Тестирование на уроках английского языка
статья по английскому языку

Кучерова Мария Геннадьевна

У учителя иностранного языка есть много способов контроля знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся, как на уроке, так и за его границами. Одной из форм контроля в современной системе образования является тестирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testovye_tehnologii_doklad.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тестирование на уроках английского языка

У учителя иностранного языка есть много способов контроля знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся, как на уроке, так и за его границами. Одной из форм контроля в современной системе образования является тестирование.

Тестирование уже не первый год широко используется на самых разных уровнях образования: для проведения зачётов, экзаменов (в том числе ГИА), самостоятельных, контрольных работ, олимпиад, конкурсов, познавательных игр. Основная роль тестирования в преподавании иностранного языка заключается в обратной связи (в широком смысле) и в контроле (в узком смысле), и, чем теснее взаимосвязаны тестирование и учебный процесс, тем эффективнее учебный процесс и качественнее тестирование.

Что такое «тестирование»?

Термин «test» в переводе с английского означает «испытание», «проверка», «исследование».

C точки зрения педагогики тест — это контрольные задания, проводимые в равных для всех обучающихся условиях, длительность и характер которых строго соотнесены с объективными факторами, такими как: общая цель обучения, возрастные особенности обучающихся, характер изученного материала, результаты выполнения которого поддаются количественной оценке, являясь показателем определённых итогов учебного процесса к моменту проведения данного теста.

Можно сделать вывод, что технология тестирования применяется педагогами для проверки знаний совокупности стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающими большой круг оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких, однозначных или множественных ответов.

Использование тестов на уроках английского языка

Обучение иностранному языку, как процесс, определяется целью приобретения учащимися определенного объема навыков и знаний в области грамматики, говорения, чтения, аудирования. Важным и необходимым элементом учебного процесса, наряду с получаемой информацией и ее отработкой, является контроль знаний учащихся.

И я в своей практике стараюсь использовать тест, как один из наиболее эффективных средств контроля. В тех учебниках, по которым я работаю есть самооценочные тесты, а также проверочные тесты по окончании каждого раздела. Проверочные тесты имеют цель показать учителю и учащимся недостатки в ходе обучения, возникающие по той или иной причине; выявить учеников, испытывающих серьезные трудности в овладении учебным материалом, а также мотивировать работу учащихся по повторению всего учебного материала, составляющего определенный раздел учебника. Уже в начальных классах я провожу проверочные тесты охватывающие грамматический материал и лексику пройденного раздела. В тестах есть задания, контролирующие навыки правописания, фонематический слух, произносительные навыки, коммуникативные умения.

Методика работы с тестами включает три этапа:

  1. подготовка выполнения задания;
  2. выполнение задания;
  3. подведение итогов.

Тестовый контроль я провожу по всем видам речевой деятельности. Очень полезны, на мой взгляд, тесты по грамматике. Наиболее эффективными тестами в обучении иностранным языкам, особенно в старших классах, я считаю - это тесты по аудированию, так как очень важно слушать иноязычную речь, чтобы научиться разговаривать на иностранном языке. Поэтому я часто стараюсь проводить подобные тесты.

Тест служит подготовительным этапом к сдаче ГИА. Перед учителем английского языка в современной школе стоит главная задача – не только преподнести учащимся знания по предмету, но и научить их применять знания на практике: сдать ЕГЭ и ОГЭ. Важно сформировать у учащегося уверенность в возможности выполнения ими тестовых заданий на высокую отметку. Учащимся 9,11 классов даю для выполнения материалы ЕГЭ и ОГЭ прошлых лет. На следующем уроке детально разбираем каждое задание и делаем работу над ошибками.

В своей работе я использую тесты трех видов. Входной тест дается в начале изучения темы и направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Промежуточный тест провожу, как правило, после изучения нового материала. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок. Тесты третьего вида, предназначенные для заключительного контроля, я использую после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такой тест включены вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.

