Игровые образовательные технологии в современной школе
статья по английскому языку на тему

Полозова Елена Алимовна

Статья об игровых образовательных технологиях в современной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые образовательные технологии в современной школе

1. Позади остался век индустриализации, наступило время информатизации, а следовательно, увеличилась ценность образования.

Перемены, произошедшие в мире за последнее десятилетие, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования.

Если совсем недавно приоритетной целью образования являлось «усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество» («Большая советская энциклопедия», то в новых социально-экономических условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности (Федеральный Закон РФ «Об образовании»)

2. В современном образовательном процессе теория и практика педагогических технологий только ещё начинают складываться как самостоятельное направление. Современная школа нуждается в целой палитре педагогических технологий. Это необходимо и для школьника, и для педагога. Если мы провозглашаем личностно ориентированный подход в отношении ребёнка, то точно такой подход должен быть применён и в отношении учителя. Он должен иметь право выбирать, какая технология подходит ему более всего – в силу возрастных, индивидуальных, личностных качеств и особенностей ученика.

Образовательный процесс подразумевает взаимодействие всех его участников, но педагоги приходят для того, чтобы учить, а школьники – чтобы пообщаться. Кажется, что ситуация неразрешима.

Следовательно, нужно сделать школьный период таким, где обе деятельности – учение+общение – объединились в единое целое и стали ведущими.

3. Вспомним обычный учебный класс, где в течение всего урока ученики видят затылки друг друга и только одно лицо – лицо учителя. Трудновато устанавливать и поддерживать контакты в такой обстановке. Между тем любая ситуация общения должна подкрепляться визуальным контактом (глаз, прежде всего), мимикой, жестами участников диалога. Даже удалённость друг от друга участников диалога влияет на успешность коммуникативной ситуации.

4. Учитель чтобы избежать статичности на уроке , должен двигаться по классу. Тогда изменяются границы зон общения. Но также нужно, чтобы двигались и наши школьники: даже небольшое физическое усилие вызывает физиологическую, а за ней и психическую активизацию внутренних сил. И учителю остаётся только одно – направить разбуженные силы в нужное русло.

5. В своей работе мы используем многиеобразовательные технологии, позволяющие достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.

  • Разно уровневое обучение
  • Проектное обучение
  • Обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа)
  • Информационно - коммуникативные технологии
  • Игровые технологии

6. Наибольший интерес, в образовательном процессе, представляютигровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формойвзаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенногосюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). Приэтомобразовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательномпроцессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

7. Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причём познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая имеет личностный смысл. Всё это говорит о том, что имитационная игра в школе является основой личностно ориентированного обучения.

8. Игра несёт на себе функции:

  • психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
  • психотерапевтические, помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;
  • технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.

В игре ребёнок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для его развития.

9.  Функция игры – ее разнообразная полезность.

У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функцииигры как педагогического феномена культуры.

Социокультурное назначение игры.

Игра – сильнейшее средствосоциализации ребенка. Социокультурное назначение игры может означать усвоение человеком богатства культуры,воздействие на становление личности, усвоение духовных ценностей и норм, присущих обществу илигруппе сверстников,формирование его как личности, позволяющей функционировать в качествеполноправного члена коллектива.

Функция самореализации человека в игре.

Это одна из основных функцийигры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результата,конкурентность или достижение какой-либо цели.

Коммуникативная функция игры. Игра – деятельность коммуникативная, хотя почисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальныйконтекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество –коллектив, выступающей применительно к каждому игроку как организацияи коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия,

взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.

Игротерапевтическая функция игры.

 Игра может и должна бытьиспользована для преодоления различных трудностей, возникающих уребенка в поведении, в общении с окружающими и в учении.

Функция коррекции в игре.

Психологическая коррекции в игре происходитестественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждыйучастник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своихпартнеров, если процесс и цель игры их объединяют.

Развлекательная функция игры.

Развлечение – это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданиемопределённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости какзащитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней еепритязанийИгра обладает магией, способнойдавать пищу фантазии.

10. Таким образом игра- важнейшее средствовоспитания школьников. Игра деятельность спонтанная, непринужденная.

Мир игр очень разнообразен.  Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый

вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровойличности. При правильном подборе игр можно спланировать и создатьусловия для нормального развития и социализации ребенка.

11. На игровых уроках возможно и взаимодействие учителей.

Оно может быть:

Взаимодействие учителей может быть:

  1. паритетным, с равным долевым участием каждого из них,
  2. один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;
  3. весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

12. Наиболее целесообразно использовать игровые технологии на уроках обобщения и повторения, когда основной учебный материал пройден и детям предлагается переосмыслить, углубить и творчески использовать.

13. Например, на уроках страноведения мы проводим игры в формате «Поле чудес», «Брейн ринг» или «Счастливый случай», где активно используются и другие педагогические технологии. Такие как: технология коллективного взаимодействия, технология разноуровневого обучения и проектная технология.

14. Цель проектного обучениясоздать условия, при которых учащиеся:

  • Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

15. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Совершенное владение педагогическими технологиями и есть педагогическое мастерство. К нему мы и стремимся.

  • В своей работе мы используем многие образовательные технологии : разноуровневое обучение, проектное обучение, обучение в сотрудничестве, игровые технологии.
  • Мир игр очень разнообразен.  Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности.
  • Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. 
  • В игре целесообразно взаимодействие учителей, которое может быть: паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
  • Наиболее целесообразно использовать игровые технологии на уроках обобщения и повторения, когда основной учебный материал пройден и детям предлагается его переосмыслить, углубить и творчески использовать. Любая ситуация общения должна подкрепляться визуальным контактом (глаз, прежде всего), мимикой, жестами . Даже удалённость друг от друга участников диалога влияет на успешность коммуникативной ситуации.
  • Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные образовательные технологии в современной школе на уроках английского языка

Инновационные образовательные технологии в современной школе на уроках английского языка...

Инновационные образовательные технологии в современной школе.

Выступление на пед.совете, по теме проектная деятельность учащихся, основанное на программе Intel- обучение для будущего....

Доклад "Инновационные образовательные технологии в современной школе на уроках английского языка"

Доклад на педагогическом совете и на общешкольном родительском собрании....

Инновационные образовательные технологии в современной школе.

Использование инновационных технологий на уроках. Проектная технология....

Игровые образовательные технологии в современной школе, функции игры и взаимодействие учителей.

Вашему вниманию предлагается статья, посвященная использованию игровых методов в обучении иностранному языку....

Выступление на районной научно-практической конференции "Образовательные технологии в современной школе"

Выступление на районной научно-практической конференции "Образовательные технологии в современной школе"...

Выступление на районной научно-практической конференции "Образовательные технологии в современной школе"

Выступление на районной научно-практической конференции "Образовательные технологии в современной школе"...