ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛ.ЯЗЫКА
статья по английскому языку

Емельянова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Обучение иностранным языкам в школе занимает одну из важных позиций при формировании всесторонне развитой личности. Следует отметить огромное значение такого речевого вида деятельности, как письмо или письменная речь, так как в основном процесс обучения направлен на практическое овладение иностранным языком.

Традиционная классно-урочная организация обучения в школе несет на себе печать монотонности и однообразия. Необходимо внедрить нетрадиционные и активные методы обучения. Учитель вынужден искать новые, более эффективные способы и приемы реализации программного материала.

Одним из таких методов для обучения учащихся письменной речи является активное применение творческих заданий на уроках английского языка.

Прежде чем приступить к рассмотрению самих творческих заданий и их применению для обучения письму, нужно раскрыть само понятие творчества, какие существуют творческие способности, и механизмы творчества.

Творчество – это сложная форма человеческой деятельности. Понятие творчество по А. В. Петровскому «это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей… Она предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [Цит. по : 3, с. 7].

В психологическом словаре понятие творческие способности трактуется следующим образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода» [7, с. 358].

Выделяют следующие механизмы творчества:

1) Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.

2) Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать и в другой.

3) Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.

4) Любознательность  – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

5) Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.

6) Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доверить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией [1, с. 154].

Н. Г. Кизрина указывает на такие творческие способности учащихся, как способность к анализу и синтезу, способность обнаруживать новые проблемы в традиционной ситуации, способность мыслить ассоциациями, а также способность генерировать большое количество идей необходимо развивать с помощью специальных упражнений [2, с. 11–12].

Анализ методической литературы позволяет сделать вывод, что наибольшей эффективностью при обучении письменной речи на английском языке обладают творческие задания.

Творческие задания – это такие, задания которые направлены не только на развитие речевых умения, но и на реализацию личностно-ориентированного подхода, который, в свою очередь, предполагает развитие у учащихся самостоятельности, мотивированности и творческих способностей.

При обучении письменной речи на иностранном языке выделяют три основных вида письменной речевой деятельности: контролируемое письмо; направляемое письмо; свободное письмо [6, с. 3].

При анализе различных учебно-методических комплексов по английскому языку нами были выделены следующие упражнения для обучения контролируемому письму:

1) кроссворды;

2) загадки;

3) чайнворды;

4) расшифруй слово;

5) найди слово;

6) составь предложение из данных слов;

7) расположи абзацы текста в соответствии с иллюстрациями.

С помощью данных приемов мы развиваем такие механизмы творчества, как беглость мысли, гибкость и оригинальность, а также любознательность.

Упражнения для обучения направляемому письму:

1) подготовка плакатов, диаграмм, схем; выполнение этих заданий формирует умение выбрать главное – то есть то, что необходимо проиллюстрировать таблицей или диаграммой. В дальнейшем этот навык очень пригодятся для составления тезисов выступлений или написания планов сочинений, эссе.

2) заполнение анкет, личных карточек, оформление автобиографических сведений; подобные задания не только вносят в процесс обучения письму элемент творчества, но и имеют выход в реальную жизненную ситуацию.

3) классификация объектов или предметов; эти задания способствуют развитию логического мышления, способности обобщения.

4) реорганизация простых предложений в сложные с использованием различных связующих элементов;

5) реконструкция предложений по ключевым словам;

6) восстановление диалога по отдельным репликам;

7) восстановление начала и конца истории;

Указанные задания служат своеобразным переходом между структурированными упражнениями начального звена к творческим заданиям продвинутого уровня. Они подготавливают учащихся к написанию сложных видов письменных работ, таких как письма, статьи, эссе.

8) задания на трансформацию текста. Эти задания помогают анализировать и синтезировать полученную информацию, отделяя главное содержание от второстепенных деталей.

Свободное письмо – это самый сложный вид письменной речевой деятельности на английском языке. К этому виду письменной речи относится написание открыток, личных и деловых писем, заявления, страниц из личного дневника, статей в газету или журнал, рецензий, докладов, резюме, эссе [6, с. 32].

Наибольшие трудности у учащихся вызывает такой вид письменной работы, как эссе. Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема, которое передает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу [4, с. 6].

