10-11 классы) ученики стремятся к всестороннему развитию своей личности, углубленного усвоения знаний. В этом возрасте формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность, увеличивается интерес к проблемам человеческих взаимоотношений, увлечения становятся разносторонними, а самооценка своих способностей снижается. Большое значение для подростков приобретает общение со своими сверстниками. Общение для них - неотъемлемая часть их жизни, канал информации и вид деятельности, в процессе которой происходит формирование индивидуального стиля поведения старшеклассников.(1)

         В процессе организации внеклассной работы по иностранному языку учитываются  не только  психологические особенности личности, но и психологические особенности коллектива: уровень его  развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.  

1.2. Принципы и формы организации внеклассной работы по  

       иностранному языку

Для успешной организации  внеклассной работы по иностранному языку необходимо соблюдать ряд принципов.                                                        Принципы внеклассной работы по иностранному языку  - исходные положения, которые определяют требования к ее содержанию, методам  и организационным формам. Они отвечают целям и задачам всей внеклассной работы по иностранному языку  в школе и иллюстрируют суть педагогической деятельности учителя - организатора внеклассной работы. Основными организационными принципами внеклассной работы по иностранному языку являются:                                                                           Принцип добровольности состоит в том, что ученики включаются во внеклассную работу по собственному желанию. Этот принцип имеет свою особенность: ученик, который сам определил свое участие в том или другом виде внеклассной деятельности, берет на себя добровольное обязательство продолжать изучение ИЯ, что будет требовать от него дополнительных усилий. Заинтересованность ученика – вот главное условие добровольного и массового участия в работе. Если каждый ученик найдет себе занятие по душе, то учителю не придется призывать его к активности и сознательности.   Этот ведущий принцип организации внеклассной работы определяет ее форму и содержание, которые должны постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.                                                                                          Принцип массовости предусматривает активное участие во внеклассных мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем владения иностранным языком.                                                                                     Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников предусматривает учет в контексте деятельности учеников их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе.      Принцип связи внеклассной работы с  учебной деятельностью  прежде всего состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и воспитательных целей внеклассных занятий и учебной деятельности. Он также предусматривает связь учебных материалов, которые используются во внеклассной работе, с материалом действующих учебно-методических комплексов по иностранному языку. Внеклассная работа базируется на владении учениками привычками и умениями, приобретенными на уроках, поэтому очень важным есть то, чтобы ученики наиболее полно использовали эти привычки и умения во время внеклассного мероприятия. Вместе с тем внеклассная работа может положительно влиять на учебную деятельность учеников по иностранному языку. Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков.                                                                                                            Принцип комплексности, увлеченности и развития инициативы и самостоятельности  предусматривает стимулирование и развитие у школьников самодеятельности и инициативы в работе. Именно во внеклассной работе учитель может дать ученикам возможность самостоятельно использовать свои знания и умения, разрешить делать все, что касается подготовки и проведения внеклассного мероприятия, умело и незаметно руководить  этим процессом. Самодеятельность - это основа творчества, а именно творческое удовлетворение в работе всегда оказывает содействие желанию работать лучше, знать иностранный язык лучше. Во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в  организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих  интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.(2)                                                                                         Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности.                                                              В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников.(2)

Индивидуальная внеклассная работа            

предусматривает  деятельность в двух  аспектах:                                                                                                                  

а) совместная работа над отдельными заданиями (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);              

б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи). Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.

Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения. К групповой форме работы можно отнести и КИД (клуб интернациональной дружбы). Клубы являются эффективной формой внеклассной работы по иностранному языку, так как они объединяют учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют на  основах самоуправления и становятся центрами внеклассной работы в школах.

Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера, ученические конференции, декадники, лингвистические лагеря. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

Глава 2

2.1. Организации внеклассной работы в школе.

       Работа научного общества учащихся

Одной из форм организации  индивидуальной  внеклассной работы в школе является НОУ (научное общество учащихся). Для организации научно-исследовательской деятельности учащихся очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить  учащимся  возможность самореализоваться  в различных областях, в том числе в научно - исследовательской деятельности.  Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций.

