Методика обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Моргунова Анна Николаевна

В статье освещена методика словарной работы по обогащению лексики учащихся, выделены различные типы упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sayt_smtl_morgunova_metodika_obogashcheniya.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Словарный запас человека составляет активная и пассивная лексика национального языка. Активный запас лексики – то слова, значение которых человек знает, употребляет в речи повседневно в той или иной сфере общения. Пассивный запас лексики – слова, лексическое значение которых человек понимает в общем виде, редко употребляет в речи. Граница между активным и пассивным запасом нечеткая и подвижная. Например, слово флешка быстро перешло из неологизмов (слов которые только начинают жизнь в языке, не известны большому количеству его носителей) в активный запас говорящих на русском языке. Источники пополнения речи индивидуума – речь окружающих, СМИ, литература, курсы изучения языков, словари.

По мнению исследователей языка, словарь ребенка 6-7 лет составляет от 3 до 7 тысяч слов словарь 10-летнего ребенка, переходящего из начальной школы в среднее звено, - от 7 до 12 тысяч слов, у старшеклассника и взрослого человека – от 25 до 70 тысяч слов. Примечательно, что соотношение активной и пассивной лексики различно у людей разного возраста: у ребенка-дошкольника пассивный запас минимален, у старшеклассника и взрослого человека он значительно превосходит активный словарный запас. Доказано, что лексика учащегося среднего звена ежедневно пополняется 6-8 новыми словами, словарь старшеклассника – 7-12 новыми словами.

Обогащение словарного запаса направлено на то, чтобы при порождении речи учащийся владел свободной контекстуальной заменой слов для уточнения мысли, устранения повторов, создания образности и стилистической нормы. При восприятии текста богатый лексикон позволяет адекватно воспринимать информацию не только через понимание словарных значений слов, но и их коннотаций. Обогащение словаря происходит через введение в языковое сознание тематических групп слов, синонимических рядов (в том числе включающих фразеологизмы), антонимических пар, позволяющих сделать выбор необходимой единицы.

 Главный аспект работы по обогащению словарного запаса учащихся — работа над значением (системой значений) и употреблением слова. При этом необходимо знать, что способность к адекватному восприятию и толкованию слов абстрактной семантики формируется у ребенка постепенно. учащиеся начальной школы и 5–6 классов не способны к самостоятельному истолкованию абстрактных слов и объясняют их значение через указание на ситуацию, в которой данный признак проявляется (например: радость — это когда встретились друзья). Педагог должен уделять толкованию слов особое значение, добиваясь его адекватности и развивая языковое чутье школьников. Богатству и выразительности речи также служит и понимание лексической сочетаемости слов, возможности использования в речи различных средств выразительности (метафор, сравнений, антитезы и других тропов).

В словарной работе выделяют следующие типы упражнений:

1) объяснение лексического значения (системы значений) слова в виде изолированного логического толкования, приведенного в тексте учебника, словаре или устном объяснении учителя, или синонимического ряда;

2) составление тематических групп слов с выявлением синонимических, антонимических, деривационных (словообразовательных) и родовидовых связей;

3) анализ лексических средств образцового или негативного (намеренно необразцового) текста;

4) определение функций использования лексической единицы в тексте (например, синонимического ряда);

5) редакторская правка негативного текста;

6) составление словосочетаний, предложений, текста.

 Приведем примеры упражнений, направленных на обогащение словарного запаса учащихся.

 1. Какие слова об обогащении речи дает М. Горький? Запишите толкование слова лексикон.

Обогащайте себя знанием русского языка, читайте таких мастеров словесного искусства, каковы Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Чехов. Надо учиться языку, надо расширять свой лексикóн*, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму. Чем проще  слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено — тем больше придает фразе силы и убедительности.

Знак * над словом обозначает, что его значение дано в «Толковом словаре» в конце школьного учебника.

2. Прочитайте текст. Найдите в нем синонимы.

