Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Аникеева Ольга Борисовна

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач курса русского языка.

Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь, учеба в колледже, чтение книг, газет, журналов, слушание радио, просмотр телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые слова. Среди незнакомых слов могут быть те, которые употреблять не стоит из-за их грубого, вульгарного значения. Задача учителя – помочь учащимся овладеть той частью пассивного словарного запаса, которая допустима при общении.

Несмотря на то, что русский язык является родным для большинства детей и на нем они говорят с рождения, правильно, четко, лаконично изложить мысль могут немногие. Отсюда вытекает вторая задача, стоящая перед учителем – научить использовать имеющийся словарный запас с максимальной пользой.

В данной работе представлены упражнения, которые можно использовать для обогащения словарного запаса и обучения умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами. Эти упражнения применимы не только на уроках, посвященных непосредственному изучению лексики как раздела науки о языке, но и на уроках различной тематики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Слово является центральной единицей языка. Оно не только несет разнообразную семантическую информацию, но и, занимая место в предложении, коммуникативной единице, обеспечивает речевое общение людей.

Каждый человек – взрослый и ребенок – владеет лишь частью лексики своего языка, и эта часть является его личным словарным запасом. Лексикон современного школьника пополняется за счет окружающей жизни и средств массовой информации. Далеко не каждое слово из пассивного запаса переходит в активный словарный запас, и это препятствует решению коммуникативных задач. Чем богаче словарный запас человека, тем точнее, ярче, выразительнее будет его речь, тем быстрее он добьется цели, которую ставит, начиная общение.

Если в конце прошлого века словарный запас школьника старших классов составлял в среднем 15-20 тыс. слов, то сейчас ученые озабочены тем, что современные дети вполне обходятся 2-3 тыс. словами русского литературного языка, заменив все остальные англицизмами, жаргонизмами и сленгом.

Поэтому обогащение словарного запаса учащихся – важнейшая задача курса русского языка. Можно выделить две цели обогащения словарного запаса:

  1. количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов;
  2. обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.

Обе эти цели можно реализовать не только на специальных уроках изучения лексики и фразеологии. Работа по обогащению словарного запаса должна продолжаться и при изучении фонетики, морфологии, орфографии, синтаксиса, стилистики. Огромную помощь в этом оказывают упражнения, которые можно разделить на два типа:

  1. лексические упражнения (направлены на осознание значения слова, что очень важно для обогащения словарного запаса);
  2. синтетические упражнения, с помощью которых одновременно решается несколько задач (основаны на принципе взаимосвязи различных разделов курса русского языка).

Упражнения первого типа можно применять на любом уроке в качестве «лексической пятиминутки», а упражнения второго типа привязаны к изучению той или иной темы.

Наиболее простыми являются лексико-семантические упражнения, цель которых – выяснение значения слова. Для первокурсников мною составлена серия словарных диктантов, которая включают наиболее употребительные иноязычные слова из разных областей знаний, начиная со всем известных «горизонт», «винегрет» и заканчивая достаточно редкими «импичмент», «толерантность». Каждое слово отрабатывается: запись на доске, постановка ударения, обозначение орфограмм, объяснение лексического значения (при затруднении учащиеся дома выписывают из словаря значение слова и составляют с ним предложение). На следующем уроке проводится словарный диктант: сначала в традиционной форме (с отработкой ошибок), потом в форме обратного (учащиеся по лексическому значению определяют исходное слово и записывают его) и этимологического диктанта (сообщается только дословный перевод слова: «быстрая нога» - велосипед, «китайское яблоко» - апельсин, «закон желудка» - гастроном). И, конечно, в работе мы используем диктанты из слов, относящихся к отдельной специальности («ТО и ремонт автотранспорта»: аккумулятор, карбюратор, трансмиссия; «Банковское дело»: конъюнктура, пролонгация, эмиссия и т.д.). Такие виды работы со словами активизируют мыслительный процесс, способствуют углублению знаний (в том числе и по другим языкам), расширяют кругозор, заставляют задуматься над значением слова и его употреблением в речи. В зависимости от уровня подготовки группы можно начать подобную работу с более простых заданий, например:

Прочитайте в толковом словаре словарные статьи к следующим словам: хоккей, фигурист, стадион, олимпиада, рефери, раунд. Составьте предложения с этими словами.