Участие в работе секции английского языка:

-  развивает у школьников творческие способности и вырабатывает  у них      исследовательские навыки;                                                                    

- формирует аналитическое  и критическое мышление  в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

- воспитывает  целеустремленность и системность в учебной, и  творческой деятельности;

- благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Организация работы секции английского языка в школе мы строим по следующим принципам:

• интегральности, т.е. объединения и взаимовлияния учебной и  

исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки,

полученные  в НОУ, используются на уроках и содействуют повышению

успеваемости;

• непрерывности - процесса длительного профессионально-

ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении

учащихся различных возрастов и научных руководителей;

• межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в

проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и

широкую эрудицию в разных областях, формирование навыка

исследовательского труда;

• свободы выбора учащимися дополнительной образовательной

программы и видов деятельности в ее границах;

• создания условий для самореализации личности;

• социально-педагогической поддержки детей, проявивших способности

к научно-исследовательской деятельности;

При работе   с  учащимися ставятся  следующие цели:

  1. выявление и поддержка способных учеников, склонных к занятию  

исследовательской деятельностью, заинтересованных в изучении иностранного языка;

2)   развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;

3)   повышение учебной мотивации к изучению английского языка.

Исходя из поставленных целей,  формируются следующие   задачи:

1)  формировать у учащихся представления  о целостной картине мира;

2) пропагандировать научные знания  и  интеллектуальные ценности;

3) знакомить  с современными методами научно-исследовательской работы;

4) раскрыть языковые параллели через сопоставительный анализ русского и английского языков;

5) участвовать в  школьных, городских,  районных олимпиадах по английскому языку, игровых  конкурсах, научно-практических конференциях;

6) формировать  у учащихся творческое мышление, трудолюбие, высокие нравственные  качества;

7) развивать интерес учащихся к научно-исследовательской деятельности, к углубленному изучению иностранного языка;              

8) создать  систему  взаимодействия «школа – Вуз».

Формы и направления работы секции английского языка:

  1. Научно-исследовательская работа школьников организуется в таких  

формах, как:

а) выполнение индивидуальных научно-исследовательских работ под  

    руководством преподавателя;

б) участие в предметных олимпиадах, игровых конкурсах «Британский  

    Бульдог» и «Олимпус»;

в) участие в ежегодной научной конференции школы «Совенок».

Членом ученического научного общества может быть каждый ученик, успешно справляющийся с обучением и активно участвующий в научно-исследовательской работе.                                                                                                       

Этапы организации деятельности научного общества учащихся

Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, состоящей из нескольких основных этапов.             На  первом этапе, необходимо  выявить одаренных учеников, тех, которые хотят связать свою будущую профессию с иностранным языком, а так же учащихся желающих заниматься исследовательской работой. Совместно с учащимся выбирается тема  исследования, определяется  круг проблем, требующих решения, подбирается  необходимая  литература. Необходимо  показать важность и  значимость данного  исследования, возможность его практического применения (выступление на уроке, использование работы другими учащимися или учителями на уроках, а также  для подготовки домашних заданий, докладов, презентаций, рефератов, проектов).                                                                             На втором  этапе  школьное методическое объединение учителей  на  заседании рассматривает и утверждает предлагаемую тему исследования.   После завершения первых двух этапов начинается   непосредственно работа. Завершающим этапом работы является   выступление на  научно-практической конференции школьников общеобразовательных учреждений.

 Ученическая конференция даёт возможность учащимся и учителям погрузиться в атмосферу иностранного языка, почувствовать себя в диалоге с иной культурой. Жесткие рамки урока и четко определенное содержание учебных дисциплин не всегда позволяют учащимся познать все богатство связей между изучаемыми объектами, событиями и явлениями. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников. Задача ученической конференции - привлечь внимание как можно большего числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Ученические конференции призваны вырабатывать у учащихся мастерство лектора, что связано не только с интеллектуальным, содержательным обеспечением доклада (сообщения), но и с развитием речи учащихся (правильности, выразительности, яркости, научности, доступности, четкости).

