Использование арт-педагогических технологий на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Титова Наталья Анверовна

Данная работа представляет опыт работы по теме "Арт-педагогические технологии на уроках английского языка", которые используются мною на основе различных арт-материалов на протяжении многих лет. В работе также показывается возможность использования арт-приемов для повышения мотивации к изучению английского языка, а также повышению уровня обученности путем использования различных каналов восприятия учащихся (визуальных, аудиальных,тактильных и моторных) на основе различных арт-объектов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_publikatsiya.docx43.36 КБ
PDF icon ispolzovanie_art-tehnologiy_na_urokah_aya.pdf2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Титова Наталья Анверовна, учитель английского языка ГБОУ 446

«Использование арт-педагогических технологий

на уроках английского языка»

Титова Наталья Анверовна,

учитель английского языка ГБОУ гимназии №446 г. Санкт-Петербурга

   Выступление на секции «Диалоги с искусством: педагогика встреч» в рамках Пятнадцатой гимназической научно-практической конференции педагогов России и ближнего зарубежья «Диалог культур в современном школьном образовании» 30 октября 2018 года в гимназии №446. Здесь представлен более расширенный вариант моего выступления, чем был представлен на конференции, и представляющий более полный вариант моего опыта работы по данной теме на протяжении нескольких лет.

   Как сделать урок интересным и насыщенным? Какую технологию использовать, чтобы урок стал практико-ориентированным и личностно-значимым для каждого ученика? Как повысить успеваемость и качество усвоения предметного содержания? Как провести хотя бы один урок так, чтобы он стал необычным и запомнился на всю жизнь? Конечно, любой учитель при подготовке к урокам задает себе эти вопросы.

    В условиях современного развивающегося общества с его стремительной динамикой жизни и появлением новых информационных технологий, а также различного рода современных устройств, искусство как никогда чрезвычайно необходимо человеку, а особенно детям и подросткам, поскольку способно всесторонне влиять на людей. Более того, большинство детей оторваны от больших городов и не способны посещать художественные галереи, музеи и концертные залы по объективным причинам. В силу всего этого, в современном образовательном процессе школьные педагоги и психологи уже многие годы привлекают средства искусства к решению задач развития, воспитания, обучения и психологической поддержки детей. Искусство обладает безграничными возможностями для интеллектуального развития учащихся, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Применение различных жанров искусства на уроке способно оживить и обогатить иногда рутинный учебный процесс новыми красками, сделать педагогический процесс более насыщенным и интересным, а также обеспечить эффективное достижение результатов педагогической деятельности. Именно искусство предлагает один из наиболее популярных и эффективных методов работы на уроке английского языка — метод арт-технологий. К арт-технологиям относится использование средств иллюстративной наглядности (иллюстрации картин художников, фотографии скульптур, предметы прикладного творчества); просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, создание коллажей по разной тематике, разучивание стихов, рифмовок, песен, художественное сочинение, инсценирование, исполнение различных ролей в диалогах и ролевых играх. Всё это стимулирует интерес учащихся к изучению английского языка, восстанавливает их внутренние силы, ускоряет темп их интеллектуального развития, иными словами объединяет их мировосприятие, чувства и переживания. Спонтанность, креативность и творчество являются важнейшими составными частями арт-технологии. Включение арт-технологий в процесс классно-урочной системы позволяет учителю повысить мотивацию обучаемых, и вследствие этого улучшить их успеваемость. Практика показывает, что ребенок успешнее усваивает материал на уроке в том случае, когда он заинтересован, если ребенок счастлив и испытывает чувство радости от проделанной работы.  Применение элементов арт-технологий в обучении иностранному языку дает очень многое: они будят воображение, развивают образное мышление, создают ситуацию проживания детьми изучаемого материала, обучают учащихся различным видам ситуативного поведения, ускоряют развитие навыков говорения и общения, развивают навыки фонематического слуха и аудирования, повышают интерес к изучению грамматических правил не при помощи занудных грамматических заданий на подстановку и выбор правильного ответа, а при помощи сказки и рисования на начальном этапе обучения, при помощи песен и обсуждения картин известных художников на среднем и старшем этапах обучения. На таких уроках умственное воспитание осуществляется в непрерывной связи с социальным, эстетическим и оздоравливающим, чего трудно добиться на других уроках.

