Обучение аудированию в контексте реализации ФГОС по иностранным языкам
статья по английскому языку

В статье находят отражение современные требования к обучению иностранным языкам и аудированию как одному из целевых речевых умений согласно новым ФГОС. Рассматриваются трудности при обучении аудированию, представлены виды универсальных учебных действий, формируемых при работе над аудированием иноязычной речи, сущность и цели обучения как виду речевой деятельности с учетом требований ФГОС. Проводится краткий анализ аудиотекстов и упражнений в разделе «Аудирование» при работе по современному УМК по английскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obuchenie_audirovaniyu.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

Раб Полина Александровна

учитель английского языка

высшей категории

МБОУ «Школа №30» Г.о. Балашиха

Московская область

e-mail polly22q@yandex.ru

тел.+7- 965-305-34-80

Обучение аудированию в контексте реализации ФГОС по иностранным языкам

Аннотация. В статье находят отражение современные требования к обучению иностранным языкам и аудированию как одному из целевых речевых умений согласно новым ФГОС. Рассматриваются трудности при обучении аудированию, представлены виды универсальных учебных действий, формируемых при работе над аудированием иноязычной речи, сущность и цели обучения как виду речевой деятельности с учетом требований ФГОС. Проводится краткий анализ аудиотекстов и упражнений в разделе «Аудирование» при работе по современному УМК по английскому языку.

Ключевые слова: ФГОС, УМК, универсальные учебные действия, аудирование, аудитивные  навыки и умения.

Еще в 1950 году Браун и некоторые другие исследователи речи ввели термин «аудирование» и обозначили его как процесс восприятия и понимания слышимой речи в отличие от чтения как процесса восприятия и понимания записанной речи.

        Программа для общеобразовательных школ по иностранному языку  требует в области аудирования достижения такого уровня, который позволял бы их выпускникам относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеоматериалов: прагматических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения.

Успешность выполнения этих сложных требований зависит не только от наличия учебных материалов, но и от учета целого ряда теоретических вопросов, крайне важных для формирования аудирования как вида речевой деятельности, например моделирование аудиотекстов, типология упражнений, организация работы над аудированием на разных этапах обучения, а также основные сложности смыслового восприятия на слух, которые и будут рассмотрены в данной статье.

        Способность  воспринимать речь на слух очень сложно на любом иностранном языке, более того, каждый иностранный язык имеет свои, свойственные только ему, особенности звучания, которые могут вызвать трудности при аудировании. Основные трудности с которыми может столкнуться учащийся в условиях реальной коммуникации, следующие:

  1. индивидуальные особенности речи, свойственные каждому человеку, могут не соответствовать стандарту, которым владеет слушающий;
  2. темп речи говорящего может казаться непривычно быстрым для слушающего;
  3. использование в речи говорящего разговорных выражений и клише неизвестных слушающему;
  4. недостаточность, а в основном отсутствие практического опыта в общении с иностранцами;
  5. однократность восприятия речи не соответствует практике многократного восприятия сообщений на уроках иностранного языка, где почти каждое сообщение учащиеся слышат или могут услышать столько раз, сколько потребуется им для полного его понимания;
  6. фонетические трудности в артикуляции звуков, а также неправильное произношение отдельных фонем, слов и несоблюдение интонации.

Сталкиваясь с аудированием в реальных условиях, учащиеся теряются перед трудностями при восприятии речи не учителя, а другого человека. Естественная речь на любом языке характеризуется редуцированным, свернутым произношением, но на начальном этапе учащиеся должны слушать и воспроизводить «полный стиль артикуляции»,  систематически прослушивая речь различных дикторов. Только после овладения навыками такого полного проговаривания можно переходить к выработке умения понимать речь в ее естественном звучании.    

