Курсовая работа
методическая разработка по английскому языку

Соловьева Татьяна Олеговна

 «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством учебного сотрудничества на уроках английского языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota_solovevoy_t.o.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством учебного сотрудничества на уроках английского языка»

                                                                               

Автор: Соловьева Татьяна Олеговна,

учитель английского языка МБОУ Карсунской средней школы им.Д.Н.Гусева

План

Вступление:

1. Изменение требований к системе образования по иностранному языку

2. Тенденция гуманизации образования и потребность в новом типе отношений между учителем и учеником.

3.Цели и задачи исследования    

Основная часть                                                                            

Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции посредством учебного сотрудничества на уроках английского языка:                        

1. Коммуникативная         компетенция и её составляющие                                                                                                                      

2. Понятие  и виды учебного сотрудничества                                                  

3.  Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках  иностранного языка                                                                        

Практическая часть                                                                                                                          

Формирование коммуникативной компетенции на среднем этапе посредством учебного сотрудничества на уроках английского языка                                                                                                                                          

1.    Этапы и приемы  достижения сотрудничества учителя и обучающихся

2.  Способы организации  учебного сотрудничества на уроке английского языка

3.  Мониторинг сформированности коммуникативной компетенции  на уроках английского языка  в  условиях сотрудничества                                                                                                                                                          

Выводы                                                                                        

Библиографический список использованной литературы


Вступление

Изменения социально-экономических и политических условий в обществе неизбежно влекут за собой изменения требований к системе образования по иностранному языку, а также к ее основным составляющим, и характеру отношений в ней. Прежде всего, это проявляется в отношении общества к иностранному языку вообще и к конкретному языку в частности, к людям, говорящим на иностранном языке, а также в требованиях, которые общество предъявляет к уровню иноязычного образования своих граждан на каждом конкретном этапе социально - экономического развития.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации  требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов. Коммуникативная компетенция не рассматривается как личностная характеристика того или иного человека; ее сформированность проявляется в процессе общения.

Работая над формированием коммуникативной компетенции у учащихся, я пользуюсь на уроках различными способами учебного сотрудничества.

Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогического воздействия, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными способностями. Таким образом, общение между учеником и учителем мы рассматриваем не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.

Актуальность данной темы также обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в имеющейся системе образования. На современном этапе развития педагогической теории и практики возникло противоречие между объективными потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления его сущности как субъект-субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации этого процесса. Это отражает потребность в новом типе связей и отношений между людьми, характеризуется не господством, не подчинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а сотрудничеством, открытостью, доверием.

Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания дисциплин.

Цель исследования – рассмотреть варианты, виды учебного сотрудничества и выявить условия его влияния на формирование  коммуникативной компетенции у учащихся.

Объект – процесс учебного сотрудничества в учебной деятельности.

Предмет – способы организации учебного сотрудничества в учебной деятельности на уроках английского языка.

Гипотеза – коммуникативная компетенция на уроках английского языка формируется, если учитель:

-сумеет создать атмосферу общения на занятиях;

-владеет практикой взаимодействия;

-добьётся согласованности в действиях с учеником на каждом этапе

урока;

-ориентируется не на функции ребёнка как ученика, а на его личность и перспективы её развития.

Задачи 

  1. Изучить литературу по теме.

     2.  Рассмотреть понятие коммуникативной компетенции

     3.  Рассмотреть понятие учебного сотрудничества.

     4.  Выявить виды учебного сотрудничества.

     5. Определить психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках английского языка.

     6. Обозначить пути и способы организации учебного сотрудничества на уроках английского языка.

      7. Разработать психолого-педагогические рекомендации для учителей английского языка

Основная часть                                                                            

Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции через  учебное сотрудничество на уроках английского языка

  1. Коммуникативная  компетенция и её составляющие

Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка  как средства общения.

Если в других предметах при отборе содержания из арсенала науки исходят из реализации общеобразовательных и воспитательных задач, то в иностранном языке приходится исходить из практической задачи – способности вступать в общение. Поэтому общеобразовательные и воспитательные задачи подчиняются практическим и решаются в ходе осуществления акта коммуникативной компетенции на том или ином уровне, то есть способности вступать в межкультурное общение. Весь процесс обучения подчиняется основной задаче – формированию коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция – это готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми.

Следовательно, в основе всех методов коммуникативного обучения должно лежать умение установить связи, находить успешные формы общения на любом языке. Это бывает сделать трудно даже при изучении русского языка, когда мысли и действия участников общения понятны друг другу. Английский язык, в этом плане, изучать труднее, так как не всегда учащиеся понимают друг друга. Формировать и совершенствовать коммуникативную компетенции следует в совокупности всех ее составляющих, а именно:

речевой компетенции - совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

языковой компетенции - систематизации ранее изученного материала; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

социокультурной компетенции - увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран;

компенсаторной компетенции - дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

учебно-познавательной компетенции - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

        Как же можно добиться сформированности данной компетенции на уроках английского языка? На мой взгляд, самый эффективный путь – это путь учебного сотрудничества.

  1. Понятие и виды учебного сотрудничества

Педагогике сотрудничества посвящено значительное количество исследований российских ученых. В работах К.А. Абульхановой-Славской, М.Н. Берулава, А.Л. Журавлёва, Б.Ф. Ломова, В.Я. Ляудис, В.В. Рубцова рассматривалась психологическая сущность учебного сотрудничества. Изучалась продуктивность различных форм совместной учебной деятельности (Л.А. Айдарова, А.К. Маркова, Р.С. Немов, В.П. Панюшкин, Г.А. Цукерман и др.).

Представляют интерес исследования, посвященные групповой (В.В. Рубцов, Х.И. Лийметс, И.М. Чередов и др.), коллективной (М.Д. Виноградова, Н.Б. Первин и др.) организационным формам обучения; монографические исследования обобщающего характера (В.К. Дьяченко, М.А. Молчанова, М.А. Уфимцева и др.). В них исследуются пути реализации принципа оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с позиции теории общения и преимущества парной формы обучения.

Проблема учебного сотрудничества также широко изучается за рубежом в исследованиях по социальной психологии и педагогике (Л. Дойч, Д. Джонсон и Р. Джонсон, М. Монтейн и др.). В работах Б. Джексона, М. Либермана, Р. Селмана и др. представлены общие методические стратегии, в основе которых лежит учебное сотрудничество.

Анализ педагогической теории и практики позволяет нам сделать вывод о том, что сущность понятия «сотрудничество в учебном процессе» рассматривается с различных позиций. Можно выделить широкий спектр работ, посвященных сотрудничеству как совместной деятельности учителя и учащихся или учащихся друг с другом. Изучены различные аспекты сотрудничества на уроке, условия формирования личности учащихся в условиях совместной работы (В.А. Безрукова, Л.С. Савина, Г.К. Селевко, Ю.В. Сенько, С.А. Темина, Н.К. Тихомирова, Р.Х. Шакуров и др.).  Следует отметить, что «учебное сотрудничество» - не единственный термин, используемый исследователями для обозначения данной формы учебной работы (И.П. Негуре, В.П. Панюшкин, Н.Э. Фокина, Г.А. Цукерман). Также используются следующие наименования: «совместная учебная деятельность» (В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, Т.А. Матис), «групповая работа» (Х.Й. Лийметс, И.В. Первин), «совместно-распределённая деятельность» (А.Ю.Коростелёв, В.В. Рубцов), «коллективно-распределённая деятельность» (Л.И. Айдарова, В.К. Дьяченко). Мне ближе термин «учебное сотрудничество», который ввела И. А. Зимняя, как наиболее ёмкий, деятельностно-ориентированный и общий по отношению к другим терминам, обозначающему многосторонние взаимодействия в учебной группе.[1]

Организация учебного сотрудничества на уроках может помочь педагогическому коллективу школы повысить успеваемость и научить учащихся общаться и работать друг с другом учащихся разных национальностей, социального положения и разного пола. Учебное сотрудничество позволяет создать демократическое образовательное пространство. Взаимодействие школьников в любом возрасте расширяет их зону комфорта и помогает приобрести уверенность в общении. Чем больше школьники говорят друг с другом и знают друг о друге, тем терпимее они относятся друг к другу.

