Реализация концепта COLOUR в индивидуально-авторской картине мира (на материале романа О.ХАКСЛИ «ЖЕЛТЫЙ КРОМ»)
статья по английскому языку

Кириченко Ксения Александровна

Представляю вашему вниманию научную статью на тему "Реализация концепта COLOUR в индивидуально-авторской картине мира (на материале романа О.ХАКСЛИ «ЖЕЛТЫЙ КРОМ»)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     

И.Г. Серова, К.А. Кириченко

(Санкт-Петербург)

Реализация концепта COLOUR в индивидуально-авторской картине мира (на материале романа О.ХАКСЛИ «ЖЕЛТЫЙ КРОМ»)

Цвет является одной из констант или одним из принципов культуры, который может служить «своеобразной моделью развития, отображающей пути формирования, освоения, закрепления в культурной памяти не только общих, но и национально окрашенных культурно-значимых концептов» [1, с. 109].

Цвет нельзя воспринимать как универсалию. Не универсально как понятие, так и названия цветов. В разных культурах людям важно зрительно воспринимать и описывать увиденное, но это не значит, что они имеют специальный термин или обозначение для этого. Говоря о факторах восприятия цвета, следует выделить такие, как природа, культура и познание [2 , с. 82].

Способность различать цвета составляет существенную часть возможностей зрительного восприятия человека. Трудно представить сферу человеческой деятельности, в которой не присутствовал бы цветовой фактор. Физиологическое восприятие цвета универсально для всех людей и народов, так как оно основывается на общности физиологии человеческого мозга. Однако психологическое восприятие цвета имеет национальные и личностные особенности. В культуре человечества цвет всегда имел большое значение, так как тесно связан с философским и эстетическим осмыслением мира.

Индивидуальное восприятие цвета обусловлено психологическими особенностями и жизненным опытом каждого человека.

Цветообозначения имеют огромное количество коннотативных значений, которые придают повествованию дополнительный смысл, чаще всего зависящий от индивидуального восприятия говорящего. Человек воспринимает цвет на подсознательном уровне – этот процесс во многом зависит от особенности строения глаза, особенности психики, личных ассоциаций, связанных с данным цветом и культурной принадлежностью говорящего.

Из этого следует, что народы воспринимают цвет по-разному. Базовые цветообозначения в английском языке, которые были описаны лингвистами-антропологами Б. Берлином и П. Кеем [5, c. 4], основываются на ассоциациях с объектами, обладающими такими цветовыми характеристиками. К примеру, оранжевый цвет ассоциируется с апельсином, черный – с темнотой, зеленый – с зеленью и т.д.

В литературе цветовой символизм является одним из тех приемов, которыми автор создает неповторимый характер и эмоциональную окраску произведения. Цвет активно используется при написании романов, сказок, рассказов, создавая особую атмосферу литературного произведения, помогая передать дух времени, характеры героев, выделить важные элементы. Базовые обозначения цветов могут обогащаться дополнительными ассоциациями: в определённых экспрессивных контекстах цвет позволяет восстановить образ как символ эмоционального состояния героя.

Образ героя частично создается цветообозначениями. П. Яньшин делит их на две группы.

•        цветообозначения, формирующие портрет литературного героя,

•        цветообозначения, описывающие детали, ассоциируемого с данным персонажем и значимого для него согласно авторской интенции [4 , с. 22-24].

В связи с этим мы рассмотрим цветовые обозначения в романе Олдоса Леонарда Хаксли «Жёлтый Кром». «Жёлтый Кром»– это первый роман О. Хаксли, о котором критики высказываются как о его «самом светлом» произведении: “Crome Yellow” haunts the memory like a sunlit wall of peaches seen in childhood, rich with the nostalgic memories of bygone summers. Like an opulent colour of its title, Crome Yellow is all of cream and gold” [ 6, c.135]. Писатель не только смело пишет цвет, он вводит в свой роман описание картин, рисунков, размышления о живописи. В этом подчеркнутом внимании к цвету проявляется одна из технических литературных новаций, характерная для эпохи модернизма.

При прочтении романа читатель чаще всего сталкивается с белым цветом (использовался в тексте романа 53 раза). В европейской культуре белый цвет является символом чистоты, истины, невинности и жертвенности или божественности. Хотя иногда он имеет и некоторые негативные значения – он ассоциируется со страхом, трусостью, капитуляцией, а также с  холодностью, пустотой и бледностью смерти. [3]

Ахроматические цвета используются Хаксли для описания пейзажа. Автор дает читателю понять, что в данном случае вид совершенен в черно-белом варианте.

Пример 1.

Белый цвет, а точнее, контраст черного и белого, используется О. Хаксли для того, чтобы подчеркнуть совершенство форм и линий:

 The silver of water, the dark shapes of yew and ilex trees remained, at all hours and seasons, the dominant features of the scene. It was a landscape in black and white. For colour there was the flower-garden; it lay to one side of the pool, separated from it by a huge Babylonian wall of yews [7, 37].

