Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка.
статья по английскому языку на тему

Комагоркина Светлана Викторовна

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий

на уроках английского языка

(выступление на ШМО)

Выполнил:

учитель английского языка 1 кв.к.

МБОУ ООШ № 3

Комагоркина С.В.

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

   

Среди современных технологий, которые я применяю на своих уроках, хотелось бы отметить следующие:

- технология личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская);

- технология деятельностного метода (Л.Н.Алексашкин);

- информационно-коммуникационная технология.

Технология личностно-ориентированного обучения представляет сочетание обучения как нормативно-сообразной деятельности общества, и учения как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Содержание, методы, приемы обучения такого типа направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого школьника, помочь становлению личностно-значимых способов познания путем организации целостной учебной деятельности.

Урок строится на основе учебного диалога учителя и ученика, который направлен на совместное конструирование учебной деятельности. Учитываются при этом индивидуальные предпочтения ученика к содержанию, виду и форме учебного материала. Поощряется самостоятельное получение знаний и их использование в ситуациях, не заданных обучением. Выявляются способы учебной работы, устойчиво предпочитаемые учеником, что помогает педагогу определить индивидуальные особенности ребенка.

Одним из важных условий является дифференцированная форма обучения, наиболее благоприятная для развития данного ученика. Гибкие формы дифференциации позволяют фиксировать индивидуальные предпочтения ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы умственных действий.

Суммируя все вышеизложенное, выделим основные принципы личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской:

  • признание ученика носителем субъектного опыта;
  • личная значимость учения как источник развития;
  • учет избирательности ученика к предъявляемому материалу;
  • индивидуальный подход;
  • дифференциация обучения;
  • оценка процессуальной стороны усвоения;
  • признание ценности личности каждого ученика.

Руководствуясь названными принципами, создается вариант обучения, при котором через свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса, через включение субъектного опыта, проявление индивидуальности, через самопознание ученик осуществляет свое развитие.

Теперь определим характер деятельности учителя на данном уроке. Итак, личностно-ориентированным может считаться такой  урок, на котором педагог:

 

  • использует разнообразные формы, приемы и методы организации учебной деятельности, учитывающие  и обогащающие субъектный опыт учащихся;
  • обеспечивает мотивацию учебной деятельности, создает положительный эмоциональный настрой;
  • озвучивает не только тему урока, но и план деятельности на уроке;
  • строит отношения на основе поддержки, поощрения, создания ситуации успешности, формирует позитивную Я - концепцию учеников;
  • осуществляет дифференцированный подход, учитывая индивидуальные особенности развития и устойчивые предпочтения учащихся;
  • создает на уроке ситуации общения, позволяющие каждому учащемуся проявить инициативу, самостоятельность, использовать и развивать свои индивидуальные способности;
  • подталкивает ученика на нахождение своего способа работы (решения проблемы), организует поиск  наиболее рациональных приемов работы;
  • создает проблемные ситуации, использует творческие задания;
  • задавая домашнее задание, объясняет, что и как нужно делать, помогая учащимся выбрать наиболее рациональные способы его выполнения;
  • проводит рефлексию, то есть организует обсуждение учениками того, чему научились, что вызвало трудности, как удалось их преодолеть, что понравилось больше всего;
  • оценивает процесс достижения учеником определённых успехов, его персональный прогресс, дает краткий комментарий его работы на уроке и только потом выставляет отметку.

В деятельностном подходе выделяется результат деятельности, на что и нацелены стандарты второго поколения - развитие личности ребенка на основе УУД.

Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.

Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.

Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. Применима деловая игра (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия (спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями).

В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу.

 

Примеры методик парной работы:

1. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.

2.Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.

Примеры методов групповой работы:

1. Метод “учимся вместе”. В разнородных группах дети работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы.

2. Метод проектов. Учащиеся ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы.

Принципы деятельностного подхода:

  • Принцип минимакса – освоение материала на максимальном уровне и обеспечение усвоения на уровне минимума (государственного стандарта знаний).
  • Принцип деятельности –  заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а ищет их сам осознанно.
  • Принцип психологической комфортности – создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения.
  • Принцип вариативности – формирование учащимися способностей к выбору вариантов.
  • Принцип творчества – приобщение учеников к творческой деятельности.

Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.

Применение ИКТ в обучении иностранному языку является одним из эффективных средств, используемых на уроке.

