ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья по английскому языку

Бантурова Оксана Александровна

Аннотация. В статье представлен опыт работы по активизации лексики на уроках английского языка, приведены примеры лексических упражнений, характерных для каждого этапа работы над лексикой в средней школе.

Ключевые слова: словарный запас, лексика, семантизация, коммуникативная компетенция, иностранный язык,  беспереводные и переводные способы семантизации, лексические игры, лексическая единица (ЛЕ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК – 372.881.111.1

Бантурова О.А.,

учитель английского языка 1кв. категория,

МБОУ Мотовиловская СШ

Арзамасский район

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье представлен опыт работы по активизации лексики на уроках английского языка, приведены примеры лексических упражнений, характерных для каждого этапа работы над лексикой в средней школе.

Ключевые слова: словарный запас, лексика, семантизация, коммуникативная компетенция, иностранный язык,  беспереводные и переводные способы семантизации, лексические игры, лексическая единица (ЛЕ).

Banturova O. A.,

 teacher of English 1Q. category,

 MBOU Motovilovskaya secondary school  

Arzamas district 

EFFECTIVE METHODS AND TECHNIQUES FOR EXPANSION OF STUDENTS’ VOCABULARY AT THE ENGLISH LESSONS

Annotation. The article presents the experience of the activation of vocabulary at the English lessons, provides examples of  lexical exercises typical for each stage of work on vocabulary in secondary school.

Key words: vocabulary, vocabulary, semantisation, communicative competence, foreign language, untranslat and translated methods of semantisation, lexical games, lexical unit (LU).

  Роль лексики для овладения иностранным языком очень важна, ведь именно лексика передает непосредственный предмет мысли. Недостаточный словарный запас вызывает чувство неуверенности у учащихся и нежелание говорить на иностранном языке. Знать слово - значит знать его формы, значение и употребление. Говоря о формах слова, имеют в виду его звуковую форму, без которой невозможно правильно понять слово на слух и адекватно озвучить его самому, а также графическую форму, без которой слово не будет узнано при чтении и не сможет быть написано. Что касается значения, то в английском языке, как и в любом другом, слова могут иметь несколько значений.  Успешное развитие коммуникативной компетенции невозможно без прочных знаний в области лексики, ибо с её помощью происходит приём и передача информации. В связи с этим на занятиях по английскому языку я уделяю серьёзное внимание работе над лексикой.

        К основным этапам работы над лексикой относятся: I) ознакомление с новым материалом (включая семантизацию), II) первичное закрепление, III) развитие коммуникативной компетенции на основе изученных лексических единиц (ЛЕ).

I) Ознакомление с новой лексикой и раскрытие значения слова (семантизация) может осуществляться различными способами, которые принято объединять в две группы:

а) беспереводные 

б) переводные способы семантизации.

К беспереводным способам семантизации относятся:

  1. демонстрация предметов, жестов, действий, картин, рисунков и др.;

В своей работе я широко использую слайды, фотографии, рисунки, таблицы и сами предметы.  Этот способ применяется для раскрытия значения слов, обозначающих реальные предметы, например, еда или мебель, или названия профессий, описание людей, действия или занятия (виды спорта и глаголы движения). С помощью этого способа легко организовать взаимодействие учеников. Например, ряд картинок, изображающих различные виды спорта служит для объяснения таких терминов, как skiing, skating, climbing и т.д.

2) раскрытие значений слов на иностранном языке, для чего могут использоваться:

а) определение (дефиниция) — описание значения слова;

Например, задание из УМК «Enjoy English» (8 класс):

Упр. 35 Стр. 13 Match the words and descriptions:

  1. a planet, 2) a galaxy, 3) the Solar System, 4) a spaceship, 5) space, 6) the universe.
  1. … is all space and everything that exist in it.
  2. … is a huge group of stars and planets.
  3. … is a place far above the Earth where there is no air.
  4. … is a rocket or other vehicle that can travel in space.
  5. … is a large, round object that goes round a star.
  6. … is the Sun together with the planets going round it.

б) перечисления, например: Dogs, cats, cows, horses, pigs are animals.

в) семантизация с помощью синонимов или антонимов;

Примером может служить задание из УМК «Rainbow English» (4 класс).