Работа в НОУ формирует у учащихся творческое мышление, трудолюбие, высокие нравственные  качества, развивает  интерес учащихся к научно-исследовательской деятельности, к углубленному изучению различных областей науки и техники, проводит   профессиональную  ориентацию  учащихся.

  1.  Проведение недели иностранного языка в школе

Наиболее яркой формой внеклассной работы  в школе  является Неделя иностранного языка. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников.  По своей структуре является комплексной, потому, что  включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учащихся.

Неделя иностранного языка в школе оказывает содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по иностранному языку  в школе, активизации работы кружков, для которых Неделя становится своеобразным творческим отчетом.  Неделя иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели всегда бывает  интересной, познавательной, доступной для всех категорий учащихся. Материал, который используется  при проведении Недели связан  с учебным материалом и отвечает  возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.

Процесс подготовки и проведения Недели ИЯ проходит в три этапа.

I этап (подготовительный)                                                                           Подготовка к проведению декады - большая и кропотливая работа. На заседании МО учителей английского языка разрабатывается  план проведения мероприятий, определяются   цели и задачи.

Основная цель - повысить образовательный уровень и уровень владения иностранным языком, активизировать формы внеклассной работы.

Основные задачи - вовлечь как можно больше учащихся во внеклассную работу, оценить их успехи.  Методическое объединение учителей английского языка  школы   определяет   ответственных исполнителей программы, назначает  сроки проведения мероприятий,  организует  изготовление костюмов, реквизита, оформление помещений, выставок, объявлений, приглашений, а также подготовку необходимых кинофильмов, слайдов, презентаций, клипов. Непосредственно подготовку учеников к выступлениям проводят  учителя иностранного языка, работая индивидуально с каждым учеником или с группами учеников.

II этап - это проведение Недели иностранного языка. Обязательным условием проведения Недели есть создание атмосферы праздничности, непринужденности. Ученики должны ощущать удовлетворение и радость от своего участия в празднике. Организуется  работа информационного стенда. Каждые 2 дня информация на стендах меняется. Инновационной формой работы является  проведение конкурса видеоклипов. Самые лучшие работы представляются  на заключительном гала-концерте.

III этап посвящен итогам Недели.                                                        

Подводятся  итоги викторины, победители приглашаются  на гала-концерт.  Выпускается    информационный бюллетень с сообщением  о том, как прошла Неделя, каких успехов достигли ее участники, кто из учеников отличился. Учащиеся, которые проявили себя  в большей степени, награждаются призами и грамотами. Неделя заканчивается  итоговым гала-концертом. Учащиеся   с огромным удовольствием принимают  участие в организации концерта.

Подведение  итогов проводится учителями  школы  на заседании школьного методического объединения.

Проведение недели английского языка  дает  возможность на практике осуществить личностно-ориентированный подход  в обучении  английскому языку, учитывать    потребности, учебные  возможности и склонности школьника, раскрывать  творческие способности  учащихся. А главное, проведение предметной недели способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к английскому  языку.