   Важно подчеркнуть, что использование арт-технологий подходит для различных видов работы: индивидуальной, парной, групповой и коллективной.

   Формы и приемы современных арт-технологий многообразны, что дает возможность их использовать на разных этапах урока: как организационный момент для включения в деятельность, при актуализации знаний и постановке учебной задачи, при первичном восприятии для усвоения нового теоретического материала, при закреплении материала и рефлексии, в качестве физкультминутки и как домашнее задание.

   Арт-технологии могут использоваться на уроках не только для раскрытия  предметного содержания обучения, например, при  изучении темы «Досуг и увлечения. Музыка» (изучение различных музыкальных направлений, музыкальных инструментов) или при изучении темы «Выдающиеся люди  страны изучаемого языка и своей страны», но так же и как средство обучения. При этом, арт-технологии способны замечательно решить вопрос с полимодальным обучением. В последнее время в педагогике, психологии и методике много говорится о необходимости учитывать индивидуальные психологические особенности учащихся, связанные с наиболее развитыми каналами восприятия. При этом выделяют 3 основные группы учащихся: «визуалы», «аудиалы» и «кинестетики». Учитывая тот факт, что в обычном классе обучаются десятки учащихся, можно предположить, что среди них будут все перечисленные группы учеников. Для каждого из них необходимы соответствующие опоры, оптимизирующие процесс восприятия и запоминания изучаемой информации, т.к. чем больше каналов восприятия будут задействованы в процессе получения, обработки и применения информации, чем больше ассоциативных связей создается в связи с изучаемым материалом, тем выше вероятность его прочного усвоения.  

    Проведя определенное исследование, я подтвердила предположение о том, что во всех группах английского языка присутствуют все три группы учащихся. Причем, порой бывают группы, где большинство детей совсем не «визуалы», а «кинестетики». А «аудиалов» бывает еще меньше. Особенно, это наблюдается в последние годы, что мы порой связываем с возрастающей гиперактивностью детей. И чтобы это понять, достаточно взглянуть просто на один тест для определения ведущего канала восприятия. Вспомните своих учеников. Разве не их описание вы сейчас услышите: «ему очень тяжело писать, его художественные работы неопрятны, не ходит спокойно, а носится, может причинять беспокойство, поскольку мешает соседям по парте, любит пошалить, легко отвлекается и плохо запоминает». А это, не что иное, как описание самого обычного «кинестетика». Однако, материалы учебников в основном ориентированы на «визуалов». Понаблюдав за ними, я выяснила, что действительно, «аудиалы» хорошо справляются с аудированием, но у них бывают проблемы с письмом и запоминанием информации, которая представлена наглядно. У «визуалов» хорошо работает память на запоминание слов, представленных с привлечением наглядных средств (картинок, схем, коллажей, таблиц), но они хуже справляются с аудированием и с запоминанием информации, представленной на слух. «Кинестетики» хуже усваивают информацию, представленную на слух или наглядно. То, что они читают или слышат, им обязательно нужно «пощупать», а недостаточно только прочитать или услышать. Еще лучше, если процесс усвоения будет творческим и будет вплетен в какую-нибудь деятельность – создание коллажа, творческого проекта, театральную деятельность, пантомиму. Учитывая все эти особенности, я уже на протяжении нескольких лет стараюсь реализовывать различные арт-технологии на уроках английского языка для коррекции форм представления нового материала, повторения и закрепления изученного. Таким образом, именно арт-технологии позволяют наиболее лучшим образом усвоить материал, используя различные каналы восприятия обучающихся.

   Конечно, при выборе арт-технологии нужно учитывать и возрастные особенности учащихся, и зону их ближайших интересов. То, что будет интересно детям 7-12 лет, будет совершенно безразлично для подростков.

   В своей практике я использую следующие арт-педагогические технологии:

  1. Сказкотерапию – различные сказки про буквы, когда мы учимся читать, фонетические сказки про Mr. Tongue, грамматические сказки. Конечно, данная технология рассчитана прежде всего на младших школьников.