Учебное сотрудничество базируется на трех принципах:

·Одновременное взаимодействие: чем больше школьники говорят друг с другом, тем больше они вовлечены в учебный процесс и лучше учатся.

·Позитивная взаимозависимость: успех каждой команды и каждого члена команды не возможен без успеха и участия каждого.

· Личная ответственность: принимая на себя ответственность за конкретную часть проекта  и получая за нее оценку, учащийся становится более ответственным.

«Организация на уроке учебного сотрудничества расширяет зону комфорта школьников и вырабатывает навыки, необходимые для общения с другими людьми», - говорит Люсия Брукс, - «И школа является идеальным местом для обучения этим навыкам».

Но учебное сотрудничество само по себе не улучшает взаимоотношения в классе. Нам необходимо учить уважению и дружескому  отношению к окружающим напрямую.

Если позволить ученикам садиться с кем они хотят, то они окажутся среди своих близких друзей в рамках существующей зоны личного комфорта.

Одновременное взаимодействие.

В большинстве случаев во время урока 80% времени говорит учитель. Одновременное взаимодействие дает возможность говорить всем, значительно увеличивая продуктивность учебного времени для учащихся. Кроме непосредственного обучения предмету, например, родному или иностранному языку, учащиеся говорят друг с другом снова и снова, что повышает их уверенность до того, как они будут отвечать перед целым классом. Можно поставить и более специфичную задачу - глядеть в глаза тому, с кем ты разговариваешь.

Работая в малой группе (четыре человека), учащиеся решают предложенную учителем проблему. Каждый из четырех должен знать ответ, поскольку им будет предложено перейти в другую группу, где только один из них будет знать ответ.

В любом случае надо дать возможность каждому проговорить с наибольшим количеством людей.

Позитивная взаимозависимость.        

Можно суммировать эту мысль в нескольких словах: «Ты нужен мене, я нужен тебе». Личный успех и успех группы невозможны друг без друга. В середине учебного года, когда учащиеся нового класса уже знают друг друга, можно сфокусировать внимание на создании командного духа. Учитель может сказать: «Есть вещи, которые вы не знаете о своем соседе». Далее, используя карточки в виде игры «Бинго» и работая в группах, дети задают друг другу вопросы: «Твое любимое блюдо?» или «Твоя любимая передача?». Как обычно, она должны следовать правилам: говорить полными предложениям и смотреть собеседнику в глаза.

Учитель должен поощрять выражение личного несогласия и учить делать это корректно и вежливо, постоянно обучая учащихся выражать и принимать критику без перехода на личности.

Можно предложить другую игру - «Кто я?». На спину прикалывается листок с именем какого-то известного персонажа. Работая в парах и задавая друг другу вопросы, учащиеся угадывают, кто они - Человек-паук, пасхальный кролик или президент. И снова основной задачей является создание доброжелательной атмосферы.

Для сплочения команд можно использовать следующий прием. Предложите группам ответить на вопрос: «Если бы вы были супергероем, то кем и почему?» или «Если бы вы были автомобилем, то каким и почему?».

Ученики могут предложить и свой вариант, например, «Если бы вы были чем-то съедобным, то чем и почему?». Не исключены какие-то грубости учащихся по отношению друг другу, а это еще раз указывает на жизненную важность взаимного общения школьников и построения доверительных и уважительных отношений между ними.

Личная ответственность.

Личная ответственность - еще один фундаментальный принцип учебного сотрудничества. Каждый ученик несет ответственность за его или ее достижения, свое участие и вовлеченность в проект. На уроке английского языка, например, ученики могут читать вслух или переводить  по одному предложению. При этом группа заинтересованно наблюдает за действиями партнера. И так шаг за шагом, действие за действием. Видя, что что-то идет не так, ученики вынуждены реагировать, предлагая свой вариант решения или исправляя ошибку. Делая это, они развивают уверенность в себе, что психологически значительно легче происходит в малой группе, а не перед целым классом. Учитель контролирует и при необходимости корректирует процесс, переходя от группы к группе.

Этот прием особенно эффективен для учеников, испытывающих затруднения при усвоении учебного материала. Во время урока такие ученики полностью вовлечены в учебный процесс, они учатся слушать, что говорят другие. При этом они чувствуют себя более успешными и защищенными психологически.

Взаимно дополняя друг друга, личная ответственность и командный дух  являются ключевыми моментами учебного сотрудничества. Чтобы данный прием действительно работал, учитель должен применять данные стратегии на каждом уроке, весь учебный год. Ключ к успеху лежит в позитивном развитии межличностных отношений обучаемых[2].

  Сотрудничество детей друг с другом является основой для организации групповой (коллективной) формы обучения в школе.

Форма организации обучения - это конструкция отрезка процесса обучения, которая предполагает упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала (И.М.Чередов).

Традиционно выделяют фронтальные, индивидуальные и групповые формы организации учебной деятельности.

Фронтальная форма предполагает организацию деятельности учащихся всего класса над единым заданием при сотрудничестве детей друг с другом под непосредственным руководством учителя.

Индивидуальные формы организации учебной деятельности учащихся предполагают работу над единым или  различными заданиями вне контактов с одноклассниками и при опосредованном руководстве учителя, т.е. это самостоятельная деятельность ученика.

Групповая форма организации учебной деятельности пред полагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся (2 - 6) человек при их сотрудничестве внутри групп и при опосредованном руководстве учителя. Групповая форма обучения - это некое среднее звено, диалектически соединяющее в себе особенности фронтальной и индивидуальной работы. От фронтальной работы групповая вбирает в себя возможности общения, от индивидуальной - все плюсы детской самостоятельности.

Групповая работа подразделяется на два вида: дифференциронную и единую. При единой работе все группы выполняют одинаковые задания. При дифференцированной - разные группы выполняют разные задания в рамках общей для всех учащихся темы. В то же время дифференцированная работа видоизменяет индивидуальную и фронтальную работу и способствует повышению их эффективности. Группы учащихся формируются учителем до урока, с учётом психологической совместимости. 

Следует подбирать участников группы по следующим критериям:

  • уровень обученности учащихся;
  • учебные интересы;
  • темп работы;
  • личный опыт;
  • коммуникабельность;
  • умение выполнять соответствующие задания;
  • работоспособность;
  • эмоциональность;
  • внеучебные интересы.

Удачной будет та группа, где её члены будут дополнять друг друга. Не рекомендуется создавать постоянные группы. Группа способна трудиться успешно лишь при оптимальном распределении функций между её членами.