2.3 Организация работы детского лингвистического лагеря

Основное направление деятельности международных языковых лагерей — изучение иностранных языков и максимальное погружение в языковую среду.   Как правило, такие лагеря устраиваются в той стране, где обучаемый язык признан государственным. Максимальный эффект от пребывания в таких лагерях получается в том случае, если преподаватели, воспитатели являются носителями языка, а приехавшие на обучение дети — выходцы из самых разных стран, разговаривающие на разных языках: тогда изучаемый язык становится языком общения в лагере.                                                                                      Главная цель детских языковых международных лагерей — организация каникул с максимальной пользой для дела. Летние лингвистические лагеря за границей открывают в период каникул частные средние учебные заведения и лингвистические школы. Детские языковые лагеря за границей или международные лагеря - лучшее место для того, чтобы ребенок избавился от языкового барьера.  В летних лингвистических лагерях обеспечивается полное погружение в языковую среду. Как правило, в первой половине дня дети изучают грамматику и орфографию по академической программе, во второй — их ждет увлекательная программа активити. Но и на отдыхе, и во время спортивных занятий общение происходит на изучаемом языке. Ведь это по-настоящему международные лагеря — сюда едут дети из разных концов света. Но есть лагеря и без уроков, где погружение в языковую среду проходит полностью в игровой форме. Такие лагеря больше подходят для маленьких детей, которым на уроках летом сидеть скучно. Общение со сверстниками из других стран поможет им избавиться от языкового барьера, приобрести навыки практического владения языком, завести друзей с разных концов света.

Главная задача состоит в том, чтобы ребята заинтересовались изучением языка, мы попытались  доказать им что знать английский язык - это здорово.

Учителя  стремились  активизировать интерес детей к иностранному языку, и для этого использовали  его как средство общения, а не предмет изучения.

Программа и методика преподавания иностранного языка в лагере отличается от традиционных школьных занятий. Это обусловлено тем, что естественно, во время летних каникул ребятам меньше всего хочется сидеть за партами в классе и заучивать новые правила и слова. Педагогами школы  была разработана специальная программа изучения английского языка, которая строилась  на основе коммуникативной методики с использованием разнообразных материалов — песен, сказок, фильмов, поэтических произведений, а также ролевых, групповых, командных игр и мероприятий, направленных на сплочение коллектива, развитие духа сотрудничества и взаимопомощи. Для закрепления изученного языкового материала подбирались  творческие задания в форме познавательных викторин, КВН, стенгазет, плакатов, коллажей, презентаций, представлений. Программа лагеря разрабатывалась с учетом опыта работы преподавателей иностранных языков, а также с учетом владения учителями интенсивными методиками обучения.

Программа отдыха в детском лагере была максимально насыщенна. В рамках президентской программы, направленной на оздоровление детей и молодежи, в нашем детском лагере огромное внимание уделялось  организации спортивных игр. Детям предлагался  широкий выбор различных видов деятельности на свежем воздухе: турниры по футболу, волейболу и баскетболу, а также подвижные игры народов мира, в частности Великобритании, Австралии, Америки. В процессе соревнований, те учащиеся, которые не были задействованы,  придумывали «кричалки» и «речевки» на английском языке, обогащали свой словарный запас по спортивной тематике. Вся работа была построена таким образом, что в течение лагерной смены учащиеся «зарабатывали звезды» (за участие в  каждом значимом событии, ребенку давалась звездочка, которую он прикреплял на свою индивидуальную карточку). В конце лагерной смены подводились итоги,  и те учащиеся, у которых было самое большое количество звезд,  объявлялись  победителями и получали ценные призы.

Занятия по английскому языку проходили  в группах, где ребята активно общались во время занятий, расширяли  свои знания, улучшали навыки общения на иностранном языке. Продолжительность ежедневных  занятий  -  2 часа:  60 минут  до  завтрака (включая зарядку)  и  60 после завтрака (на подготовку концертного номера).

Программа  организации отдыха детей в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания «Непоседы» (лингвистический отряд «Лингва»)                                                                                                   – это проект для мальчиков и девочек 11-13 лет, которые хотят весело и с пользой провести летние каникулы. Учим английский язык и погружаемся в загадочную атмосферу и традиции Великобритании! Что читают англичане, какое они смотрят кино, как они проводят свободное время, как шутят и над чем смеются, что поют в караоке и соблюдают ли свой знаменитый “5 o’clock”?  Для участия в программе уровень знания английского языка абсолютно не имеет значения

Целью программы  является преодоление детьми и подростками трудностей, внутренних конфликтов в общении на английском языке.