Ученики, которые систематически работают с компьютерными программами, занимаются проектной деятельностью, повышают свое качество знаний.

Эффективность использования ИКТ:

  • Общекультурное развитие учащихся.
  • Совершенствование языкового уровня.
  • Индивидуализация обучения (дифференцированные задания).
  • Повышение мотивации в изучении иностранного языка.
  • Экономия расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы).
  • Эстетичность презентации учебных материалов.
  • Совершенствование процесса проверки работ учащихся.

Информационные технологии позволяют коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

Компьютер может быть эффективно использован при обучении  разным видам деятельности: аудированию, чтению, грамматике, устной речи и письму.

 

Обучение чтению. Этот вид деятельности, с помощью Интернета, может быть весьма разнообразным из-за наличия в нём множества текстов разных жанров. Прежде всего, использование он-лайн версий зарубежных газет. Для данной работы можно использовать следующие сайты: http://www.nytimes.com, http://www.timesonline.co.uk, http://www.bbc.com, http://www.foxnews.com.

Обучение устной речи является неотъемлемой частью работы с Интернетом. Главное - поощрять использование английского, а не родного языка. Глобальная сеть может предложить массу тем для обсуждения с красочным и постоянно изменяющимся иллюстративным материалом, то есть от самого учителя, целей и задач урока будет зависеть выбор темы для каждого нового занятия. С использованием сети Интернет можно организовать работу по любой теме, например - "Искусство". Учащиеся выбирают интересный им вид искусства, находят и изучают сайт, посвященный ему.

Обучение письму выглядит не менее органичным элементом работы с Интернетом, прежде всего из-за возможностей работы с электронной почтой.
Все виды текстов, писем, открыток, документов, обучение которым тоже является частью обязательной программы, в частности, и подготовки к ЕГЭ, можно не просто тренировать в классе, но и отправить домашние работы на электронный адрес учителя, что приблизит учебную ситуацию к реальной жизненной.

Обучение аудированию. Использование сети Интернет дает возможность в прямом эфире прослушать или увидеть интервью на английском языке с известным человеком. Сложность предлагаемых материалов должна подбираться с учетом возможностей группы, требований программы и необходимого уровня подготовки к ЕГЭ.

Наиболее эффективными формами работы с ИКТ является презентации в Power Point. Презентации удобны и для учителя и для учеников. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого  материала. Презентации, подготовленные к уроку, емкие по содержанию, яркие, запоминающиеся, рисунки,  анимации.

Так же особую роль занимает работа с программой Publisher. На уроке совместно с учащимися создаются, рекламные проспекты, изучается страноведческий материал, создаются буклеты о родном городе.

Электронный словарь соединяет в себе функции поиска интересующей информации, демонстрации языковых закономерностей и дает возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений. Чаще всего используются следующие словари:

Словарь Мюллера, AbbyyLingvo и словарь неологизмов английского языка.

Также можно использовать средства ИКТ  и во внеурочной деятельности. Одной из форм творческой работы школьников во внеурочное время является подготовка тематических докладов, рефератов, кроссвордов, ребусов, устных журналов, презентаций, а так же  участие детей в различных сетевых конкурсах.

Таким образом, организация учебно-воспитательного процесса на основе современных педагогических технологий с учетом психо-физиологических особенностей и личных интересов обучающихся, позволит добиться высоких результатов учебной деятельности.

Именно от учителя в первую очередь зависит то, каким будет школьное образование, какими будут наши выпускники, каким будет наше будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка"

Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка" освещает вопросы, связанные с использованием современных педагогических технологий на уроках английского языка....

"Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка"

Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка из опыта работы....

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...

Использование современных педагогических технологий на уроке английского языка.

Использование современных педагогических технологий на уроке английского языка....

«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка в рамках ФГОС»

Статья о применении педагогических технологий на уроках английского языка...

ГБОУ школа №371 Московского района Санкт-Петербурга Статья по теме " Использование современных педагогических технологий на уроке английского языка (из опыта работы)"

Статья по теме  "  Использование современных педагогических технологий на уроке английского языка (из опыта работы)"...

Опыт использования современных педагогических технологий на уроках английского языка на начальном и среднем этапах обучения

Данная статья посвящена использованию разнообразных современных педагогичских технологий на уроках английского языка в начальной и преимущественно средней школе, благодаря которым процесс обучения ста...