ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОЯЗЫЧНОМУ АУДИРОВАНИЮИ ЧТЕНИЮ
статья по английскому языку (10 класс)

Лоскутова Марина Анатольевна

Целью данной статьи является описание этапа формирования универсальных учебных действий в процессе подготовки школьников аудированию и чтению на уроках английского языка. Так как изучение иностранного языка в школе зачастую бывает недостаточным для свободного общения, формирование универсальных учебных действий в процессе обучения старшеклассников английскому языку становится наиболее актуальной темой, обсуждаемой современными методистами (З.Н. Никитенко, Н.В. Медведева, А.Г.Асмолов и др.) и рассматривается ими как один из наиболее надежных и полезных способов повышения качества современного образования. Практическая значимость настоящей статьи заключается в том, что предложенная алгоритмизация универсальных учебных действий студентов может быть использована в учебном процессе при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку в средней школе.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, обучение аудированию, обучение чтению, алгоритмизация универсальных учебных действий студентов, учебный процесс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_issledovanie.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

Лоскутова Марина Анатольевна

Учитель английского языка МОУ

«Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы»

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОЯЗЫЧНОМУ АУДИРОВАНИЮИ ЧТЕНИЮ

Целью данной статьи является описание этапа формирования универсальных учебных действий в процессе подготовки школьников аудированию и чтению на уроках английского языка. Так как изучение иностранного языка в школе зачастую бывает недостаточным для свободного общения, формирование универсальных учебных действий в процессе обучения старшеклассников английскому языку становится наиболее актуальной темой, обсуждаемой современными методистами (З.Н. Никитенко, Н.В. Медведева, А.Г.Асмолов и др.) и рассматривается ими как один из наиболее надежных и полезных способов повышения качества современного образования. Практическая значимость настоящей статьи заключается в том, что предложенная алгоритмизация универсальных учебных действий студентов может быть использована в учебном процессе при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку в средней школе.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, обучение аудированию, обучение чтению, алгоритмизация универсальных учебных действий студентов, учебный процесс

Loskutova Marina Anatolievna

English language teacher, Gimnasium named after Sergey Radonezhskiy,

Yoshkar-Ola, Russia.

THE FORMATION OF UNIVERSIAL LEARNING ACTIONS IN THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE LISTENINGAND READING SKILLS TO HIGH SCHOOL STUDENTS.

The purpose of this article is the description of the stage of formation of universal learning actions in the process of teaching school students listening and reading skills at the English lessons. As the learning ofthe foreign language at school is often not enough for fluent communication, the formation of universal learning actions during the process of teaching English to high school students becomes the most essential topic, discussed by modern methodologists (Z.N.Nikitenko,N.V.Medvedeva, A.G.Asmolov) and it is viewed by them as one of the most trusted and useful ways to increase the quality of modern education. The practical value of this article consists in the fact, that the suggested algorithm of universal learning actions of students can be used in the learning process when preparing students for English proficiency tests at secondary school.

The key words: universal learning actions, teaching listening and reading skills, algorithm of universal learning actions of students, the learning process

Одной из важнейших задач современного образования является формирование у школьников универсальных учебных действий, которые представляют собой способность учеников самостоятельно учиться и самосовершенствоваться в процессе обучения (ФГОС). [6]

Все это достигается путем активности и осознанности учащихся и профессионализма учителей. Современные методисты считают, что значимую роль в этом процессе играет грамотно построенная школьная программа, в которой признаются и учитываются такие подходы в обучении учащихся как, проектные формы организации учебного процесса, деятельностно – ориентированное обучение. В процессе овладения универсальными учебными действиями (УУД), школьник самостоятельно начинает ставить учебные цели и постепенно реализовывать их, используя при этом все необходимые средства и приемы достижения. [5/19] В широком значении под «универсальными учебными действиями» подразумевается умение учиться т.е. способность учащихся к самосовершенствованиюпутем активного и сознательного присвоения нового социального опыта. В узком значении этот термин определяется как «совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организации этого процесса). [5/20]