Задачи программы:

- Создание условий для практического применения знаний, полученных подростком в той или иной области. Подростку нужно дать возможность попробовать себя в самых разнообразных видах деятельности, чтобы он почувствовал, что у него достаточно сил для решения любой поставленной задачи, какой бы трудности она не была.

- Организация успеха подростка во всех формах деятельности и отдыха.

- Преодоление неудач, внутренних конфликтов, трудностей в общении.

- Выявление индивидуальности, поддержание интереса к каждому подростку.

- Обеспечение ситуации защищенности и психологического комфорта при наличии взаимного доверия, отношений сотрудничества.

Содержанием программы  является история и культура англоязычных стран, а формой организации – клуб, что дает возможность более тесного межличностного общения при наличии взаимного доверия, отношений сотрудничества. Особенность занятий заключается в поощрении интереса и успехов детей. Занятия проводятся преимущественно в игровой форме, что позволяет почувствовать себя свободным, раскованным, преодолеть некоторые комплексы, ролевую зависимость «ученик-учитель», накладываемую школой. Помимо языковой программы детям предлагается участие в мастерских, а также в развлекательных мероприятиях на английском языке (ток-шоу, соревнования, ролевые игры, конкурсы, шоу, фестивали), что позволяет раскрыть и наиболее полно реализовать творческий потенциал каждого ребенка. Непременное условие полноценного отдыха – подвижные и спортивные игры, большинство из них проводится на английском языке.                                

Каждый участник программы:

  • будет активно заниматься английским языком;
  • усвоит правила этикета и сможет уверенно держаться даже на приеме у английской королевы;
  • научится решать стратегические задачи с помощью логического мышления;
  • сразится на соревнованиях по гольфу и крикету: в здоровом теле – здоровый дух;
  • споет не хуже «ливерпульской четверки» и научится держаться на публике и выступать на сцене перед зрителями;
  • нарисует собственный комикс, разовьет свой творческий потенциал и креативность;
  • проявит собранность, внимательность и смекалку, пытаясь разгадать тайну «Стоунхенджа»;
  • в поисках клада Робина Гуда научится работать в команде и принимать ответственные решения;
  • организует свой собственный праздник и станцует под звуки волынки;
  • слепит фигуры английских знаменитостей, чтобы пополнить коллекцию музея Мадам Тюссо;
  • а также сможет почувствовать себя настоящим англичанином и по возвращении поразить всех эксклюзивными фактами о Соединенном Королевстве.

       

Основные мероприятия:

«Погоня за белым кроликом» - интерактивная игра-квест. Для победы в игре участникам предстоит действовать в команде и в одиночку. Тайны, загадки, интриги, расследования. Вот здесь-то как нельзя лучше пригодится дедуктивный метод Холмса, изысканные манеры Елизаветы II, храбрость Робина Гуда, актерские способности Роуэна Аткинсона, сила Короля Артура и улыбка Чеширского Кота. Ну а команде, первой поймавшей за хвост беглеца, достанется ключ от Букингемского дворца, где произойдет торжественное посвящение в виконтов и виконтесс.                                       

«Мир вокруг нас» Это знакомство с историей и культурой Великобритании. Ребята попадут в Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Занятия – это расширение вокабуляра для путешествующих на разных видах транспорта, разговорный практикум и слуховая адаптация детей к английской речи.

Занятия в грамма-классе. Увлекательные спелинговые задания, составление кроссвордов, отработка грамматических навыков в интересной игровой форме.

Занятия в клубе «Давай поговорим» - небольшие разговоры в форме диалога, полилога или монолога по разным темам.

Просмотр художественных фильмов и мультфильмов на английском языке с последующим обсуждением.

Открытая стенгазета «Креатив – каждый день!». С помощью преподавателей дети научатся оформлять свои мысли в стенгазетах на английском языке. Каждый день посвящен специальному выпуску тематической газеты. Ребята узнают, какие темы раскрывают в английских детских журналах, ну и конечно, сами создадут свой Вестник лагеря “Summer English”.