Упр. 7 Стр.117. Найди и соедини слова с противоположным значением.

1) morning                                                    a) white

2) dirty                                                          b) summer

3) black                                                         c) clean

4) winter                                                       d) evening

г) определение слова на основе контекстуальной догадки, знания фактов, например: Columbus discovered America in 1492.

д) определение значения слова на основе его внутренней формы. Например, известная основа и знакомые словообразовательные элементы: слова, сходные по написанию и звучанию в родном языке: patriot и др.

Также примером может служить задание из УМК «Rainbow English»

 (7 класс) Упр. 10 Стр. 52 Which of these words are international?  Write them down.

  1. comedy       4) sport         7) book
  2. shop            5) thing         8) telephone
  3. centre          6) comfort     9) house

II) Для первичного закрепления лексики может быть использован следующий прием работы  - а) использование лексических карточек

(разработан Ткач Н.Л): в клеточки прямоугольника вписаны слова; как правило, рядом с ними помещены соответствующие картинки. В четвертой клеточке сделан кармашек, в который вложен лист бумаги, закрывающий написанное слово.

Вот пример такого прямоугольника:

Good                                   White

Bad                                   (Black)

Он используется для фронтальной работы. Данный прямоугольник помещается на доску и ребятам предлагается назвать слово, которое можно поместить в четвертую клетку. Еще один пример:

Fine                         small        

Nice                        (little)

Я прошу учеников угадать слово в четвертой клетке и сравнить слова в первой и второй клетке. Затем спрашиваю, как такие слова называются в русском языке, дети отвечают - синонимы. Соответственно, я прошу подобрать слова-синонимы к данным английским словам.

б) шкалы

Например, рисуем график на доске  и пишем три ориентировочных слова. Затем, я раздаю ученикам карточки со словами из списка:

Awful, dreadful, not particularly good, so-so, brilliant, mildly amusing, a bit boring, quite good, pretty good, superb, quite funny, fabulous, great.

Прошу каждого ученика найти данное слово в словаре, если возникают трудности, и определить его место на шкале. В ходе обсуждения в группах необходимо выработать единый вариант. Правильный вариант записывается в тетради и отражается на доске.

        К переводным способам семантизации относятся:

1)  замена слова (словосочетания или оборота) соответствующим эквивалентом родного языка;

2)  перевод — толкование, при котором помимо эквивалента на родном языке учащимся сообщаются сведения о совпадении (или расхождении) в объеме значения.

         Важно при этом не злоупотреблять использованием перевода при раскрытии значений новых слов. Это снижает интерес и мотивацию учеников. Теряется чувство радости от изучения иностранного языка. Однако не следует полностью забывать о применении перевода и использовать его в разумных пределах.

III) Для развития коммуникативной компетенции на основе уже изученных ЛЕ я применяю на своих уроках следующие упражнения:

  а) Рифмовки, стихи, песни

     Изучение лексических единиц происходит в игровой форме, что способствует комфортному состоянию учащихся на уроке. У детей обычно неустойчивое внимание. Поэтому в плане урока я стараюсь предусматривать виды работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение. Разучивание рифмовок, стихов отвечает возрастным и психологическим особенностям детей. Они легко заучиваются, обладают такими признаками, как ритмичность, звуковая повторяемость. Разучивание стихов доставляет детям удовольствие. А то, что пережито эмоционально положительно, надолго остаётся в памяти, оставляя след в сознании ребёнка. Благодаря рифме легко активизируются в устной речи лексико-грамматические структуры. В подлинном песенном материале часто встречаются целые фразы и отдельные лексические единицы, характерные именно для разговорной речи.

На данном сайте http://www.agendaweb.org/songs-exercises огромный выбор песенного материала в формате видео как для маленьких, так и для школьников по-старше, nursery rhymes, поп-музыка, особый интерес представляет раздел Learn English songs-exercises, где во время прослушивания песни выполняется задание и сразу же выдается результат.

