Подготовка к ГИА по английскому языку. Из опыта работы
статья по английскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Шабрацкая Татьяна Геннадьевна

Подготовка к ГИА из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_gia_po_angliyskomu_yazyku._iz_opyta_raboty.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ГИА по английскому языку. Из опыта работы

Популярность экзамена по английскому языку заметно выросла в последние годы. А если вспомнить о том, что не за горами то время, когда этот экзамен будет обязательным для всех, то поиски наиболее эффективных способов подготовки учащихся становятся очень актуальными. Бесспорно, отправной точкой по подготовке к ГИА являются кодификаторы и рекомендации к выполнению заданий, разработанные Федеральным Институтом Педагогических Измерений. Существует масса других изданий, где даются дополнительные подробные разъяснения к выполнению различных типов заданий. Тем не менее немаловажен и личный опыт учителя, его находки. В моей педагогической копилке тоже есть такие находки, и хотелось бы ими поделиться.

Начнем по порядку. Конечно, к старшим классам учащиеся должны обладать довольно большим багажом знаний, но они зачастую разрозненные, «разбросанные». При подготовке к экзамену мы, по большому счету, должны собрать эти разрозненные знания воедино, систематизировать их. И первый шаг к этому – ознакомление учащихся с кодификатором. В нем четко указано, сколько разделов в материалах экзамена, как они квалифицируются по уровню сложности, какие знания будут проверяться. Все это способствует более целенаправленному процессу подготовки.

Немаловажно детально изучить рекомендации к выполнению всех разделов, особенно обращая внимание на то, сколько времени предполагается на выполнение того или иного задания. При этом стоит напомнить ученикам, что рекомендации – это не догма, и время можно варьировать. Например, задания на грамматику можно научиться выполнять быстро, не вникая детально в содержание текста, а сэкономленное время использовать на написание письма и сочинение. На этом чуть позже остановимся подробнее.

После того, как основные установки даны, можно приступать к практике. На первом этапе очень важно провести первый пробный экзамен как можно раньше, чтобы и учитель, и сами учащиеся знали исходный уровень знаний, чтобы можно было проанализировать сильные и слабые стороны каждого ученика и дать индивидуальные рекомендации.

Чтобы оценить результативность занятий по подготовке, необходимо вести карту достижений учащихся. Такой мониторинг позволит отслеживать количество и качество выполненных заданий.

Что касается организации и проведения самих занятий, то здесь возможны различные их формы и комбинации. Конечно, первые несколько вариантов нужно выполнить совместно с учителем. При этом наиболее эффективна проработка 2-3 однотипных заданий из разных вариантов. Затем подобные задания учащиеся выполняют самостоятельно с последующим анализом ошибок. Периодически необходимо проводить пробный экзамен, используя варианты из различных источников. Кстати, пособие Е. С. Музлановой «ЕГЭ за 30 дней: Английский язык: Экспресс-репетитор» построено именно таким образом: сначала идет повторение грамматического материала и отработка определенных типов заданий, каждое пятое занятие – вариант пробного экзамена. Но наиболее приближены по уровню сложности к реальным экзаменам в 9 и 11 классе задания на сайте ФИПИ, сайте Гущина и в изданиях ФИПИ.

Теперь поговорим подробнее об особенностях выполнения различных типов заданий. Начнем с того, что результат в каждом из них зависит в первую очередь от словарного запаса учащегося. Чтобы его расширить,  в процессе самоподготовки необходимо пользоваться словарем, стараться делать дословные переводы. Но во время экзамена учащийся должен полагаться лишь на свои знания и языковую интуицию, уметь «обходить» незнакомые слова, чтобы они не мешали общему пониманию содержания текста. Также нужно научиться сопоставлять слова и выражения из прослушанного или прочитанного текста с синонимами, данными в задании. Это важно для базовых заданий разделов «Аудирование» и «Чтение».

В заданиях на аудирование и чтение более высокого уровня сложности, основанных на связных текстах, необходимо учитывать логику повествования, так как каждый последующий вопрос связан с предыдущим по смыслу и вытекает из общей концепции текста. Это поможет выбрать более логичный ответ из нескольких предложенных.

Задание 11 (11 класс) предполагает заполнение пропусков частями предложений. Для успешного выполнения этого задания важно найти фрагмент, который подходит к тексту по смыслу и структурно. Сначала следует проанализировать предложение с целью определить, какая часть предложения выпущена (придаточное предложение, дополнение, обстоятельство и т. д.). Во многих случаях содержание подсказывает верный ответ, а  синтаксис предложения подтверждает его. Также подсказкой могут служить знаки препинания и заглавные буквы.

Задания на проверку грамматических и словообразовательных навыков сходны в 9 и 11 классах (с той разницей, что в 11 классе более широкий выбор грамматических времен глаголов). В задании на грамматику требуется преобразовать прилагательные, числительные, местоимения или глаголы. Прилагательные преобразуются в сравнительную степень при наличии слова than (чем) после прилагательного, или в превосходную, если есть определенный артикль the перед прилагательным. Количественные числительные меняются на порядковые. И здесь важно помнить слова-исключения и нетипичные случаи преобразования у прилагательных  и числительных (например, happy – happier, happiest, bad – worse, worst, one – first и т. д.). Местоимения могут преобразоваться в притяжательные (или абсолютную форму притяжательных), косвенные или возвратные местоимения. Сложнее всего выполнять задания на различные видовременные формы глагола, поэтому эти предложения необходимо читать особенно внимательно, чтобы понять, какой использован залог, длительное, кратковременное или завершенное действие описывается и в каком времени. Очень подробные комментарии на этот счет даются в пособии под редакцией М. В. Вербицкой «Единый государственный экзамен. Английский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся».