“Run-Jump-Smile”. Помимо популярных и широко известных видов спорта, ребята попробуют свои силы и научатся играть в игры, традиционные для англичан: крокет, крикет и гольф.

«Школа этикета английской королевы». Как правильно вести себя в общественных местах или гостях, о чем разговаривать во время чаепития, как пользоваться столовыми приборами. Об этом и многом другом ребята узнают из уроков этикета, а также смогут проявить свои хорошие манеры на практике.

«Acting school» Во время занятий по актерскому мастерству со всех сторон будут раздаваться скороговорки на русском и английском – ведь надо разогреться и подготовиться к вечеру «Роли озвучивали», а для этого научиться четко и выразительно говорить, произнести знаменитую фразу «Овсянка, Сэр!» разными интонациями и на разный лад.

«Роли озвучивали». «Ярче! Громче! Веселее!» - таким девизом будут руководствоваться леди и джентльмены лагеря, по-новому озвучивая сюжеты из старых добрых английских мультиков и фильмов. Никто не сможет предугадать, каким голосом заговорит Мери Поппинс, и как будут поздравлять ослика Иа, Винни-Пух и Пятачок. И это не просто отличный повод потренировать произношение и закрепить новые слова, но и блеснуть знаниями и навыками, полученными на мастер-классах. Играя голосом и интонацией, каждый участник сможет проявить себя как актер, а как писатель – вдохновит известных персонажей на новую «жизнь». По итогам голосования будут определены лауреаты по номинациям: «лучший ролик», «самая свежая идея», «самый английский юмор», «самая тонкая ирония» и т.д. Никто не останется незамеченным, ведь, как известно, маленьких ролей не бывает. Это правило справедливо и при озвучивании кино и мультфильмов

 

2.4 Организация работы клуба по переписке

Клубы являются эффективной формой внеклассной работы по ИЯ, так как они объединяют учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют на  основах самоуправления и становятся центрами внеклассной работы в школах.

Организация переписки является «необходимой», т.к. в 9 классе учащиеся сдают ОГЭ по английскому языку, где в разделе «Задание по письму» учащимся предлагается написать письмо личного характера.   Переписка  учеников имеет не только большое воспитательное, но и практическое значение, поскольку оказывает содействие развитию речи учеников, дает возможность ученикам практически использовать иностранный язык как средство общения и получать дополнительную информацию к темам программы,  развивает  способности школьников в использовании иностранного языка в качестве инструмента общения в диалоге культур современного мира.                                                                                                                Задачи:                                                                                                                                  - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения;             - создать ситуации для их творческой активности.                                         Работа  начинается  с определения адресатов и цели переписки ( как  оказалось – это  самое  трудное занятие). Сначала учащиеся определяют, с кем они хотят переписываться, знакомятся  с правилами по оформлению корреспонденции. В Интернете существует немало сайтов, направленных на коммуникацию на международном уровне, где дети разных стран предлагают и реализуют свои проекты по различной тематике. Наиболее интересными  и полезными являются  сайты:

www.eun.com.

www.iearn.ogr.

www.Epals.com.

http://www.penpalnet.com/

http://www.mylanguageexchange.com/penpals.asp

http://www.abroadlanguages.com/penpal/

                  В процессе переписки ребята решают для себя ряд задач:

 - активно изучают язык: для перевода  и правильного построения предложения обращаются к словарю и к грамматическим справочникам;                                     - знакомятся со страной, народом, культурой, традициями и обычаями;                 - устанавливают межкультурные связи;                                                                         - знакомятся с новой лексикой, сленговыми выражениями;                                      - осваивают культуру переписки (написание письма или открытки - одно из заданий ЕГЭ);                                                                                                                           - практикуют письменную речь;                                                                                            - развивают творческие способности;                                                                                     - приобретают навыки работы в сети Интернет

