Анализ типичных ошибок ЕГЭ по английскому языку за 2017 г
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку (11 класс) на тему

Ботвинникова Александра Игоревна

Составлен на основе материалов ЕГЭ 2017 г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_kafedre.docx55.09 КБ

Предварительный просмотр:

В 2017 г. в КИМ ЕГЭ по иностранным языкам изменений внесено не было. Была уточнена формулировка задания 3 устной части при сохранении объекта контроля, что облегчило экзаменуемым выполнение данного задания.

Английский язык 2016

2017

Task 3. Imagine that these are photos from your photo album. Choose one photo to present to your friend.

Task 3. These are photos from your photo album.

Choose one photo to describe to your friend.

В результатах ЕГЭ по английскому языку сохраняется тенденция прошлого года, за исключением того, что впервые в истории экзамена самым «легким» для выпускников разделом стал раздел «Аудирование».

Хуже всего во всех иностранных языках традиционно выполняются задания по письму, грамматике и лексике. В то же время наблюдаются некоторые различия в выполнении данных разделов в разных иностранных языках. Если в английском и немецком языках самым трудным оказался раздел «Письмо», что оправданно, так как здесь присутствует задание высокого уровня, требующее как сложных предметных, так и метапредметных умений,

Задание 39 данного раздела было выполнено лучше, чем в прошлом году (средний процент выполнения данного задания в 2016 г. – 76,6; в 2017 г. – 83). В последние годы наметились некоторые положительные тенденции в написании личного письма. К положительным моментам отнесем то, что подавляющее число выпускников знают, как оформлять личное письмо, освоили характерный для личного письма неофициальный стиль, соблюдают объем личного письма, допускают меньшее количество орфографических ошибок. Однако все еще наблюдается довольно большое количество лексико-грамматических ошибок.

Вместе с тем приходится отметить, что в разделе «Письмо» в 2017 г. были допущены те же ошибки, что и в предыдущие годы, что свидетельствует об их устойчивом характере и о том, что нужно изменить методику обучения письменной речи в целом. К сожалению, в этом году были письма, которые не содержали ни одного ответа на вопросы, встречались также письменные ответы, не оформленные в соответствии с требованиями личного письма. Участники ЕГЭ употребляют часто в личном письме средства логический связи however, moreover, in my view, что нехарактерно для формата личного письма. Типичной ошибкой при выполнении данного задания является также отсутствие логических мостиков/переходов и средств логической связи между абзацами. В этом году появились ответы, содержащие благодарность после ссылки на предыдущее письмо или в конце письма перед подписью, что является логической ошибкой. Еще одной ошибкой является опущение слова ‘again’ в предложении, которое участник экзамена считает ссылкой на прошлые контакты: “I’m very glad to get the letter from you”. В этом случае данное предложение (без слова again) не может считаться ссылкой на предыдущие контакты.

Рассмотрим некоторые типичные ошибки, допущенные экзаменуемыми в одном из вариантов задания 39.

You have received a letter from your English-speaking pen-friend Joan who writes:

… When I forget to take an umbrella in summer, it always rains. What’s the weather like in summer where you live? What do you usually do when it rains? How do you protect yourself from bad weather?

I bought new shoes two days ago, but now I think I should take them back to the store ...

Write a letter to Joan.

In your letter

answer her questions

ask 3 questions about her new shoes

Write 100–140 words.

Remember the rules of letter writing.

Статистика показывает, что самым сложным для экзаменуемых при выполнении данного задания все еще является решение коммуникативной задачи. Учащиеся допускают ошибки, не умея полно и точно ответить на заданные вопросы в письме-стимуле, а в ряде случаев даже не понимают их смысл. Так, отвечая на вопрос What’s the weather like in summer where you live?, выпускники из групп 1 и 2 писали о том, какая погода была в прошлом или в этом году. Такие ответы рассматривались экспертами как неполные и неточные, так как вопрос был о погоде летом вообще, а не в каком-то конкретном году и предполагал ответ: «Обычно у нас …».

