Обучение монологической речи учащихся на уроках английского языка
консультация по английскому языку

Косолапова Е.В.

Одним из важных моментов в изучении английского языка является монологическая речь, английский язык дает возможность сравнить и сопоставить эту речь с диалогической, что позволяет выделить ряд важнейших психологических характеристик монологической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_monologicheskoy_rechi.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение монологической речи на уроках английского языка

.

Одним из важных моментов в изучении английского языка является монологическая речь, английский язык дает возможность сравнить и сопоставить эту речь с диалогической, что позволяет выделить ряд важнейших психологических характеристик монологической речи. Главной целью обучения монологической речи можно назвать формирование монологических речевых умений. Следовательно, первой необходимостью является определение монологического умения. Монологическим умением называют умение достаточно полно и связно, коммуникативно-мотивированно и правильно в языковом отношении творчески использовать языковые средства иностранного языка для грамотного выражения своих мыслей.

Обучение монологической речи проходит в три этапа.

На первом – вырабатываются языковые автоматизмы. Выработка навыков быстрого и безошибочного пользования фонетическим, лексическим, грамматическим материалом происходит на основе имитативной, ассоциативной речи, речи- высказывания, хоровой и условно-коммуникативной.

На втором этапе учат отбору языковых средств, соответствующих цели коммуникации. В центре внимания находится выражение содержания с помощью адекватного лексико-структурного материала. Здесь вырабатывается умение свертывать чужое высказывание и использовать преимущественно речевой материал в готовом виде.

Третий этап направлен на развитие умений инициативной речи.

В обучении монологической речи в методике обучения иностранным языкам принято выделять два пути (Гальскова Н. Д., Рогова Н. В., Бим И. Л., Соловова Е.Н. и др.):

  • «путь сверху»- исходной единицей обучения является законченный текст;
  • «путь снизу», где в основе обучения - предложение, отражающее элементарное высказывание.

«Путь сверху». Максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т.е. всего того, что может быть использовано затем в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи:

  • знакомство учащихся с текстом (упражнения: прочитать текст, ответить на вопросы; план, порядок предложений; краткий пересказ);
  • передача содержания текста (от лица одно из персонажей);
  • изменение ситуации.

«Путь снизу» предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному монологу:

  • высказывания школьников на определенную тему (высказывания выстраиваются в логическом порядке, учащиеся при помощи учителя разворачивают свои высказывания);
  • этап установления текстовых и логических связей между высказываниями;
  • учащиеся продуцируют свой монолог по заданной теме, включая в него мнение и оценку.

Давайте определим те разновидности монолога, которые встречаются в реальном общении. К ним можно отнести:

- приветственную речь;

- похвалу;

- порицание;

- лекцию;

- рассказ;

- характеристику;

- описание;

- обвинительную или оправдательную речь и т.д.

Прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает это необходимым. Цель монолога определяется речевой ситуацией, которая, в свою очередь, определена местом, временем, аудиторией и конкретной речевой задачей.

На уроке все несколько иначе. Ситуацию надо создать, а иначе исчезает самая важная и самая первая характеристика монолога — целенаправленность, которая в значительной степени определяет и все остальное. В целом монолог обладает следующими характеристиками:

- целенаправленность (соответствие речевой задаче);

- непрерывный характер;

- логичность;

- смысловая законченность;

- самостоятельность;

- выразительность. 

Рассмотрим основные группы упражнений для развития монологической речи.

1. Описание картинокВ основе этих упражнений лежит воспринимаемый зрительно и имеющий определенное содержание материал, который подлежит словесному описанию или толкованию.

Однако с методической точки зрения следует придерживаться такой классификации упражнений:

а) описание элементарных изображений;

б) описание фабульных сюжетов;

в) описание статистических сюжетов;

г) речевое сопровождение (например, диафильма);

д) описание реальных предметов и их месторасположения.

Предъявляя учащимся визуальный материал, мы тем самым как бы сообщаем или подсказываем им содержание их будущих высказываний, однако делаем это неязыковыми средствами.

