Использование тестов для расширения словарного запаса учащихся на уроках английского языка.
методическая разработка по английскому языку по теме

Луневич Ирина Николаевна

Отвечая всем основным психологическим и дидактическим принципам, тесты все шире и шире используется при изучении иностранных языков. Однако, слишком большой упор делается на так называемые «контролирующие» тесты и часто игнорируется возможность использования обучающих и тренировочных тестов. Это, в частности, касается работы по введению и закреплению лексики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование тестов для расширения словарного запаса учащихся на уроках английского языка.

В настоящее время тесты занимают очень важное место в процессе изучения иностранного языка. Для этого существует несколько причин.

 Во-первых, в связи с подготовкой учащихся к сдаче международных экзаменов и ЕГЭ возникает необходимость постоянной тренировки в выполнении различных тестов, что поможет учащимся «набить руку» в данном виде деятельности и успешно справиться с экзаменационными тестами.

Во-вторых, тесты, являясь сравнительно новым видом учебной деятельности, нередко заменяют многие упражнения ("drills") и становятся эффективным средством для повышения мотивации учащихся. Использование тестов на занятиях и дома способствует появлению у них новых целей и интересов. Положительные эмоции, которые учащиеся получают от осознания правильно выполненного теста, очень благоприятно сказывается на всем учебном процессе.

В-третьих, работа с тестами предполагает включение учащегося в активную мыслительную деятельность, так как, сопоставляя, анализируя различные языковые структуры в тестах, учащиеся тем самым проделывают сложные речемыслительные операции. Это, прежде всего, относится к развитию языковой догадки, без которой невозможна реальная коммуникация.

И, наконец, тесты очень экономичный вид учебной деятельности, так как их выполнение не занимает много времени. Их можно выполнять индивидуально, в парах или всей группой.

Отвечая всем основным психологическим и дидактическим принципам, тесты все шире и шире используется при изучении иностранных языков. Однако, слишком большой упор делается на так называемые «контролирующие» тесты и часто игнорируется возможность использования обучающих и тренировочных тестов. Это, в частности, касается работы по введению и закреплению лексики.

Наглядным примером обучающих и тренировочных тестов может служить серия "English Vocabulary in Use" Michael McCarthy, Felicity O'Dell, Cambridge University Press. Вся серия комплекса составлена таким образом, что левая часть разворота страницы наглядно объясняет некое языковое явление, тогда как справа даны тесты для его закрепления.

Если обратиться к семантизации новой лексики, то, как утверждают многие методисты, очевидно преимущество беспереводного метода. Семантизация с использованием различных способов словообразования позволяет ввести слово в определенную парадигму, что способствует установлению более прочных парадигматических связей данного слова, а также повторению уже изученных слов, которые входят в эту категорию. Развитие умения угадать слово по отдельным его элементам связано с комбинаторными способностями учащихся. «Последнее же можно улучшить путем систематической работы по восполнению слов по их частям и на восполнение пропущенных элементов фразы».] Догадка по контексту, дефиниция и семантизация при помощи синонимов и антонимов, безусловно, помогает не только более глубокому пониманию значения слова, но и расширению всего словарного запаса учащихся.

Все вышеперечисленное наводит на мысль о том, что многие виды существующих контролирующих тестов могут эффективно использоваться при изучении и закреплении лексики. Обратимся к основным видам тестовых заданий.

I. Задания на множественные соответствия (Multiple Matching). Например:

1. Соотнесите глаголы с существительными, чтобы получить устойчивые словосочетания. Возможны несколько вариантов.

apply for

part-time

take

a job

make

overtime

do

business

work

full-time

look for

a day off

Go to

work

a lot of money

2. Соотнесите слова из трех колонок, чтобы получить устойчивые словосочетания.

get

sick

hunter

have

a head

line

work

a pay

income

work at

income

time

work as

a managing

job

pay

flexi

pay

an assembly

director

a nine-to-five

rise

regular

tax

3. Соотнесите предлоги с существительными, чтобы получились названия популярных мест отдыха.

in

the country

at

the seaside

on

a river

by

(the) sea

the mountains

a lake

a forest

Этапы выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте задание, чтобы понять, что от вас требуется.
  2. Просмотрите все слова или словосочетания и постарайтесь вспомнить то, что вам уже известно.
  3. Соотнесите оставшиеся части, принимая во внимания коллокацию, предлоги и т.д. Воспользуйтесь словарем, если это необходимо.