Я шел во двор, чувствуя себя чемпионом, рекордсменом, победителем. У нас был большой двор. Конечно, он остался таким и сейчас, но я теперь старше — и то, что в детстве казалось мне огромным, стало большим, а то, что казалось большим, стало обыкновенным. (А. Алексин)

Что достигается благодаря использованию в роли однородных членов слов-синонимов? Чем различаются синонимы большой, огромный? Придумайте предложения с синонимами большой, огромный, громадный, колоссальный, гигантский, исполинский.

3. В отрывке из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» выделите глаголы речи. Выберите из их числа такие, которые синонимичны словам беседовать, говорить, сказать. Выпишите эти ряды и добавьте к ним новые слова.

О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, - он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре - и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина, и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках, и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком. Но замечательно, что он все это умел облекать какою-то степенностью, умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует.

4. Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов).

Аромат, бедный, делать, думать, очень, жилище, зачем, краткий , ловкий, новый, много, откровенно, прославиться, просить, умный, ходить, ясно, энтузиазм.

5. Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений. Уместны ли в разговорной речи выделенные словосочетания? Как вы думаете, с какой целью используют их поэты?

Под музыку осеннего дождя 

Иду во тьме…

(К. Фофанов)

И весел звучный лес, и ветер меж берез

Уж веет ласково, а белые березы 

Роняют тихий дождь своих алмазных слез

 И улыбаются сквозь слезы.

(И. Бунин)

Кусты в серебряных сережках

Стоят, глядят по сторонам,

 Где русый дождь на тонких ножках

 Перебежал дорогу нам.

(Н. Рыленков)

В небе дым поблеклый,

Снег на тротуаре,

На трамвайных стеклах —

Ледяной гербарий.

(И. Кобзев)

 Подберите возможные для разговорной речи словосочетания с существительными музыка, лес, слезы, кусты, гербарий.

6. Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарю трудностей русского языка.

Добрый – добротный, дружеский – дружественный, эффектный – эффективный, отражать – отображать, проводить – производить, укрывать – скрывать, осудить – обсудить, существо – сущность.

7. Определите значение и происхождение фразеологизмов.

Шапочное знакомство, мал золотник, да дорог, перемывать косточки, кричать во всю Ивановскую, козел отпущения, кануть в Лету, скрепя сердце, точить лясы, не видно ни зги, камень преткновения.

8. Выполните правку предложений, исправьте случаи нарушения лексической сочетаемости слов, использование лексем без учета их значений.

Под тенистыми дубами удобно примостились туристы. Выиграв, сборная университета сделала шаг наверх на одну ступеньку пьедестала почёта. Вырубка древесины по берегам рек наносит ущерб окружающей среде. Источником пневматического воздуха служит компрессор. Декада узбекской кухни будет проходить в ресторане пять дней. Он еще в глубокой юности начал писать стихи. Продается пожилой дом. В нашей работе ведущее значение придается нравственному воспитанию. В последние годы наблюдается буйной рост нашей киноматографии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иванова Н.В. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач  школьного курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь,...

Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Данная статья обобщает опыт работы учителя школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи над лексикой и обогащением словарного запаса учащихся....

Презентация на тему "Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"

Данная презентация рассказывает о системе работы учителя по обогащению словарного запаса учащихся школы-интерната 5 вида, о формах работы на уроках и подготовке учащихся к написанию экзаменационного и...

Использование тестов для расширения словарного запаса учащихся на уроках английского языка.

Отвечая всем основным психологическим и дидактическим принципам, тесты все шире и шире используется при изучении иностранных языков. Однако, слишком большой упор делается на так называемые «контролиру...

Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь, учеба в коллед...

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье представлен опыт работы по активизации лексики на уроках английского языка, приведены примеры лексических упражнений, характерных для каждого этапа работы над лексикой в средней шк...

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА с учетом требований ФГОС 3 поколения

Автор: учитель английского языка МБОУ «Средняя школа им. А.А. Леонова», Сухорукова Елена Дмитриевна, г. Гагарин, Смоленская область.Аннотация. В статье представлен опыт работы по акти...