Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему
Данная статья обобщает опыт работы учителя школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи над лексикой и обогащением словарного запаса учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_gmo.odt | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Макурова Л.В., учитель русского языка и литературы школы-интерната 5 вида
г. Подольска
В современном мире, где дети взрослеют быстро, школа призвана помочь ребёнку обрести уверенность в себе, найти верные ориентиры. В связи с этим всё большее значение приобретают личностно-ориентированные технологии, рассматривающие ребёнка в школе как полноценную человеческую личность, являющуюся субъектом, а не объектом в педагогическом процессе. Опираясь на эти технологии, я могу выделить три основных принципа в своей работе:
- Принцип успешности.
- Принцип доверия и поддержки.
- Принцип творчества.
Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию личности, собственного «Я».
Я стараюсь создать ситуацию успеха для ученика, поддержать его, так как каждый ребёнок должен иметь внутреннее ощущение собственного благополучия.
Вера в ребёнка, поддержка его устремлений к самореализации должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю. Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о сильных сторонах своей личности.
Для реализации этих принципов я стараюсь организовать активную познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка.
Главная задача уроков русского языка состоит в том, чтобы научить школьников правильному, умелому и сознательному использованию речевых средств. Это задача многогранная и нелёгкая. На уроках мы работаем со словом. Слово — это строительный материал для предложения, для связных высказываний. От чёткого понимания значения слова зависит успех обучения русскому языку. Ни одного урока русского языка не должно проходить без введения новых слов, без работы над значением слова и сферой его употребления.Чтобы сделать эту работу более эффективной, я использую проблемно-поисковый метод.
Согласно системе Е.Н.Ильина, идти к учащимся надо не только с темой урока, но и с проблемой.
Чтобы добиться активной мыслительной работы учащихся, необходимо вызвать у них потребность в знаниях. Потребность в знаниях возникает в том случае, когда на пути ученика появляются препятствия, затруднения, преодолеть которые без необходимых для этого сведений он не может.Это вытекает из самой природы познавательной деятельности, ибо
«деятельность...по самой сущности этого понятия есть непременно борьба и преодоление препятствий...никакая деятельность немыслима без препятствий, без стремления преодолеть их и без действительного преодоления их» (К.Д.Ушинский). Создание проблемной ситуации вынуждает учащихся к применению других приёмов: анализа и синтеза, сопоставления, обобщения и др.
Проблема поставлена.После этого ученики отсылаются к соответствующему параграфу учебника (или его части), изучают его, делают выводы.
Если же проблема выдвигается при повторении или закреплении материала, то в её решении учащиеся опираются на уже имеющиеся у них знания.
Иногда проблемные вопросы могут быть поставлены в конце урока, и тогда они служат своеобразным домашним заданием. При этом учащимся рекомендуется ознакомиться с различными источниками ( статьями, учебником), в которых освещается затронутая проблема.
Работая над словарным запасом учащихся, я вижу, что многие ученики не понимают значения даже распространённых слов или не умеют правильно выражать свои мысли. Поэтому регулярно провожу лексическую работу с таким заданием: дать толкование слов, отмеченных в наших учебниках для заучивания. Особенно часто к работе с толковым словарём я привлекаю учащихся, которым трудно усваивать программу.
Работая над расширением словарного запаса учащихся, рассматриваем условия употребления слова, его возможную лексическую сочетаемость с другими словами. Ученики узнают, что одни слова имеют широкую сочетаемость, другие — узкую.
Учитывая рассматриваемое свойство слов, учитель показывает учащимся возможные лексические связи того или иного слова.
Процесс овладения словом состоит из двух стадий: одна из них — знакомство со значением слова, другая — усвоение и практическое овладение особенностями его использования.Поэтому словарную работу я обычно провожу в самом начале урока.
Известно, что чем большим количеством анализаторов воспринимается изучаемое, тем прочнее оно запоминается. Поэтому словарная работа организуется таким образом, что в усвоении каждого нового слова активное участие принимают зрительная, слуховая, моторная память и сознание.
Изучение каждого нового слова складывается из следующих шести основных моментов.
- Предлагаю найти в орфографических словарях новое трудное слово, например, «традиция». Ребята вчитываются в него, всматриваются, запоминают. « Обратите внимание на третью букву» ,- советую я. Идёт запоминание графического образа слова (как слово видится ).
- Если есть необходимость, объясняется лексическое значение слова.
- Затем дети чётко проговаривают слово; запоминается его слуховой образ ( как слово слышится ).
- После этого я пишу слово на доске, а ученики — в тетрадях. Запоминается рукодвигательный образ слова ( как оно пишется). Отмечается ударный слог, подчёркиваются буквы, которые обозначают звуки в слабой позиции и потому требуют особого внимания.
- Далее объясняю, почему слово пишется так, а не иначе. Я говорю, что слово «традиция» по своему происхождению связано с латинским глаголом традо - «передаю». Традиция — это обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
- Для закрепления подбираются и записываются однокоренные слова, производится элементарный лексический и словообразовательный анализ. Запись слов сохраняется на доске в течение всего урока. При подведении итогов урока не забывается и новое трудное слово.
Среди слов с одними и теми же словообразовательными элементами есть так называемые активные,т.е. часто употребляемые, и пассивные. «Активные» слова записываются в словарики, включаются в тренировочные упражнения, закрепляются, повторяются. «Пассивные» же лишь называются, даются как бы мимоходом.
Например, при изучении темы «Заимствованные слова» можно рассказать учащимся о том, что слова «портфель», «транспорт», «паспорт», «рапорт» по своему происхождению связаны с латинским глаголом «порто» - «несу, перемещаю».Все эти слова можно записать в словарики и включать в тренировочные упражнения. А слова «портупея», «портмоне» только называются и кратко поясняются.