Современная групповая работа начинается с фронтальной работы, в ходе которой учитель ставит проблемы и даёт задания группам. 
Оценка за выполнение общего задания ставится одна на группу. Ответственность каждого ученика возрастает. Он ответственен перед членами своей группы и отчитывается индивидуально перед учителем
[3].

Урок английского  языка, будучи сложным актом общения, состоит из более простых актов общения и обладает всеми его чертами. Любой урок включает в себя такие фазы, как установка на выполнение деятельности, ориентировка в её условиях, исполнение и контроль (самоконтроль). Каждой фазе общения на конкретном этапе урока соответствуют определённые действия учителя и учеников.

Эффективность обучения английскому языку в полной мере зависит от того, насколько согласованы действия учителя и учеников. Если связи между деятельностью учителя и учеников нарушаются, то нарушается взаимодействие между обучающимися, что приводит к нарушениям деятельности в целом.

Подчас учитель сам является причиной такого рассогласования, т.к. свои действия он не соотносит с задачами каждого компонента урока, с содержанием выполняемой учениками деятельности и формами её организации.

  1.   Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках английского языка

Опыт передовой практики обучения иностранного языка показывает, что эффективность урока иностранного языка обуславливается, прежде всего, способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых ученики осваивают язык как средство общения. Говоря о педагогическом, учебном сотрудничестве вообще, следует иметь в виду наличие трех основных факторов: взаимодействия учителя и ученика, взаимодействие учеников друг с другом в совместной учебной деятельности и взаимодействие учителей в системе межпредметных связей. Идеология обучения в сотрудничества была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р.Славиным из университета Джона Хопкинса; Р.Джонсоном и Д.Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э.Аронсона из университета штата Калифорния. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Ученики бывают разные: одни быстро "схватывают" все объяснения учителя, легко овладевают лексический материал, коммуникативными умениями; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика и группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет ученика равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале (заодно и сильный школьник имеет возможность проверить собственное понимание вопроса). Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.

Урок английского языка для организации межличностного общения учеников друг с другом имеет преимущество перед другими ведущими предметами.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе - вот, что составляет суть данного подхода. Учитель может разнообразить творческим подходом применительно к своим ученикам, но при одном условии - четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве. Собрал и подробно изложил эти принципы в своей статье Е.С.Полат. Перечислим их:

* Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученик, девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять её состав. Если работа по каким-то причинам не очень «клеится», состав группы можно менять от урока к уроку.

* Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации).

* Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. Если при работе в группе будут оцениваться реальные результаты каждого, то никто не захочет работать вместе со слабым учеником, да и он скоро закомплексует.

* Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитываться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик (это касается главным образом лингвистических, грамматических, лексических знаний). Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута, ибо цель любого задания - не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы.[4]

В обычном случае на уроках английского языка сотрудничество детей проявляется в основном при обучении диалогической речи. И даже в этих ситуациях диалога на уроке можно наблюдать картину, когда, обращаясь к партнёру по диалогу, ученик смотрит на учителя и фактически реплики обращены к нему. Высказывая своё мнение о действиях одноклассника, ученики говорят: "Он сказал ..." и почти никогда "Ты, Саша, сказал ...". Эти явления имеют психологическое объяснение. К началу обучения иностранному языку дети вступают в возраст, при котором общение со сверстниками становится ведущей деятельностью, определяющей основную направленность личности. Основные интересы детей этого возраста лежат в сфере общения со сверстниками.

Поэтому, начиная обучение английскому языку, следует иметь в виду, что детей надо учить не только средствам и способам иностранного общения, но и культуре общения.

При взаимодействии учителя с учениками, деятельность учителя представляет собой многообразие педагогических воздействий на учеников. На уроке иностранного языка учитель заинтересовывает учеников, вводит языковый материал, объясняет те или иные языковые явления, демонстрирует речевые образцы, инструктирует, задает вопросы, требует ответов, организует и руководит работой учеников. Эти взаимоотношения учеников и учителя начинаются с первых дней школьного обучения. Подавляющее преимущество фронтальной формы обучения, при которой основным отношением является "учитель-ученик", а совместная работа детей между собой встречается только в виде исключения, становится причиной того, что вместе с положительным опытом дети приобретают и "отрицательный". Некоторые из детей научаются тихо сидеть, но при этом  не обращают  внимания на действия других учеников, когда учитель не обращается к нему непосредственно, или ученик научается внимательно смотреть на учителя, но при этом молчать, не понимая вопроса. Он не скажет, что не понял вопроса и не попросит его повторить, т.к. он просто усвоил: "Если не можешь ответить, значит, не выучил урок и будет плохая оценка". Такие психологические отрицательные последствия поведения ученика требует от учителя иностранного языка специфического педагогического мастерства и практических умений организовать и поддержать своё общение с учениками.

Во взаимодействии учителя и ученика особое значение имеет учёт психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей. Это является обязательной предпосылкой иноязычной речевой деятельности, как и всякой деятельности вообще. Мотивацию у детей можно создать за счёт использования широкого контекста общих познавательных и социальных мотивов учеников (стремление учеников дать правильный ответ, высказать собственное мнение, показать перед лицом сверстника свои способности)[5].

Выделенные типы связаны между собой по степени сложности. Овладение каждой более простой формой сотрудничества является обязательным условием успешного овладения более сложной формой. Поэтому на уроках иностранного языка переходить к более сложным формам типов сотрудничества можно только тогда, когда обеспечено достаточно свободное владение всеми предыдущими способами взаимодействия.


Практическая часть

Формирование коммуникативной компетенции на среднем этапе через учебное сотрудничеству на уроках английского языка        

1.  Этапы и приемы  достижения сотрудничества учителя и обучающихся

При организации учебного сотрудничества на традиционных занятиях, следует рассмотреть некоторые этапы подготовки и проведения урока:

1 ЭТАП: Выбрать тему, цель и задачи урока.

Как известно, цель и задачи определяют основные виды деятельности обучающихся, которые учитель планирует организовать на уроке. Учитель может выписать эти виды деятельности обучающихся на листе и продумать, какие из них целесообразно «передать» в группы.

Пример 1: При ознакомлении с новым материалом после фронтального объяснения я предлагаю обучающимся  ответить на заранее написанные на доске вопросы по новому материалу, пользуясь учебной литературой. Возможны два варианта работы учеников:

- Индивидуальные ответы;

- Подготовка ответов на вопросы в группах.

Пример 2: Я предлагаю ученикам  выполнить задания по новой теме. Эта работа также может быть проведена несколькими вариантами:

- Ученики выходят к доске по одному и выполняют задания, а остальные работают в тетрадях, сверяясь с доской;

- Ученики работают в группах.

2 ЭТАП: Определить объем учебного материала, подлежащего изучению на уроке.

Определяя объем материала, подлежащего изучению на уроке, учитель должен помнить, что чаще всего он будет меньшим, чем при обычной организации обучения, а время, затрачиваемое на его освоение, соответственно большим. Следовательно, надо определить возможный резерв учебного времени, продумать, за счет чего возможна его экономия. При этом, скорее всего, педагогу придется скорректировать тематическое планирование целого раздела.

3 ЭТАП: Подготовить задания для групповой работы, необходимый дидактический и раздаточный материал. Подготовка заданий для групповой работы, необходимого дидактического и раздаточного материала - центральное и самое трудоемкое звено технологии. При этом, чем больше сил тратит учитель на продумывание и подготовку материалов, тем успешнее пройдет урок сотрудничества и тем большее удовлетворение получит от него педагог.