«У язычка есть хозяин Mr. Tongue. Mr. Tongue живет в удобном, теплом доме. В доме есть две стены, пол, потолок и коридор. Язычок любит тепло, поэтому в доме у него тепло и есть две двери: наружная – губы и внутренняя – зубы. Язычок спит на полу – там ему удобнее. А у кончика язычка есть любимое место на потолке на возвышенности, сразу за верхними зубами. Он любит играть с разными звуками: [d], [f], [ei], [r],[g]. Вот так живет-поживает Язычок, наружу не выходит, боится простудиться. Однажды ночью разыгралась непогода, подул сильный ветер, зашумели деревья, пошел сильный дождь. Язычок проснулся и стал прислушиваться к звукам снаружи. Сначала он услышал, как ухает сова на : –u-u-u; как совсем близко пробежал отфыркиваясь ёжик – hf-hf-hf. Где-то далеко замычала корова –m-m-m; зарычала собака –r-r-r и загоготали гуси –g-g-g. Язычок спал и тихо дышал –h-h-h, и во сне он слышал, как стучит дождь по крыше –t-t-t.”. На протяжении остальных уроков Mr.Tongue будет приходить к учащимся и отрабатывать новые звуки.»

Такие сказки особенно хороши для детей чувствительных «сенситив», с богатым воображением, а также для «аудиалов» и «кинестетиков». Сказки хорошо запоминаются и вспоминаются даже через несколько лет.

  1. Ритмичные физкультминутки (action songs) – очень хорошо подходят для активных детей «кинестетиков», тем кому необходимо подвигаться. Если физкульминутку делать под музыку или видео, то она будет развивающей и для «аудиалов» и «для визуалов». В основном, такие физкульминутки признаются детьми начальной школы. Они могут быть использованы в начале урока, для включения детей в предмет, или в середине урока – для переключения детей с одной деятельности на другую и элемента релаксации. Также физкультминутки хорошо развивают фонематический слух и расширяют словарный запас.
  2. Работа с песнями и музыкой – является также важным элементом арт-педагогической технологии, особенно для «аудиалов» + «кинестетиков», поскольку песню можно не только послушать, но и пропеть, а также выполнить различные задания до, во время и после прослушивания песни. Многие песни хорошо запоминаются и вспоминаются детьми даже много лет спустя. Прежде всего, песни замечательно развивают фонетматический слух и способствуют развитию навыков аудирования. Песни также способствуют хорошему усвоению лексики и грамматики. Есть даже особые образовательные комплекты, направленные на отработку грамматического материала на основе песен. Напр., Singing Grammar или Grammar Rhymes.  Кроме того, песни могут быть использованы для изучения разных театральных и музыкальных жанров. Напр., моими учениками 5-го класса это было использовано при изучении темы «Басни Эзопа», когда мы преобразовали одну из песен, изученную ранее, создав музыкальный триллер.  Можно пойти дальше и дать задание драматизировать песню или написать свой вариант песни на заданную тему. Тут уже появляется вариант собственного творчества и возможность многим детям найти самореализацию.
  3. Пантомимы – хорошо использовать для отработки новой лексики – новых слов и словосочетаний. И в данном случае, первым для ответа тянут руку - «кинестетики», т.к. для них это лишняя возможность подвигаться и сменить обстановку. На начальном этапе при изучении алфавита дети-«кинестетики» с удовольствием будут изображать разные буквы при помощи своего тела. Буквы также можно рисовать в воздухе, перед тем как писать их в тетради, рисовать на спине друга. Дети постарше с удовольствием будут изображать разные существительные ли глаголы-действия.
  4. Ролевые игры, театр – очень подойдут для «аудиалов» и «кинестетиков». Хотя, тут практика показывает, что многие дети любят погрузиться в новый образ и разыграть диалог в необычной ситуации. Ситуации могут быть продуманы заранее учителем, так и придуманы самостоятельно детьми. Причем ситуации могут не только различаться ролями, но и местом действия (у доктора, в магазине или на улице), но и сменой стран (в России, в Англии или в Китае) и эпох (первобытные времена, в средние века, в будущем). Ролевые игры подразумевают парную, групповую и коллективную работу. Позволяют подключить ребят, которые испытывают проблемы в общении с одноклассниками, поэтому ролевые игры являются социально-значимым элементом арт-педагогики.
  5. Crafts (прикладное искусство) – очень хороши для «кинестетиков» и «визуалов», т.к. это возможность связать предметное содержание с творчеством детей, это прекрасная возможность сделать что-то своими руками и запомнить это. На начальном этапе можно попросить детей слепить буквы из пластилина и украсить их фасолем или горохом, красивыми пуговицами или бусинами. Это очень полезно оказывается для «кинестетиков», а также для детей, у которых проблемы с дисграфией. Пример: буквы. Позже при изучении лексических тем, прикладное творчество хорошо использовать на уроке или дома для закрепления изученного материала.  