Многие участники ЕГЭ объединяли вопросы: What do you usually do when it rains? How do you protect yourself from bad weather? – и писали, что берут зонтики в дождливые дни. Таким образом, они не давали ответа на первый вопрос: What do you usually do when it rains? Многие участники из групп 1 и 2 не поняли последний вопрос и отвечали: “I protect myself from bad weather with a help of my friends”.

В ряде случаев участники ЕГЭ из групп 1–3 не понимали коммуникативную задачу, что отражалось на содержании вопросов другу по переписке. Так, например, в письме-стимуле указывалось, что Джоан (друг по переписке) купила туфли и собирается вернуть их в магазин, а участники задавали вопросы о том, будет ли она носить туфли, новые ли это туфли, почему ей нравятся туфли и т.д.



Таким образом, в задании 39 экзаменуемые допускают те же ошибки, что и в предыдущие годы:

• непонимание формата задания;

• неумение представить полный и точный ответ на запрашиваемую в письме информацию;

• неумение запросить информацию в соответствии с коммуникативной задачей;

• неправильная организация текста (неверное написание адреса, даты, подписи и завершающей фразы; отсутствие мостиков, средств логических связей между абзацами; нарушение логики);

• языковые ошибки;

• превышение или уменьшение нужного объема письма.

Рекомендуем для подготовки к данному заданию обращать особое внимание на следующее:

• анализ содержания инструкции и проникновение в смысл задания;

• умение дать полный и точный ответ на вопросы;

• умение запросить информацию;

• правильный отбор средств логической связи;

• соблюдение формата личного письма;

• анализ/самоанализ типичных ошибок, допущенных при написании личного письма.

К типичным ошибкам при выполнении задания 40 относится в основном неумение во введении перефразировать проблему и показать ее проблемный характер, дать весомые аргументы, соответствующие своей или чужой точке зрения, высказать чужое мнение и не согласиться с ним, подтвердить свою точку зрения в заключении. Также отмечались многочисленные нарушения в логике высказывания. Ряд участников из групп 1–3 неправильно используют средства логической связи, например, путают вводные слова in addition, moreover, however, thereby, therefore, союзы though, although. Как следует из приведенного списка ошибок, те же недостатки отмечались и в предыдущие годы.

Также как и в предыдущие годы, наблюдалось большое количество грамматических ошибок в разных разделах грамматики. Много ошибок было элементарного уровня: отсутствие артиклей с исчисляемыми существительными в единственном числе, употребление притяжательного падежа, отсутствие окончания в 3 лице единственного числа в настоящем неопределенном/простом времени, употребление глагола-связки to be в единственном числе с подлежащим во множественном числе, формы степеней сравнения прилагательных и т.д. Эксперты отмечали большое количество лексических ошибок, например, в словосочетаниях, в употреблении слов в контексте.

В 2017 г. увеличилось количество работ, в которых участники из групп 1 и 2 не понимали тему высказывания по разным причинам: неумение выделить в теме ключевые слова; неумение понять, где подлежащее, а где сказуемое, непонимание темы в целом, хотя в ней нет незнакомых слов. Например, вместо раскрытия темы Computers cannot replace people писали о научном прогрессе в целом и его недостатках; таким образом, коммуникативная задача была не выполнена.

В ряде случаев наблюдались попытки перехода на топики. Например, в темах Sport unites people, Sports help people to fight stress, писали о том, какие существуют виды спорта и почему они им нравятся или не нравятся. В темах Sports help people to fight stress и Clothes people are wearing can influence their behaviour многие участники из групп 1–3 не могли сформулировать чужую точку зрения. В теме Sports help people to fight stress вместо аргументов давали советы.

Попытаемся рассмотреть конкретные ошибки на примере задания 40 КИМ ЕГЭ по английскому языку.

Comment on the following statement.

Exams motivate students to study harder.

What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200–250 words.