При подборе заданий для групповой работы в сотрудничестве следует иметь в виду следующее:

1) разные группы могут получить либо одинаковые, либо различные задания, что определяется темой и целью урока, а также выбранным вариантом организации групповой работы, но важно, чтобы группы не соревновались между собой;

2) задание должно обеспечивать взаимозависимость участников группы, при этом чем разносторонне эта взаимозависимость, тем больший развивающий эффект даст задание.

4 ЭТАП:  Продумать вопрос о численности и комплектовании групп, расстановке мебели в аудитории. На первых уроках, проходящих на основе технологии сотрудничества, лучше комплектовать небольшие группы, по 3-4 человека. Следует иметь в виду, что организация таких групп требует минимальной перестановки мебели в классе. Работа больших групп, по 5-6 человек, связана с существенной перестановкой столов.

Желательно, чтобы в группу вошли ученики с разным уровнем владения языком:

Обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, ученики будут дополнять друг друга. Сильные ученики в этом случае успевают не только сами выполнить свою часть работы, но и оказать помощь товарищам, наблюдать за их работой, предупредить появление у них ошибок. В результате они и сами глубже проникают в материал. Скорее всего, группа, составленная только из слабых учеников, будет неработоспособна, так как в ней некому руководить познавательной деятельностью, а учащиеся не смогут помочь друг другу.

Планируя состав группы, необходимо учитывать психологическую совместимость детей. Нежелательно включать в одну группу закадычных подружек или, наоборот, детей, недолюбливающих друг друга. Иногда следует обратить внимание и на личностные качества отдельных учеников, такие, как медлительность, вспыльчивость, обидчивость и др.

5 ЭТАП: Наметить возможные внутригрупповые роли.

Организация обучения в сотрудничестве предполагает специальное внимание к определению и распределению внутригрупповых ролей. Естественно, что каждое задание требует и своего состава исполнителей. Готовясь к уроку, я  составляю  список возможных ролей, необходимых для выполнения определенного задания. Полезно выписать их на карточку и познакомить с ними учеников, попросив их самим определиться с ролями. Для того, чтобы способствовать формированию адекватной самооценки каждого ученика и создать условия для его самоопределения, необходимо, чтобы участники группы сами распределяли роли. Однако учитель может помочь школьникам в этом. Желательно, чтобы каждый ученик мог попробовать себя в наибольшем числе ролей, побывать и лидером, и исполнителем, и критиком. Часто бывает так, что во время выполнения задания дети часто меняются ролями.

6 ЭТАП: Выделить этапы урока, на которых планируется организация групповой работы, продумать, как будет осуществляться интеграция групповой работы в общую структуру урока, определить продолжительность групповой работы.

В ходе выделения этапов урока, на которых планируется организация групповой работы, и продумывания, как будет осуществляться интеграция групповой работы в общую структуру урока, учителю полезно иметь в виду, что продолжительность групповой работы в начальной школе на первых порах составляет 5-7 минут, т.е. достаточно невелика. Это связано с тем, что школьники, не обладая необходимыми для сотрудничества социальными умениями, часто создают излишний шум, который может стать помехой для освоения учебного материала. Кроме того, работая в группе, ученики остаются практически на едином для всех ее участников уровне освоения знаний, но некоторым учащимся этого явно мало, у них появляется неудовлетворенность, потребность в более трудных типах задач и оригинальных заданиях. Для таких учеников длительная работа в группе совместно с более слабыми товарищами нежелательна. Поэтому некоторые учителя практикуют время от времени создание специальных, так называемых олимпиадных групп из сильных учеников или организуют их индивидуальную работу.

К групповой работе на одном уроке можно обращаться несколько раз, на различных этапах урока, сообразуясь с необходимостью и целесообразностью такой работы. В таком случае говорят: «Собираем группы» или «Рассыпаем группы».

7 ЭТАП: Разработать правила индивидуального и группового оценивания на данном уроке.

Оценивание результатов групповой работы - важный и обязательный момент такого урока. Наряду с учебными достижениями учеников и выставлением им отметок, необходимо оценивать и социальные достижения школьников, комментировать проявленные ими коллективистские качества, подмечать проявления помощи товарищам, взаимовыручки, подчеркивать вклад в общее дело. Существует несколько правил такого оценивания, которые касаются учебных и социальных достижений обучающихся, а именно:

а) относительно учебных достижений:

- производить оценку отдельных членов группы на основе сравнения с ранее достигнутыми этим учеником результатами;

- любой член группы имеет право дополнять высказывания своего товарища по группе, за это можно поощрить группу дополнительным баллом;

- групповую работу надо оценивать одинаковым баллом для всех членов группы;

б) относительно социальных достижений:

- если группы работают охотно, то хвалить и поощрять группы не следует;

- все члены группы должны получать одинаковое поощрение или не получать никакого;

- необходимо избегать выделения какой-либо одной группы, не устраивать соревнования;

- если какая-либо группа работала плохо, не заслужила поощрения, то ее не следует ругать, а надо постараться найти способ дополнительной практики, в крайнем случае, попытаться переформировать ее;

- необходимо обсудить психологические результаты: что удалось и почему; к чему следует стремиться;

- важно обсудить трудности, с которыми участники групп встретились на этом уроке, выявить приемы, которые помогли справиться с ними.[6]

Подготовка к уроку в сотрудничестве - довольно трудоемкий процесс, требующий от учителя определенного энтузиазма. Кроме того, объем материала, подлежащего изучению на уроке в сотрудничестве, меньше, чем объем материала обычного урока. Следовательно, должны быть достаточно очевидные преимущества обучения в сотрудничестве на основе малых групп, делающих данные приемы и технологию привлекательной для учителей и учеников. Это:

1.  Обучение в сотрудничестве на основе малых групп помогает каждому ученику лучше освоить учебный материал, более глубоко вникая в его содержание. Дело в том, что, предлагая новый материал, учитель старается излагать его хотя и доступно, но на достаточно научном уровне, а не все обучающиеся воспринимают, осмысливают его объяснения. Кроме того, различные способности учеников, различный темп обучаемости приводят к тому, что некоторые из учеников испытывают большие затруднения при изучении нового материала. Обучение в сотрудничестве на основе малых групп дает каждому ученику возможность систематически проговаривать учебный материал, выражать свои мысли вслух, что способствует осознанному обобщению знаний. Выполняя групповое задание, каждый ученик подвергается пооперационному контролю со стороны своих товарищей, что помогает предупредить возникновение ошибок.

2.   Работа в группе способствует возникновению интереса к процессу обучения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения, особенно если учитель создает, подмечает и поддерживает ситуацию успеха каждого ученика. На это и направлены те принципы оценивания групповой работы, которые были приведены выше.

3.  При групповой работе в сотрудничестве все ученики класса работают на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться не общим, а посторонним делом.

4.  Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, а также принцип рефлексии приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению ученика, помогает развитию его творческих возможностей и умения учиться[7].