Рисование и раскраски. Кроме того, к crafts можно отнести и рисование. При этом рисование может быть целенаправленным – нарисуй своего питомца и расскажи о нем, так и как средство для проверки качества усвоения пройденного материала – так называемые «арт-диктанты» или «арт-раскраски». Дети делятся на тех, кто любит рисовать и тех, кто рисовать не любит. И поэтому давать задания для ребят, которые не очень хорошо владеют этим навыком, порой бывает невозможно. Многие, к тому же, еще и стесняются того, что плохо рисуют. Очень часто это связано с негативным опытом, когда другие дети высмеивают «художества» ученика. И как раз в этом случае использование арт-раскрасок помогает учителю принести радость ученику от осознания того, что и он может справиться с этой художественной деятельностью. Нередко я использую свои собственные материалы, подготовленные специально к уроку. Часто это изображения – раскраски картинок изучаемых слов. Цель этих наработок не только познакомить учащихся с лексикой, но и использовать их как элемент арт-терапии для снятия напряжения и стресса, который может возникнуть во время урока. Дети всегда радуются таким небольшим картинкам и с удовольствием их раскрашивают. Особенно благотворно это влияет после выполнения контрольной работы, когда детям разрешается раскрасить картинки.

При этом, раскраски можно использовать не только для снятия стресса, но и при изучении лексики и грамматики, а также при обучении чтению, фонетики, орфографии и правилам правописания. Детей это раскрепощает и позволяет лучше усвоить новый материал. Напр., год назад мне встретилась серия замечательных пособий – раскраска для изучающих английский язык.

Примеры можно увидеть на слайде и на данных распечатках.

  1. Использование различных изобразительных картин – «визуалы» - рисование – «кинестетики»

Конечно, картины известных художников мы можем показывать при изучении конкретных тем для раскрытия содержания – напр. при изучении биографии выдающихся людей. Напр., при изучении темы «Биографии» на примере биографии Фриды Кало в 6 классе, я посчитала, что было бы неразумно прочитать биографию известной мексиканской художницы, не познакомившись с ее картинами. Вопрос встал в выборе содержания картин, с которыми стоило бы познакомить своих учеников, поскольку творчество Кало очень неоднозначно и порой шокирующе и изобилует сценами крови, ножей и людей в странных позах, поэтому для знакомства с творчеством художницы, я выбрала спокойные и нейтральные картины. Каков же был эффект данного знакомства, когда спустя пару недель, я узнала, что некоторым ученикам так понравился урок, что они решили продолжить знакомство с художницей и ее творчеством.

   Однако, нам не стоит дожидаться особого содержания, а необходимо использовать репродукции на различных уроках. При желании можно найти возможность использовать репродукции практически на каждом уроке. Учащихся начальной школы можно знакомить с картинами при изучении темы Животные или Семья и предлагая в качестве наглядности не мультяшных героев Диснея, а репродукции картин или хотя бы книжные иллюстрации известных детских художников.
  Дайте возможность детям знакомиться с картинами известных художников и направлениями живописи ненавязчиво, используя репродукции, как средство обучения. Напр., при изучении темы внешность и характер человека можно использовать разнообразные портреты и автопортреты художников. При изучении темы - семья – не обязательно использовать фотографии и иллюстрации в учебнике, а можно познакомить с представлениями о семье и  семейными традициями в различные эпохи и в разных странах, заодно познакомив с традиционными костюмами, внешним обликом изображенных людей и интерьером помещений. Или познакомить с праздником Масленица на различных полотнах  русских художников, при этом повторив или введя новую лексику по теме «Фестивали и праздники». Или развитии навыков письма, можно ученикам показать несколько картин с изображением людей, читающих письмо (пример) и попросить написать письмо им и представить, что на картине изображен момент, когда это письмо получено персонажем картины. Репродукции можно широко использовать на такие темы, как еда, профессии, времена года и погода, города и страны изучаемого языка и своей страны.