УУД, которые необходимо знать учителю, каким образом они влияют на успешное овладение изучаемого языка, делятся на четыре вида:1) личностные;2) познавательные;3) регулятивные;4) коммуникативные.[14/3]

Одним из основных видов учебных действий являются личностные УУД, которые представляют собой ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Главным приоритетом данного вида является усвоение моральных норм, развитие личностных качеств, умение соотносить поступки с принятыми в обществе правилами поведения. Формирование личностных УУД связано с учебной деятельностью. Для уроков иностранного языка характерно познание ученика самого себя через проигрывание различных ролей на иностранном языке на начальном этапе, развитие представления о себе как личности путем общения в старших классах. [14/3]

Следующим видом УУД, которые также играют значимую роль в процессе обучения иностранному языку, являются познавательные обще-учебные и логические универсальныеучебные действия.

Обще-учебные универсальные действия подразделяются на:1) самостоятельное выделение и формирование познавательной задачи; 2) поиск и выделение необходимой информации;3) структурирование знаний;4) самостоятельное и осознанное построение письменного и устного речевого высказывания; 5) рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка результатов деятельности. [9/26]

Логические универсальные действия подразделяются на: 1) анализ объектов при выделении признаков; 2) синтез-образование целого из частей, так же самостоятельное добавление недостающих компонентов; 3) выбор критериев для сравнения, классификации объектов; 4) выведение следствий; 5) установка причинно-следственных связей;6) логическое построение рассуждений; 7) доказательство; 8) выдвижение гипотез и их обоснование.[18/60]

Регулятивные действия являются третьим видом универсальных действий. Они обеспечивают организацию, регуляцию и необходимую коррекцию познавательной деятельности. Их можно классифицировать как:1) целеполагание (учебная задача строится на соотнесении известного и неизвестного материала); 2) планирование (составление плана с учетом последовательности поставленных целей); 3) прогнозирование (предвосхищение результатов своих действий); 4) коррекция (внесение корректив или дополнений в случае расхождения результата действия и эталона);5) оценка (осознание учащимися уровня усвоенного материала); 6) саморегуляция (проявление усилий, преодоление возникших препятствий). [15/41]

Коммуникативные УУД входят в состав основных видов универсальных действий.Они состоят из: 1) умения слушать и вести диалог; 2) умения выражать свои мысли с учетом задач и условий коммуникации; 3) постановки вопросов при поиске необходимой информации; 4) управление поведением партнера; 5) разрешения конфликта (поиск альтернативы). [8/12]

Для успешности формирования навыков к самообучению преподавателям следует знать функции учебных действий:

  1. обеспечение учащимся возможности самостоятельно ставить учебные цели и задачи, самостоятельно осуществлять учебную деятельность, используя различные приемы и средства достижения, а также контролировать процесс и оценивать результат учебной деятельности.
  2. создание условий для гармоничного развития и саморазвития личности, учитывая готовность к непрерывному образованию; обеспечение максимального комфортного условия для усвоения знаний и формирования необходимых умений и навыков в любой области. [10/13]

Таким образом, можно сделать вывод, что УУД обеспечивают целостность личностного, познавательного развития и саморазвития учащихся; лежат в организации любого вида деятельности школьников независимо от специально-предметного содержания.

Изучение английского языка в современной школе охватывает все основные аспекты содержания обучения иностранному языку. Основными единицами выступают следующие виды речевой деятельности:

1) чтение (восприятие и понимание прочитанного текста); 2) письмо (выражение мысли в письменной форме); 3) говорение (изложение мысли в устной форме); 4) аудирование (извлечение информации в процессе слухового восприятия). [8/336]

Указанные виды составляют основу иноязычной речевой деятельности активный,целенаправленный опосредованный языковой системой и обуславливаемый ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения. Именно от сформированности этих навыков зависит эффективность дальнейшего речевого общения. [3/23]

А.Н.Щукин представляет три вида аудирования: 1) вычленение необходимой информации из аудиоматериала; 2) общее понимание услышанного текста;3) полное понимание услышанного. [21/129]