Темп естественной речи, говорящего на иностранном языке, как правило, кажется изучающим этот язык слишком быстрым. Это вызвано, во- первых, привычкой слушать замедленную речь преподавателя и своих товарищей, а также отсутствием навыка воспроизведения собственных сообщений в естественном темпе. Мысленный перевод на родной язык, который сопровождается внутренним проговариванием, нарушает непосредственность понимания и делает практически невозможным  понимание иноязычной речи в ее естественном темпе. Таким образом, развитие беспереводного   понимания и постепенное приравнивание темпа иноязычной речи к темпу речи на   родном языке способствует развитию умения аудировать иноязычную речь.

Обучение ИЯ с учетом требований ФГОС предполагает овладение: личностными результатами, метапредметными результатами и предметными результатами. В обучении аудированию предметными результатами являются: воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя,одноклассников; воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи(сообщение/рассказ/интервью); воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку,контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию.

Исходя из этого, для обучения аудированию в современные УМК включены реальные тексты,максимально приближенные к жизненым ситуациям и позволяющие обучать восприятию на слух и пониманию несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание(с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от коммуникативной задачи и жанра текста. При этом развиваются следующие умения аудирования:

-выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте и прогнозировать его содержание;

-выбирать главные факты, опуская второстепенные;

-выборочно понимать необходимую информацию функциональных текстов с опорой на языковую догадку, контекст;

-игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания.

В процессе работы над аудированием иноязычной речи происходит формирование и развитие всех 4 видов УУД. Дадим их краткую характеристику.

1.Личностные УУД-действия смыслообразования (для чего я слушаю на ИЯ?), действия нравственно-эстетической ориентации (оценка того, что слышит ученик на ИЯ)

2.Регулятивные УУД (действия целеполагания-постановка учебной /коммуникативной / познавательной задачи, действия планирования (умение действовать по предложенному плану / образцу ), прогнозирвания ( вероятностное прогнозирование при восприятии аудиотекста), действия коррекции, действия оценки и самооценки, действия саморегуляции ( сосредоточиться на выполненииречевых действий, проявлять настойчивость и силие для достижения поставленной цели)

3. Познавательные действия ( действия общеучебные-поиск и выделение необходимой информации при аудировании, извлечение необходимой  из прослушанного текста.определение основной и второстепенной информации; логические действия-установление причинно-следственных связей при аудировании текстов; действия по постановке и решениюпроблемы).

4. Коммуникативные действия (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов-умение задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности и в условиях инициативного сотрудничества с партнером).

Не подвергается сомнению тот факт, что умение правильно подойти к работе над аудированием иноязычной речи - один из важных аспектов работы учителя ИЯ. Рассмотрим особенности обучения аудированию иноязычной речи на примере УМК Ю.Е.Ваулиной, В.Эванс, Дж.Дули, О.Е.Подоляко «Английский в фокусе» (“Spotlight”). Данный УМК - совместная продукция российского издательства «Просвещение» и британского издательства “Express Publishing”.

Характерными особенностями УМК для основной школы являются модульное построение учебника, наличие аутентичного материала о России, заданий  ,постепенно готовящих к различным видам итоговой аттестации. В УМК «Английский в фокусе» в процессе обучения аудированию иноязычной речи используются следующие жанры и типы текстов: прагматические- обьявление, реклама, сообщение, рассказ, стихотворение и т.д; публицистические-диалог-интервью, рассказ. Содержание текстов соответствует возрастным особенностям и интересам учащихся и имеет образовательную и воспитательную ценность. Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстов прагматического характера, опуская избыточную информацию.

Для более детального анализа методики обучения аудированию с учетом требований ФГОС рассмотрим УМК “Spotlight” для 9 класса.

Главные цели курса полностью соответствуют стандарту основного общего образования по ИЯ. Это развитие коммуникативной компетенции учащихся в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной, а также развитие  и воспитание потребности школьников  пользоваться английским языком  как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ. В основу данной серии в целом положен коммуникативно-когнитивный подход к обучению ИЯ, предполагающий поэтапное формирование знаний и развитие всех составляюших коммуникативной компетенции. Личностно-ориентированный подход к обучению ИЯ, которого придерживаются авторы, обеспечивает особое внимание интересам, индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся.