Use the following plan:

make an introduction (state the problem)

express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion

express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion

explain why you don’t agree with the opposing opinion

make a conclusion restating your position

Тема Exams motivate students to study harder представляется довольно легкой, однако многие участники из групп 1 и 2 описывали, как проходят экзамены, выражали свое мнение об экзаменах в целом, а не в рамках предложенной темы, часто заменяли слово «экзамены» словом «тесты», т.е. налицо были «отход от предложенной темы», а именно полное непонимание поставленной коммуникативной задачи.

Одной из проблем, выявленных при проверке заданий линии 40, явилось неумение сформулировать проблему, перефразировать ее и/или показать ее проблемный характер. 1) Many people think that exams motivate students to study harder. I don’t think so. 2) Nowadays a lot of people believe that exams motivate people to learn subjects better. What motivates us to study? 3) These days there are many problems in education. One of them is the exams. Are the exams necessary?

Еще одной частотной проблемой оказалось неумение правильно сформулировать противоположную точку зрения. Так, точке зрения In my view, students are motivated to work harder before the exams автор высказывает противоположную точку зрения следующим образом: However, some people think that exams make students get nervious. Во-первых, свое мнение высказано не совсем точно, так как в теме не сказано, мотивируют экзамены учиться усерднее с начала учебы или в самом конце перед экзаменом. Во-вторых, правильная противоположная точка зрения – экзамены не мотивируют учащихся учиться усерднее.

Возникали проблемы с аргументацией в рамках предложенной точки зрения даже у выпускников из групп 3–-4. Например: I believe that exams motivate students to study harder. Firstly, I think that motivation is very important. Secondly, it helps to achieve the main aim.

Часто экзаменуемые не могли правильно сформулировать вывод, например: To sum it up, I want to say that it is important to pass the exams and prepare for them because exams motivate students to study harder. В данном случае не сформулирован правильно вывод, нарушены причинно-следственные связи и, как следствие, нарушена логика.

В целом, настораживает стремление экзаменуемых из групп 1–3 заменить собственные рассуждения по предложенной проблеме готовым текстом на похожую тему (иногда – весьма отдаленную тему). Отмечается несоответствие используемых языковых средств высокому уровню сложности задания 40: наблюдается однообразие лексики (повтор одних и тех же слов и их производных, неумение найти синонимы, использовать антонимы и перифраз) и грамматических структур (примитивные простые предложения, неумение использовать богатство глагольных форм английского языка для выражения своих мыслей; неумение использовать более сложные грамматические конструкции, необходимые в подобном тексте).

Таким образом, предстоит большая работа по ликвидации названных общих и индивидуальных ошибок учащихся всех групп. Рекомендуется для подготовки к заданию 40:

 подробно разбирать инструкцию задания, формат задания и критерии его оценивания;

 разобрать понятия «мнение», «аргумент», «контраргумент», «пример», «вывод»;

 обсудить особенности разных видов письменных высказываний с элементами рассуждения;

 варьировать стратегии обучения написанию разных видов высказываний с элементами рассуждения;

 проанализировать данный в задании план;

 научить подбирать к плану ключевые слова и выражения;

 пошагово выполнять задание с последующей проверкой/самопроверкой/взаимопроверкой;

 анализировать выполненные учениками сочинения и в случае ошибок, корректировать/редактировать текст;

 делать работу над ошибками с объяснением правил употребления лексики и грамматики в коммуникативно-значимом контексте.

Анализ результатов показал, что устная часть в 2017 г. была выполнена довольно успешно, несколько лучше, чем в предыдущем году. Улучшилось выполнение базовых заданий 1 и 2, хотя, к сожалению, ряд типичных ошибок, допущенных выпускниками предыдущих лет, повторился и в этом году. В целом улучшилась техника чтения, стало меньше ответов, в которых учащиеся не успели прочитать нужный фрагмент текста, стало меньше «спотыканий», отмечено большее внимание к смыслу читаемого.