Первому виду аудирования обучают на начальном этапе обучения иностранному языку. Главной задачей этого вида аудирования является научить учащегося извлекать информацию из текста. Для закрепления изученного материала используется второй вид аудирования. Под полным пониманием прослушанного аудиоматериалапредполагается быстрое восприятие речи и ее детальное понимание. [21/25] При изучении иностранного языка аудирование играет одну из главных ролей. Без овладения этим видом речевой деятельности невозможно владеть и пользоваться иностранным языком на продвинутом уровне, которое требует современное общество. Однако, после многих лет обучения иностранному языку, учащиеся не только не понимают простейшие тексты, но абсолютно не воспринимают речь носителей языка. Одной из причин такого положения является слабая информированность учителей о лингвистических и психологических сложностяхаудирования, уровня восприятия учащихся. Исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что процесс восприятия личностный и сложный, поскольку зависит от развитости у учащихся речевого слуха, от наличия интереса и внимания. [19/26]

Знание трудностей при обучении школьников восприятию иноязычной речи помогает не допускать ошибок в процессе преподавания иностранного языка. Для продуктивного обучения аудированию необходимо, чтобы подбор учебного материала соответствовал уровню владения языка, чтобы речь учителя была максимально приближена к речи носителя. Для степени сформированности и усвоенности умений аудирования необходимо проводить своевременный контроль. Отечественные и зарубежные исследователи предлагают следующую классификацию уровня понимания аудирования: 1) фрагментарное понимание; 2) общее понимание; 3) полное понимание; 4) критическое понимание.

Именно уровень критического понимания свидетельствует о хорошо сформированных технических навыках и богатом речевом опыте, к которому должны стремиться все учащиеся в обучении навыкам аудирования. В качестве наглядного примера представляем задания по аудированию, входящие в сборник заданий по английскому языку. ОГЭ - 2017.

Вариант 17. Задание 1. (С.201) Вы услышите 4 коротких диалога, обозначенных буквами A, B, C, D.Установите соответствие между диалогами и местами, где они происходят: к каждому диалогу подберите соответствующее место действия, обозначенное цифрами. Используйте каждое место действия из списка 1-5 только один раз. В задании есть одно лишнее место действия.

  1. At a car renting agency
  2. At a hotel
  3. At a restaurant
  4. At a gym
  5. At a train station

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.  

               Диалог  ABCD

Ответ: Место действия   2   1   4   5

Задание 2. Вы 2 раза услышите пять высказываний, обозначенных буквами A, B, C, D, E. Установите соответствие между высказываниями и утверждениями из следующего списка: к каждому высказыванию подберите соответствующее утверждение, обозначенное цифрами. Используйте каждое утверждение из списка 1-6 только один раз. В задании есть одно лишнее утверждение.

  1. The speaker talks about the importance of fast reading.
  2. The speaker talks about efficient reading strategies.
  3. The speaker talks about reading aloud as a way to improve speaking.
  4. The speaker talks about types of questions for reading tests.
  5. The speaker talks about difficulties of reading tests.
  6. The speaker talks about time management when people are talking tests

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

     Говорящий        ABCDE

Ответ: Утверждение    3   6   1  2   5

Следующим важным компонентом речевой деятельности, который входит в сферу коммуникативной деятельности человека, но в письменной форме является чтение. Процесс чтения на иностранном языке подразумевает осознанность и понимание языкового материала, включая ее ступенчатое усложнение: 1) понимание отдельного слова; 2) понимание сочетаний слов; 3) понимание предложений; 4) понимание полного текста (всего языкового материала) [11/30]