Тесты я применяю не только при индивидуальной работе, но и при работе учащихся в группах.

Классификация и виды тестов

Сегодня существует большое количество разнообразных тестов, но единой системы классифицирования тестов к настоящему времени педагогической наукой еще не разработано.

Тестовые задания делят на следующие группы:

  • открытой формы (тест, вопросы которого не содержат вариантов ответов, т.е. ученик должен сам написать ответ);
  • закрытой формы (тест, с выбором из нескольких предложенных вариантов ответов);
  • на соответствие (тест, в котором необходимо установить соответствие между элементами);
  • на установление правильной последовательности (тест, в котором необходимо указать порядок действий).

По форме предлагаемых (или не предлагаемых) вариантов ответов тестовые задания могут иметь:

  • множественный выбор — эти задания предполагают выбор одного правильного варианта из трех и более предложенных вариантов. Однако учитель не должен забывать, что при использовании заданий с избирательными типами ответов нельзя сбрасывать со счетов возможность случайного угадывания ответов;
  • альтернативный выбор — выбор правильного или неправильного ответа. Например, «да-нет», «верно-неверно». Аналогом в английских упражнениях является «True or False»;
  • перекрестный выбор — выбор пар из двух блоков, объединённых общими признаками;
  • трансформацию — примером такого задания служит изменение формы глагола.
  • замену, подстановку — изменение формы предложения посредством подстановки одних частей речи на другие;
  • упорядочение — задания, направленные на построение элементов в правильном порядке;
  • завершение (окончание) — задание на самостоятельное восполнение недостающей части предложения, либо текста;
  • внутри языковое перефразирование — наиболее точная передача своими словами мысли автора. Примером такого задания может служить пересказ либо самого текста, либо фрагмента этого текста.

Правила и советы составления тестовых заданий

При составлении тестов учителю следует выполнять ряд требований. Такие требования были предложены Робертом Ладо и другими зарубежными методистами.

1. Составитель теста (учитель) обязан иметь чёткое представление о том, какой материал необходимо тестировать. 2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения. 3. Вопрос должен быть чётко сформулирован. 4. Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок. 5. Не задавайте вопросы с подвохом. 6. Составителю теста следует учитывать возраст и уровень подготовки тестируемых. 7. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.

Важно заранее ознакомить учащихся с технологией правильного выполнения тестов. Как тестов вообще, так и конкретно предложенного теста (тестов) в частности — это станет залогом успешного выполнения.

Преимущества и недостатки тестирования на уроках иностранного языка

Тесты, как и другие методы педагогического контроля, имеют свои достоинства и недостатки.

Выделяется целый ряд преимуществ метода тестирования, а именно:

  • тест – широкий инструмент с точки зрения интервала оценивания;
  • тесты являются более качественным и объективным способом оценивания, путём стандартизации процедуры проведения;
  • тесты – более ёмкий инструмент - показатели тестов ориентированы на определение уровня усвоения ключевых понятий, тем, умений и навыков, а не на констатацию наличия у учащихся знаний;
  • тесты – более объёмный инструмент – выполняя тестовую работу, каждый ученик выполняет задание, используя знания по всем темам, изучение которых предусматривала программа;
  • тесты – более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценивания;
  • не маловажными пунктами являются экономичность во времени (при проведении и проверке); объективность результатов, независимость отметки от личных суждений, симпатий учителя;
  • результаты тестов выявляют учеников, имеющих пробелы в знаниях, и этим самым помогают преподавателю индивидуализировать учебный процесс.

Несмотря на все положительные характеристики тестов, выделяют и недостатки. Одним из недостатков является то, что традиционное использование тестов нацелено на выявление только научного уровня развития. Контролю подлежит лишь конечный продукт, а качественный анализ процесса опущен. Также к недостаткам метода тестов относят недостаточную валидность, считается, что они не учитывают индивидуальные способности учеников, такие как умение обобщать и конкретизировать, вариативное мышление и др., и не дают накопления к опыту.

