Ролевая игра в обучении английского языка
методическая разработка по английскому языку

Катанеченко Инна Витальевна

Данный материал содержит системы упражнений, в которые входят три последовательные группы: упражнения на усвоение диалогических единств; упражнения на закрепление навыков овладения диалогическами единствами и параллельно на развитие умений составлять минидиалоги; упражнения, направленные на составление учащимися своих собсвтенных диалогов на уровне требований программы. Необходимость использования такого подхода заключается в положительном влиянии на развитие у учащихся навыков и умений вести диалог. Кроме того, создается приемлемый психологический климат на уроке, а также повышается интерес к изучению предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka._katanechenko_i.v.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка Катанеченко Инны Витальевны, учителя ГБОУ СОШ №523 Колпинского района

Ролевая игра в обучении английского языка

Цель: формирование и развитие у учащихся речевых навыков и умений.

Задачи: 1) Обучающая – научить строить диалогические высказывания;

                Владеть навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения

        2) Развивающая и воспитывающая – развивать внимание, быстроту речевой реакции, формировать положительные качества личности.

Ролевые игры можно классифицировать по трем критериям:

  1. учебной целью
  2. количеством участников
  3. уровнем самостоятельности участников

По первому критерию предлагается ролевые игры на усвоение основных видов диалогических единств и минидиалогов; по второму – парные и групповые ролевые игры; по третьему – направленные и свободные ролевые игры.

Приведем примеры ролевых игр на материале тем «Театр» и «Спорт».

Пример 1.

Role-play “Interview”.

Role 1. You are a reporter. Ask the tourist from Canada, a teacher of Ukrainian, what he liked in Kiev best of all.

Role 2. You are a tourist from Canada, a teacher of Ukrainian, a great theatre-goer. Answer the reporter’s questions.

  • What did you like best in Kiev?
  • The Opera and Ballet House. You know, I’m interested in opera and ballet.

Пример 2.

Role-play “At the Film Festival”.

Roles: You are both Film Festival quests. You’ve just seen a festival film. Exchange your impressions.

Пример 3.

Group role-play “Ski Trip”.

Role 1. You are a Physical Training teacher, a Merited Master of Sport and a coach. You want to go on a six-day ski trip with the schoolchildren. Discuss with them the routh, food supplies, choice of the participants. You must agree when and where to meet.

Role 2. You are a member of the team. You suggest another route avoiding the town, but it puts another 60 kilometres on the journey. You must agree on the directed of the route.

Role 3. You are a newcomer to the team. You are interested in the choice of the participants. You want to go on a trip. Give your reasons. You go in for different kinds of sport.

Role 4. You are an experienced skier. You had good training session. You are not sure if you should take a newcomer or not. Ask him questions on his sports hobbies. You must also agree when and where to meet, what food supplies to take.

Существует ряд рекомендаций в использовании ролевых игр в обучении учащихся диалогической речью. Перед учащимися ставятся наиболее типичные коммуникативные задания: уметь спросить, попросить, предложить, сообщить, описать, рассказать, объяснить, оценить, отрицать и обосновать. Для этого учащимся следует овладевать разными типами диалогов: диалогов-расспросом, диалогом-договорением, диалогом-обсуждением, диалогом-обменом впечатлений.

Навыки и умения в овладении разными типами диалогов формируются поэтапно в процессе выполнения учащимися системы упражнений. В эту систему упражнений входят три последовательные группы: 1 группа-упражнения на усвоение диалогических единств.

а) Упражнения этой группы направлены на усвоение диалогического единства «сообщение-сообщение».

б) Упражнения для усвоения диалогического единства «предложение-согласие/несогласие».

Role-play «Hobbies».

Role 1. You are a participant of the Seattle Goodwill games. In an interview with a TV commentator tell him/her about your hobbies.

Role 2. You are a TV commentator. In an interview with a participant of the Goodwill games in Seattle you come to know that you have the same hobbies. Tell him/her about it expressing surprise.

  • I’m interested in history.

— I’m interested in history, too.

Приведем примеры, варьирующих элементов:

1 – history, 2 – art, 3 – sport, 4 – economy, 5 – architecture, 6 – music, 7 – opera and ballet.

Role-play “To Kiev”.

Role 1. You are a famous film star. You want to go to Kiev. Your hobby is art and history. Tell your friend what sights you want to see in Kiev.

Role 2. You are a great theatre-goer. You’re going to Kiev together with you friend. Tell him/her where you’d like to go in Kiev.

  • I’d like to go to the Museum of History.
  • And I want to go to the Drama Theatre.

2.

Role-play “Mysterious Friend”.

Role 1. You are old Khottabych. Ask Volka to go on an excursion about Moscow with you.

Role 2. You are Volka. Accept or refuse your mysterious friend’s invition.

  • Would you like to go on an excursion about Moscow?
  • Oh, good idea. I don’t mind/ (With pleasure)/

Все виды таких упражнений выполняются в таких режимах:

«учитель-ученик», «ученик-учитель», «фонограмма-ученик», «ученик-фонограмма», «ученик-ученик». Когда упражнения выполняются в режиме «учитель-ученик», учитель играет одну из ролей. Его реплики инициативны, а реплики учащихся реактивны. Слабым учащимся можно дать образцы реплик на карточках. А в режиме «ученик-учитель» инициатива переходит к учащимся. Особенно заметно развитие речи учащихся в режимах «фонограмма-ученик» и «ученик-фонограмма».