Однако при овладении любым видом речевой деятельности, учащиеся сталкиваются с рядом трудностей, вызываемыми особенностями изучаемого языка. Первой трудностью при изучении техники чтения является графическая и орфографическая особенность языка. [7/80] Обучение механизму чтения проходит поэтапно. Вначале учащиеся осваивают чтение отдельных слов, затем приступают к чтению структур с постепенным расширением, после - чтение разнообразных сочетаний данных структур. И только на последнем этапе ученики начинают читать небольшие тексты, постепенно усложняя содержание. Следующей трудностью при обучении чтению является обучение учащихся беспереводному пониманию иноязычного текста. Учащиеся могут бегло и правильно читать текст, но при этом совершенно не осознавать прочитанный материал на иностранном языке. Чтобы избежать эти трудности, ученикам нужно научиться прогнозировать содержание текста по заголовку, догадаться о значении незнакомых слов или обходить их, если они не мешают понять основную мысль. Важную роль при беспереводном чтении играет знание большого объема лексических единиц, поэтому учащимся необходимо самим заучивать незнакомые слова и фразы, с целью избегания трудностей при чтении иноязычной литературы. Это может быть достигнуто при предварительной отработке языкового материала. [16/322] Для проверки понимания на более продвинутом этапе, учитель может попросить учащихся составить развернутый план текста, выполнить перевод, назвать утверждения, которые необходимо подтвердить или опровергнуть, составить рецензию на текст.

В качестве иллюстрации приведем несколько примеров: подготовка к ОГЭ – 2017, Вариант 17, Раздел 2 (задания по чтению), C.- 203-205.

9 Прочитайте тексты и установите соответствие между текстами и их заголовками: к каждому тексту, обозначенному буквами A-G, подберите соответствующий заголовок, обозначенный цифрами 1-8. Используйте каждую цифру только один раз. В задании есть один лишний заголовок.

  1. Secular Easter Events
  2. Miscellaneous Family Activities
  3. Ideas for a Spring Wreath
  4. How to dye Easter eggs
  5.  Painted Ideas for Easer parties
  6. How to draw Easter Bunnyffodils and tulips.
  7. Build the Best Basket
  8. Family Picnic
  1. Public egg hunts are common Easter events, including the annual Easter Egg Roll on the White House Lawn. If you can’t make it to Washington, D.C. to hunt eggs, play games and hear stories, your local community may offer a similar celebration. Local events could include pictures with the Easter Bunny, stories and plays for the kids, face painting and carnival type games such as ball tossing, bowling and ring toss.
  2. If the spring weather cooperates, take advantage of the warming weather to have a family picnic in a park or a recreational area. The blooming flowers fill the air with an appealing floral scent. The weather isn’t so warm that you wilt in the heat, so Easter can be the perfect time to get out of the house and enjoy an outdoor meal. Include play with your meal by flying kites, chasing flying disks, tossing balls and taking full advantage of any available playground equipment.
  3. Easter offers the opportunity for to do something different. Make family crafts together to celebrate the day, such as making an Easter tree decorated with painted, blown eggs shells. Decorate your home with spring flowers, filling your house with the aroma of spring. Engage in a family service activity by serving a meal at a homeless shelter for families less fortunate than your own.
  4. Coloring Easter eggs is a longtime tradition among adults and children. Mixing the dye, however, can be a messy process. Many people choose to buy Easter egg coloring kits for the simplicity and convenience. For those types of eggs, the instructions vary but always are printed on the back of the box. For more adventurous parents and guardians, mix Easter egg dye into different colors using water, white vinegar and basic food coloring found at a supermarket.
  5. A placeto collect spare change and allowance money can lead to big bucks, but an Easter egg basket carries something that piggy banks don’t: candy. When you help your kids invest their time in creating these animal – inspired baskets, their piggy banks could have some serious competition in safeguarding valuables – especially since these baskets can offer instant gratification.
  6. Making a handmade wreath out of fresh spring flowers is a beautiful way to celebrate the season. Start by collecting many spring flowers,including hyacinths, hydrangeas, daffodils and tulips. Soak a foam wreath circle in water for a few seconds. Snip the stem of each flower to about 3 inches, then insert the flowers, stem first, into the foam. Fill the wreath with the flowers in this fashion, then wrap a floral wire around the top so that you can hang the spring floral wreath.
  7. When choosing games for an Easter party for adults, you can either look back to your childhood for ideas or choose games you have played at other events and add an Easter theme to the game. The games can be simple ones. They can also be competitive games played by either individuals or teams. When awarding prizes for Easter party games, choose Easter-themed prizes.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: Текст            ABCDEFG

