Формирование навыков смыслового чтения (статья)
статья по английскому языку

Асташкина Татьяна Викторовна

Порядок подготовки текста для смыслового чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:


Формирование навыков смыслового чтения в работе с текстом на уроках английского языка

Проблема понимания смысла текста особенно значима именно сейчас, в тот момент, когда многие школьники, которые выросли в современном компьютерном мире, не могут понять не только суть классического литературного текста, но и просто верно уяснить и воспроизвести формулировку задания, текста.

Результативность чтения – это возможность к тому, готовы ли школьники воспринимать информацию из текста. Другая существенная составляющая прочитанного текста – это уметь размышлять о  прочтенном. Помимо акцента в представлении и запоминании разных элементов текста, необходимо принимать во внимание, способность подростков предоставлять прочтенному своюсобственную оценку. Именно навык смысловой переработки текстовой информации в наши дни информационного «взрыва» во многом гарантирует эффективную социализацию человека.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, выделяется значимость обучения смысловому чтению, и замечается, что чтение в нынешнем информативном мире носит «метапредметный» или «надпредметный» характер, и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.), наряду с многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.

Цель такого чтения является максимально точно и полно понять содержание текста, выявить все части и осмыслить полученную информацию. Это внимательное вчитывание и осознание смысла благодаря анализу текста. Когда ребенок владеет таким видом чтением, то у него лучше развивается устная речь и речь письменная.

Можно сделать вывод, что чтение это одна из наиболее важных частей речевой деятельности и в процессе обучения ему нужно уделять особое внимание. Но очень часто появляется проблема подбора и создания специальных заданий, направленных на обучение чтению. Из-за этого, в своей работе пытаюсь находить такие задания к текстам для работы на уроках, которые помогут заинтересовать учащихся интересным, разнообразным и эффективным чтением текста.

Порядок подготовки текста для смыслового чтения на уроке:

1. Прочитайте текст, выделите в нем основную информацию.

(описание событий, героев, места и времени действия и т.д. (о чем?))

2. Определите какую роль данный текст займет на уроке (в большинстве случаев для поиска решения проблемы) введение нового лексического материала, развитие речевых умений. Основная цель текста – извлечение нужной информации.

3. Четко сформулируйте задания для работы с текстом до начала чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.).

4. Определите в тексте места для остановок во время чтения. (Где? Зачем?) прокомментируйте лексику (синонимы, словообразование, фразовые глаголы, модальные глаголы, новые ЛЕ)

- можно остановиться для дальнейшего прогноза текста;

5. Сформулируйте основной смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения основного задания к тексту. (основная идея, главная мысль, выражение своего мнения, приведение примеров из жизни)

Этапы работы с текстом

При работе с любым текстом известно 3 основных этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

Существуют определенные приемы и стрaтегии рaботы на кaждой cтaдии.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Основная зaдача на первом этaпе – суметь замотивировать учащихся прочитать текст

Цель – суметь развить у учащихся умение предполaгать, прогнозировaть cодержание текстa по его названию, фaмилии авторa, иллюстрации к тексту. Здесь необходимо не забывать про одно самое важнoе прaвилo: вся подготовительная рaбота над текстом не имеет права касаться его основного содержания, в противном случае учащимся будет скучно его читать, из-за того, что ничего нового для себя они в этом тексте уже не обнаружат.

Задания этого этапа:

- учащиеся должны прочитать заголовок текста, рассмотреть иллюстрации к нему (если имеются) и высказать свои предположения о теме и содержании текста.

- учащимся могут использовать свои знания по теме, которой рассказывается в тексте (по их мнению), и задать себе вопрос: «Что я знаю по этой теме? Что я мог увидеть, услышать, прочитать об этом вопросе?»;

- записывают основное слово заголовка (или полностью заголовок) и составляют схему, которая состоит из ассоциаций, возникающих у них ещё до прочтения данного текста;

- читают начальные предложения абзацев и стараются называть вопросы, о которых пойдет речь в тексте

- учащиеся выписывают новые слова и словосочетания. (Слова и словосочетания даны с переводом.) Не читая текст, могут говорить, о чем может идти в нем речь.

На этом этапе можно использовать такие задания:

  • «Мозговой штурм» ("Brain Storming”)
  • прогнозирование (по портрету, картине)
  • прогнозирование по ключевым словам
  • таблица «З–Х–У»
  • верные и неверные утверждения
  • ассоциативный ряд
  • карта памяти (“Mind-Map”)

Прогнозирование по портрету, картине

Перед учащимися кладется портрет персонажа или картина, примерно описывающая основную идею теста. Задача учащихся описать предполагаемые событие, либо героя этого текста.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель текстового этапа – понимание и оценка текста.

