Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка
учебно-методический материал по теме

Мешкова Татьяна Владимировна

Доклад, освещающий технологии и приемы, направленными на формирование регулятивных УУД на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка

Мешкова Т. В., учитель английского языка МБУ СОШ №47

Эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность – не исключение. Говоря о ней, В. А. Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию заявлено как важнейшая ключевая задача современной системы образования. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Универсальные учебные действия подразделяются на 4 вида: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные. Рассмотрим подробнее регулятивные УУД, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

К регулятивным УУД относятся:

  • целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Мне бы хотелось поделиться с Вами теми технологиями и приемами, направленными на формирование регулятивных УУД, которые я использую на своих уроках.

Пути формирования РУУД на уроках английского языка (приемы, технологии, формы и т.д.)

Примеры заданий

Формируемые компоненты  РУУД

Организация взаимной проверки заданий

Учащимся 2 класса при изучении звуков /e/ и /i:/ предлагается разделить слова red, bed, queen, egg, green, sheep на две группы: 1) слова со звуком /e/; 2) слова со звуком /i:/. Для проверки правильности выполнения задания организуется взаимопроверка: учащиеся обмениваются выполненными заданиями и проверяют их по ключам. (Быкова Н.И. “Spotlight”, 2 класс – Module 1)

Контроль

Коррекция

Оценка

Обсуждение участниками способов своего действия

Выполнение групповых и парных заданий, организация работы над мини-проектами. Например, при работе в парах с целью составления диалогов по заданной теме, учащиеся обсуждают, как организовать работу для эффективного выполнения задания: распределяют роли, формулируют необходимые фразы и т.д.

Планирование

Прогнозирование

Волевая саморегуляция

Заполнение рефлексивного портфолио: в папку собираются все контрольные и творческие работы школьника (рисунки, поделки, открытки, письма и т.д.), выполняемые в течение определенного срока (например, года) на уроках английского языка.

Учащимся 2 класса дается творческое задание: подготовься к празднику английского алфавита. Попробуй вместе с одноклассниками написать книгу “The ABC”. Используй инструкцию. (Биболетова М.З. “Enjoy English”, 2 класс – Lesson 32)

Учащимся 2 класса предлагается прочитать и написать о своей любимой игрушке, используя образец. (Быкова Н.И. “Spotlight”, 2 класс – Module 4, Portfolio)

Результаты полученные в ходе выполнения подобных заданий собираются в папку рефлексивного портфолио.

Контроль

Оценка

Проблемно-диалогическая технология: цель данной технологии заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно решать проблемы. Урок английского языка, построенный на данной технологии включает в себя такие этапы, как: 1) постановка проблемы (Какой возникает вопрос? Что надо узнать? В чем затруднение?); 2) поиск и нахождение решения (Определите сами... Сделайте вывод… Как мы можем ответить на наш вопрос?); 3) создание продукта (Придумай схему… Сформулируй правило…)

При изучении темы Future Simple учащимся 4 класса предлагается сравнить предложения: I go to school every day. и I will go to school tomorrow. В первом предложении сказуемое стоит в уже знакомой детям видовременной форме Present Simple, а во втором предложение используется еще незнакомая учащимся форма Future Simple. При постановке проблемы возникает вопрос: как образуется новая видовременная форма? Сравнив предложения, дети приходят к определенному выводу и в результате формулируют правило образования Future Simple. Таким образом, мы получаем продукт сформулированное  и схематично  записанное (will + V) учащимися правило.

Прогнозирование

Волевая саморегуляция

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов): цель данной технологии заключается в развитии контрольно-оценочной самостоятельности. Оценке подвергается умение применять знания (качественная оценка, переводимая в отметку). Оценка осуществляется учеником в диалоге с учителем. (Какое было задание? Выполнил? Верно? Справился полностью правильно или с ошибкой (какой? в чем?)? Как ты оцениваешь свою работу?  Что себе поставишь?)

Чаще всего данная технология реализуется на заключительном этапе урока английского языка.

Оценка

Контроль

Коррекция

Задания типа «Исправь ошибку»

Учащимся 3 класса предлагаются неверно написанные слова по теме Food: milc, bred, egs, buter, chese, juce, swit. Ребята должны исправить ошибки в словах, например, milK, breAd, egGs и т.д. Аналогичная работа проводится и на примере предложений.

Контроль

Оценка

Коррекция

Поиск информации в предложенных источниках

Найдите значение слова welcome в словаре.

Найдите транскрипцию слова speak в словаре.

Волевая саморегуляция

Планирование

Самоконтроль

Что ты узнал на уроке? Чему научился? За что себя можешь похвалить? Над чем еще надо поработать? Какие задания тебе понравились? Какие задания оказались трудными? Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

Контроль

Оценка

Волевая саморегуляция

Составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы) при работе над текстом по аудированию или чтению

Прочитай (прослушай) рассказ и составь план текста.

Планирование

Прогнозирование

Целеполагание

Составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного высказывания

При выполнении устного задания «Расскажи о своем друге» учащиеся 3 класса составляют план своего высказывания.

Планирование

Прогнозирование

Целеполагание

Коррекция

Задания типа «Предположи, что будет дальше»

Перед прочтением текста ребятам предлагается: посмотреть на заголовок текста или прочитать первые три предложения рассказа и предположить, о чем будет идти речь в данном тексте. Можно предложить прочитать последний абзац истории и подумать, что произошло с героями.

Планирование

Прогнозирование

Целеполагание

Контрольные задания (в том числе тестового характера)

Разделы учебника и рабочей тетради Test yourself, Check yourself,  Now I know .

Контроль

Коррекция

Оценка

Волевая саморегуляция

Таким образом, в результате формирования регулятивных УУД на уроках английского ребенок научится:

  1. Составлять план действий.
  2. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.
  3. Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.
  4. Определять учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
  5. Осуществлять самоконтроль.
  6. Составлять внутренний план действий.
  7. Перед тем, как начать действовать, определять последовательность действий.
  8. Адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.
  9. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка в начальной школе

Защита научно-методической работы в форме презентации. Содержит  теоретическую часть и методические рекомендации....

Формирование регулятивных УУД на уроке английского языка.

Выступление на ШМО гуманитарных дисциплин...

Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка через различные виды деятельности

Формирование умения учиться -  задача всех ступеней школьного образования.  Сущность  современного обучения - в создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становиться её ...

Формирование регулятивных УУД на уроках русского языка в 6 классе

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе при изучении темы "Имя существительное"...

Формирование регулятивных УУД на уроках русского языка в 6 классе

Презентация "Формирование УУД на уроках русского языка в 6 классе"...

Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка и задания, позволяющие сформировать регулятивные УУД у учащихся

Определение регулятивных УУД. Виды регулятивных УУД. Задания для формирования регулятивных УУД на уроках английского языка...

Регулятивные УУД на уроках английского языка

Регулятивные УУД на уроках английского языка...