Конспект урока по современной литературе для 11 класса "Приемы создания картины мира в рассказах В.Пелевина «Бубен внешнего мира», «Хрустальный мир»".
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Саражакова Галина Гавриловна

 Урок по литературе в 11 классе посвящен творчеству талантливого писателя В. Пелевина. На уроке рассматривались приемы создания мира в прозе В. Пелевина:приемы размытия границ между жизнью и смертью, прием иллюзорности, прием размытия границ между реальным и нереальным, и особенности содержания постмодернистской прозы: отрицание ценностей, натурализм, отсутствие положительного  идеала, особенность формы: фрагментарность, эпатаж (как у футуристов), обилие аллегорий, реминисцеций.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pelevin.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

 Саражакова Галина Гавриловна, учитель русского языка и литературы  МБОУ СОШ № 1 г. Сургут  ХМАО-                        Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Сургут ХМАО-Югра

Урок литературы в 11 классе

Приемы создания картины мира в рассказах В.Пелевина «Бубен внешнего мира»,

«Хрустальный мир»

Автор: Саражакова Галина Гавриловна,

учитель русского языка и литературы

galinas1958@rambler.ru

Автор: Виктор Пелевин.

Произведение: Рассказ «Хрустальный мир», «Бубен внешнего мира».

Вид: комбинированный

Тип: урок с использованием коммуникативно – деятельностного подхода.

Тема:  Приемы создания картины мира в рассказах В.Пелевина «Бубен внешнего мира», «Хрустальный мир»

Цели урока:

  1. Обучающая: создание условий для творческого осмысления произведений В.Пелевина, дать определение манере письма В.Пелевина на примере рассказов.
  2. Развивающая: опираясь на текст, развивать умение воспринимать, интерпретировать современное произведение; способствовать развитию художественного вкуса старшеклассников.
  3. Воспитывающая: формировать умение вникать в психологию героя и психологическую ситуацию, формирование мотивационной готовности к межличностному общению, взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях.

План урока:

Содержание этапов урока:

  1. Организационная постановка целей и актуализация знаний.
  2. Сообщение знаний учителем и усвоение их учениками.

Методы и формы деятельности:

Фронтальная форма познавательной деятельности, групповая работа, беседа, выразительное чтение, устные выступления учащихся.

Подготовка к уроку:

Учащиеся должны знать содержание рассказов В.Пелевина, этапы жизни и творчества

писателя.. Прочитать критические статьи «Между хаосом и космосом», «Русские цветы зла».

 Оргмомент:

I.        Мотивационное начало урока.

  • Что вы знаете о В.Пелевине? Почему он интересен современному читателю?
  • Как отзываются о его творчестве писатели Т.Толстая, Вен. Ерофеев, С.Соколов?
  • Почему такое неоднозначное отношение к творчеству и личности В.Пелевина?

Корректировка и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения прозы писателя.

Задача: раскрыть и понять манеру письма, проблематику рассказов.

-Что вас удивило в рассказах «Бубен внешнего мира» и «Хрустальный мир»?

-Чем они отличаются от ранее изученных нами произведений?

-Поддаётся ли пересказу сюжет?

(Ответы аргументировать, опираясь на текст)

  • Прочитайте эпиграф к рассказу «Хрустальный мир». Как вы думаете, какова роль эпиграфа в произведении?

-Кто герои рассказа? Что они из себя представляют?

  • Почему юнкера не выполняют приказ? Почему они приходят к выводу, что мир рушится?
  • Как герои рассказа относятся к общечеловеческим ценностям, идеалам, существуют ли они для юнкеров?
  • Есть ли у героев рассказа родина? Способны ли они её защитить?

Нужны ли, по-вашему, идеалы в жизни? Почему? Как вы понимаете смысл названия рассказа?

  • В чём заключается идея рассказа? Созвучна ли она с нашим сегодняшним днём?
  • Прозу В.Пелевина критики называют «другой прозой», «постмодернистской». Как вы думаете, продолжает ли Пелевин традиции русской классической литературы?

Анализ рассказа «Бубен внешнего мира».

  • Почему рассказ назван именно так?
  • Как построен рассказ? В чём особенность его композиции?
  • Как можно определить основную мысль рассказа?
  • Кто герои произведения?
  • Проанализируйте диалог майора Звягинцева и героини. В чём общечеловеческий смысл рассказа майора? О каких нравственных ценностях идёт речь?

В чём философский смысл финала рассказа? Какие мысли и чувства вызвал рассказ у вас?

III        Этап углубления результатов осмысления прозы В.Пелевина.
Задача: выявить особенности содержания и формы постмодернистской прозы на примере
рассказов В.Пелевина.

(Учащиеся сопоставляют рассказы, выявляют сходные мотивы, темы, проблематику, делают выводы о том, что объединяет эти два рассказа) Обобщающая беседа:

-Назовите приемы создания мира в прозе В. Пелевина

-Приемы размытия границ между жизнью и смертью

-Прием иллюзорности

-Прием размытия границ между реальным и нереальным

-        Каковы особенности содержания постмодернистской прозы?

  1. Отрицание ценностей.
  2. Натурализм.
  3. Нет положительного идеала.

-        В чём заключаются особенности формы?

  1. Обилие аллегорий, реминисценций.
  2. Нет сквозного сюжета (фрагментарность)
  3. Эпатаж, как у футуристов.

-        На какого читателя рассчитана проза постмодернистов? К какому читателю обращается
В.Пелевин?

(элитному, высокоинтеллектуальному читателю).

IV        Этап подведения итогов.

Задача: выявить восприятие учащимися рассказов В.Пелевина.

V        Домашнее задание.

Написать рецензию на рассказы В.Пелевина «Хрустальный мир» или «Бубен внешнего мира».

Литература

1.Фрилансер В. В. Пелевин. Чапаев и Пустота. -

www.vagrius.com/authors

2.Чалмаев В. Русская проза 1980-2000 годов. На перекрестке мнений

и споров. / / Литература в школе. - 2002.- №4.- С. 18-23.

3.Шохина И. На перекрестке двух бездн. (К урокам современной

русской литературы). / / Русская словесность. - 2003. - №5.- С.23-28.

4. Минералов Ю. История русской литературы: 90-е годы 20 века: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2002. - 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"

Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах....

Конспект урока искусства в 8 классе по теме : "О чем может рассказать картина? П.Пикассо. "Герника". 1937 г."

Тема: " О чём может рассказать картина?( П. Пикассо, «Герника» 1937 г)."Методическая разработка   конспекта   урока  искусства в 8 классе с использованием образовательной...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Презентация к уроку литературы "Приемы создания картины мира в произведениях В. Пелевина".

Презентация к уроку по рассказам В. Пелевина "Бубен внешнего мира", "Хрустальный мир"....

Урок-семинар «Современная литература в школе. В мире детей».

Обязательный минимум образовательного стандарта по литературе подразумевает изучение нескольких произведений зарубежной литературы 20 века. По программе Г.С. Меркина, С.А. Зинина и В. А.Чалмаева в спи...

План-конспект урока "Лирика А. А. Фета. Стихотворение "Чудная картина...", литература, 5 класс.

План-конспект урока "Лирика А. А. Фета. Стихотворение "Чудная картина...", литература, 5 класс....