Психологический анализ урока
методическая разработка по английскому языку

Печенова Елена Михайловна

Цель – помощь учителям с точки зрения определения степени его личностной ориентированности на каждого ученика.

К задачам психолого педагогического анализа относят:

  • помощь учителю в определении  эмоционального самочувствия ребенка на уроке, его отношения к предмету, уроку, себе самому;
  • психологизация и гуманизация профессиональных установок педагога;

стимулирование профессиональной рефлексии учителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gmo_pechenova.ppt615 КБ
Файл gmo.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого – педагогический анализ урока

Слайд 2

ФУНКЦИИ УУД 1. Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения. 2. Ставить учебные цели. 3. Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей. 4. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 5. Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. 6. Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Слайд 3

Психологические требования к уроку Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа Соотношение побуждения к деятельности и побуждения

Слайд 4

Цель – помощь учителям в анализе урока с точки зрения определения степени его личностной ориентированности на каждого ученика. Задачи : - помощь учителю в определении эмоционального самочувствия ребенка на уроке, его отношения к предмету, уроку, себе самому; - психологизация и гуманизация профессиональных установок педагога; - стимулирование профессиональной рефлексии учителя.

Слайд 5

Организация познавательной деятельности учащихся Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Использование установок в форме убеждения, внушения Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы

Слайд 6

Учет возрастных особенностей Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников Дифференцированный подход к сильным и слабым учащимся

Слайд 7

Требования к технике проведения урока Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность Темп и ритм должны быть оптимальными, действия завершенными Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения Соблюдение единого орфографического режима Обеспечение активного учения каждого школьника

Слайд 8

Практическая часть. Схема анализа психологического качества урока. Методика состоит в заполнении приведенной таблицы. Баллы ставятся только в том случае, если действия учителя полностью удовлетворяют требованию, сформулированному в пункте.

Слайд 9

Схема анализа психологического качества урока Параметр Содержание Баллы 1. Цель урока 1. Организовать работу учащихся так, чтобы они сами добывали знания 2 2. Передать учащимся знания в готовом виде 1 3. Тренировка школьниками умений по жестко заданному учителем образцу 1 4. Организация работы, при которой школьники сами выбирают способ решения заданной учителем задачи 2 5. Организация работы учеников таким образом, чтобы у них возник интерес к процессу работы 2 6. Ориентация учеников на получение наибольшего количества хороших оценок 1

Слайд 10

Схема анализа психологического качества урока Параметр Содержание Баллы 2. Метод урока 7. Организация работы с учебником, учебными и неучебными текстами 1 8. Предъявление нового материала учителем в готовом виде 1 9. Учебные задания с заданным порядком действий 1 10. Учебные задания со стимулированием к индивидуальной организации их выполнения 2 11. Творческие задания 2 12. Различные виды работ на оценку 1 13. Беседа, экскурсия 1 14. Ролевые и деловые игры, социальное проектирование, соревнование, дискуссия, коллективные творческие дела, тренинг 2

Слайд 11

Схема анализа психологического качества урока Параметр Содержание Баллы 3. Средства организации урока 15. Лекция, демонстрация опытов, лекция с использованием наглядности, показ фильма (объяснение нового материала в готовом виде) 1 16. Проведение устного и письменного опроса, самостоятельной работы, взаимоопрос и пр. — с выставлением оценок 1 17. Формулирование задач и поддержка индивидуальной работы, обеспечение учебно-познавательными материалами 2 18. Лабораторная, практическая работа, работа с учебником — по алгоритму 1 19. Совместное обсуждение, проблематизация 2 20. Поощрение детей к поиску своих способов решения 2 21. Стимулирование познавательной активности без выставления оценки 1 22. Организация взаимодействия, в котором школьники приобретают опыт общения, отношений, деятельности 2 23. Предоставление конкретных образцов решения той или иной учебной задачи 1 24. Организация творческой работы с поддержанием интереса к процессу работы 2