Неоспорим тот факт, что основное внимание этому виду работы уделяется в школе вследствие включения эссе в содержание ЕГЭ по иностранному языку. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Эссе помогает научить обучающегося четко и грамотно формулировать мысли, анализировать и структурировать информацию, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия примерами, аргументировать свои вывод [5, с. 30].

На первом этапе подготовки к написанию эссе учащимися объясняются правила написания этого вида письменной работы. Учащиеся усваивают, что эссе оцениваются по пяти критериям: содержание, организация текста, лексика, грамматика, орфография и пунктуация. Особое внимание уделяется тому факту, что объем эссе, как и других видов письменных работ строго ограничивается. Это приучает четко выражать свои мысли, а также готовит к экзаменам в формате ЕГЭ, где количество слов в требуемой письменной работе строго ограничено.

Следующий этап предполагает выполнение различных видов тренировочных творческих упражнений, например:

1) мозговой штурм (brain-storming); как правило, упражнение проводится в группах и содержит четыре последовательных элемента: постановка задачи, выдвижение идеи, обсуждение идеи и принятие решения.

2) речевая схема (mind-map); применяется на этапе составления плана эссе, помогает построить ассоциативные связи. На этом же этапе предлагаются упражнения на запоминание речевых формул, клише.

На следующем этапе происходит просмотр образцов эссе, определение их структуры, выделение отдельных фраз, опорных мыслей, ключевых слов. Учащиеся делают анализ текстов эссе, анализ средств изложений мыслей, средств и перехода от одной мысли к другой. Только после выполнения всех подготовительных упражнений дается задание написать эссе на конкретную тему.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение творческих задания для обучения учащихся письменной речи на уроках английского языка является наиболее эффективным и продуктивным методом. Они позволяют учащимся интереснее и легче учиться письменно выражать свои мысли на иностранном языке. Творческие задания развивают механизмы творчества, что в свою очередь благоприятно влияет на учебно-познавательный процесс.

Список использованных источников

1. Годфруа, Ж. Что такое психология. – В 2 т. – Т. 1. Что такое психология / Ж. Годфруа. – М. : Мир, 1992. – 496 с.

2. Кизрина, Н. Г. Обучение студентов третьего курса языкового вуза креативному письму (немецкий язык) : автореф. дис. … канд. педагог. наук / Кизрина Наталья Геннадьевна. – Н. Новгород, 2009. – 23 с.

3. Макарова, К. В. Духовный фактор в деятельности и творческих способностях : Монография / К. В. Макарова. – 2-е изд., дополн. – М. : Прометей, 2012. – 188 с.

4. Мильруд, Р. П. Методика обучения иноязычной письменной речи / Р. П. Мильруд // ИЯШ. – 1997. – № 2. – С. 5–7.

5. Опойкова, О. Н. Обучение написанию аргументированного эссе / О. Н. Опойкова // ИЯШ. – 2009. – № 6. – С. 30–32.

6. Принципы обучения иностранному языку : учеб. пособие / под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. – Воронеж : НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.

7. Юрчук, В. В. Современный словарь по психологии / В. В. Юрчук. – Минск : Элайда, 2000. – 704 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение письменной речи на уроках английского языка"

Обучение письменной речи представляет трудности не только в связи со сложностью графики, орфографии и  необходимостью перекодировки со звукового в графический код.Все упражнения в письменной речи...

Системно-деятельностный подход в обучении письменной речи на уроках иностранного языка

В статье рассмотрены условия реализации систесно-деятельностного подхода в обучении письму на уроках иностранного языка....

применение аутентичного материала на уроках англ.языка

Работа с аутентичными материалами способствует повышению интереса к иностранному языку....

Развитие навыков письменной речи на уроках английского языка с помощью дистанционного обучения

Использование электронной почты как один из методов обучения письменой речи на уроках английского языка....

Использование творческих заданий при обучении письменной речи на английском языке в общеобразовательной школе

Данная работа рассматривает понятие письменной речи и творческих заданий для обучения письменной речи. Целью данной работы является проанализировать серию творческих заданий для обучения ан...

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ РАЗНОЖАНРОВОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ ЗАДАНИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация: В статье рассмотрены требования к организации подготовки учащихся к выполнению форматных заданий раздела «Письмо» Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. Автора...