He was exhibiting himself. Denis thought of that advertisement of Nestle's milk—the two cats on the wall, under the moon, one black and thin, the other white, sleek, and fat. Before Inspiration and after» [7, 50].

В данном контексте Хаксли использует белый цвет в контрасте с черным, показывая тем самым разницу между состоянием вдохновения и после него. Основная цель – демонстрация контраста.

Пример 2.

Черный цвет почти повсеместно предстает  в европейской культуре как цвет негативных сил и печальных событий. Он символизирует тьму смерти, невежество, отчаяние, горе, желание, скорбь и зло. Однако в ХХ веке модельеры и дизайнеры «открыли» черный цвет как цвет элегантности, который прекрасно выглядит в ярком свете солнца или софитов. Автор использует это цветообозначение 45 раз. В данном случае Хаксли описывает одежду Присциллы, подчеркивая ее безупречный вкус:

 Dressed in black silk, with a ruby cross as well as her customary string of pearls round her neck, she presided [7, 48].

Представления Хаксли о черном цвете в данном случае совпадают с общепринятыми в том смысле, что черный цвет одежды подчеркивает значимость событий, в которых участвуют персонажи.

Пример 3.

Синий цвет упоминается в романе 17 раз. Чаще всего автор использует его в описании глаз:

And indeed there were moments when she seemed nothing more than a doll; when the oval face, with its long-lashed, pale blue eyes, expressed nothing; when it was no more than a lazy mask of wax [7, 35]. 

Следует отметить, что синий цвет глаз у автора ассоциируется с идеалом внешности. Например, разглядывая себя в зеркало, Дэнис находит в себе недостатки. По его мнению, его внешний вид недостаточно хорош.

«Before he went down—patent leather was his final choice—he looked at himself critically in the glass. His hair might have been more golden, he reflected. As it was, its yellowness had the hint of a greenish tinge in it. But his forehead was good. His forehead made up in height what his chin lacked in prominence. His nose might have been longer, but it would pass. His eyes might have been blue and not green». [7, 28]

Проанализировав цветовые обозначения в романе «Желтый Кром», следует сделать вывод, что автор предпочитает использовать основные базовые цвета для создания образов персонажей, передачи атмосферы событий, описания внутренних переживаний героев романа, демонстрации контраста событий и описания пейзажей.

Цветовой символизм является важным приёмом в творчестве О. Хаксли. Цветообозначения не только придают его повествованию особую глубину и экспрессивность, но и раскрывают характеры персонажей. Цвета наполняют роман особый смыслом, помогая автору завуалированно донести до читателя мысли и переживания героев романа.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Жаркынбекова Ш. К. Моделирование концепта как метод выявления этнокультурной специфики // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999.
  2. Корнилов, О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М., 2003. 171 с.
  3. Трессиддер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. М., 1999.
  4. Яньшин П. В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. 189 с.
  5. Berlin B., Kay P. Basic Colour Terms: Their Universality & Evolution. Berkeley, 1969.
  6. Henderson A. Aldous Huxley. N.Y., 1964.
  7. Huxley A. Crome Yellow. М., 2000. 272 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по современной литературе для 11 класса "Приемы создания картины мира в рассказах В.Пелевина «Бубен внешнего мира», «Хрустальный мир»".

Урок по литературе в 11 классе посвящен творчеству талантливого писателя В. Пелевина. На уроке рассматривались приемы создания мира в прозе В. Пелевина:приемы размытия границ между жизнью и смер...

Концепт «УСПЕХ» в индивидуально-авторской картине мира Ронды Бирн

Данная статья рассматиривает понятие концепта "Успех" в индивидуально-авторской картине мира Ронды Бирн, австалийской писательнцы, автора книги "Тайна", в которой она раскрывает се...

Методическая разработка учебного занятия по теме "В мире героев Л. Н. Толстого (на материале романа-эпопеи "Война и мир")"

Методическая разработка предназначена для организации итогового учебного занятия по теме "Творчество Л. Н. Толстого" в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины "Литература&q...

Реализация концепта LOVE в современной прозе

В данной статье вы можете узнать особенности формирования и реализации концепта Love в зависимости от культурных предпочтений и контекста....

Задания к теме "Картина мира" и "Личность в мире" 5-9 класс

Задания к теме "Картина мира" и "Личность в мире" 5-9 классОсновы духовно-нравственной культуры народов Россиимодуль Основы православной культурыосновная школа...

Реализация концепта «Неопределенность и данные» в фокусе формирования функциональной грамотности.

В статье рассматриваемся вопрос необходимости изучения теории вероятности и статистики в школьной программе; задачи из различных сфер жизни, которые нужно предлагать в рамках учебного процесса для фор...