В каждом модуле учебника аудирование иноязычной речи на уроке тесно связано с чтением и говорением, о чем свидетельствует название соответствующего  раздела модуля Listening and Speaking. Для создания необходимой мотивации предлагаются адекватные виду аудирования установки на прослушивание информации и опоры, позволяющие прогнозировать содержание аудиотекста и развитие умений просмотрового чтения. Например, в Модуле 4b ”Computer Problems” личностные УУД смыслообразования и регулятивные УУД прогнозирования содержания аудиотекста формируются уже на этапе до прослушивания текста установкой  к заданию: Read the first two exchanges. What is the dialogue about? Listen, read and check. На этапе во время прослушивания ученики слушают, читают и дополняют предложения. На данном этапе формируются познавательные действия извлечения необходимой информации из аудиотекста и развитие умений поискового чтения. После прослушивания предполагается «выход в речь - формирование коммуникативных действий учебного сотрудничества с одноклассниками:Your computer won’t connect to the Internet. Ask your friend for help.

Кроме того, в учебник включены задания на развитие умений аудирования с различной степенью проникновния в содержание аудиотекста ( с полным пониманием, относительно полным пониманием, выборочным пониманием необходимой информации) Например, выполнение задания по аудированию Listen to five speakers(1-5) talking about computers and match them to the statements A-E предполагает развитие умений аудирования с пониманием основного содержания, в то же время задание Now listen to the speakers 1-5. Which of the comments above might each speaker say? нацеливает на аудирование выборочной информации, что позволяет также формировать регулятивные УУД-сосредоточиться на выполнении речевых действий, проявлять усилия для достижения поставленной цели. На этапе после прослушивания текста учащиеся представляют краткое содержание прослушанного текста, формируя тем самым личностные и коммуникативные УУД.

Принимая во внимание все вышесказанное, следует отметить, что в процессе работы над аудированием по данному УМК, целенаправленно формируются и развиваются все виды универсальных учебных действий у обучаемых, что способствует успешному изучению ИЯ, сознательному и активному усвоению нового социального опыта, реализуя тем самым требования ФГОС.         

                                                                                                        

Список литературы

  1. Английский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват.  учреждений [Ю.Е.Ваулина, В.Эванс, Д.Дули, О.Е.Подоляко].-3-е изд. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2014.-216 с.: ил. – (Английский в фокусе).
  2. Апальков В.Г. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Английский в фокусе» 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.Г. Апальков. М.: Просвещение, 2012.- 87 с.
  3.  Brown Don “Teaching Aural English” English Journal, March, 1950, p.128-137
  4. Федеральный  государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования - М. 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование современных технологий обучения истории в контексте реализации ФГОС основного общего образования"

Место исторических знаний и требования к уровню их освоения в контексте ФГОС. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения истории....

«Использование современных технологий обучения истории в контексте реализации ФГОС основного общего образования»

Данный проект является результатом моей работы по изучению программы использования современных технологий обучения истории  и применению УУД на уроках истории  в школе. Проект служит и...

Зачетная работа слушателя курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе «Теория и методика преподавания иностранного языка в контексте реализации ФГОС ООО и СОО» (Срок обучения: 19.11.2018 – 04.12.2018)

Условие профессиональной задачи. Перечень шагов-заданий, выполнение которых должно продемонстрировать эксперту процесс и результат решения задачи учителем. Фрагмент технологической карты урока....

Особенности обучения аудированию в контексте ФГОС

В современной лингвистике аудирование рассматривается как процесс восприятия, распознавания и понимания слышимых речевых сигналов.При обучении иностранному языку аудирование является одним из наиболее...

«Особенности обучения аудированию учащихся младшей школы на уроках английского языка (1-4 классы) и психолого-педагогический подход в выборе лучшей возрастной аудитории в овладении иностранным языком»

Данная статья посвящена вопросу преодоления трудностей у учащихся младшей школы в освоении  одного из самых тяжелых видов речевой деятельности - АУДИРОВАНИЕ....