Еще одним недостатком является снижение возможностей экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать их, кроме того, при групповом тестировании затруднен контроль за состоянием испытуемых, таким как тревожность и др.

Таким образом, тесты действительно являются эффективной формой контроля, но чтобы провести тест, необходимо множество сложившихся условий: учитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему для эффективности результата, тест должен быть тщательно подготовлен и продуман, должны быть учтены недостатки данной формы контроля. При правильности использования тестов, учитель получит объективные правдивые результаты.

Задания тестов не должны быть направлены на механическую память, то есть включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него, также не должны содержать подсказок.

Система оценивания тестов:

Оценку «5» получают учащиеся, справившиеся с работой на 86-100%;

Оценку «4» получают учащиеся, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов

Оценку «3» получают учащиеся, если верные ответы составляют 50-70%

В зависимости от класса нижний уровень можно снизить до 40%

Заключение

Подводя итог, хочу отметить, что тестовые технологии становятся наиболее перспективной формой контроля знаний. Как показывает опыт многих учителей, тестирование позволяет оперативно и объективно проверить уровень знаний учеников, своевременно ликвидировать пробелы в усвоении материала. Проверка результатов тестирования занимает куда меньше времени по сравнению с другими видами контроля. Ученики получают возможность самостоятельно проверить свои знания при помощи тестирования. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах, позволяет соотнести уровень достижений по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем достижений в классе и уровнем достижений каждого. Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету.

Хотелось бы также подчеркнуть необходимость комплексного похода контроля уровня обученности по иностранному языку. В ходе тестирования учащиеся должны продемонстрировать владение языком, т.е. умение использовать имеющиеся у них грамматические, лексические, фонологические, лингво- страноведческие знания в следующий видах речевой деятельности:

- понимание на слух ( аудирование) реплик партнера в ходе речевого взаимодействия, а также коротких сообщений, объявлений, диалогов;

- говорении, участвуя в устном интервью, ролевой игре, решении проблемной задачи в паре или в группе, строя высказывание в форме описания картинки или рассказа по серии картинок;

- чтении с пониманием основного содержания текста, с извлечением определенной информации из текста и с полным пониманием текста;

- написании письма, поздравления, заполнение анкеты, составлении плана или тезисов прочитанного, прослушанного текста.

Практика внедрения тестов в преподавание предмета «Иностранный язык» в школе показывает высокую эффективность тестов, максимальную активность учащихся, возможность учащихся работать с индивидуальной скоростью и по индивидуальным планам.

Использованная литература

1. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. Уч. пособие для учителей школ. 2 издание, переработанное и расширенное. М.: «Центр тестирования», 2005. 2. Кувшинов В.А. Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку. Иностранные языки в школе,1992г., №3. 3. Поломкина С.К. Тестирование в обучении иностранному языку. Иностранные языки в школе - №2 - 1986. 4. Рапопорт И.А., Сельг Р., Соттер И. Тесты в обучении иностранным языкам: итоги двадцатилетнего эксперимента. Иностранные языки в школе,1999г., №6. 5. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология тестирования на уроках английского языка

В данной статье рассказывается о продуктивном применении тестовых технологий на уроках английского языка. В качестве примера приведено несколько авторских тестов....

Тестирование на уроках английского языка

Важным и необходимым элементом учебного процесса, наряду с получаемой информацией и ее отработкой, является контроль знаний учащихся.В своей практике я использую тест, как один из наиболее эффективных...

тестирование на уроках английского языка

Тестирование на уроках английского языка...

Мобильные технологии в тестировании на уроках английского языка на примере приложения ZipGrade

ZipGrade - мобильное приложение, использующее технологию Оптического Считывания Меток (Optical Mark Recognition (OMR). Позволяет за считанные минуты оценить и проанализировать тесты большого количеств...