В задании на словообразование прежде всего нужно научиться определять, какая часть речи требуется в предложении и, исходя из этого, образовывать новое слово с помощью соответствующего суффикса. Если дана та же часть речи, какая и требуется, то чаще всего необходимо подобрать отрицательный префикс, чтобы получилось слово с противоположным значением.

В 11 классе есть еще одно задание на контроль лексико-грамматических навыков, где учащиеся должны выбрать один из четырех предложенных вариантов на место пропущенного слова (чаще всего это предлоги, вводные слова, сходные по значению слова). Это задание сложное, потому что нужно знать множество фразовых глаголов, устойчивых выражений, точное значение и случаи употребления близких по значению слов. Успех в выполнении этого типа задания возможен лишь при многократной отработке и заучивании наиболее часто встречающихся случаев.

Требования к написанию письма примерно одинаковы в 9 и 11 классе, но в 11 классе объем на 20 слов больше. Это обусловлено тем, что в 9 классе не нужно задавать три вопроса. В остальном это задание базового уровня оценивается по одним и тем же критериям: содержание, организация текста, языковое оформление текста. Чтобы было легче выполнять это задание, более рационально будет заранее продумать вступительную и завершающую часть письма и писать их всегда одинаково. В этом случае время будет сэкономлено, так как сочинять придется только основную часть письма.  Следует обратить внимание учащихся на то, что в 11 классе лексика (в частности, слова-связки) должна быть более разнообразной.

Создание развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения в 11 классе – это задание высокого уровня сложности. Чтобы справиться с ним, важно в первую очередь познакомиться со структурой сочинения и прочитать несколько образцов на разные темы. Хорошим упражнением может быть подбор аргументов и контраргументов относительно различных утверждений на русском языке. При этом учащиеся должны понимать, что выбор той или иной позиции не влияет на оценивание, главное, чтобы эта позиция была аргументирована. Чтобы повествование было более логичным, важно запомнить слова-связки для введения первых аргументов, противоположной точки зрения, контраргументов, установления причинно-следственной связи и т. д. При написании тренировочных сочинений на английском языке учащиеся должны стараться самостоятельно проверять свою работу и исправлять ошибки. Также они должны помнить, что сочинение проверяется на текстовые совпадения, поэтому не рекомендуется заучивать тексты наизусть.

Задание на чтение текста вслух в 9 и 11 классе оценивается примерно одинаково, но в 11 классе допускается меньшее количество ошибок и дается меньше времени. Во время подготовки в первую очередь нужно проговорить вслух незнакомые слова, имена собственные, числительные. Если слово встречается учащемуся впервые, он должен прочитать его, опираясь на правила чтения. Читать рекомендуется в среднем темпе, чтобы были не слишком заметны паузы перед сложными словами.

Диалог-расспрос отличается в 9 и 11 классах. В 9 классе учащиеся должны дать ответ на вопросы, которые задает компьютер. При этом им следует научиться максимально использовать лексику из вопроса, перестроив ее структурно. Кроме того, нужно обратить внимание учащихся на то, что в разных вариантах часто встречаются вопросы, близкие по сути. Например, повторяется вопрос о том, как подростки в нашем регионе относятся к тому или иному аспекту жизни. В 11 классе учащиеся сами формулируют вопросы, поэтому они должны знать структуру различных типов прямых вопросов.

Монологическая речь в 9 классе предполагает высказывание по определенной теме с опорой на три пункта плана. Чтобы получить максимальное количество баллов за это задание, учащимся нужно сказать примерно по три предложения на каждый пункт, плюс по одному вступительному и заключительному предложению. Отталкиваться опять же следует от той лексики, которая есть в задании.

В 11 классе два задания на монологическое высказывание: описание фотографии и сравнение двух фотографий. Описывая фотографию, необходимо следовать пяти пунктам плана, которые одинаковы для всех вариантов. Поэтому можно заранее прописать и выучить заготовки по некоторым пунктам и использовать их всегда (например, где и когда сделана фотография, почему вы ее сделали и почему решили показать другу). Различаться будут лишь пункты, где нужно описать, кто или что изображено на фотографии, и что происходит.

Сравнивая две фотографии, учащиеся должны знать, что тема, объединяющая эти фотографии, дается в четвертом пункте, где просят высказать ваши предпочтения относительно той или иной ситуации. Рамочные клише, вводные предложения и слова-связки следует выучить заранее. Важно помнить, что оба монолога должны заканчиваться завершающей фразой.

Конечно, есть много других источников с рекомендациями по подготовке учащихся к экзамену, но надеюсь, что и в данной статье читатели найдут новую и  полезную информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны

В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...

Подготовка к ЕГЭ по английскому языку. Из опыта работы.

Данный материал содержит краткую характеристику основных форм и методов для подготовки к экзаменам....

Использование инновационных методик подготовки к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы учителя русского языка и КНЯ Писчиковой Е.Ю.)

Язык тесно связан с мышлением, его природа и связи обуславливают изучение языка как многогранной материи, посредством которой человек способен выразить свои чувства, мысли, переживания. В современном ...

Статья "Подготовка учащихся 7-го класса к ВПР по английскому языку (из опыта работы)"

Всероссийская проверочная работа по английскому языку в 7 классе нацелена на определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Основная цель ВПР по английскому языку - выявить урове...

Исследовательская работа в 9 классах по теме «История средств массовой информации» на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Александровой Ирины Владимировны.

Исследовательская деятельность, это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, ...