Вместе с тем при выполнении задания 1 многие участники из групп 1 и 2 все еще допускали грубые ошибки при произношении/чтении слов, приводящие к изменению их значения, не могли читать числительные, делали ошибки в ударении, в делении текста на смысловые фразы, в интонации. Участники из групп 3 и 4 допускали отдельные ошибки в делении текста на смысловые группы, а также иногда нарушали ритмико-интонационный рисунок фраз.

Заметны некоторые улучшения при выполнении задания 2 по сравнению с предыдущим годом. К ним можно отнести следующие: отсутствуют описания картинки рекламы вместо уточняющих вопросов; реже стал запрос не той информации, которая требуется по условиям задания; практически исчезли вопросы типа ‘What about…’

Вместе с тем при выполнении задания 2 участники экзамена из группы 1 часто не справлялись с заданием как с точки зрения выполнения коммуникативной задачи (вопросы не соответствовали предложенному плану), так и с точки зрения грамматики. Примером непонимания коммуникативной задачи по пункту ‘transportation’ являются вопросы, заданные школьниками: What is the transportation? Can I do some transportation? Can I transport to the clinic? и т.д. Часто выпускники из групп 1 и 2 подменяли вопросы просьбами, например: I would like to know about the opening hours. Can you explain the location? Could you tell me about family discounts? Экзаменуемые из групп 1 и 2 все еще не понимают словосочетания ‘opening hours’ (часы работы) и задают вопросы: When does it open? What are open hours? Принимались вопросы: When are you open? How do you work?

What are the opening hours? Иногда задавались бессмысленные вопросы, например: How much is the price? Where is the location? How long are the opening hours?

Еще одной довольно частотной ошибкой в задании 2 явилось использование местоимения it в первом вопросе вместо названия предмета/задания и т.д., отсюда непонятно было, о чем идет речь, например в первом пункте давалось слово ‘location’. Необходимо было спросить, где находится турагентство. Экзаменуемые спрашивали: Where is it located? Такой вопрос не принимался, так как было непонятно, о чем идет речь. Среди грамматических ошибок у выпускников из групп 1 и 2 наиболее часто встречаются неправильный порядок слов в вопросах, опущение вспомогательных глаголов, рассогласованность подлежащего и сказуемого.

С заданием 3 базового уровня – составлением монолога на основе выбранной картинки участники из групп 2–4 справились довольно успешно: практически нет случаев описания трех картинок вместо одной; реже стала нарушаться последовательность пунктов плана; уменьшилось количество ответов, в которых использовался жанр рассказа вместо жанра описания. К сожалению, в ряде случаев все еще наблюдаются практически те же ошибки, что и в предыдущий год. К основным ошибкам отнесем: «топиковость» (воспроизведение заученных кусков текста вместо спонтанной речи); неполное или неточное освещение пунктов плана; отсутствие адресности (обращение к другу); дублирование идей и лексики в разных пунктах плана; логические ошибки; отсутствие вступительной и заключительной фраз; неправильное использование средств логической связи, речевых клише. У экзаменуемых из группы 1 наблюдается большое количество фонетических и лексико-грамматических ошибок. Ряд участников из групп 3 и 4 неправильно распределили время ответа на данное задание и не успели закончить монолог. Большое (часто заученное) вступление часто приводит к тому, что экзаменуемые либо не успевают сделать заключение, либо дают всего по одной фразе на каждый пункт плана, т.е. описания, как такого нет, как нет и связного монологического высказывания с опорой на картинку и план.