            Заголовок     1   8  2   4   7  3   5

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что чтение и аудирование, выступают в качестве средства и основной цели обучения иностранному языку в учебном процессе. Овладение этими двумя компонентами речевой деятельности стимулирует учащихся к изучению языка, позволяет лучше и качественнее усвоить языковой материал. Так, чтение используется, чтобы лучше овладеть лексическим материалом и грамматическими аспектами изучаемого языка. Чтение вслух помогает совершенствовать навыки произношения, улучшать чтение с интонацией. Аудирование в свою очередь тесно связано с говорением, поскольку понимание формируется в процессе говорения, а говорение в процессе понимания. Несформированность навыковаудирования часто является причиной возникновения трудностей при общении на иностранном языке. Обучение аудированию и чтению необходимо начинать с начальной школы, когда у учащихся еще возник психологический барьер при изучении иностранного языка. Приобщение к языку, начиная с раннего возраста, знакомит детей с новым языковым миром, способствует формированию готовности к изучению, а в дальнейшем и общению на иностранном языке. Ученики быстрее овладевают необходимыми навыками и умениями для успешного процесса изучения языка. [12/76]

   Как показывает практика при сдаче экзамена по иностранному языку (ОГЭ и ЕГЭ) одним из сложных разделов, в котором школьники часто допускают ошибки, является аудирование. Данный раздел включает в себя три аудиозаписи, которые нужно внимательно прослушать и выполнить задания. Анализируя экзаменационные работы, можно сказать, трудности чаще всего возникают при решении второго задания с повышенным уровнем сложности. Большинство учащихся допускают много ошибок при решении подобных заданий, поскольку не все экзаменуемые достаточно уверенно используют универсальные учебные действия при решении заданий высокого уровня сложности. В виду этих причин О.М. Корчажкина предлагает специально подготовленный пошаговый алгоритм, который поможет выполнить задания высокой ложности на начальном этапе подготовки. [13/42] Учащимся предлагается прочитать текст, а затем определить соответствуют ли утверждения, данные в задании, содержанию прочитанного текста. В первую очередь, для каждого утверждения формируется тема, т.е. основная идея, содержащая главную суть. Это необходимо для того, чтобы найти в тексте отрывок, соотносимый с данной темой. Затем учащиеся должны ее детально рассмотреть, чтобы сравнить с утверждением. Для этого нужно задать вопрос, на который в утверждении дается прямой ответ. Правильно заданный вопрос помогает учащимся сконцентрировать свое внимание на определенной ситуации, чтобы лучше понять рассматриваемую тему. От того, какую информацию может дать текст, будет зависеть результат выполнения данного задания. Для этого нужно сопоставить утверждение, данное в задании и ответ на вопрос. На основе сопоставления предложений экзаменуемый выбирает ответ «True/False/NotStated». Однако при сопоставлении предложения из текста и утверждения, у учащихся могут возникнуть трудности, так как часто допускаются ошибки в ответах «NotStated» и «False». Экзаменуемые путают эти ответы, поскольку они вытекают из одной цепочки рассуждений и различаются лишь на последнем этапе анализирования. Ответ на оба вопроса будет отрицательный, однако различие будет заключаться в том, что одно из утверждений истинное, а второе ложное. Отсутствие противоречий, когда оба варианта верны, но отражают различные аспекты, приводят к ответу «NotStated». Очень часто путают ответы «True» и «NotStated», поскольку оба ответа содержат достоверную информацию и частично совпадают. Учащиеся могут подумать, что даже совпадение одного из аспектов ситуации гарантирует ответ «True». В этом случае экзаменуемому полезно детализировать содержание обоих утверждений и внимательно их сопоставить для исключения ошибок.

Список использованной литературы

1.Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителей/А.Г.Асмолов. – М.: Просвещение, 2010.  - 159с.

2.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя/А.Г.Асмолов. – М: Просвещение, 2008. – 76с.