Игра «Эрудит». Раскройте значение слов в следующем предложении: «Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть». (В. Г. Костомаров).

Игра «Переводчик». Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими? (Ваши аргументы убедительны. Все работали с энтузиазмом. При проверке было выявлено немало дефектов.)

Аукцион «трудных слов». Проводится устно. Побеждает тот, кто последним назовет слово с указанным в задании признаком. (Например: Назовите слова, имеющие в своем составе исторический корень ЧАР- в значении «волшебство, колдовство». Очаровать, очарование, очаровательный, чародей, разочаровать, разочарование).

Игра «Бумеранг» воспитывает у студентов внимание и быстроту реакции: ребятам необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово и «возвратить» его преподавателю. Найди синоним: простой человек(бесхитростный), простая задача (лёгкая), простая истина (прописная), беспокойный человек(неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный).

При изучении паронимов полезны упражнения на соотнесение слова и его значения с последующим составлением словосочетаний и предложений:

Бережный

Бережно относящийся к имуществу, расчётливый, экономный.

Бережливый

Такой, которого оберегают; который бережётся.

Береженый

Заботливый, внимательный и осторожный.

Повторяя антонимы, можно предложить студентам заполнить подобные таблицы (к каждому словосочетанию подобрать антоним):

Мягкий

воск

(застывший)

диван

(жесткий)

свет

(яркий)

приговор

(суровый)

голос

(грубый)

характер

(волевой)

грунт

(плотный)

хлеб

(черствый)

Огромные возможности для реализации творческих способностей и преподавателя, и студентов дает работа по созданию и активизации фразеологического запаса.

Начинать работу нужно с упражнений по определению лексического значения фразеологизмов. Потом задания усложняются: найдите синонимичные словосочетания; подберите фразеологизмы-синонимы или антонимы (бить баклуши – считать ворон; попасть впросак – сесть в лужу).

Необходимо также предусмотреть задания на составление предложений с фразеологическими конструкциями, которые помогут учащимся избежать ошибок в лексической и грамматической сочетаемости.

Целью обогащения словарного запаса учащихся является работа над контекстным употреблением слов – над точностью и целесообразностью употребления слов и фразеологизмов в зависимости от цели, темы, ситуации и стиля создаваемого текста. Поэтому важны упражнения на исправление предложений, в которых допущены ошибки в употреблении фразеологизмов.

Усвоению новых слов способствует разгадывание кроссвордов, чайнвордов, которые предлагает преподаватель или составляют сами студенты.

А вот система упражнений по словообразованию, к сожалению, часто сводится к тому, что учащимся предлагается разобрать слово по составу, подобрать однокоренные слова, определить способ образования. Это приводит лишь к механическому усвоению словообразовательных процессов. Словообразование тесно связано с лексикой. Словообразовательный анализ необходимо сопровождать выяснением лексического значения слова, а также составляющих его морфем.

Каждое слово относится к какой-либо лексико-грамматической группе, т.е. части речи. Поэтому на уроках морфологии в процессе изучения частей речи обогащаются представления учащихся о типах значений слов, углубляется понимание лексического значения слова, расширяется словарный запас учащихся. Помимо обогащения лексикона упражнения могут способствовать развитию логического мышления, студенты учатся видеть существенные и второстепенные признаки значения слова. В этом сильно помогают упражнения типа «Третий (четвертый) лишний», когда из группы слов необходимо исключить лишнее (портрет, акварель, мольберт, портьера), «Найди соответствие», когда нужно из трех слов исключить одно, найдя основание для объединения остальных (чем больше оснований для классификации найдено, тем лучше, тем лучше). Например, в группе слов винегрет, велосипед, гастроном лишним может быть как слово велосипед (не связано с едой), так и слово гастроном (не на букву «В»). Это задание будет интереснее, если провести его в форме упражнения «Фантазеры», когда предложенные слова после уточнения их лексического значения нужно соединить в одно высказывание (здесь обязательно называем победителя).