Задание 4 также было в целом выполнено хорошо. Исчезли ответы, в которых картинки описываются, а не сравниваются, реже стали даваться подробные описания двух картинок, вместо кратких, как требуется в этом задании. Это позволило уменьшить количество повторений одних и тех мыслей в других пунктах плана. Вместе с тем некоторые ошибки, допущенные многими участниками экзамена при выполнении задания 3, проявились и в задании 4. К ним отнесем «топиковость», неполное или неточное освещение пунктов плана, дублирование идей и лексики в разных пунктах плана, отсутствие вступительной и заключительной фраз. Задание 4 высокого уровня требует использования стратегий сравнения и сопоставления, что не всегда удавалось выпускникам. Например, предлагались упрощенные варианты сравнения картинок по сходству: на картинке 1 – семья; на картинке 2 – тоже семья. На картинке 1 – два человека; на картинке 2 – тоже два человека. Такие же упрощенные варианты давались и при нахождении различий: на картинке 1 – три человека; на картинке 2 – два человека. На картинке 1 – лето; на картинке 2 – зима. Эксперты примут такие ответы, однако объем и полнота таких ответов будут недостаточны. Примитивность сравнений свидетельствует о неумении выпускников понять разницу между созданием монолога и ответом на вопросы плана указывает на неумение рассуждать, а также на скудный запас лексических и грамматических средств для оформления монолога. Использование широкого диапазона лексических и грамматических средств также часто оказывалось затруднительным для недостаточно подготовленных выпускников. В задании 4 рассуждение должно быть подкреплено соответствующими средствами связи: In contrast,… In comparison to, Compared to, Unlike……, whereas…, while и т.д.

При подготовке к заданию 3 необходимо обратить внимание выпускников на то, что надо:

описывать одну, а не все фотографии;

осветить все пункты плана, при этом давая несколько предложений по каждому пункту;

избегать повторения одной и той же идеи и лексики в разных пунктах плана;

продумать вступление и заключение;

сделать вступление коротким;

обязательно дать заключение;

логично строить высказывание, используя средства логической связи и соответствующие речевые клише;

соблюдать время, указанное в задании.

При подготовке к заданию 4 необходимо обратить внимание выпускников на то, что:

две фотографии нужно не просто описать, а подробно сравнить, включая детали;

в монологическом высказывании необходимо сделать вступление и заключение;

следует придерживаться плана, чтобы высказывание было логичным и ни один пункт плана не был потерян;

согласно плану вначале нужно описать, что общего имеют две фотографии, а уже затем остановиться на различиях;

необходимо использовать средства логической связи;

желательно отметить эмоциональный фон обеих фотографий, сказать, какие чувства они вызывают;

необходимо использовать широкий и разнообразный спектр лексических и грамматических средств;

нужно соблюдать ограничения по времени и объему.

Рекомендуется при обучении аудированию и чтению приучать школьников к чтению адаптированной и оригинальной литературы разных жанров во внеаудиторное время. Важно обратить внимание выпускников на необходимость внимательного прочтения инструкций к выполнению задания и научить их извлекать из инструкций максимум информации. Инструкция к выполнению задания ориентирует на выполнение определенной коммуникативно-рецептивной задачи, например на определенный вид чтения: просмотровое, ознакомительное (понимание общего содержания текста); поисковое (понимание запрашиваемой информации); изучающее (полное понимание текста). Следует развивать языковую догадку, учить извлекать общий смысл слова из контекста, морфологической структуры слова, на основе аналогии с интернациональными словами и не пугаться незнакомых слов.

Рекомендуется при обучении грамматике и лексике развивать грамматические и лексических навыки на связных текстах с последующим анализом употребления грамматических и лексических средств. Необходимо также развивать данные навыки не только в рецептивных видах речевой деятельности, но и в продуктивных, в первую очередь в спонтанной речи, а не только в отдельных грамматических упражнениях. Важно периодически проводить отсроченный контроль грамматических средств, так как статистика показывает, что многие грамматические явления и лексика начальной и основной школы остались неусвоенными. Выполнение грамматических упражнений на противопоставление двух обозначенных в задании форм (как это часто бывает в учебниках и пособиях) недостаточно для формирования устойчивых грамматических

навыков. Необходимо анализировать грамматические формы в прочитанных текстах, добиваться понимания того, какую информацию они несут, почему именно эти формы употреблены в данном контексте, а также предлагать связные тексты, в которых надо правильно использовать различные грамматические формы. Важно в учебном процессе уделять большее внимание вопросам сочетаемости лексических единиц, приучать школьников заучивать не отдельные слова, а словосочетания. Нужно обращать внимание учащихся на то, как грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы, учить видеть связь между лексикой и грамматикой.