           Развитие умения учиться – это необходимость, которая влияет на оптимизацию учебного процесса. «Well begun is half done»  – гласит английская пословица. Многое на занятии зависит от того, как организовать  его начало. Не следует останавливаться на явно неприемлемых способах начала занятия: «Проверим домашнее задание» или «Сегодня мы пройдём простое прошедшее время». Это не всегда соответствует психологии сотрудничества.
          Стремясь создать атмосферу общения на занятии, я стараюсь  начать его с непринуждённой беседы, подобно той, которую можно услышать между несколькими приятелями. Такая беседа перерастает в задания урока, ученики вовлекаются в беседу, я  не становлюсь контролёром, урок эмоционален, атмосфера дружелюбна. Но как не парадоксально, даже в этом случае характер взаимодействия между учителем и учеником ещё не равенство сотрудников.

Итак, с самого начала занятия, при постановке цели, учитель обусловливает, каким будет контакт между ним и учеником. И если педагог выступает за подлинное сотрудничество с обучаемым, он:

  • ставит цель урока так, чтобы она соответствовала реальным целям общения;
  • помогает ученику осознать не только цель урока, но и пути её достижения.

       Тогда ученик сможет понять, какую пользу несёт ему каждый новый тип задания. В условиях сотрудничества у него будет возможность выбрать свой способ решения задачи.

       И тогда сам процесс обучения окажется для ученика не менее интересным, чем его результат. Что же касается этапа тренировки, то сотрудничество учителя и ученика, заключается в том, что даже запоминание изолированных слов может быть увлекательным и несложным процессом, если он будет использовать пути установления логических ассоциаций.

         Вот пример задания, основанного на перечислении:
Какие свойства человека вы перечислили бы, чтобы показать,  что он вам не нравится, несмотря на его достоинства, или, напротив, что вы склонны простить ему его недостатки за его положительные качества:
Brave, intelligent, lazy, proud, talkative, confident, selfish, helpful, cheerful, kind, stupid… (E.g.: 
brave and intelligent, but selfish or stupid and talkative, but kind and helpful)
         Таким образом, сама структура учебного процесса является своеобразным средством обучения. При этом учебный процесс является иерархией промежуточных целей: от более крупных (цели цикла занятий, цели отдельного занятия) до самых мелких (цель каждого задания внутри занятия).
         У.М. Риверс утверждает, что учитель «должен обеспечить плавный и естественный переход от формирования навыков и умений к их функционированию», и что деятельность общения «должна служить не дополнением, а естественным продолжением тех типов деятельности, на которых базируется формирование навыков и умений
[8].
       Можно увидеть на примере, как коммуникативные опоры позволяют плавно перейти от тренировки к речевой практике.

           Цель занятияСовершенствование навыков употребления простого будущего времени в утвердительных и отрицательных предложениях.
         
Формулировка цели для учащихся: It’s natural to wonder what our future will be like. Some things are hard to guess, others are very easy to foresee. Today you will learn to express your ideas about the future and to show, how one event can lead to another.

  1. Listen to some ideas expressed by futurologist. Raise your red cards if the idea seems optimistic and your blue cards if the idea is pessimistic.

We shall all live in skyscrapers. There won’t be any cars in the streets. We shall use helicopters instead of cars. We shan’t have to walk much. We shall be able to control the weather. 
          Первое задание сводится лишь к восприятию отдельных предложений на слух, но каждое предложение должно быть взвешено и оценено слушающими в зависимости от их собственного мнения.

  1. Read, look up and say.

It is `natural to be `interested in the future. We may `have to `face a `lot of important  problems.
         Второе задание носит формальный характер, но подготавливает условия для коммуникативных заданий, поскольку предложения для обработки произношения и ритма расположены не только по нарастанию фонетических трудностей, но и в логической последовательности, образуя связное высказывания.

  1. Now look throught the list of the ideas you have just heard (task 1) and join some of them using “and”, ‘but”, “besides” or “because”.E.g.:

People will live much longer because many dangerous diseases will disappear, and, no one will die from hunger.

4.  Enumerate the real danger that people will have to face in the centuries to come. Begin with the most obvious one. 
The worst danger is that there will to be many people in the cities. Besides,we may have to cut down all our forests. 
         В третьем и четвёртом задании учащиеся жёстко ограничены в употреблении грамматических структур, но могут свободно выбирать и комбинировать готовые блоки.
 5. Read the text. It’s not complete. But you are given several versions of the final sentences. Choose one of them and supply the missing sentences to express your own viewpoint.
            People talk much of ecological problems. They say it will soon be difficult to breathe without a gas mask on. Many people are afraid that soon there will be no more fish in the rivers. Scientists warn us about the green house effect. It means that the temperature will keep rising and the polar ice will start melting ... (to close down plants and factories; changes in nature,...)

6. It’s difficult to foresee the future. We can only suppose that something may happen. So try to give several hypotheses about the things that will or may happen if: ...dangerous diseases disappear;

...the polar ice melt;
...we leave all our problems to computers. 
E.g.: If dangerous diseases disappear, people will live much longer.
         В этих задания позволяют учащимся по-своему формулировать отдельные части высказывания, хотя те, кто послабее, могут удовлетвориться комбинацией фраз из предыдущих заданий.
 7. General discussion:

  • Do you think the people of tomorrow will be happier than we are?
  • What advice can you give to future generations?
  • “We do not own the Earth: we have borrowed the planet from the future generations”. What does this statement mean? Explain.

          Седьмое задание является не тренировочным, а подлинно речевым, но предшествующая тренировка облегчает слабым учащимся участие в дискуссии: даже если они построят своё высказывание лишь из блоков, предлагающихся в качестве опор, они смогут высказать свою точку зрения наравне с остальными.
          Таким образом, коммуникативные опоры подсказывают учащимся, что можно сказать в том или ином случае и как оформить мысль. Эффективность такой работы связана с тем, что не ограничивается свобода творчества ни сильного, ни слабого учащегося.

           Так, следующее задание обучает оценивать объективность и уместность характеристик, учитывая официальный тон общения и информацию, которая может интересовать адресата:
Выберете из данных фраз те, что могли бы войти в письменную рекомендацию, которую начальник даёт подчинённому. Расположите их по степени важности:
He is not a bad chap. He is serious and quiet. He is a sense of responsibility. He is a rather good-looking, in a way. He is absolutely honest ...etc.
        Коммуникативные опоры применяются также и при формировании умений общения. Нельзя не согласиться с И.Л.Бим, что коммуникативность «не сводима только к установлению с помощью речи социальных контактов, а это приобщение личности к духовным ценностям других народов –  через личное общение и через чтение».
         На процесс формирования умений влияет не меньшее количество обстоятельств, чем на процесс формирование навыков. Так, например, коммуникативная ситуация, о которой много пишут и говорят, не всегда раскрывая, что за этим стоит, на самом деле предполагает учёт множества факторов, составляющих две большие группы: условия общения и характеристики участников общения.
[9]


2.  Способы организации  учебного сотрудничества на уроке английского языка

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

К материалу для групповой работы предъявляют следующие общие требования:

  1. задания должны быть проблемными, способствовать возникновению различных мнений и являться основой для обсуждения; 
  2. задания имеют относительно высокую степень трудности;
  3. материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми могут работать разные группы или отдельные учащиеся в рамках одной группы.

Групповое обучение уместно применять не только на занятиях формирования лексических и грамматических навыков, при работе с текстом, при изучении нового материала или при повторении и активизации уже пройденного, но также и при обучении диалогической речи и общению на изученном языке.