Для этого учащимся даётся инструкция (информация, о которой учащиеся должны вести речь). Реплики учащихся инициативны:

Instruction: I am a popular English singer. It is my first visit to Moscow. You are a Muskovite. Invite mot e see the sight of the capital.

Pupil (Muscovite): Would you like to visit the Tretyakov Gallery?

Speaker 1 (key) Would you like to visit the Tretyakov Gallery?

Speaker 2 (English singer) I would like to.

В этом случае учащимся даётся карточка с названиями достопримечательностей Москвы. В режиме «ученик-ученик» учащиеся обмениваются репликами, играя соответствующие роли.

2 группа упражнений направлена на закрепление навыков овладения диалогическими единствами и параллельно на развитие умений составлять минидиалоги. Для выполнения упражнений 2 группы необходимо создать ситуации и распределить роли. На этом этапе учащимся предлагают слуховые опоры (минидиалог-постановочную таблицу и минидиалог-схему). Сначала учащимся предлагают для восприятия минидиалог-образец (с фонограммы или с голоса учителя). Например:

Role-play “Excursion”.

Role 1. You are a Muscovite. Ask your friend, a foreign tourist, to go on an excursion with you about Moscow.

Role 2. You are a foreign tourist. It’s the first time you’re been to Moscow.

        Accept your friend’s suggestion.

  • Would you like to go on an excursion?
  • Where to?
  • To the Kremlin?
  • I’d like to.

После проверки понятия минидиалога-образца ученики класс, слушают его вторично и во время пауз повторяют каждую реплику за диктором или учителем. Можно дать опору на доске или на карточках. Затем одна половина учеников исполняет роль 1-го партнёра, а вторая – роль второго. Далее в работе с минидиалогом-образцом используют фонограмму с паузами, на которой записаны реплики только одного партнёра. Роль другого партнёра в разговоре с диктором исполняет сначала учитель, а потом класс. После этого роль 1-го партнёра исполняет роль 2-го – диктор. Пример такой фонограммы:

1 - Would you like to go to an excursion?

  • ………….
  • To the Kremlin.
  • ………….

2 - ……..

  • Where to?
  • ………….
  • I would like to.

Следующим этапом в работе минидиалогом-образцом является повторное прослушивание диалога и исполнение его учащимися в парах. Далее ученики составляют свои минидиалоги с опорой на минидиалог-постановочную минидиалога-подстановочной таблицы:

— Would you like to go on an excursion?

  •  Where to?
  •  To the: (Kremlin; Tretyakov; Gallery; Museum of History; Ostankino Tower; Luzhniki Stadium).
  •  I’d like to.

I’d be glad to.

With pleasure.

Why not?

Good idea.

Партнёр А                                                  Партнёр Б

Побуждение                                               Вопрос

Ответ                                                           Согласие

На завершающем этапе работы все опоры снимаются. Учащиеся самостоятельно составляют минидиалоги.

3 группа упражнений – творческая. Цель упражнений этой группы – составление учащимися своих собственных диалогов на уровне требований программы. Все опоры сняты, упражнения имеют самостоятельный характер.

Например:

Role-play “First Visit”.

Role 1: You are a tourist from Great Britain. It’s the first time you’ve been to Kiev. You want to go on an excursion about the capital with your friend, a Kievite. Your hobby is history and sport. Agree where to go.

Role 2. You are a Kievite. You want to go out with your British friend. He is going to stay in Kiev for a week. You must agree where to go and what to see.

В основе составления учениками своих диалогов лежит учебно-языковая ситуация, базисные компоненты которой и уровень их развёрнутости могут изменяться. Информацию для каждого партнёра следует давать на карточках. Проведем примеры таких карточек для ролевой игры «Sport Club».

Role 1. You are a son/daughter. You want to join a sport club, ask your mother about it. Try to persuade her that sport is necessary for you.

Role 2. You are a mother. Your son/daughter wants to join a sports club. You are afraid he/she won’t manage his/her lessons and sport, that’s why you are against it.

Если учащиеся хотят выбрать роли сами, то целесообразно предложить им карточки, в которых кое-какая информация может быть пропущена. Учащиеся должны самостоятельно возобновить пропущенные элементы. Например:

Role 1. You are ________. You are fond of __________. But your _______ wants you to go in for ____.

You do not obey him/her.

Give your reasons.

Role 2. You are __________. Your _________ wants you to go in for ________. You do not agree with him/her. Prove that _____________ is the best kind of sport.

Таким образом, выполняя упражнения 3 группы, ученики овладевают умениями составлять диалоги соответственно с требованиями программы.

Вывод: использование ролевой игры на всех трёх этапах работы над диалогической речью положительно влияет на развитие у учащихся навыков и умений вести диалог: увеличивается круг высказываний и темп речи. Диалогические единства стают более разнообразными, повышается инициатива учеников, эмоциональность их высказываний. Кроме того, ролевая игра создаёт приемлемый психологический климат на уроке, повышает интерес к изучению предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевые игры при обучении англ языку

различные игры на аудирование, лексику,фонетику, грамматику...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это пос...

О ролевой игре в обучении инстранному языку

Использование ролевой игры предлагает широкие возможности для активизации учебного процесса и оптимизации воспитания....

Ролевая игра в обучении английскому языку младших школьников

Ролевая игра и интерактивные спектакли в обучении английскому языку младших школьников....

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ, на уроках английского языка, направленные на виды внутренней мотивации.Игровые технологии....

сюжетно-ролевые игры при обучении английскому языку

игра - традиционный, признанный метод обучения и воспитания...