б) "Цепочка слов"

Эта игра также универсальна и интересна для учащихся. Например, я начинаю цепочку, произнеся  такое словосочетание: 'an old house'. Затем предлагаю первому ученику заменить в нём прилагательное, например: 'a beautiful house'. Далее прошу второго ученика заменить в новом словосочетании существительное, например: 'a beautiful girl' и т.д. Учащийся, не нашедший подходящего слова, выбывает из игры, а цепочку продолжает следующий участник. Задание продолжается до тех пор, пока в нём не останется один победитель.

в) Текстовый диктант

Учитель диктует текст, который был отработан с учащимися на уроке, или незнакомый текст с проработанной лексикой. Учащиеся записывают текст по возможности точно. После текста можно предложить дополнительные лексические или грамматические задания

г) "Подарки"

Для подготовки к проведению данной игры, нужно разрезать лист формата А4 на количество частей, равных количеству учеников в конкретном классе.

На уроке я раздаю по одной карточке каждому игроку и прошу написать на ней дату своего рождения. Затем собираю карточки, хорошо перемешиваю их и снова раздаю чистой стороной вверх. А  участникам игры я предлагаю написать на них то, что каждый хотел бы получить в качестве подарка на свой день рождения. Когда все будут готовы, Игрок А переворачивает свою карточку и спрашивает, например: 'Whose birthday is on the twenty-fourth of September?'. Игрок, написавший эту дату, отвечает: 'This is mine!'. Тогда Игрок А передаёт ему карточку, например с такими словами: 'I'm giving you a bike!'. После этого, "счастливый хозяин велосипеда" переворачивает карточку, доставшуюся ему при второй раздаче и т.д. Желательно проводить эту игру в конце занятия, потому что у детей обычно вызывает бурное обсуждение, кто кому и что подарил!

д) Кроссворд и word search

Кроссворд на английском языке – это головоломка, представленная в виде сетки слов, пересекающих друг друга по горизонтали и вертикали. Отвечая на вопросы или описательные определения кроссворда, учащиеся получают слова, которые и вписывают в сетку. По правилам, ответами могут быть только существительные в именительном падеже и единственном числе. Но в настоящее время можно встретить любые новшества в этой игре со словами. На сайте http://a4esl.org/ имеются кроссворды любой сложности с подсказками.

На сайтах http://www.english-4kids.com/games.html огромнейший выбор онлайн-игр для тренировки и закрепления лексического материала.

         Для запоминания лексики очень важно активное участие всех видов памяти: зрительной, которая тренируется путем чтения и написания слов; слуховой, которая развивается при восприятии иностранного языка на слух и в процессе устной речи; моторной, участие которой связано с работой органов речи и актом письменной фиксации слов, и, наконец, логической, при помощи которой происходит полное осмысление и всестороннее продумывание усвоенного материала.

         При проектировании занятий по активизации лексики я придерживаюсь теории великого русского педагога К.Д.Ушинского, который писал, что для прочного запоминания чего-либо необходимо «чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус приняли участие в акте запоминания. При таком дружеском содействии всех органов в акте усвоения - вы победите самую ленивую память».

Список литературы

1. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку / Пособие для учителей России. - Oxford University Press, 2011.

2. Кривобокова И.Я., Лотарева Т.В. Некоторые приемы работы над лексикой  / И.Я. Кривобокова, Т.В. Лотарева// ИЯШ. -2011. -№2. - с. 53-55.

         3. Кувшинов В.И. О работе с лексикой на уроках английского языка  / В.И. Кувшинов // ИЯШ. - 2015. - №5. - с. 20-24.

         4. Кузнецова Т.М. Этапы работы над словом (Из опыта работы над лексикой) / Т.М. Кузнецова// ИЯШ. - 2011. - №5.- с.88-94.

          5. Мачхелян Г.Г. Современную лексику в учебный процесс /Г.Г. Мачхелян // ИЯШ. - 2009. - №6. - с. 54-59.

         6. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие. / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. - Минск: Высшая школа, 2016. –

 248 с.

         7. Очерки методики обучения чтению на иностранном языке / Под ред. И.М. Бермана, В.А. Бухбиндера. - Киев, 2007. - с.130

8. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе  / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 2011. - 287 с.

         9. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций /пособие для студ-в пед. вузов и учит-й. / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2012. - 239 с.