Развитие познавательного интереса
учебно-методический материал по английскому языку на тему

 Квасова Елена Владимировна

Рассматривается понятие познавательный интерес и мотивация и предлагаются пути развития познавательного интереса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnogo_interesa.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 2

Выступление

 на ШМО

на тему

 "Развитие познавательного интереса"

   

выполнил: учитель английского  языка

Квасова Е.В.

Обратимся к специфике предмета "Английский язык".  Критериями сформированности мотива учебной деятельности школьника на уроках английского языка выступают внутренние и внешние показатели, характеризующие его учебную деятельность. Внешними показателями являются высокая успеваемость по учебной дисциплине, высокая активность на занятиях, творческий подход к выполнению предложенных заданий, инициативность, проявление интереса к изучаемому предмету. К внутренним показателям относятся готовность личности к самообразованию и саморазвитию, получению дополнительных знаний; устойчивое стремление к овладению профессией


Виды мотивации изучения английского языка

Общепринятый мотив, составляющий тот или иной вид мотивации

Практические (истинные) мотивы, по результатам наблюдений

Внешняя:

 

 

1. Широкая социальная мотивация.

1. Каждый образованный человек должен знать английский язык (для общего развития; его необходимо знать как самый распространённый в мире).
2. Язык знают мои родители, а я хочу быть как они.
3. Изучаю как программный предмет, хочу иметь хорошую отметку.
4. Не хочу быть хуже товарищей.
5. Не хочется огорчать уважаемого мной учителя.

1.Без знания английского невозможно прочитать ни одной иностранной вывески, рекламы, упаковочного ярлыка.
2. Английский нравится больше, чем русский, потому что в нём больше интересного, незнакомого.
3. Предмет нравится из-за учителя.

Внутренняя:

 

 

2. Мотивация связанная с перспективным развитием личности.

6. Изучаю, так как это обязательно пригодится в жизни.

4. Английский язык может пригодиться в институте (в работе, в жизни), может стать предметом гордости.

3. Коммуникативная мотивация.

7. Нравится общение в классе на языке.
8. На уроке английского интересно. И о других мотивах я не задумываюсь.
9. Английский язык служит средством удовлетворения моих внеурочных интересов (компьютер, электронная связь интернет и фидо, современная музыка, видео).

5. Хочу научиться писать письма на английском языке.
6. Нравится, когда читаем письма из англоязычных стран.
7. Хочу переписываться со сверстниками - иностранцами, как сосед - старшеклассник.

4. Мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью.

10. Интересуюсь английским как предметом: нравится переводить тексты, изучать новые слова, выполнять упражнения, ощущать успех в учении.

8. Нравится когда мы играем.
9. Мне легко запоминаются английские слова.
10. Нравится учить стихи.
11. Люблю готовить карточки к уроку, рисунки.

Как видно из таблицы, существует внешняя и несколько разновидностей внутренней мотивации. Внешняя мотивация, как правило, нацеливает учащихся на достижение конечного результата учения. Внутренняя мотивация имеет сильное стимулирующее воздействие на процесс обучения.  А для этого, возвращаясь к сказанному ранее, необходимо строить процесс учения таким образом, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели.
Пути развития познавательного интереса на уроках английского языка

Для развития познавательного интереса на уроках английского языка необходимо предложить следующие пути:

1.Необходимо постепенно переходить от естественных интересов к прививаемым;

2. Объект, предлагаемый детям для изучения, не должен быть для них ни совершенно новым, ни уже хорошо известным;

3. Материал целесообразно располагать по концентрам, «группировать его вокруг одного стержня» (Л.С. Выготский).

4. Необходимо направить ученика на возможность дойти до эффективного способа решения задачи самому, формируя ситуацию успеха.  Это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца.

5.Общение должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать. Другой аспект — это общение с педагогом. Если учение построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.

6. Развивать на уроке учебные ситуации, позволяющие презентовать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а следовательно — стимулируют к учебе.

7. Создавать на уроке разнообразные ситуации преодоления для школьников. Учеба не должна быть простой или непомерно сложной. Она должна быть доступным по силе испытанием — чувств, мышления, социальных умений и т.д.

  8. Создавать ситуации, предполагающие проявление нестандартности, способность к творчеству, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути)

Одним из эффективных способов развития познавательного интереса на уроках английского языка являются заданиям типа ‘Warming-Up’.

 Это особый вид учебной деятельности, который позволяет:

  • удачно приблизиться к реальной действительности;
  • практически использовать приобретенные речевые навыки;
  • вести процесс обучения без обширной подготовки для выполнения;
  • придать занятию соответствующую атмосферу.

С  помощью ‘Warming-Up’ можно «запустить урок», придавая занятию нужный ритм и психологический фон, соответствующий состоянию учащихся. В практике средней школы начало урока обычно проводится двумя разными способами, которые можно  назвать:   традиционный (формальный) и «естественный». Приверженцы традиционного способа начинают урок с доклада дежурного о готовности класса к уроку, об отсутствующих, о погоде, дате. Высказывания учащихся заученные и повторяются из урока в урок. Но это полностью противоречит постулатам ФГОС. Поэтому следует практиковать другое  начало и важно помнить, что в начале урока обычно отмечается иноязычно- речевая скованность и учителю важно постараться настроить учащихся на общение, создать рабочий контакт как можно с большим числом учеников, т. е. осуществить речевую подготовку естественным путем.  
Зарубежные методисты считают, что ‘Warming-Up’ – это такой вид деятельности в начале урока (обычно не более 5 минут), который преследует две цели: первая – помочь учащимся войти в языковую среду после того, как они приходят на урок английского языка после изучения других школьных предметов. Послужит введением в тему урока и является переходным этапом к дальнейшей работе.

При определении содержания и выборе форм речевой зарядки автору своего урока можно руководствоваться следующими правилами:

1. Потрудиться придумать такое начало урока, чтобы вызвать у учащихся желание говорить по-английски.
2. Связать речевую зарядку с задачами урока.
4. Подготовить (желательно, но не обязательно) несколько вариантов речевой зарядки. А избранный вариант будет зависеть от обстоятельств, с которыми столкнется учитель, входя в класс. Ученики могут быть усталыми, пассивными или, наоборот, излишне возбужденными.

Возможно, одним из вариантов решения этой проблемы является проектная деятельность на уроках английского языка. Конечно это, во-первых, повышение мотивации к изучению языка, а во-вторых, это возможность проявить творческие способности, идеи, а также применить полученные знания на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»...

Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

"Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала обучения",- писал В.А.Сухомлинский....

Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии.

 Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы ...

«Развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных действий»

Применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных действий обучаемых....