Слайд 12

Схема анализа психологического качества урока Параметр Содержание Баллы 4. Действия учащихся 25. Внимательное слушание, наблюдение, объяснение и запись 1 26. Пассивное восприятие информации 1 27. Индивидуальная проработка материала, обращение к разным источникам, использование разных способов добывания информации по заданной проблеме 2 28. Инициативность, творческий подход к решению задач, умение рассуждать и аргументировать 2 29. Поиск разнообразных способов решения задачи и определение личного порядка действий 2 30. Жесткое следование алгоритму решения учебной задачи, заданному учителем 1 31. Списывание чужого способа 1 32. Воспроизведение материала учебника в готовом виде 1 33. Участие в планировании дел, дискуссии 2 34. Стремление получить отметку: дополнительные задания, готовность ответить, быстрота и точность 1 35. Дискуссия, вопросы, работа с книгой 1 36. Отказ от ответа или отказ от выполнения задания на отметку 0

Слайд 13

Схема анализа психологического качества урока Параметр Содержание Баллы 5. Приемы развития мышления 37. Поиск закономерностей: найти лишнее, найти закономерность и расставить в правильном порядке; назвать одним словом; сворачивание информации в виде таблицы и анализ таблицы; составление подписей к кроссвордам 1–3 38. Анализ: найдите соответствие; что лишнее и почему; подчеркните то, что относится к..; подчеркните понятия 1–3 39. Синтез и обобщение: перечислены характеристики объекта — о чем речь; рисунки нескольких объектов — в каком процессе они участвуют; перечислены даты, имена, место — о каком событии идет речь; составление развернутого плана темы, опорного конспекта 1–3 40. Сравнение: найдите сходство и различие между А и Б (термины, объекты, рисунки, системы, процессы); выделите ведущие характеристики для сравнения 1–3 41. Причинно-следственные связи: продолжите ряд или вставьте пропущенный фрагмент; расположите в логической последовательности; постройте систему понятий или интеллект-карту; составление и решение развивающих канонов; составление опорных конспектов, графиков; графическое описание закономерностей 1–3 42. Умение делать вывод: прочитать или прослушать текст (диалог, монолог) и сформулировать вывод; предложить как можно больше вариантов решения проблемной ситуации; сделать вывод о причинах изменения в протекании процесса, в структуре или в составе объекта 1–3

Слайд 14

Схема анализа психологического качества урока Параметр Содержание Баллы 6. Управление вниманием на уроке 43. Особенности наглядного материала ( яркость, новизна, структурирование) 1 44. Изложение материала (яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонаций, речевых форм) 1 45. Установка быть внимательными 1 46. Смена видов деятельности на уроке (чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными) 1 47. Организация активности детей 1 48. Формулируется важность темы урока в контексте учебного курса и будущей жизни 1 49 . Ключевые моменты урока получают отражение на доске 1 50. Выявление непонятных слов или фраз и замена их общедоступными описательными выражениями 1 51. Пояснения с помощью аналогий и примеров 1 52. Учитель поддерживает, ободряет учеников, сталкивающихся с трудностями на уроке 2

Слайд 15

Схема анализа психологического качества урока Параметр Содержание Баллы 7. Обеспечение качественного восприятия материала 53. Установка на восприятие учебного материала 1 54. Контроль точности и полноты восприятия учебного материала 1 55. Благоприятный фон восприятия при изложении материала 1 56. Использование прошлого опыта при организации восприятия материала 1 57. Учет возрастных особенностей восприятия 1

Слайд 16

Схема анализа психологического качества урока Параметр Содержание Баллы 8. Развитие мнемических способностей учащихся 58. Формирование установки на запоминание 1 59. Акцентирование внимания на запоминаемом материале 1 60. Учет индивидуальных мнемических особенностей учеников 1 61. Определение ключевых слов 1 62. Учет средних показателей запоминания 1 63. Организация материала для заучивания (дозировка по объему, распределение по времени, структурирование, языковое оформление, использование ассоциаций) 1–2 64. Предоставляется возможность усвоения материала разных уровней сложности (для учащихся разных уровней успеваемости) 2