Основной задачей на этом этапе считается обеспечение полного восприятия текста. Это стадия осмысления, где учащиеся знакомятся с текстом.

Этот этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют прямо во время прочтения текста. Именно здесь развиваются коммуникативные умения чтения.

Задания этапа:

1. В первый раз учащиеся читают текст самостоятельно с установкой проверить свои предположения, сделанные до прочтения.

2. При следующем прочтении этого текста учащиеся решают разные коммуникативные задачи:

- выделяют основную информацию по содержанию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сделал);

- придумывают заголовок к тексту,

- заполняют пропуски,

- находят верные/неверные утверждения,

- соотносят иллюстрации с предложениями из текста,

- выполняют логическую группировку предложений,

- делят текст на части

- составляют план текста;

- определяют основные слова в каждой из частей текста;

- особо выделяют незнакомую для себя информацию и уточняют значение новых лексических единиц, которые нужны для точного понимания текста;

- устанавливают связи между частями текста;

- перечитывают важные моменты текста, задавая вопрос «Что этим хотел сказать автор?»;

- выписывают из текста основные факты, цитаты, характеристики героев, раскрывают их;

- обдумывают свои первоначальные соображения по мере поступления новой информации.

3. Разговор по основному содержанию текста, чтение вслух на выбор. Ответы на характерные вопросы, в чём совпадают и в чём не совпали начальные предположения по теме, содержании текста, про развитие событий, про героя.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Целью этого этапа является понимание соответствия или различия между своим первоначальным представлением и представлением автора. То, как учащийся понял смысл этого текста.

Эту стадию следует назвать рефлексия. Здесь наша задача научить детей полноценным монологическим и диалогическим высказываниям. То есть, умению четко и грамотно выразить свою мысль и вести диалог. На этом этапе нужно использовать содержание текста для развития умений школьников выразить свои мысли как в устной речи, так и в письменной речи.

Обдумывая свои ответы, учащиеся должны понять каким образом они додумались до этого ответа. В этом случае размышление начинается как индивидуальный процесс (учащиеся составляют вопросы, представляют новую, вычитанную информацию в виде таблицы, либо схемы) и заканчивается дискуссией, коллективным обсуждением под руководством учителя.

Основной задачей здесь считается полное понимание данного текста.

Задания этапа:

- Смысловая беседа по тексту.

- Коллективное обсуждение прочитанного текста, дискуссия по нему.

- Выявление основной идеи текста

- Работа с учебником, другими источниками (словарями).

- Работа с заголовком текста, иллюстрациями. Беседа по основному смыслу заголовка. Демонстрация учащимся готовых рисунков. Соотнесение образа художника с читательским мнением.

 Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности обучающихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы (дискуссия, ролевая игра, презентация, опрос мнений, письмо, сочинение, резюме, эссе, стихотворение).

На этом этапе мы используем следующие задания

  • синквейн
  • возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
  • достраивание кластера из ключевых слов
  • ответы на поставленные вопросы
  • организация устных и письменных круглых столов
  • организация различных видов споров
  • написание творческих работ.

На данном этапе можно организовать спор, дебаты, ролевую игру, презентацию, провести опрос мнений, написать письмо, сочинение.

Делая вывод, можно сказать, что у учителя есть в арсенале огромный комплект методов и приёмов работы для обучения чтению, при выборе которых необходимо опираться на цель занятия, тип выбранного для чтения текста и этап работы с ним.

Использование на уроках ИЯ подобных методов и приемов очень эффективно и дает неплохие результаты также способствует формированию УУД. Ученик переходит из стадии «зазубривания» к сознательному и целенаправленному осмыслению информации, ее передаче, что должно привести к развитию познавательных навыков.

Литература:

1. Власова Е.Б. Развитие критического мышления на уроках английского языка. ИЯШ № 3, 2010

2 .Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку. М.: Просвещение, 1991. 285 с.

3. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. М.: Академия, 2004. 333 с.

4. Морозова Л. Ю. Работа с учебными текстами на уроке иностранного языка в условиях перехода на ФГОС ОО. Из опыта работы // Школьная педагогика. — 2015. — №1. — С. 31-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...

Формирование навыков смыслового чтения

В презентации представлена одна из форм работы с небольшим  текстом на уроке...

Формирование навыков смыслового чтения в процессе преподавания русского языка и литературы

Работа содержит методические рекомендации по формированию смыслового чтения не только на уроках русского языка и литературы, но и на других учебных предметах. А также рекомендации по работе с родителя...

Статья "Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка"

Статья актуальна в свете требований ФГОС и показывает основные приёмы работы с текстами на уроках английского языка....

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...