Репродукции картин можно даже использовать при изучении грамматики, например, сложной системы английских времен или модальных глаголов. Например, я использовала репродукции 3-х известных картин «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Не ждали» Ильи Репина и «Голубой домик» Бориса Кустодиева при повторении двух грамматических времен – Past Simple и Past Continuous. Мне показалось, что использование репродукций картин при изучении грамматики очень положительно сказывается на «визуалах». Но зачем? Дело в том, что многие грамматические правила изучаются «сухим» языком и грамматические времена порой бывает сложно представить. Особенно, времена группы Past.  Обсуждение и запоминание проходит хорошо для «аудиалов». А «визуалам» не хватает определенной наглядности, для того, чтобы понять смысл изучаемого явления. И репродукции картин могут в этом очень сильно помочь.

Я разделила учащихся на три группы и предложила каждой группе рассмотреть одну из трех картин и ответить на вопросы, написанные на карточке, а также постараться описать картину, используя ключевые слова. Рассматривая картину «Голубой домик» Кустодиева и отвечая на вопросы, учащиеся повторили, что время Past Continuous используется для описания определенного действия в прошлом. На карточке стоял вопрос: «Что люди на картине делали в 5 часов в субботу?» Другая группа учащихся, которая работала с картиной Репина «Не ждали» отвечала на вопрос: «Что люди делали, когда мужчина вернулся домой?» и, таким образом, они наглядно закрепили образ времени, как действия, происходящие в определенное время в прошлом и прерванного другим действием в прошлом. Ну, и наконец, третья группа учащихся, работающая с картиной «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, отвечала на вопрос: «Что люди делали, когда Везувий извергался?» и констатировали, что Past Continuous может использоваться для одновременно происходящих действий в прошлом.

Работу с репродукциями можно продолжить, интегрировав задания:

  • описать одежду и внешность людей в разные исторические эпохи;
  • написать письмо другу с описанием известных событий, происходящих на картине,
  • написать диалоги по картинке и драматизировать их;
  • составить предложения True / False по одной картине или составить предложения по разным картинам, а учащиеся должны сказать,  о какой картине идет речь;
  • прочитать или прослушать описание картины, не называя ее и попросить ее угадать,
  • дать проектное задание – узнать биографию художника и рассказать о нем.

Таким образом, подобрав репродукции известных художников, можно их использовать для реализации не только предметного содержания по английскому языку, но так же и для усвоения лексики, грамматики, развития навыков аудирования, чтения, письма и говорения.

В чем состоит преимущество, на мой взгляд, арт-технологий перед другими формами учебной  работы?

Во-первых,  практически каждый ребенок может стать полноправным участником  урока и для этого не требуется от него каких-либо специальных способностей (музыкальных, художественных, пластических), у каждого есть возможность проявить себя.

Во-вторых, в процессе участия  ребенок раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его и помочь.

В-третьих, арт-технологии позволяют повысить успеваемость и качество усвоения изученного материала и позволяет настроить работу по наиболее значимым каналам восприятия для всей группы учащихся.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка"

Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка" освещает вопросы, связанные с использованием современных педагогических технологий на уроках английского языка....

"Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка"

Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка из опыта работы....

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...

Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка.

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.Приоритетным на...

Использование современных педагогических технологий на уроке английского языка.

Использование современных педагогических технологий на уроке английского языка....

«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка в рамках ФГОС»

Статья о применении педагогических технологий на уроках английского языка...

Использование новых педагогических технологий на уроках английского языка как условие обеспечения современного качества образования

quot;Использование новых педагогических технологий  на уроках английского языка как условие обеспечения современного качества образования" - доклад на педсовете, в котором рассматривается т...