Здоровьесберегающие технологии
статья по английскому языку на тему

Шунина Надежда Юрьевна

Статья рассказывает об элементах здоровьесберегающих технологий, которые могут быть использованы на уроках английского языка в старшей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_teme_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx44.41 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в старшей школе.

Федеральный государственный стандарт требует, чтобы учебный процесс был организован таким образом, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной нагрузки.

Иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к общей усталости и снижению активного внимания. Поэтому необходимо уделять особое внимание профилактике перегрузок и стрессообразующих факторов при изучении иностранного языка.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Наличие эмоциональных разрядок необходимо для снятия умственного напряжения и утомления

Традиционные физкультминутки-зарядки под музыку хорошо воспринимаются детьми начальной школы и детьми 5-7 классов, начиная с 8 класса, желание детей вставать с места и шевелиться лишний раз – проходит, но в целом, они еще положительно реагируют на такие виды релаксации. Безусловно, физкультминутка - зарядка очень удобный вид релаксации, который помогает и закрепить необходимый материал в игровой форме и повторить что-то изученное. При этом дети отдыхают и эмоционально и физически.

Однако, в старшей школе интересы и внимание детей меняются и к ним необходим другой подход в проведении релаксационных технологий. Но это не значит, что они не нужны или от них нужно отказаться. В любой урок иностранного языка для профилактики перегрузок и для снятия усталости детей, повышения их работоспособности на уроке, необходимо включать зарядки-релаксации.  

Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, все это ведет к улучшению усвоения материала и общему стабильно положительному эмоциональному фону.

Традиционно выделяют следующие виды релаксации:

1. Зарядка с использованием движений, танца

2. Песни

3. Шутливые истории (со звуковыми эффектами)

4. Игры

5. Рифмовки и скороговорки, загадки

7. Лимерики

8. Медитативно-релаксационные упражнения

Но, в действительности, любой новый, необычный и интересный материал можно подать в виде релаксирующей паузы.

Не все из перечисленных выше видов релаксации можно применять с детьми – старшеклассниками. Например, традиционные и всеми любимые зарядки-физкультминутки проводить нецелесообразно, дети на них реагируют отрицательно, рифмовки, скороговорки и лимерики также не пользуются уважения старшеклассников.

Поэтому, в старших классах я предпочитаю использовать медитативно-релаксационные упражнения. Медитативно-релаксационные упражнения – это вид релаксации, направленный на восстановление динамического равновесия системы саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия. Основными элементами методики являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание (аутодидактика).

Примеры медитативно-релаксационных упражнений:

1. Упражнение “I see, I hear, I feel” – учащимся предлагается картинка на определенную тему, глядя на нее, ученики составляют 3 предложения о том, что они видят, слышат и чувствуют.

2. Упражнение на релаксацию и визуализацию – учащимся предлагается прослушать музыкальный фрагмент (необходимо подобрать расслабляющую, спокойную музыку, например: звуки природы). Ученики могут прослушивать музыку без комментариев учителя, использую лишь свою фантазию, либо учитель сопровождает прослушивание репликами, соответствующими музыкальному сопровождению. Например, если учитель выбрал звуки морского прибоя и чаек, то сопровождение может быть таким: Close your eyes. Listen to the music. Relax. Imagine that you are on the beach, it is warm and sunny. You are sitting on the sand looking at the sea, the sun is shining, you feel comfortable, relaxed, calm. You are listening to the waves. You hear seagulls in the distance. (Закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте, что вы сидите на пляже, погода теплая и солнечная. Вы сидите на песке и смотрите на море, светит солнце, вы чувствуете себя комфортно, расслаблено и спокойно. Вы слышите шум волн и чаек вдалеке). Выход должен быть спокойным и медленным. Now I open mу eyes. Му worries and troubles аrе away. I can easily do my work. I’m ready to work. (Я открываю глаза. Мои печали и заботы позади. Я легко включаюсь в работу.)

3. Упражнение - расслабление: вызываем чувство теплоты или тяжести. Также может проводится под музыку, но выполнение команд учителя - обязательно

Close your eyes. Listen to me. I am rеаdу for rest. Му breast muscles аrе relaxed. I want to bе quiet. Му body rests. Му body muscles аrе relaxed. I am breathing slowly. Nothing can trouble mе. Му left аrm is heavy. All my muscles аrе relaxed. Му right arm is heavy. I аm quiet. I sit perfectly still. I feel relaxed and heavy. Выход также должен быть спокойным и медленным.

Кроме представленных медитативно-релаксационных упражнений во время релаксационной паузы на уроке со старшеклассниками можно проводить гимнастику.

Варианты гимнастических пауз:

а)  Гимнастика для рук (снимает напряжение с плечевого пояса и рук).

1. Relax your muscles. Inhale slowly lifting your shoulders and exhale bringing your shoulders down. (Repeat 7-8 times).

2. Now clench your hands and pull them forward and back (5-6 times)

3. Now put your hands up, clench and unclench them (6-7 times), and take your hands down.

4. Put your hands behind your head and sit straight, close your eyes, count to 5, relax, repeat.

5. Shake your hands.

 b) Гимнастика для глаз. Упражнения на снятие напряжения с глаз, повышение остроты зрения, коррекцию зрения.

1. Close your eyes tight and open them widely. (8-9 times)

2. Look at your nose and then into the distance (5-6 times)

3. Now don`t move your head: look to the right - look straight, look to the left – look straight, look down – look straight, look up – look straight. (3 times)

4. Don’t move your head – roll your eyes clockwise and counterclockwise. Look into the distance.

c) Гимнастика для снятия утомления с мышц туловища – профилактика нарушения осанки и искривления позвоночника (зарядка, выполняется стоя).

Заключение

На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку. Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Непродолжительные отклонения нужны для отдыха и расслабления. Смена позы благотворно сказывается на работоспособности.

На своих уроках я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, в атмосфере положительных эмоций, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Поэтому каждый учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к своему предмету.


Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе-М.: АПК и ПРО, 2002, 121 с.

2. Мильруд Р.П Методика преподавания английского языка- М. Дрофа, 2005, 255 с.

3. Линдеман Ханнес. Аутогенная тренировка – RoyalLib.com
4. V. Evans, J. Dooley, N. Bykovа, M. Pospelova. Spotlight: [УМК] -- Просвещение -- ExpressPublishing.

5. http://psychology.snauka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)

Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...