II. Задания на множественный выбор (Multiple Choice). Учащиеся должны ответить на вопрос, выбрав из нескольких вариантов ответа (2-4), только один из которых является правильным. Например:

Заполните пропуски в предложениях, выбрав правильный вариант ответа из четырех предложенных.

1. The dolphin is one of many_________species of marine animals in our oceans.

A. frightened В. threatening С. endangered D. scary

2.If you have nowhere else to stay, I can________        for a few nights.

A. put you in В. put you up С. put you through D. put you by

The road was so______that I could hardly control the car.

A. slippery В. sticky С. smooth D. ice

Этапы выполнения задания:

  1. Прочитайте предложение, чтобы понять его смысл. Постарайтесь предугадать правильный ответ, не заглядывая в перечень множественного выбора.
  2. Прочитайте варианты ответов и отбросьте заведомо неправильные варианты.
  3. Проанализируйте оставшиеся варианты с точки зрения грамматики, коллокации и т.д. Воспользуйтесь словарем, если это необходимо.

Тесты типа Multiple Choice очень эффективны для изучения коллокаций, а также для расширения словарного запаса в целом, так как учащимся приходится активно пользоваться словарем во время их выполнения.

III. Задания на восстановление в тексте пропущенных слов (Open Cloze). Например:

1. Прочитайте текст и подумайте, какое слово лучше всего подходит для пропусков. Используйте только одно слово в каждом пропуске.

Dear boys and girls!

Welcome to Panington Zoo, one of the oldest and largest of England's parks. Our

Zoo______________ in. 1923. We have more than hundred________of wild animals_________________.        About 70_________animals  live at the Zoo now.

We ______________the living things and give them the future they deserve (заслуживают).

Look at the Chilean flamingos! They are stretching their beautiful wings _____________.

Here are Midas and Jamna, our pair of lions.

You can_________our Volunteer Team (команда добровольных помощников)

who work all around the Zoo. They___________of our_____________park.

Welcome to Panington Zoo! It's worth visiting. Your visit will be _____________.

Этапы выполнения задания:

  1. Прочитайте весь текст, чтобы понять его основной смысл.
  2. Обратите внимание на слова, которые стоят непосредственно перед и за пропуском и решите: какая часть речи должна быть в пропуске, является ли это слово частью устойчивого словосочетания, является ли это слово частью фразеологической единицы
  3. Убедитесь в том, что слово, которое вы вставили, логически и грамматически вписывается в текст. Воспользуйтесь словарем, если это необходимо.
  4. Избегайте заполнения пропусков словами, которые стилистически не подходят к тексту.

IV. Задания на словообразование (Word Formation)

Fill in the gaps. Translate the words

1) business- a businessman

….. – a sportsman

Police – a ………

Fire – a ………

2) to work – a worker

To teach – a………

…… - a writer

To manage - a…….

To sing – a…….

To…… - a dancer

3) poetry – a poet

Architecture –an……….

……… - a musician

Politics – a …….

Scientist – a……..

…….. – an artist

Этапы выполнения задания:

  1. Определите, какая часть речи нужна, чтобы заполнить пропуск.
  2. Вспомните части речи, характерные для данной части речи.
  3. Определите по контексту, имеет ли слово положительное или отрицательное значение.

Такие тесты дают возможность изучать и закреплять способы словообразования, являясь очень эффективным средством для расширения словарного запаса учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что вышеперечисленные типы тестовых заданий являются эффективным средством изучения иностранного языка, так как они способствуют интенсификации речемыслительного процесса, помогая расширять и углублять активный и пассивный словарь учащихся.

Литература:

1. Мельчина О.П. «Использование тестов для расширения словарного запаса учащихся» М, 2009, МИОО Современные подходы к обучению иностранным языкам.

2. Миролюбов А.А. «Методика обучения иностранным языкам как педагогическая наука», М. 2002

3. Клычникова З.И. «Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке», М. Просвещение 1983.

4. Соловова Е.Н. «Методика обучения иностранным языкам», М. Просвещение 2002.

5. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку (Пособие для учителей России), Oxford University Press.

6. Соловова .Е Н.,. Солокова. И.Е."State Exam Maximiser" Pearson Longman, 2008.

7. Вербицкая M.B., Махмурян K.C. «ЕГЭ по иностранным языкам на все 100!», Macmillan Publishers Limited, 2009.

8. УМК “Enjoy English” 5-6 класс.