Слайд 17

Схема анализа психологического качества урока Параметр Содержание Баллы 9. Контроль и коррекция деятельности учащихся 65. Оценка действий учащихся отделяется от личного отношения учителя к ним 1 66. Избегание прямых указаний и коррекции действий учащихся 1 67. Ученики побуждаются оценивать и корректировать работу друг друга 2 68. Ориентация на коррекцию действий по запросам самих учащихся 2 69. Пояснения, вопросы и примеры запрашиваются у учащихся 1 70. Тактично отмечаются слабые места, несовершенства в примерах учащихся 1 71. Идеи учеников разрабатываются и используются на уроке 2 72. Для самооценки и самоконтроля применяются привычные нормативы и приемы, используемые на каждом уроке 1

Слайд 18

Схема анализа психологического качества урока Параметр Содержание Баллы 10. Поддержание приемлемого поведения в классе 73. Варьирование форм учебной активности 1 74. Использование приемов активизации учащихся на уроке 1 75. Использование активных методов обучения (дискуссии, распределение ролей) 2 76. Применение специальных способов организации учебной работы, рассчитанных на пассивных учащихся 2 77. Учитель не обращает внимания на мелкие непреднамеренные нарушения дисциплины на уроке 1 78. Ученики, нарушающие дисциплину, сталкиваются с немедленной реакцией учителя 1 79. Педагог восстанавливает дисциплину с помощью самих учащихся 2 80. Педагог не борется с нарушителями дисциплины, а использует для таких ребят особые формы учебной работы 2 81. Наблюдаются авторитарность и подавление личности ребенка непререкаемым авторитетом учителя, положение «над» детьми 0 82. Заискивание перед детьми, неумение учителя владеть ситуацией, управлять учебно-воспитательным процессом на уроке, положение «под» детьми 0

Слайд 19

Обработка Итоговый результат определяется следующим образом: если конкретные требования к уроку выполнялись, то в итоговой таблице ставится балл. В методике содержатся как классические требования к уроку, оцениваемые в 1 балл, так и современные требования педагогики сотрудничества, оцениваемые в 2 балла, а также в 3 балла. Данная методика позволяет провести диагностику отдельных сторон деятельности учителя, а также определить уровень психологического качества урока по формуле: У (ср) ___ Итоговая сумма баллов ____ 119

Слайд 20

По величине У (ср) определяется уровень профессиональной деятельности учителя: менее 50 — не удовлетворяет не только современным требованиям , но и ряду классических; 50-61 — удовлетворяет практически всем классическим требованиям и некоторым современным требованиям ; 62-89 — удовлетворяет не только классическим требованиям, но и значительной части современных требований ; более 90 — удовлетворяет как классическим, так и практически всем современным требованиям .

Слайд 21

Источники 1. ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/fgos-izmenenie-v-deyatelnosti-v-uchastnikov-obrazovatelnogo-processa 2. Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению внедрения и реализации ФГОС в начальной школе – http://rudocs.exdat.com/docs/index-423167.html 3. Педагогический совет «Психологический комфорт на уроке» - http://www.uchmet.ru/library/material/134543/



Предварительный просмотр:

Психологический анализ урока

В новом образовательном стандарте речь идет не только об освоении учащимися  конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а о формировании у них совокупности универсальных учебных действий (УУД). СЛАЙД 2 При этом знания, умения, навыки (ЗУНы) из цели превращаются в средство развития способностей и личности учащегося. СЛАЙД 3.Анализируя содержание УУД, на развитие которых ориентирует стандарт, можно определить, что нововведения касаются главным образом развивающих и воспитательных задач, входящий в триединую цель основной единицы образовательного процесса – урока. Это требует разработки нового подхода к анализу результативности урока, рефлексии не только дидактических (предметных) оснований построения образовательных систем (включая технологии), но и психологических. СЛАЙД 4

Цель – помощь учителям с точки зрения определения степени его личностной ориентированности на каждого ученика.