Использование сети Интернет в учебном процессе дает возможность почувствовать, что такое реальное общение, помогает лучше узнать иностранный язык с помощью зарубежных сверстников, способствует взаимопроникновению двух или более культур, так как переписка очень популярна среди иностранных школьников.  При этом создается не имитации общения, а идет интересный, захватывающий диалог культур, а если проекты затрагивают страноведческий аспект, то расширяются общие знания школьников,  это позволяет  узнать о реалиях  жизни, касающиеся языка и культуры, которые нельзя найти ни в одном справочнике.  Глобальное значение переписки состоит в том, что дети разных стран получают возможность убедиться в том, что на другом конце света живут мальчишки и девчонки, такие же, как они сами, с такими же интересами, мечтами.   Международный обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучая, таким образом, культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.  

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                  

Подводя итоги, можно сказать, что в преподавании иностранного языка  внеклассная работа занимает важное место и проводится в соответствии со спецификой  предмета. Она решает две главные задачи:

во-первых, развитие  интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по данному  предмету;

во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их  общего развития,  нравственного и эстетического воспитания.

Внеурочная и внешкольная работа по иностранному языку решает эти задачи  средствами иностранного языка и в соответствии с практическими, общеобразовательными и воспитательными целями и задачами обучения ему в школе.  Она способствует развитию и углублению интереса учащихся к иностранному  языку, совершенствованию их практических навыков и умений в нем, расширению  их культурного кругозора и общеобразовательного уровня.

Внеклассная работа помогает учащимся совершенствовать уровень их практических навыков говорения, расширяет их кругозор, развивает их творческие способности. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках иностранного языка, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.

Внеклассная работа может оказать  положительное воздействие на учебную деятельность учащихся на иностранном языке. Внеклассные занятия иностранным языком основываются  на владении навыками  и умениями, приобретенными на уроках иностранного языка, поэтому важно, чтобы учащиеся пользовались этими навыками и умениями возможно полно, одновременно совершенствуя и развивая их в соответствии с условиями и особенностями внеурочной работы. Внеурочное общение на иностранном языке учащихся приближается в какой-то мере к естественно мотивированному пользованию им, оно может служить важным средством мотивации, столь необходимой для речевой практики и овладения языком.  

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов - Методика обучения иностранным языкам в средней школе, М: Высшая школа,1982
  2. В.И. Шепелева. Принципы организации внеклассной работы / В. И. Шепелева // Иностранные языки в школе. – 1975. – №2. – С. 78-79.
  3. Якушина Л. 3. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку — Иностр. яз. в школе, 1975. № 5
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт   основного общего образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности на немецком языке в рамках реализации ФГОС.

Образовательная среда, с одной стороны, создает новые знания, придавая информации личностные смыслы. Но с другой стороны, полученные знания позволяют расширить среду их применения, порождая при этом н...

Организация внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации ФГОС

Выступление на педагогическом семинаре "ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"...

Опыт работы в воспитании нравственно-этической личности в рамках реализации внеурочной деятельности по английскому языку в МОУ гимназии №1 "Юнона" г.Волгодонска Ростовской области.

В данном материале представлен опыт работы в  воспитании нравственно-этической личности в рамках реализации внеурочной деятельности по английскому языку в  гимназии №1 "Юнона" г.Волгодонска ...

Внеурочная деятельность по иностранному языку в рамках реализации ФГОС второго поколения

Внеурочная деятельность очень важна в начальной школе. Анализ последних лет показал, что уже в начальной школе у детей возникают проблемы со здоровьем и наблюдается низкий уровень активности. Вне...

«Внеурочная деятельность учителя английского языка в рамках марафона предметов»

Выступление на методическом объединении учителей иностранного языка «Внеурочная деятельность учителя английского языка в рамках марафона предметов»...

Внеурочная деятельность по английскому языку в рамках ФГОС

Данный материал можно использовать для обучающихся 5-7классов для организации внеурочной деятельности по предмету...

Внеурочная деятельность по английскому языку в рамках ФГОС

Представленный материал включает в себя тексты английских песен с переводом для занятий внеурочной деятельности, а также другой дополнительный материал...