Гораздо больше времени и внимания , чем на обычном уроке, я могу уделить работе над лексикой при подготовке учащихся к обучающему изложению. Самая большая трудность в этой работе — составление языкового комментария. При составлении его учитывается и предыдущая языковая работа, проведённая в классе. Составляя языковой комментарий, я пользуюсь определённым планом.
- Уточнение значений слова.Объяснение значений незнакомых слов. Подбор однокоренных слов.
- Правильность и точность выбора слова. Составление синонимического ряда, чтобы на основе стилистического эксперимента показать целесообразность того слова, которое выбрано автором.
- Выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и объяснение причин их употребления в данном тексте.
- Предупреждение возможных лексических ошибок ( стилистически неоправданной тавтологии, лишнего слова и т.д.)
- Соответствие использованной лексики жанровым особенностям текста.
- Значение и роль фразеологизмов. Выделение устойчивых словосочетаний. Объяснение их значений.
Помогают в работе над лексикой Рабочие тетради по русскому языку Г.А.Богдановой для 5 — 9 классов. Здесь предложены самые разные виды работ: объяснить лексическое значение слов, подобрать синонимы, антонимы, найти « третье лишнее» и т.д.
Очень интересны учащимся такие задания:
*Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике.
ОЧИ, ЧЕЛО, ЛАНИТЫ, УСТА, ЩЁКИ, ГЛАЗА, ГУБЫ,ЛОБ,
ПЕРСТ, БАТАЛИЯ, ГЛАГОЛЕТ, ГОВОРИТ, ПАЛЕЦ, БИТВА,
БРАДОБРЕЙ ПАРИКМАХЕР
Не секрет, что в разделе «Лексика и фразеология», изучаемом в школе, минимальное место занимает изучение иноязычной лексики и её заимствование современным русским языком. Но, хотим ли мы этого или нет, наш язык постоянно пополняется заимствованными словами.
Овладение нормами написания, правильного употребления в речи таких слов должно быть для обучающихся не целью обучения, а средством достижения личностно значимых целей. В данном случае – стать всесторонне развитой личностью, умело оперирующей словарным запасом современного русского языка.
В 5 классе на уроках по изучению заимствованных слов учащимся представляю презентации по теме «Активный и пассивный словарь современного русского языка», «Адаптация заимствованных слов в русском языке», из содержания которых учащиеся узнают о словах-иностранцах, которые уже ушли и забылись вместе с предметами, встречаются сейчас только в литературе (буфы, стек, букли), а многие появились сравнительно недавно (менеджер, колледж, тинейджер). Другие заимствования так прочно вошли в наш язык, что мы считаем их «своими» (зонтик, автомобиль, метро). Учащиеся с удивлением узнают, сколь много иностранных языков приняло участие в обогащении русского языка.
На данном этапе к работе подключается учитель английского языка, который по моей просьбе рассказывает учащимся о фонетической адаптации английских слов в русском языке.Речь идёт о словах "принтер", "интервью", "рейтинг", "пейджер", "шоу" , "офис", "спикер"и т.д.
При изучении темы «Род несклоняемых существительных» обращаю внимание на правописание окончаний прилагательных, которые относятся к несклоняемым существительным (большая часть – это заимствованные слова.)
На доске запись:
Великолепн… кофе, широк… авеню, мо… кредо, больш… шимпанзе, металлическ… жалюзи, интересн… интервью, пышн… жабо.
Находим вместе с учащимися в словосочетании главное слово, определяем, что это несклоняемое существительное. Учащиеся дописывают окончания прилагательных, пользуясь словарями в случае затруднений.
Такая работа ведет к закреплению навыков правописания слов, умению определять род несклоняемых существительных.
C большим интересом учащиеся разгадывают кроссворды. Они помогают быстрее в процессе коллективной работы запоминать лексическое значение и правописание заимствованных слов.
На доске даны слова:
Иллюминация, комментатор, кристалл, металл, программа, телеграмма, терраса, территория.
Удвоенные согласные в них выделены красным цветом.
Проговариваем вслух все слова.
Далее даётся толкование каждого слова. Записываем их определения в тетрадь.
Рисунок кроссворда. Удвоенные согласные в нем уже вписаны. Учащиеся по одному выходят к доске и находят «место» для каждого из слов в кроссворде.
Такие виды работ на уроках русского языка применимы при изучении практически всех тем, изучаемых в курсе русского языка в школе. Они помогают обучаемому быть мобильным и заинтересованным в успехе своего труда, способствуют развитию социальных навыков, обогащают словарный запас обучаемого, а знания становятся действительно значимыми для ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иванова Н.В. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.
Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач школьного курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь,...
Презентация на тему "Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"
Данная презентация рассказывает о системе работы учителя по обогащению словарного запаса учащихся школы-интерната 5 вида, о формах работы на уроках и подготовке учащихся к написанию экзаменационного и...
Использование тестов для расширения словарного запаса учащихся на уроках английского языка.
Отвечая всем основным психологическим и дидактическим принципам, тесты все шире и шире используется при изучении иностранных языков. Однако, слишком большой упор делается на так называемые «контролиру...
Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка
Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь, учеба в коллед...
Методика обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка
В статье освещена методика словарной работы по обогащению лексики учащихся, выделены различные типы упражнений...
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В статье представлен опыт работы по активизации лексики на уроках английского языка, приведены примеры лексических упражнений, характерных для каждого этапа работы над лексикой в средней шк...
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА с учетом требований ФГОС 3 поколения
Автор: учитель английского языка МБОУ «Средняя школа им. А.А. Леонова», Сухорукова Елена Дмитриевна, г. Гагарин, Смоленская область.Аннотация. В статье представлен опыт работы по акти...