Цель обучения в колледже – подготовить специалистов, свободно владеющих языком, умеющих точно, ясно, грамотно, выразительно передать свои мысли и чувства. Важным звеном в формировании у студентов навыков точного и образного употребления является изучение раздела «Синтаксис», так как именно в предложении слово обычно включается в акт коммуникации.

Можно предложить учащимся выбрать и употребить в тексте наиболее уместные, на их взгляд, сравнения, попутно подчеркивая обстоятельства и расставляя знаки препинания.

Впереди грозовой тучи бежали на нас рваные облака, похожие на (огромных бульдогов, на каких-то сказочных птиц, на динозавров). Изредка солнечный луч, прорвавшись сквозь тучи, падал на отдаленные березы, и они вспыхивали одна за другой, как (золотые факелы, электрические лампочки, яркие свечки). Предгрозовой ветер налетал порывами, и могучие сосны гудели, как (пчелиный улей, штормовой океан, паровоз).

Кроме того, необходимо сформировать представление о синтаксической синонимии, которая помогает избежать однообразия синтаксических конструкций в объемных работах студентов. Здесь помогут упражнения на составление предложений разных типов, на замену придаточной части СПП обособленным определением, выраженным причастным оборотом или на завершение предложения обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Словом, работа над пополнением лексикона студента остановлена быть не может. Слишком много информации поступает в сознание современных молодых людей, и разобраться в этом потоке поможет систематическая работа преподавателя.

Литература:

  1. Агапова Л.В. Индивидуальные задания по фразеологии. - «Русский язык в школе», 1998, №3.
  2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.
  3. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
  4. Косолапкова А.А. Работа над словом на уроках синтаксиса. - «Русский язык в школе», 1986, №1.
  5. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.
  6. Пузанкова Е.Н. Языковое развитие учащихся при обучении русскому языку.- «Русский язык в школе», 1992, №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иванова Н.В. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач  школьного курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь,...

Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Данная статья обобщает опыт работы учителя школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи над лексикой и обогащением словарного запаса учащихся....

Презентация на тему "Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"

Данная презентация рассказывает о системе работы учителя по обогащению словарного запаса учащихся школы-интерната 5 вида, о формах работы на уроках и подготовке учащихся к написанию экзаменационного и...

Использование тестов для расширения словарного запаса учащихся на уроках английского языка.

Отвечая всем основным психологическим и дидактическим принципам, тесты все шире и шире используется при изучении иностранных языков. Однако, слишком большой упор делается на так называемые «контролиру...

Методика обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка

В статье освещена методика словарной работы по обогащению лексики учащихся, выделены различные типы упражнений...

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье представлен опыт работы по активизации лексики на уроках английского языка, приведены примеры лексических упражнений, характерных для каждого этапа работы над лексикой в средней шк...

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА с учетом требований ФГОС 3 поколения

Автор: учитель английского языка МБОУ «Средняя школа им. А.А. Леонова», Сухорукова Елена Дмитриевна, г. Гагарин, Смоленская область.Аннотация. В статье представлен опыт работы по акти...


 

Комментарии

Аникеева Ольга Борисовна

Надеюсь, что эти упражнения помогут в работе по обогащению словарного запаса учащихся. Лавры первооткрывателя присваивать ни в коем случае не собираюсь, просто попыталась систематизировать все, что нашла в литературе и что сама использую на уроках.