Главные вкладки

    Статья «Эффективное использовании мобильных телефонов в преподавании иностранного языка»
    статья по английскому языку

    Шабанова Татьяна Васильевна

    Статья «Эффективное использовании мобильных телефонов в преподавании иностранного языка»

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Статья Мобильные телефоны – враги или помощники при обучении иностранному языку?

    Актуальность использования новых технологий не подлежит сомнению, их диктует сама жизнь, в которой современный учащийся не мыслит своего существования без мобильного телефона, компьютера,  Интернета, сканера. Это означает, что современный преподаватель не может далее проводить обучение без их  грамотного и эффективного использования на своих уроках.

    Цель данной статьи – рассмотреть, что необходимо знать и уметь преподавателю для того, чтобы эффективно использовать такие новые технологии, как мобильные телефоны и Интернет на мобильном. Не представляется возможным рассмотреть все новые технологии обучения в рамках одной статьи, поэтому ограничимся мобильными телефонами, как наиболее спорным и наименее распространённым средством обучения в России

    Задачи статьи – помочь преподавателю осознать на данном этапе, что нужно делать в плане эффективного использования новых технологий. В статье будут выявлены достоинства использования новых технологий, недостатки и способы их устранения, показаны новые возможности в обучении, которые эти технологии предоставляют. Все современные технологии охватить в одной статье не представляется возможным, поэтому речь здесь пойдёт только о мобильных телефонах и Интернете. Результатом появления статьи стали знания, полученные на он-лайн курсах  Британского Совета, знания, приобретённые при обмене опытом на семинарах и конференциях разного уровня, проведение семинаров городского уровня, собственный преподавательский опыт.  

    Итак, мобильные телефоны. Использовать или нет? Разрешать, поощрять, включать в свои уроки или запрещать? Ещё 2 года назад на моих уроках мобильный телефон категорически не разрешалось даже иметь на столе, так как считалось, что учащийся только попусту отвлекается. После участия в международной конференции в Москве в августе 2010 года я поменяла своё

    отношение к данному вопросу на противоположное.

    В использовании мобильных телефонов при обучении есть как достоинства, так и недостатки. Начнём с достоинств.

    1.        Никто не будет оспаривать то, что главная цель обучения – это подготовить учащегося к реальной жизни. А что в нашей жизни более реально, нежели умение общаться по мобильному телефону? Согласитесь, что даже просто забыв телефон дома, современный человек чувствует себя не уютно. Вот почему на уроке  использование мобильного телефона для работы в паре даёт просто потрясающие результаты, так как само по себе создаёт иллюзию полной реальности происходящего.

    2.        Использование реальных мобильных телефонов – великолепное мотивирующее средство обучения. Это нравится и детям, и взрослым.

    3.        Отлично работает при обучении самым разным формам говорения:

    3.1 диалогическая речь: моделированные ситуации, ролевые игры, отработка речевых клише, говорение по опорам, нахождение недостающей информации, 3.2 монологическая речь, когда, например, можно оставить на автоответчик сообщение для собеседника, который сейчас не может воспользоваться телефоном.

    4.        Практика говорения тоже может быть разной: от подготовленной речи, выученных дома или в классе диалогов, к связанной речи, под жёстким контролем, и, далее, к спонтанной неподготовленной речи.

    5.        Выйдя в Интернет, на телефоне можно найти массу нужной на уроке информации: проверить орфографию, найти перевод или значение слова или словосочетания, подобрать синонимы или антонимы. Доступен любой справочный материал, будь то погода на завтра в центре Петербурга или например, в Лондоне, вес Луны, ТВ программка по BBC или Animal Planet на сегодняшний вечер, годы жизни Байрона, самое модное платье сезона, и т. д.

    6.        Умение пользоваться телефоном на английском языке обязательно для любого делового человека. Обучение деловому английскому в данном случае особенно выигрывает. Можно реально обсуждать и планировать заказ авиабилета через British Airways или отеля на booking.com, узнать, когда и где идёт последний хит сезона на Бродвее или как изменились котировки валют за последний месяц, найти на карте Нью-Йорка, какие достопримечательности ты сумеешь посмотреть за 2 дня командировки и прочее.

    7.        По режиму говорения – это работа в парах, причём двое разговаривающих должны находиться достаточно далеко друг от друга, а вот говорить могут все одновременно, это тоже иллюзия реальной жизни, где нет искусственной тишины аудитории. Более того, говорение в парах – это самый эффективный способ обучения в группе, так как учащемуся принадлежит максимальное количество времени говорения. Преподаватель может и должен

    исполнять роль наблюдателя – контролёра.

    Итак, суммируем плюсы использования мобильных телефонов:

    1.        яркая иллюзия реальности ситуации

    2.        высокая мотивация к обучению и желанию высказаться

    3.        тренировка самых разных форм говорения

    4.        различная практика говорения

    5.        приобретение бесценного жизненного навыка найти то, что вам нужно в минимальное количество времени и на английском языке

    6.         тренировка и совершенствование делового языка на практике реальных ситуаций общения.

    7.        самый эффективный режим обучения говорению.

    А ещё вас будут обожать ваши учащиеся, потому что вы не такой, как все, а очень даже «крутой».

    Минусы тоже есть, во всяком случае, на первый взгляд.