2. Репродуктивные упражнения. Типичной разновидностью этого вида упражнений является традиционный пересказ, который в методике рассматривается как сознательная речевая деятельность. Последняя является непосредственной подготовкой к свободному выражению учащимися их мыслей и чувств.

Пересказывая текст, ученик использует не только языковые средства самого произведения, но и лексико-грамматический материал, который он усвоил раньше.

Текст для пересказа должен быть небольшим по объему, иметь ясное, динамическое содержание. Чтобы придать этой форме работы коммуникативность и обеспечить более творческий подход к ней со стороны учащихся, целесообразно варьировать задания, например:

а) расскажите об описанном случае так, будто бы вы были его участниками;

б) расскажите биографию героя, словно вы были его другом (знакомым);

в) расскажите об отношении определенных действующих лиц к происходящему событию.

3. Ситуативные упражненияКак средство развития монологической речи интерес представляют следующие разновидности учебно-речевых ситуаций (УРС): дополняемые, проблемные и воображаемые.

Суть дополняемых УРС состоит в том, что учащимся предлагается как бы дополнить, завершить описание ситуации, сделать из предъявленной ее части вывод. Например:

Situation: John usually came to school on foot. Now I often see him getting off a bus. I think...

Pupil: I think his family has received a new flat in a new district which is a long way from school, so he has to use public transport. Of course, he can go to another school where he hives now, but he has many good friends here and he probably thinks he will be missing them greatly.

Проблемная условно речевая ситуация – это упражнения, экспозиция которых содержит некоторую внеречевую задачу. Анализируя проблему, ученики подробно описывают пути ее умозрительного разрешения, например:

Situation: “ ...The Earth.Our common home.Our only home. Yet, so many weapons are stored in it that more than one planet like ours could be burnt to ashes with then. We must avert the world catastrophe or else we shall be the last generation looking up at the stars in admiration. Mozart’s and Grieg’ s music, Flemish painting and Rublyov’s frescoes, Shakespeare and Pushkin, Tsiolkovsky and Kurchatov will disappear with us, as will the entire human civilization”.

Questions: What was the topic of this composition? What is our common home, our only home? Why can our planet be burnt to ashes? What troubles?

Task: Describe the main task of all progressive people today.

Воображаемые УРС ставят перед учениками более сложные задачи, так как в них очень скупо описывается ситуация и аппелируют они в основном к фантазии. Исходя из этого, ученики восстанавливают детали обстановки, привязывают их к воображаемому месту и времени, а также к возможным лицам. Например:

Imagine: As a result of a shipwreck you find yourself (alone or with your friends) on a desert island in the Pacific Ocean. What will you do?

Guide words: to explore the shore (beach, forest, hills); wild animals; shelter; food, climate.

4. Дискутивные упражненияК ним относятся учебная дискуссия и комментирование. Экспозиция в дискуссии, выдвигающая для полемики проблему и побуждающая собеседников к обмену мнениями, позволяет организовать многосторонний диалог, в котором речевая партия ученика может быть достаточно продолжительной. Приведемпримерэкспозициидляучебнойдискуссии:

Nowadays one of the most favourite pastimes of youngsters has become music – listening to records, collecting and exchanging them. Teenagers also like the disco, a kind of gathering where one can listen to good music and talk with one’s friends and dance.

What is your model of disco evenings?

Is it good to do one’s homework and listen to a disc at the same time (as some pupils do)?

Комментирование – менее полемичное и одновременно более продолжительное монологическое выступление. Получив некоторую информацию, говорящий высказывает к ней свое отношение, а также возникающее в связи с этим соображения сравнительного, обобщающего, оценивающего или ассоциативного характера, свои эмоции и т.д. Объектом комментирования (как указывалось выше) может быть материал различного жанра и характера – газетное сообщение, рисунок, деловое письмо, пригласительный билет на вечер с указанием его программы, товарный чек, железнодорожный билет, программа телевидения и т.д.