Рекомендуется при обучении письму организовывать регулярную практику в выполнении письменных заданий разного объема, чтобы развить готовность написать работу в соответствии с объемом, указанным в экзаменационном задании. Необходимо научить учащихся отбирать материал, необходимый для полного и точного выполнения задания в соответствии с поставленными коммуникативными задачами, а после написания работы проверять ее как с точки зрения содержания, так и с точки зрения формы. Важно научить учащихся умению анализировать и редактировать собственные письменные работы.

Рекомендуется при обучении говорению соблюдать баланс подготовленной и неподготовленной речи, отводить больше времени на уроке на спонтанную речь, на творческие задания, такие как ролевые игры, дискуссии, дебаты. Необходимо создавать на уроке естественные коммуникативные ситуации, дающие возможность реального спонтанного общения. Следует формировать умения спонтанной речи на основе плана и других вербальных опор – полезных слов и выражений и шире использовать визуальные опоры. Рекомендуется также время от времени делать аудиозапись ответов учащихся, а затем обсуждать их достоинства и недостатки, трудности и пути совершенствования спонтанной речи.

Изменений в структуре и содержании КИМ ЕГЭ по иностранным языкам в 2018 г. не планируется. Проведено уточнение критериев оценивания заданий раздела «Письмо» с целью повысить согласованность оценок независимых экспертов, а также сделать критерии более понятными и доступными для участников экзамена, родителей, других заинтересованных лиц.

По итогам ЕГЭ 2017 г. можно сделать вывод о том, что подавляющая часть участников экзамена достаточно успешно справляется с представленными заданиями. Все большее число участников набирают высокие баллы, что актуализирует потребность в экзамене повышенного уровня, который помог бы обеспечить качественную селекцию при отборе среди абитуриентов вузов. При этом существующий экзамен может стать основой двух отдельных экзаменов (базового и углубленного уровней) в ситуации предполагаемого повышения статуса ЕГЭ по иностранным языкам до обязательного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ типичных ошибок в ЕГЭ 2012 года.

Анализ типичных ошибок, допущенных учащимися в разделе "Письмо" в ходе ЕГЭ 2012 года....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по БИОЛОГИИ

Основу разработки КИМ ЕГЭ в 2015 г., как и в предыдущие годы, составило инвариантное ядро содержания биологического образования, которое отражено в Федеральном компоненте государственного образователь...

Еще раз о проблеме грубых типичных ошибок при изучении английского языка.

В данной статье автор еще обращается к проблеме типичных ошибок при изучении английского языка- это проблема не нова, и по этой теме существует масса публикааций, но проблема остается, это не секрет, ...

Выступление на районном семинаре учителей географии" Анализ типичных ошибок ЕГЭ и ОГЭ по географии 2017"

Обзор сложных заданий и анализ типичных затруднений на ГИА по географии в 2017 году...

Анализ устной части ОГЭ по английскому языку за 2017-2018 уч.г.

В 2017-2018 уч.г. участие в сдаче ОГЭ по английскому языку по Ставропольскому краю приняли 1600 учащихся из разных школ и населенных пунктов СК.Исходя из результатов того количества работ, которые я у...

Анализ письменной части ОГЭ по английскому языку за 2017-2018 уч.г.

В 2017-2018 уч.г. участие в сдаче ОГЭ по английскому языку по Ставропольскому краю приняли 1600 учащихся из разных школ и населенных пунктов СК.В основном учащиеся справились неплохо с поставленной пе...

Презентация на тему "Анализ типичных фонетических ошибок при изучении английского языка (из личного опыта)"

Английское произношение – это один из самых сложных моментов в изучении английского языка, который мы в большинстве случаев просто игнорируем, и важность которого мы зачастую ставим на последнее...