    1.        Телефоны - разные. Соответственно, некоторые учащиеся могут себя чувствовать обделёнными судьбой, имея не такой шикарный навороченный телефон, как другие. Противники использования телефонов на уроках могут говорить о том, что у менее обеспеченных учащихся будет вырабатываться комплекс неполноценности, если они каждый день будут вынуждены «демонстрировать свою несостоятельность» в этом плане. Однако, надо сказать, что одежда, обувь, сумки, портфели, машины тоже отличаются, телефон – это далеко не единственное, и не самое главное, что выдаёт уровень материального благосостояния. Так что социальное неравенство – не повод для запрета телефонов на уроках. Любой преподаватель, я думаю, согласится с тем, что комплексы неполноценности развиваются отнюдь не от наличия или отсутствия достатка в семье, а от неуверенности в себе.

    2.        Второй, весьма существенный недостаток, который, однако, при умении можно обернуть в достоинство, это то, что далеко не у всех учащихся есть Интернет на мобильном телефоне, которым они могут свободно пользоваться.

    Это действительно пока достаточно дорого, но наши сети развиваются, и то, что сейчас не всем доступно, через год – другой может быть доступно даже дошкольнику. Кто 15 лет назад в России знал, что такое мобильный? А сегодня? Поэтому надо работать на опережение, это раз. А второе, если есть хотя бы один учащийся с Интернетом на телефоне в неограниченном доступе, это прекрасно, так как есть возможность ставить его каждый раз в разную пару для обучения остальных.

    1. Третье, телефон – источник развлечений: от смс до различных игр и

    игрушек. Значит, у нерадивого учащегося всегда присутствует великое искушение заняться совершенно посторонними делами. Здесь всё зависит от преподавателя. Если дисциплина на уровне, а мотивация к обучению высока, если есть драйв, нужная атмосфера, то проблем не будет.        

    Наконец, последнее – это новые возможности в обучении. Не могу не рассказать здесь о том, что я узнала на международной конференции в Москве в Британском Совете 2 года назад. В европейской системе образования уже не один год имеется отличный обучающий набор из 12 одинаковых мобильных телефонов с подключением к Интернету, а ещё есть специальные беспроводные трубки, на которых есть кнопки множественного выбора и которые подключены к преподавательскому компьютеру. Самые передовые, лучшие колледжи и школы Европы и Москвы давно их приобрели и с успехом пользуются. Преимущества такого набора очевидны по сравнению с реальными мобильными телефонами:

    1. Обучающие телефоны – одинаковые: соответственно, снимается вопрос социального неравенства.

    2. Интернет подключён у всех телефонов: соответственно, возможности для качественного современного обучения несравненно шире, чем у нас в России.

    3. На трубках имеются кнопки с множественным выбором, что даёт великолепную возможность тренировать всех одновременно, готовя учащихся  к экзаменам любого рода. На смартборде высвечивается тест или просто тренировочные упражнения, а на экране компьютера у преподавателя отражаются все результаты каждого учащегося в процессе их обучения или контроля.

    4. Не нужен ксерокс, бумага, не рубится попусту лес, это экологически выгодные продукты обучения. Фантастика? Нет, реальность. Так же, как и то, что в Японии или США студент не ходит никуда без миникомпьютера или планшетника.

    5. Никакой нерадивый ученик не скажет вам, что он «забыл» свой мобильный, что у него закончились деньги на телефоне или, что мобильный разрядился. Урок преподавателя не зависит от прихоти какого-либо ученика.

    Выгоды и преимущества использования новых технологий очевидны. Дело за преподавателем. Я использую реальные мобильные телефоны для обучения английскому языку 2 года. Это делается не каждый урок, но регулярно: 2-3 раза в неделю. На открытом уроке я показываю это на практике. От присутствовавших учителей города, слушателей курсов повышения квалификации Академии Педагогического Постдипломного образования, было очень много положительных отзывов, а главное – учителя хотели активно перенимать мой опыт, у них было желание делать то же самое на своих уроках. Надеюсь, такое же желание появится у читателя статьи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроке иностранного языка"

    Необходимость внедрения новых ИТ в учебный процесс не вызывает сомнений. В процессе обучения иностранным языкам в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, узнает новые способы сбора инфор...

    Эффективность использования Смарт-доски на уроках иностранного языка

    Современные требования к уроку предполагают использование информационно-коммуникативных технологий. Одним из таких примеров является ...

    Статья по теме "Эффективность использования мультимедийной презентации на уроках иностранного языка"

    Современные технологии прочно вошли в нашу жизнь. На работе и в школе, дома и в досуговых центрах – везде мы сталкиваемся с мультимедийными презентациями. Современный рабочий кабинет почти в каждой шк...

    Статья " Использование информационных технологий в преподавании иностранного языка как один из способов повышения учебной мотивации"

    В статье изложены методические рекомендации для создания комиксов, веб- квеста имультфильмов на иностранном языке...

    Статья " Использование информационных технологий в преподавании иностранного языка как один из способов повышения учебной мотивации"

    В статье изложены методические рекомендации для создания комиксов, веб- квеста имультфильмов на иностранном языке...

    Статья об использовании мобильных приложений на уроках английского языка

    Современное поколение имеет цифровое мышление.  Про него говорят, что эти дети родились «с кнопкой на большом пальце». Это дети, котор...

    Проектная работа: "Использование мобильных приложений для обучения иностранного языка"

    В данном проекте рассмотрена тема использования современных гаджетов в обучении иностранному языку. Современные мобильные приложения могут стать помощником учителю английского языка, так как в них уже...