Интервью. Общим признаком этой группы приёмов является задача опросить как можно больше членов группы, с тем, чтобы выяснить их мнение, суждение, ответы на поставленные вопросы. Для этого ученики, работая вместе, свободно перемещаются по аудитории, выбирая ученика, которому адресуют свои вопросы, фиксируя ответы на листе, а затем выбирают другого ученика и т.д. Общие итоги опроса обсуждаются всеми.

Данный прием не имеет возрастных или тематических ограничений. Этот прием является средством интенсивной речевой тренировки, т.к., если в группе пять учеников, каждый из них четыре раза формирует свой вопрос и дает четыре ответа на обращенные к нему вопросы.

Интересной формой интервью являются тесты. Вопросы теста (на карточках) распределяются между учащимися. Каждый ученик опрашивает остальных членов группы и записывает их ответы. Индивидуальные результаты собираются вместе и вначале сообщаются каждому ученику конфиденциально, а затем, с его согласия обсуждаются на занятии. Тесты типа: ”Что ты думаешь о дружбе?", «Ты сам хороший друг?" полезны не только в целях обучения иноязычному общению, но и для решения развивающих и воспитательных задач.

Прием "4 угла”. Членам класса предлагается выбрать интересующую их тему. Учитель заранее выписывает темы на доске. При этом каждая тема соответствует определённому цвету (например: красному, желтому, зеленому, синему) который, в свою очередь, соответствует одному из углов класса (на каждом из четырех углов помещен лист бумаги с одним из вышеупомянутых цветов). Ученики, прочитав темы и выбрав наиболее подходящий для них вариант, перемещаются в тот угол, который соответствует теме. Таким образом, ученики, после озвучивания тем, сами делятся на группы.

Затем в каждой группе идет обсуждение данной темы. Желательно, чтобы в обсуждении участвовали все учащиеся. Этот этап длится несколько минут в зависимости от динамики обсуждения в группе (можно время изначально ограничить). После группового обсуждения ученики готовы отвечать на вопросы по своей теме, которые им задает или учитель, или ученики других групп. 

Возможно, что учитель предложит учащимся рассказать о том, что они узнали из совместной работы в группе. Тогда группа выделяет одного участника, и, он делится той информацией, которая была обсуждена.

Например, учитель выписывает фамилии четырех известных писателей страны изучаемого языка. Ученики выбирают того писателя, о котором они имеют наибольшее количество информации. В созданных группах они обмениваются информацией и составляют один общий рассказ о жизни данного писателя.

Возможно преподнесение этой темы следующим образом: учитель предлагает учащимся рассказать об одном писателе, но разбивает его биографию на четыре части. И тогда учащиеся всех групп должны составить свой рассказ таким образом, чтобы все части были логически связаны друг с другом.

Допиши слова. Класс делится на две группы. Каждому члену даётся по 2 предложения из стихотворения с пропущенными словами. Время на выполнение задания 5 минут. После этого дети читают свои варианты сначала в своей группе, затем представители от каждой команды прочитывают свой вариант. 

Стихотворение:

  1. Don’t put your elbows on the ________
  2. Don’t stretch your out ______the table
  3. Don’t play with ______ and ______, they aren’t toys;
  4. Try to make little _____
  5. Don’t shovel food into your _______;
  6. Don’t sip ______ from a bowl.
  7. Don’t use a ______ for what
  8. Can be eaten with a ________.
  9. Cut meat into small _______,
  10. Which can be _______ very easy?
  11. Don’t blow on the ______.
  12. Don’t talk with your ______full.
  13. Don’t forget to thank the hostess and say "______”
  14. To the people sitting ______.

Правильный вариант стихотворения:

Don’t put your elbows on the table
Don’t stretch your out under the table
Don’t play with knives and forks, they aren’t toys;
Try to make little noise
Don’t shovel food into your mouth;
Don’t sip soup from a bowl.
Don’t use a spoon for what
Can be eaten with a fork .
Cut meat into small pieces,
Which can be chewed very easy?
Don’t blow on the food.
Don’t talk with your mouth full.
Don’t forget to thank the hostess and say "good-bye”
To the people sitting nearby .

Работа в секторах. Можно провести в форме внеклассного мероприятия, можно использовать на уроках. Аудитория разделена на 4 сектора. Каждый имеет своё название: первый сектор называется School Subjects; второй- People, третий- School Theatre, четвёртый- Summer Holidays. Каждый из секторов соответствует определённой тематике заданий.

Задания для каждого сектора:

School Subjects. Этот сектор содержит задания, касающиеся школьных предметов и расписания.

  1. It’s a subject where you study the rules of the language you speak in your country, write dictations and do exercises.
  2. It’s a subject where you read a lot, learn poems by heart and discuss the characters of the books.
  3. At this subject you learn how to count, to multiply numbers and so on.
  4. It’s a subject where you learn the language and the culture of another country.
  5. It’s a very interesting subject. In Great Britain pupils sing songs, dance and act out plays. But in Russia we don’t have such a lesson. What similar lesson do we have in Russia?
  6. At this lesson you do gymnastics and play different sport games.
  7. This is the name for Russian lessons of Chemistry and Biology.
  8. You may learn a lot of interesting things about the world, other countries and continents.

Answers: Russian Language, Literature, Maths, Foreign Language, Drama, Music lesson, Drawing, Physical Training, Science, Geography.

People. Этот сектор содержит задания, касающиеся людей.

  1. It’s a person who teaches you at school.
  2. It’s a person who studies at school.
  3. It’s the head of the school.
  4. This is the teacher who is the main teacher of your class.
  5. This is a person who studies history very carefully.
  6. These are famous persons in different sciences.
  7. This is the greatest Russian poet and writer who wrote "Ruslan and Lyudmila”.
  8. This is the greatest Russian chemist.

Answers: teacher, pupil, headmaster, class teacher, historian, scientist, Pushkin, Mendeleyev.

School Theatre. Этот сектор содержит творческие задания

  1. Imagine that you are a teacher. Show some activities which your teacher does.
  2. You are a naughty boy. Show how you would behave at school.
  3. You are an obedient pupil. Show how you would behave at school.
  4. Show some activities pupils do during the break.
  5. Show how you usually behave when you can answer the question.
  6. Imagine that you are not ready for the lesson.
  7. You are at the Physical Training. What are you doing?
  8. You are late for the lesson.

Summer Holidays. Этот сектор содержит вопросы, касающиеся летних каникул.

  1. Name at least three activities you did during your summer holidays.
  2. How is called a house in a village?
  3. Children live there without parents with other children.
  4. When it’s hot in summer you go to the river and do this.
  5. In summer many children visit their _____who live in the country.
  6. Name all summer months.
  7. What is the last day of your summer holidays?
  8. In summer you may go to the forest and look for_________.

Answers: dacha, summer camp, swimming, grandparents, June, July, August, the 31st of August, berries and mushrooms. 

Таким образом, в результате совместной работы по технологии сотрудничества достигается усвоение всего материала. Основные принципы: награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности - срабатывают и здесь. [10]

Следует отметить, что при использовании технологии сотрудничества, недостаточно сформировать группы и дать задания. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. А ситуация успеха группы становится фактором развития личности школьника и залогом положительного отношения к ученью, к школе, к науке, к труду, к себе.            

 Обучение в сотрудничестве обеспечивает не только успешное освоение учебного материала всеми учениками за счет увеличения времени устно-речевой практики каждого ученика группы, но и способствует интеллектуальному развитию детей, их активности и самостоятельности в достижении поставленной задачи.