3.Базина, М.П. Аудирование с чего начать/ М.П.Базина//Коммуникативная методика. – 2004. -  №3.С.22-25.

4.Buttjes D., Byram M. Mediating Languages and Cultures Multilingual Matters LTD, Ph., USA, 1991.

5.Взаимосвязь аудировать иноязычную речь с другими речевыми умениями [Электронный ресурс]. – Режим доступа:[http:www.studyexperts.ru/stdds-304-1.htrnl], свободный. –Загл. с экрана.

6. Виды универсальных учебных действий (по материалу ФГОС НОО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ https://www/metod – kopilka.ru/page - udd - 1/html], - свободный. – Загл. с экрана.

7.Воробьева, М.Н. От действия к мыли/ М.Н. Воробьева//Учитель. – 2013. - №3. С.20.

8.Елухина, Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи/Н.В. Елухина // Иностранные языки в школе. – 1996. - №4. С.5.

9. Зимняя И.И. Педагогическая психология/И.И. Зимняя. – М.: Просвещение, 1982. – 298с.

10. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О.А. Карабанова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. - №2. – С. 12.

11.Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению иностранного языка/З.И.Клычникова. – М.: Просвещение, 1983. – 207с.

12.Колыхалова, О.А. Учитесь говорить по-английски /О.А.Колыхалова. – М.: Прометей, - 1998. – 132с.

13.Корчажкина, О.М. Алгоритмизация универсальных учебных действий при выполнении заданий по чтению и аудированию в формате/О.М.Корчажкина//Иностранные языки в школе. – 2015. - №2. – С.5-9

14. Никитенко, З.Н. Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования/ З.Н. Никитенко //Иностранные языки в школе. – 2010. - №6. – С.3-4.  

15.Медведева, Н.В. Формирование и развитие учебных действий в начальном образовании/Н.В. Медведева //Начальная школа до и после. – 2011. - №7. – С. 41.

16.Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранного языка/Е.И.Пассов. – М: Просвещение, 1997. – 98с.

17.Рогова, Г.В. Методика обучения иностранному языку на начальном этапе/Г.В.Рогова. – М: Просвещение, 2000. – 320с.

18.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии /Г.К.Селевко. – М.: Просвещение. – 1998. – 52с.

19.Трусаков, Н.Н. Трудности аудирования иноязычного звучащего текста / Н.Н. Трусаков // Иностранные языки в школе. – 1981. - №3. – С. 25-26.

20.Чуварина, Л.Г. Развивающее обучение в процессе формирования УУД/Л.Г.Чуварина//Сибифарский учитель. – 2014. - №5. – С. 59.

21.Щукин, А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств /А.Н.Щукин. – М.: Русский язык. – 1981. – 129с.

22.Фоменко, Е.А. и др. Английский язык. Подготовка к ОГЭ – 2017. 20 тренировочных вариантов по демоверсии 2017/Е.А. Фоменко. – ЛЕГИОН , Ростов –на-Дону. – 2016. – 362с.

            23.Сафонова, В.В. и др. ЕГЭ – 2019. Английский язык. /В.В. Сафонова. Сборник заданий. – М: «Эксмо». – 2018. – 366с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование универсальных учебных действий  в процессе изучения школьного курса физики».

Рассмотрим виды универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) на уроках физики....

Проектная работа «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-9 клас...

Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения биологии

Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека 21 века - личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвую...

Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии путем использования смыслового чтения текста.

Данный методический материал заслушивался и был одобрен на районном заседании методического обьединения учителей биологии в 2014 году.Он дает краткий обзор по использованию технологии "Развития критич...

образовательный проект «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии"

Свою педагогическую деятельность  строю в соответствии с концепцией развития школы. Она ориентирует  на создание условий, способствующих формированию «человека культуры».«Человек культуры» –...

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ.

Научно-методическая статья, опубликованная в сборнике трудов преподавателей студентов и аспирантов Москвоского государственного областного университа...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Научная статья в сборнике "Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы" Часть 6. г. Тамбов 2012 г....