Приложение .

5 класс УМК “Enjoy English”.

Test «Learning more about each other»

« Progress check»

  • Choose the right answer:

  1. To interview someone is _______.
  1. to give an interview
  2. to read an interview
  3. to ask somebody questions
  1. A vet is__________.
  1. a driver
  2. a doctor
  3. an office worker
  1. Sociable or _________.
  1. traditional
  2. talkative
  3. independent
  1. We are all different, old and young, black and white  - but we are family, caring and ________family.
  1. talkative
  2. international
  3. cruel

5)  I am clever, beautiful, sociable and all my friends agree with these my ________.

  1. thoughts
  2. characteristics
  3. feelings

6) Pop stars usually ______ to many correspondents.

  1. giving and interview
  2. give the interview
  3. write an interview

  1. Bodyguarding  is a very ________ job.
  1. interesting
  2. dangerous
  3. typical

  1. A  person who looks after people when they are ill is ______.
  1. a doctor
  2. a vet
  3. a nurse
  1. A person who works with books is ______.
  1. a librarian
  2. a lawyer
  3. a farmer
  1.  A person who helps people with the law is______.
  1. a housewife
  2. an office worker
  3. a lawyer

  1.   A person who works on the farm or on the fields is______.
  1. a driver
  2. a farmer
  3. a businessman

  1.  I like to play guitar, it’s my __________.
  1. job
  2. hobby
  3. way
  1.  _____is very useful for health.
  1. listening to music
  2. watching TV
  3. sport
  1. _____is for intelligent people .
  1. cooking
  2. going to the theatre
  3. taking photos

  1.  _____ wears a bullet-proof vest .
  1. a fireman
  2. a bodyguard
  3. a vet
  1. Аre you going to take part in the Russian-English students’_____?
  1. party
  2. exchange
  3. examination
  1.   Some members of your football ______are giving an interview to a youth magazine.
  1. group
  2. family
  3. team
  1.  A good housewife must be _____.
  1. clever
  2. hospitable
  3. independent
  1.  London taxis are called ____.
  1. red cabs
  2. black cabs
  3. white cabs
  1.  Let’s___a picnic at the weekend.
  1. make
  2. arrange
  3. stay
  1. Good ____ ! I hope you win the race.
  1. luck
  2. chance
  3. wish
  1. I’d like to invite a_____ of students to visit us.
  1. invitation
  2. group
  3. form
  1. My sister ____for the educational and social programmes.
  1. was responsible
  2. arranged
  3. started
  1. Where will they ____ their Christmas holidays?
  1. travel
  2. spend
  3. go
  1. How  many ____ languages do you learn at school?
  1. foreign
  2. interesting
  3. heavy
  1. The weekend is  _______.
  1. seven days
  2. Saturday and Sunday
  3. holidays
  1. The programme is_____.
  1. an invitation letter
  2. an actors diary
  3. a plan for doing something
  1. Will you _____ our society of young scientists?
  1. enjoy
  2. join
  3. come
  1. What _____ of people are they?
  1. character
  2. king
  3. kind
  1. Lynn ____ television every evening.
  1. watches
  2. locks
  3. looks

keys: 1c; 2b; 3b; 4b; 5b; 6b; 7b; 8c; 9a; 10c; 11b; 12b; 13c; 14b; 15b; 16d; 17b; 18c; 19b; 20a; 21a; 22c; 23b; 24a; 25b; 26a; 27b; 28c; 29b;30a.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иванова Н.В. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач  школьного курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь,...

Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Данная статья обобщает опыт работы учителя школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи над лексикой и обогащением словарного запаса учащихся....

Презентация на тему "Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"

Данная презентация рассказывает о системе работы учителя по обогащению словарного запаса учащихся школы-интерната 5 вида, о формах работы на уроках и подготовке учащихся к написанию экзаменационного и...

Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь, учеба в коллед...

Методика обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка

В статье освещена методика словарной работы по обогащению лексики учащихся, выделены различные типы упражнений...

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье представлен опыт работы по активизации лексики на уроках английского языка, приведены примеры лексических упражнений, характерных для каждого этапа работы над лексикой в средней шк...

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА с учетом требований ФГОС 3 поколения

Автор: учитель английского языка МБОУ «Средняя школа им. А.А. Леонова», Сухорукова Елена Дмитриевна, г. Гагарин, Смоленская область.Аннотация. В статье представлен опыт работы по акти...