  3.Мониторинг сформированности коммуникативной компетенции  на уроках английского языка  в  условиях сотрудничества

Проработав учителем английского языка более двадцати лет, считаю, что формирование коммуникативной компетенции является непростой задачей в силу многих факторов: личностных особенностей обучающихся и учителя, психологической совместимостью всех участников образовательного процесса, материально-техническими условиями организации образовательного процесса, уровнем и конечно, уровнем профессионального мастерства самого учителя.

Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса - задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении.

Недостаток активной устной практики на уроке английского языка, стремление повысить эффективность обучения, побудило меня использовать групповую работу (обучать в сотрудничестве) учащихся. Так как в процессе обучения они обмениваются идеями, мнениями, информацией, учатся друг у друга. В настоящее время в естественных коммуникативных ситуациях человек гораздо чаще сталкивается с диалогической и полилогической формами общения. Поэтому я отвожу значительное место в учебном процессе работе в парах и группах. При таких формах работы мои ученики добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом. Замечу, на таких уроках работают все учащиеся. Они учатся слушать и слышать. Каждый чувствует себя раскованно. Работая в малых группах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других. Сотрудничая, мои ученики учатся работать без контроля с моей стороны, совместно с товарищами, стремясь к поставленной цели. Обучение групповому взаимодействию на моих уроках стало не только методом обучения устной речи, а естественным компонентом учебного процесса.

Моя работа в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников, даже если я не даю такого задания. Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным, я пришла к выводу о необходимости целенаправленно обучать школьников технологии общения, чётко соблюдая основные принципы обучения в сотрудничестве.

Организацию группового общения я начинаю с формирования речевых групп с учётом психологической совместимости детей. Оптимальный состав группы – четыpе-пять человек. При этом в каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики, обязательно девочки и мальчики. Если группа на протяжении нескольких уроков работает слаженно, то она работает в этом составе постоянно.

Практика показала, что наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки.

Участие в речевом общении предполагает владение мотивом деятельности, задаваемым коммуникативным заданием, и совершение речевого поступка в соответствии с этим мотивом.

Если всем группам предстоит обсуждать одну и ту же проблему, то я сообщаю о цели задания после организации речевых групп. (Для обсуждения разных проблем задания лучше объявлять до формирования групп, тогда учащиеся, интересующиеся одной темой, смогут объединиться для совместного творчества.) Роли обычно распределяют сами ученики, но в некоторых случаях я делаю это сама.

Обычно оцениваю работу не одного ученика, а всей группы. На таких уроках я оцениваю не столько знания, сколько старания и усилия учеников. Очень часто на промежуточном этапе работы результаты труда каждого члена группы оценивает лидер группы.

Как правило, я сама выбираю учащегося из каждой группы, который должен отчитаться за выполненную работу

Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. При обучении я стараюсь придерживаться индивидуально-группового варианта. Но иногда пытаюсь разнообразить этот вариант творческим подходом применительно к своим ученикам.

Считаю, что для начального этапа обучения иностранным языкам наиболее эффективными и доступными являются такие формы группового общения, как драматизация и ролевая игра.

Еще одной формой группового общения, близкой к подлинному общению, является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы.

Каждый учащийся выбирает удобную для себя роль и высказывается от имени выбранного им персонажа. Таким образом, снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой, и предоставляется возможность высказать свое мнение.

На начальном этапе обучения я обычно беру на себя роль организатора общения, поддерживаю обсуждение уточняющими репликами, наводящими вопросами, обращаю внимание на оригинальные мнения участников, спорные проблемы, снимаю возникающее напряжение. Со временем роль ведущего (лидера) передаю одному из учащихся каждой группы.

Содержанием таких дискуссий обычно служит любая проблема реальной жизни. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями, защита окружающей среды, роль женщин в обществе и другие.

Дискуссия как форма работы считается сложной и требует проявления многих качеств коммуникантов, от которых требуется владение достаточным уровнем речевой компетентности, т.е. готовности включиться в реальную коммуникацию. С помощью специальных упражнений я учу школьников запрашивать информацию, уточнять полученную информацию, вступать в разговор, вовлекать в него других участников, адекватно эмоционально реагировать на реплики партнеров по общению, соглашаться или не соглашаться с мнениями других.

Данные коммуникативные действия учу ребят реализовывать с помощью:

а) реплик согласия/несогласия: Right, I think the same; I’m afraid you are wrong; I think...; Exactly; Absolutely; As for me...; On the contrary; I don’t think so;
б) фраз и вопросов уточняющего характера: What makes you think so? ;
Where have you got this information? ; Do you mean...? ;
What do you mean? ; What’s your idea about this? ; I believe...; Well, I suppose...;
в) эмоциональных реакций: Unbelievable! ; That sounds strange; Incredible! How nice! Great! I can’t believe it;
г) обобщающих суждений: On the whole; In general; Summing up all you’ve just said; Let’s come to a conclusion; The result is...;

Умение реплицировать стараюсь формировать у учащихся в ходе выполнения упражнений разных типов: вопросно-ответных, репликовых и упражнений типа «условная беседа».

Например: Let’s talk a little. On hearing a statement each of you should say something. Follow the scheme of typical responses (exclamation, question, statement, request, suggestion, etc.).

Model: Our headmaster has invited a group of American high school students to our school.

Exclamation: - Fine! How nice!

Question: - When will they come?

Suggestion: - Let’s take them to our disco.

Request: - Will you help us to talk to them?

Упражнения такого типа стимулируют условно-коммуникативную, неподготовленную и частично инициативную речь учащихся на иностранном языке. Я обратила внимание на тот факт, что эти упражнения сами по себе не могут сформировать у учащихся умения вести дискуссию. Для достижения желаемых результатов необходимо учить школьников сочетать эти реплики в естественной речи, непринужденно развертывая общение. Поэтому я стараюсь использовать беседу на различных этапах обучения иностранному языку.

Примерные темы групповых дискуссий:

1. Is protection of the environment an important problem today?
2. Should women work outside the home?
3. How should the elderly people be taken care of?
4. Is choosing a profession for secondary school graduates the responsibility of the parents only?
5. Should teenagers work after classes to have their pocket money?
6. An ideal family - fact or fiction?
7. Is mass media a reflection of society?
8. Television is a source of education and pleasure, isn’t it?
9. “He who loves not his country can love nothing.”(Byron)
10. Is education so important for the good of society?
11. Peace on earth is everybody’s concern.
12. The country expects every man to do his duty.

Примеры ролевых ситуаций:

1. You are a new pupil; you talk with your classmates about the timetable.
2. You were absent from school yesterday. Talk with your friends about what they did yesterday. Start the conversation.
3. You invited your friends to the birthday party. Start the conversation at birthday dinner.
4. You have just returned from a trip to Moscow. Start the conversation with your parents.
5. You are the shop assistant suggesting Christmas gifts to a group of schoolchildren.
6. You are a police officer in the street. Three members of a school group from the U.S.A. have become separated from their group. Help them to find the way to the hotel.
7. You are at your grandparent’s house watching television. You don’t like the programme. Try to convince your grandmother and grandfather to change to another one.
8. You are a librarian. Try to convince the boys who are not very much interested in reading to choose some interesting books for their English class.
9. You are customers talking with a waiter at a cafe.
10. You are two passengers talking with a stewardess on a plane.
[11]

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы  отметить, что мой педагогический опыт работы и наблюдения по данному вопросу показали следующее:

-технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности овладения английским языком;

 - является одним из источников интенсификации учебного процесса;

  - повышает мотивацию обучающихся;

  - улучшает результативность их учебного труда.

