Роль учителя английского языка в воспитании свободной и нравственной личности
статья по английскому языку

Данная статья посвящена вопросу роли учителя английского языка в воспитании свободной и нравственной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль учителя английского языка в воспитании свободной и нравственной личности

Каждый школьный предмет является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Не являясь исключением, учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он изучается как средство общения, поэтому тематика и обсуждаемые ситуации на наших уроках очень разнообразны. Иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.

Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные вопросы. Это и проблемы толерантности, проблемы современной семьи, благотворительности, материализма и национальной культуры, свободы выбора, произвола и своеволия, проблемы нищеты и борьбы с ней.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке иностранного языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как способ поведения остается за выбором самого учащегося.

В ходе использования данного приема работы учащиеся анализируют уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения. Задача учителя – показать образцы поведения, обосновав в их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации. Иногда корректировать модель поведения может не учитель, а сами дети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.

И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. Проектная методика обучения иностранным языкам даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в школе используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы.

Для воспитания большое значение имеет позиция педагога, характер его отношений с детьми. Исследования показали, что воспитание свободного человека зависит от следующих условий:

1.Отказ от жесткой регламентации жизнедеятельности учащихся, обучение их способам самоорганизации и саморегуляции.

2.Направленность педагога во внутренний мир- мир переживаний детей.

3.Признание педагогом внутреннего мира ребенка-индивидуального Я.

4.Отказ наставников от прямых ответов на актуальные вопросы, от решений за него и даже вместе с ним какой- либо проблемы.

5.Включение учащихся в различные ситуации, способные стать для них событиями, приобрести личную значимость и стимулировать социальный выбор.

В УМК “Spotlight”, с которым работают многие учителя нашего города, в 10 и 11 классах, в каждом модуле есть раздел Literature, где приводятся отрывки из художественных произведений мировой литературы. В данном разделе УМК представлены отрывки из следующих шедевров мировой художественной литературы:

«Маленькие женщины» Л. М. Олкотт (10 класс Модуль 1)

 «Оливер Твист» Ч. Диккенс (10 класс Модуль 6)

«Призрак Оперы» Г. Леру (10 класс Модуль 7)

«Машина Времени» Г. Уэлса (10 класс Модуль 8)

«Преданный друг» О. Уайльд (11 класс Модуль 1)

«Джейн Эйр» Ш. Бронте (11 класс Модуль 2)

«Большие Надежды» Ч. Диккенс (11 класс Модуль 3)

«Приключения Тома Сойера» М. Твен (11 класс Модуль 4)

«Тэсс из рода д’Эрбервиллей» Т. Харди (11 класс Модуль 5)

На данных уроках учащиеся обсуждают вопросы нравственности, свободы и своеволия, семейных отношений, затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, соотносить свои взгляды с нормами общественной морали. Учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

Таким образом, на своих уроках мы обогащаем духовный мир личности на основе приобретения знаний о культуре страны изучаемого языка, обычаях, правилах, нормах, социальных стереотипах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников

В последнее время мы замечаем снижение интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы,  падение интереса к чтению, а значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному оп...

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПОВЫШЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Приходкина Олеся Александровна учитель английского языка МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

В последнее время на страницах публикаций все глубже разрабатываются проблемы роли учебной мотивации и личностно-ориентированного взаимодействия в процессе межличностных контактов профессиональной пед...

Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции

Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прив...

РОЛЬ ПРИМЕТ И СУЕВЕРИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ, КАК ЗАКОНОПОСЛУШНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ

Данная статья ориентирована на курс обществознания в 6 классе. ее можно использовать как дополнительный материал к изучению темы "Личность"...

Доклад учителя английского языка на тему: «Роль изучения английского языка в предпрофессиональной подготовке учащихся»

Доклад учиетля на актуальную в наше время тему . Помогает раскрыть аспекты подготовки учащихся к профессиональной деятельности, роль английского языка в этой деятельности....

Роль учителя русского языка и литературы в гражданско-патриотическом воспитании учащихся

Роль учителя русского языка и литературы в гражданско-патриотическом воспитании учащихся...

доклад "Роль учителя русского языка и литературы в формировании нравственных смыслов и духовных ориентиров воспитанников".

Учителю поручена высокая духовная миссия: на своем месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души уче...