Организация практического обучения на занятиях иностранного языка с целью развития общих компетенций в условиях реализации ФГОС
статья

Падалкина Елена Михайловна

Общие компетенции – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.Общие компетенции – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.

В процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык» в колледже  у обучающихся формируются  общие компетенции ОК1 – ОК9.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ok._doklad_maksimova_padalkina.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Организация практического обучения на занятиях  иностранного языка

 с целью развития общих компетенций в условиях реализации ФГОС

Формирование ОК 2, ОК 3 И ОК 9

Перед современным специалистом стоят новые цели и задачи: он должен обладать как высокой квалификацией, так и способностью самостоятельно мыслить и профессионально развиваться. Практика показывает, что общие компетенции, как и профессиональные формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы студент оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.

Общие компетенции – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.

В процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык» в колледже  у обучающихся формируются  общие компетенции ОК1 – ОК9.

Мы рассмотрим ОК 2, 3 и 9.

Падалкина Е.М.

Формирование компетенции ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество  на занятиях по иностранному языку происходит с учётом определённых трудностей, с которыми студенты сталкиваются при поступлении в технический колледж:

- обучающиеся имеют разный уровень и различную подготовку по иностранному языку;

- слишком маленькая мотивация, либо отсутствие таковой;

- изучению иностранного языка выделяется слишком мало времени, всего 2 -3 часа;

- студенты не понимают для чего им необходимо изучение иностранного языка.

Для мотивации студентов используются современные технологии:

- технические средства обучения, при чем важно не просто преподавателем использовать эти средства, но и научить обучающихся работать с ними самостоятельно;

- использовать аудио- и видеоматериалы;

- компьютерные программы, интернет;

- организовывать ролевые и деловые игры, проектную деятельность.

        Формирование данной компетенции на занятиях происходит при помощи использования упражнений репродуктивного характера: воспроизводящие, тренировочные, имитационные (лексико-грамматические, фонетические упражнения – в течение всего периода обучения); упражнений продуктивного характера: творческие задания (защита рефератов, докладов, исследовательских и проектных работ и др.); имитационных ситуаций, элементов ролевых и деловых игр (составление и обыгрывание профессиональных ситуаций по темам: «Устройство на работу», «Моя будущая профессия», «На заводе»); всех видов самостоятельной работы (тесты по лексике и грамматике, проверочные задания по чтению, письму, аудированию и др.). Кроме того ОК. 2 формируется при выполнении практических заданий  в ходе занятий (составление рассказов, диалогов и полилогов, мини-сочинений, заполнение таблиц, лексических опор (“fishbone”) и др.).

       Развитие ОК. 2 при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы направлена на ориентирование студентов на участие в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства, технического перевода, подготовка докладов, рефератов; выполнение домашнего задания любого типа, работа по индивидуальному заданию. Виды самостоятельной работы при формировании данной компетенции делятся на следующие группы: направленные на овладение знаниями (работа с электронно-информационными ресурсами и ресурсами сети Интернет); направленные на закрепление и систематизацию знаний  (работа над учебным материалом с помощью учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей, обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.), выполнение тестовых заданий всех видов); направленные на формирование умений (решение задач и упражнений по образцу или инструкции, решение ситуационных задач; работа с компьютерными программами, составление презентаций, аудио-видео материалов, подготовка к деловым играм, создание проектов, составление кроссвордов и др.).

Максимова М.Р.

Формирование компетенции ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность осуществляется при помощи использования на занятиях методов и приёмов проблемного обучения (проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация); метода  кейсов  (поиск и решение конкретной проблемной ситуации); поиска учебной информации при изучении самостоятельно осваиваемых вопросов; применения  методов самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных знаний, взаимоконтроля при выполнениип/р, с/р, к/р, тестов; элементов игр и упражнений («снежный ком», «установи соответствие»,  «мозговой штурм», составление синквейнов,  обыгрывание профессиональных ситуаций);  различных видов проектной деятельности, предусматривающих развитие исследовательских, поисковых и творческих навыков и  позволяющих интегрировать знания из различных областей при решении одной проблемы (прежде всего исследовательские и практико-ориентированные проекты); практических работ поискового и исследовательского характера. Данная компетенция формируется у обучающихся при изучении следующих тем: «Защита окружающей среды»,  «Колледж.  Выбор профессии», «Профессионально-ориентированные тексты», где студенты учатся самостоятельно работать со специальной литературой для получения профессиональной информации, оформлять деловую переписку, вести беседу. С целью повышения качества подготовки специалиста, активизации познавательной деятельности применяются активные формы и методы обучения (ролевые  и деловые игры), традиционные методы: объяснительно-иллюстративные (объяснение, беседа), репродуктивные (упражнение, работа с текстом), проблемное обучение (урок-дискуссия).

В рамках заданий самостоятельной внеаудиторной работы  необходимо давать не только задания, которые требуют использования стандартных методов решения, но и творческие работы, позволяющие студенту проявить себя, найти свой путь решения, продемонстрировать преподавателю свои умения, знания, своё видение решения проблемы.

Развитию  ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельностиспособствуют привитие студентам навыков научных исследований применительно к избранной специальности, пробуждение интереса к тенденциям развития новых технологий  и познанию нового. Студенты изучают и обсуждают инновации в профессиональной деятельности (доклады, сообщения  по инновационным направлениям развития профессиональной области, презентации, проекты, исследовательская работа, выполнение творческих заданий), сравнивают уровень своей работы с уровнем остальных обучающихся, анализируют свои слабые и сильные стороны, делают  соответствующие выводы и находятся  в курсе изменяющихся условий и направлений развития, применяют полученные в процессе обучения компетенции в профессиональной деятельности.

Таким образом, при формировании общих компетенций перед преподавателем стоит задача повышения эффективности и качества подготовки специалистов за счёт формирования содержания и организации обучения. Современные технологии и методы обучения дополняют традиционные методики, помогают совершенствовать и оптимизировать учебный процесс, делают урок более интересным, способствуют формированию у студентов самостоятельности в определении задачи профессионального и личностного развития. Используя их на уроке и во внеурочной деятельности, преподаватель стремится достичь одной цели в обучении – практическому владению иностранным языком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развивающего обучения как средство развития конкурентноспособной личности в условиях реализации ФГОС НОО

Раскрыть понятие "конкурентноспособность"Эффективность использования деятельностных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности....

Развитие одаренности обучающихся в условиях реализации ФГОС начального общего и основного общего образования

Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. В любом человеке могут расцвести сотни неожиданн...

Практико-ориентированный подход как важнейший фактор повышения эффективности и качества обучения, а также формирования общих компетенций в условиях реализации ФГОС .

В данной статье обоснована актуальность практико-ориентированного обучения и намечены цели и задачи педагога по раализации данного подхода в образовательном процессе....

Внедрение современных педагогических технологий, применение системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия реализации ФГОС второго поколения.

Цель: показать значимость внедрения современных педагогических технологий и применения системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия ...

Выступление на семинаре школы-интерната «Преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности программ начального общего и основного общего образования в условиях реализации ФГОС» (29. 03. 2018)

О результатах диагностические работы по русскому языку и читательской грамотности с  целью исследования готовности и адаптации учащихся 5-ых классов к обучению в основной школе....

Преемственность в обучении русскому языку и литературе между начальным и основным общим образованием в условиях реализации ФГОС

Проблема преемственности обучения между начальным и основным общим образованием, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной. Понятие «преемственност...