5. Композиционные упражненияВ зависимости от степени опоры ученика на его собственное творчество, личный жизненный опыт и знания можно выделить несколько разновидностей устного сочинения. Это рассказ по предложенной ситуации или сюжету, по пословице или крылатому выражению, по теме или заданию, наконец, по собственной теме учащегося. Рассмотрим некоторые виды заданий:

а) расскажите как можно подробнее о своем родном городе; о Москве; о стране изучаемого языка; о своем друге; зимних каникулах; о своих родителях; своем увлечении и т.д.

б) опишите несколько правил или действий (как вести себя за столом; как готовиться к экзаменам; как использовать в речи такие слова, как мистер, сэр и т.д.);

в) сделайте сообщение по теме (английский язык в современном мире; общественный транспорт в моем городе и т.д.);

г) составьте рассказ по пословице (Actionsspeaklouderthanwords);

д) составьте рассказ по данной теме, используя ключевые слова. Например: “A Visit to YasnayaPolyana” – to invite, sightseeing tour, to meet, a coach, a guide, mansion, great writer, modest, his grave, impressions)

Показателями сформированности монологических умений служат количественные и качественные параметры речи. К первым относятся темп речи (паузы) и объем высказывания. Качественными показателями являются: соответствие теме и ситуации общения, лингвистическая нормативность, логичность высказывания, эмоциональная окрашенность, самостоятельность высказывания.

При осуществлении контроля следует исходить из уровней сформированности навыков и умений монологической речи. Например, на репродуктивном уровне оценивается точность воспроизведения, темп, эмоциональная окрашенность, на репродуктивно-продуктивном кроме вышеназванного – лингвистическая корректность и объем высказывания, а третьем - логика построения высказывания, умение начать, развернуть и закончить высказывание, используя различные типы микромонолога.

Текущий и итоговый контроль осуществляется в процессе выполнения условно-коммуникативных и коммуникативных заданий в устной форме.

Обучение монологу должно происходить поэтапно, так в IV – V классах следует обучать фрагментарному высказыванию, в VI-VII - монологическому единству, в старших классах – выступлению. Существенным является также развитие способности к логико-последовательному изложению мыслей.

Таким образом, обучая устному связному высказыванию преподавателем иностранного языка должен работать над развитием соответствующей для этого психологической базы.

Перед тем как перейти к упражнениям непосредственно обучающим устному монологическому высказыванию должны быть выполнены упражнения на развитие умения конструировать фразы (имитационные упражнения, подстановочные упражнения, трансформационные упражнения, конструктивные упражнения, переводные упражнения, вопросно-ответные и репликовые упражнения и т.д.).

Далее следует приступать к упражнениям на развитие навыка монологической речи (описание картинок, репродуктивные упражнения, ситуативные упражнения, дискутивные упражнения, композиционные упражнения).

Такова в общих чертах система обучения устной монологической речи. Описанные формы работы можно считать вполне достаточными для целенаправленного формирования умений в связном высказывании на английском языке, поскольку они охватывают все разновидности устного монолога и отражают те особенности психологического фона, которые лежат в их основании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст как средство развития монологической речи учащихся с русским(неродным)языком обучения

Научить ребенка писать сочинение-сложнейшая задача учителя русского языка, а научить ребенка  с родным (нерусским) языком свободно и связно говорить на русском языке , тем более живущего в дали, ...

"Совершенствование монологической речи учащихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

Развитию связной речи учащихся сегодня придается особое значение, поскольку оно является непременным условием успешного формирования интеллектуальной личности. Совершенствование монологической ...

Краеведение как средство обучения и воспитания учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время.

В статье рассказывается, что невозможно осуществлять реальное общение, не зная традиции и обычай своего края. На уроках английского языка необходимо использовать краеведческий материал....

Приемы активизации устной речи учащихся на уроках английского языка

Учителя английского языка сталкиваются с проблемой «молчания учеников» на уроках развития навыков говорения. А как можно научить говорить на английском языке, если ученик не желает высказы...

Система упражнений по обучению монологической речи, используемая на уроках английского языка в 5-9 классах

В данной работе представлена система упражнений, применяемая в ходе обучения монологической речи учащихся 5-9 классов....