В доказательство привожу пример мониторинга качества знаний.

Мониторинг качества знаний по предмету «Английский язык» среди учащихся 6-х классов МБОУ Карсунской СШ им. Д.Н. Гусева в 2017 – 2018 учебном году (учитель - Соловьева Т.О.)

 Таблица 1

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

6 А

58 %

61 %

61 %

65%

6 Б

41 %

41 %

45 %

48 %

Выводы

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный социально- педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Современная философия образования, провозглашение приоритета личности учащегося в образовательном процессе ведут к творческой работе учителей в сотрудничестве с учащимися.

Несомненно, насущные проблемы современной школы способен решить знающий учитель, обладающий научно-теоретическим стилем мышления, умеющий анализировать педагогические явления с позиции взаимодействия с учащимся, умеющий ставить обоснованные цели, отбирать эффективные средства их реализации, адекватно оценивать результативность собственной деятельности и своевременно вносить коррекцию, что является актуальной задачей педагогической теории и практики.

Осуществление педагогики сотрудничества, изучение индивидуальных особенностей каждого ученика позволяет видеть в каждом ребёнке личность со всеми её достоинствами и недостатками, создавать условия для формирования коммуникативной компетенции у  каждого ученика в процессе обучения.

          В своей практической деятельности в школе я пришла к выводу, что учебное сотрудничество на уроках английского языка является наиболее эффективным способом формирования коммуникативной компетенции.    Особое внимание мной уделяется  групповым формам организации учебной деятельности. В своей работе я  представила общие требования, предъявляемые к материалу для групповой работы на уроке, и привела примеры заданий  из практики.  При этом следует помнить:

- задания должны быть проблемными, должны способствовать возникновению различных мнений и являться основой для обсуждения; 

- задания должны иметь относительно высокую степень трудности;

- материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми могут работать разные группы или отдельные учащиеся в рамках одной группы.[12]

       Учителю при формировании разных способов учебного сотрудничества на уроках английского языка необходимо стремится к главной цели образования – научить ученика учиться, раскрывая  индивидуальность каждого ребенка, создавая  при этом условия для ее развития посредством учебного сотрудничества и групповой работы.

Библиографический список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года. ОД в О, № 35, 2008
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Министерство образования и науки РФ. – М., 2009
  5. Стандарты второго поколения. Оценка достижений планируемых результатов.  М.: Просвещение, 2009
  6. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2009
  7. Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования.  М.: Просвещение, 2009
  8. Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования.  М.: Просвещение, 2009
  9. Стандарты второго поколения. Проектные задачи в начальной школе.  М.: Просвещение, 2009
  10. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования.  М.: Просвещение, 2009
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010
  12.  Вербицкая, М. В. О преподавании иностранных языков в средней школе с учетом результатов ЕГЭ 2013 года/ М.В.Вербицкая.- М.: Просвещение, 2014. – 110 с.
  13. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам: Методическое пособие/ Н.Д. Гальскова. – М.: Айрис-пресс, 2009.- 240с.
  14.  Дзюина, Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5-9 классы/ Е.В. Дзюрина.- М.: ВАКО, 2010.- 144с.
  15. Дьяченко, В.И. Сотрудничество в обучении/ В.И. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2011. – 135 с.
  16. Конобеев, С.А. Вопросы теории и практики обучения английскому языку. //ИЯШ . - 2009.- №2 – С. 25-28.
  17. Копылова, В. В. Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку/ В.В. Копылова. – М.: Дрофа,  2013. -  58 с.
  18.  Ляудис, В.Я. Инновационная стратегия обучения/ В.Я. Ляудис. – М.: Кнорус, 2012. – 245 с.
  19. . Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве/ Е.С. Полат. – М.: Дрофа, 2011. – 164 с.
  20.  Рубинштейн, С.А. Принцип творческой самодеятельности. Вопросы психологии/ С.А. Рубенштейн. – М.: Омега – Л, 2010. – 111 с.
  21.  Соловова, Е.Н. Разработка авторских программ и курсов.//ИЯШ. - 2011. - №5 – С. 15-16.
  22. Трофимова, М.А. Внеклассные мероприятия по английскому языку для учащихся 5-8 классов: методическое пособие/ М.А. Трофимова. – М.: Глобус, 2008.- 217 с.
  23. Тюков, А.А. Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного языка в школе//, ИЯШ. - 2008. - № 3 – С. 28 – 29.
  24. Материалы сайта Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru
  25. Материалы сайта http://www.ege.edu.ru
  26. Материалы сайта http://www.english.language.ru/ege/
  27. Материалы сайта http://www.alleng.ru
  28.  Материалы сайта http://www.englishteachers.ru/forum/inde



[1] Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам: Методическое пособие/ Н.Д. Гальскова. – М.: Айрис-пресс, 2009.- с. 180.

[2] Ляудис, В.Я. Инновационная стратегия обучения/ В.Я. Ляудис. – М.: Кнорус, 2012. – с.124.

[3] Дьяченко, В.И. Сотрудничество в обучении/ В.И. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2011. – с.38.

[4] Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве/ Е.С. Полат. – М.: Дрофа, 2011. –  с.54.

[5] Конобеев, С.А. Вопросы теории и практики обучения английскому языку. //ИЯШ . - 2009.- №2 – С. 25-28.

[6] Рубинштейн, С.А. Принцип творческой самодеятельности. Вопросы психологии/ С.А. Рубенштейн. – М.: Омега – Л, 2010. – с. 67.

[7] Тюков, А.А. Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного языка в школе//, ИЯШ. - 2008. - № 3 – С. 28 – 29

[8] Конобеев, С.А. Вопросы теории и практики обучения английскому языку. //ИЯШ . - 2009.- №2 – С. 25-28

[9] Дьяченко, В.И. Сотрудничество в обучении/ В.И. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2011. – с.110

[10] Рубинштейн, С.А. Принцип творческой самодеятельности. Вопросы психологии/ С.А. Рубенштейн. – М.: Омега – Л, 2010. – с. 82.

[11] Трофимова, М.А. Внеклассные мероприятия по английскому языку для учащихся 5-8 классов: методическое пособие/ М.А. Трофимова. – М.: Глобус, 2008.- с. 177.

[12] Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам: Методическое пособие/ Н.Д. Гальскова. – М.: Айрис-пресс, 2009.- с. 177.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсовая работа заместителя директора по учебной работе

курсовая работа заместителя директора по учебной работе...

Курсовая работа "Работа стекстом на уроках истории и обществознания"

В данном материале освещены мои способы организации работы с текстом на уроках истории и обществознания. Все они прошли апробацию на умоих уроках истории. Здесь представлены только проверенные методы ...

Самостоятельная работа на уроках русского языка. Курсовая работа.

В наш век - век бурного развития науки и техники - ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний,которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: ум...

курсовая работа по теме: Проектная работа учащихся на уроках обществознания.

Подходит не только для уроков экономики, но и по профориентации школьников....

Методические указания по выполнению проекта курсовой работы по дисциплине "Технология парикмахерских работ и оборудования"

В процессе обучения дисциплины "Технология парикмахерских работ и оборудывания " студенты выполняют курсовую работу " Разработка технологии выполнения парикмахерских работ ". В процессе выполнения кур...