РОЛЬ ПРИМЕТ И СУЕВЕРИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ, КАК ЗАКОНОПОСЛУШНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ
статья по обществознанию (6 класс) на тему

Султанова Гульнара Гумеровна

Данная статья ориентирована на курс обществознания в 6 классе. ее можно использовать как дополнительный материал к изучению темы "Личность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped.chteniyah.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПРИМЕТ И СУЕВЕРИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ, КАК ЗАКОНОПОСЛУШНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ

Слово «суеверие», означает ложную веру во что-либо (от древнеславянского «суе», или «всуе» - напрасно, тщетно). В словаре Даля суть «суеверия» поясняется как «ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно».

Суеверия встречаются во всех аспектах жизни: в быту, в учебе, в труде и отдыхе, в природных явлениях и многих других.

 В данной работе я хотела обратить внимание на суеверия, как способ воспитания  личностных ценностей у детей и школьников.

Существуют множество методик воспитания детей: традиционные и новаторские, японские, европейские (западные). Несмотря на различие взглядов на воспитательный процесс, можно с уверенностью отметить тот факт, что и в них также могут встречаться признаки суеверий и предрассудков.

С одной стороны, верить во все суеверия в некоторой степени наивно, но , я считаю, что они несут определенную функцию в воспитании детей, как правильных, культурных и законопослушных граждан.

Психологами давно отмечено, что запрещать что-либо детям и говорить слово «нельзя» не имеет смысла, так как ребенок стремиться сделать то, что ему запрещают. Мы часто слышим от людей старшего поколения (иногда даже и от молодежи) «не делай то, иначе…». Возможно, именно благодаря таким методам запугивания, человек и вырастает благовоспитанным.

Рассмотрим эту версию в конкретных примерах. Приводя в пример суеверия, я также хочу обратить внимание на так называемую «функцию» его (т.е. понять, почему и с какой целью оно появилось).

Хранить в доме разбитую посуду – навлекать на себя несчастье.  Скорее всего, это выражение появилось с целью безопасности здоровья человека, ведь пользуясь треснутой или же поврежденной посудой можно пораниться.

Шапку на стол не клади – иначе бедным будешь.  В данном примере, очевидно, мы можем обратить внимание на тот факт, что класть шапку на стол – не гигиенично, так как шапка - головной убор, в котором ходят на открытом воздухе, где могут быть и грязь, и пыль.

Играть ножом – к ссоре. И этот пример, как и первый, посвящен безопасности жизни.

Не сиди на столе – иначе бедным будешь.  Этот пример из ряда культурного поведения в обществе.

Во время еды прикусил язык, значит, ты сказал неправду.  Во время еды не следует разговаривать. С точки зрения медицины, это - небезопасно.

К этой же категории можно отнести и следующие предрассудки:

За столом не смеются – бес в кушанье нагадит.

Не ешь с ножа – сердитым будешь.

Нельзя не доедать или не допивать.  Данное выражение произошло, скорее всего, во времена голодных лет или же просто не было возможности у людей жить в достатке. Именно с экономической точки зрения, по моему мнению, произошло это суеверие. Кроме того, оно учит детей экономности и культуре поведения за столом.

Не сметай со стола рукой – не будет достатка.

Вытирать стол бумагой – готовиться к ссоре с кем-то.

Эти суеверия говорят о проблеме воспитания и воспитанности человека, а также поведения на кухне.

Кто черствый хлеб ест, тот хорошо плавает и грозы не боится. Это суеверие также говорит о проблеме здоровья человека. Известно, что черствый хлеб полезен для пищеварения и ЖКТ. Видимо, зная о пользе хлеба, народ придумал такое выражение.

Нельзя зашивать одежду на человеке, иначе зашьешь ум. Данное выражение также связано с безопасностью жизнедеятельности человека. Ведь, зашивая одежду на человеке, его можно нечаянно ранить.

Приведенные примеры поднимают проблемы здоровья, безопасности, культуры и этики. Суеверия и предрассудки возникали не на пустом месте, а с необходимостью. При помощи их народ воспитывал своих детей. Однако в современном мире суеверия и предрассудки отошли от системы воспитания. Никто не воспринимает их в качестве метода воспитания ребенка или школьника, как правильных, законопослушных, культурных людей. Все это связано с потерей связей поколений: молодежь не слушает старших и не уважает их, а старшие не хотят понять современную молодежь и их проблемы.

Еще одна причина – потеря традиционных нравов в семье. Эта проблема, по-моему, очень тесно связана с проблемой смешанных браков. Смешанные браки приводят к тому, что дети, в результате, воспитываются по разным взглядам  и подходам. Забываются традиции, которые переходили из поколения в поколение, исчезают семейные ценности. О суевериях в данном случае никто не вспоминает. А зря…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Роль родителей в повышении уровня воспитанности детей"

Презентация предназначена для проведения родительского собрания в разных классах на тему "Роль родителей в повышении уровня воспитанности детей". В презентации сформулированы основные задачи воспитани...

"РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ "

Занятие декоративно-прикладным творчеством способствует гармоничному развитию личности, воспитанию трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам...

ДОКЛАД социального педагога школы Ооржак О.О. на тему: «Роль семьи в обучении и воспитании детей».

   Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности....

Семейная гостиная "Роль народных праздников в нравственном воспитании детей"

Семейная гостиная предназначена для использования в качестве новой формы родительского всеобуча...

Родительское собрание. "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей".

В данной презентации перечислены все правила родительской  гармонии. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Все важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доб...

Роль учителя английского языка в воспитании свободной и нравственной личности

Данная статья посвящена вопросу роли учителя английского языка в воспитании свободной и нравственной личности....