К задачам психолого педагогического анализа относят:

  • помощь учителю в определении  эмоционального самочувствия ребенка на уроке, его отношения к предмету, уроку, себе самому;
  • психологизация и гуманизация профессиональных установок педагога;
  • стимулирование профессиональной рефлексии учителя. СЛАЙД 5

В анализ урока по ФГОС так же включают

внешние условий при проведении урока (размер классной комнаты, температура воздуха, проветренность и освещенность помещения, расстановка и размеры парт, их соответствие росту учащихся,  дизайн интерьера, дидактическое оформление).Что касается деятельности учителя то ее подразделяют на

Психологическая оценка урока:в нее входят

  • уровень организации урока (доля спонтанности и учительского воздействия в настрое детей на урок);
  • соотношение самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие их мышления;
  • психологический климат на уроке;
  • соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;
  • темп и уровень сложности урока, их соответствие возрасту и контингенту класса;
  • адекватность форм и методов учебной работы возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся;
  • оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей с разными репрезентативными системами (аудиальной, визуальной и кинестетической). СЛАЙД 6

Психологический анализ учебной деятельности учащихся:

  • позиция учащихся: активная (субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему убеждению) или пассивная (объекты, исполнители целей и задач учителя);
  • владение основными компонентами учебной деятельности (постановка цели, ее осмысление, выбор средств и решения учебных задач, самоанализ и самооценка процесса и результатов учебной деятельности);
  • преобладающая мотивация учения, проявившаяся на данном уроке;
  • нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;
  • организация ситуаций успеха учащихся, повышение их самооценки, веры в себя и позитивного самовосприятия;
  • наличие инициативы у учащихся в процессе учебной деятельности;
  • наличие творческой или исполнительской позиции, действие по алгоритму или эвристическое решение учебных задач, вариативность в решениях;
  • проявление у детей ответственности за свои действия, умение оценивать себя и других;
  • наличие вопросов, дополнений, комментариев со стороны детей;
  • отношение к ошибкам – своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки или она вызывает интерес и потребность ее анализа);
  • коммуникативные проявления (открытость, индивидуальность, нестандартность речевых проявлений, невербальная – экспрессия, глазной контакт, поза, мимика);
  • склонность к взаимодействию (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сострадание в ситуациях неудач, радость за успехи товарищей);
  • раскрепощенность или скованность;
  • отношение уч-ся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное, покровительственное);
  • преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, раздражительность, агрессия, равнодушие,  воодушевленность,  энтузиазм,  мажорность).

СЛАЙД 7

Психологический анализ деятельности учителя на уроке:

  • наличие психологической дистанции между учителем и детьми;
  • преобладающее отношение к классу;
  • коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и каждым учеником;
  • способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность);
  • соотношение индивидуального и группового общения на уроке;
  • способность к делегированию полномочий учащимся;
  • умение слушать, проявлять эмпатию;
  • соотношение поощрения и порицания;
  • способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися;
  • стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления, работа по формированию мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез, абстрагирование, систематизация);
  • эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладающие  эмоции;
  • увлеченность преподаваемым предметом;
  • адекватность индивидуальной манеры свойствам темперамента;
  • внешний облик и культура речи (поза, мимика, пантомимика, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля).

Можно найти несколько примеров различных таблиц анализа куда входят эти основные требования.я бы хотела привести пример на мой взгляд наиболее полной

СЛАЙД  8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический анализ урока

Психологический анализ урока крайне необходим для обучения молодых учителей умению видеть и понимать класс, изучать учащихся, поддерживать с ними постоянный контакт. Такой анализ очень важен и для опы...

психологический анализ урока

Презентация   "Психологический анализ урока"...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

Психологическая цель урока:1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения т...

Психологический анализ урока Объединение «Жемчужина» Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»

ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Жемчужина»Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»Педагог дополнительного образования: Афанасьева Н.В.На уроке присутствовал...

Психологический анализ урока Объединение «Художественная фотография»

ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Художественная фотография»Тема урока: «Разбор творческих работ. Обработка и печать фотографий.»Педагог дополнительного образования: Зайцев...

Психологический анализ урока объединения "Ступеньки"

ГБОУ ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Ступеньки»Тема урока: «Графический диктант»Педагог дополнительного образования: Новикова О.В.На уроке присутствовали:педагог-психолог Кузнец...

психологический анализ урока

Данный материал использую при подготовке и анализе урока...