Использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению английского языка
статья по английскому языку

В данной статье описываются приёмы, повышающие мотивацию учащихся к изучению английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению английского языка

     Как формировать устойчивый интерес учеников к предмету? Традиционные формы, увы, не успевают за изменениями в мире и не всегда соответствуют требованиям времени. Введение ФГОС ставит перед нами новые задачи, обязательные при реализации основных образовательных программ.  На первый план выходит развитие личностных, метапредметных и предметных умений. А также большое внимание уделяется созданию основы для формирования интереса к дальнейшему изучению предмета и развитию навыков самонаблюдения и самооценки. Современные учебно-методические комплексы базируются на коммуникативно-ориентированные принципы обучения языку. И главная цель таких УМК — формирование устойчивой мотивации, ибо «мотивация — ключ к успешному обучению».

     Возникает вопрос: что такое мотивация? Под мотивацией следует понимать организацию учебной деятельности, направленную на более глубокое изучение английского языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речи, исходя из этого, необходимо создавать условия в образовательной деятельности, способствующие развитию максимально высокого уровня познавательного интереса к изучению английского языка. Учебная деятельность идет более успешно, если у учащихся сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности.

     Рассмотрим некоторые приемы повышения мотивации, которые я использую на уроках английского языка:

Приёмы эмоционального стимулирования. Педагогический такт и мастерство педагога, которые позволяют создать атмосферу оптимизма и веры учащихся в собственные силы. Позитивное отношение самого педагога к предмету способно «заразить» и учащихся, создание на уроке ситуаций успеха позволяет учащимся раскрепоститься и поверить в собственные возможности и способности. Очень важно ставить перед учащимися реалистичные и цели и задачи.

Работа с аутентичными материалами. В качестве аутентичных материалов, нацеленных на формирование коммуникативной компетенции, используются письмо, открытка, объявление, страничка из дневника, программа телевидения, рецепт, рекламный текст, анкета, интервью, научно-популярные и страноведческие тексты. Использование аутентичных материалов повышает интерес к изучению иностранного языка, помогает активизировать все виды речевой деятельности, приобщает к культуре страны изучаемого языка.

Применение информационно-коммуникационных технологий. Одной из ключевых компетенций современного учителя является умение применять на уроках информационные и коммуникационные технологии. Информационно- коммуникационные технологии не только дают учащимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным. Эта технология делает обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность. Использование ИКТ позволяет: 1) обеспечить положительную мотивацию обучения; 2) проводить интегрированные уроки с использованием музыки, анимации; 3) обеспечить высокую степень дифференциации обучения; 4) усовершенствовать контроль знаний; 5 ) активизировать процесс обучения; реализовать идеи развивающего обучения, 6) формировать навыки исследовательской деятельности учащихся; 7) повысить темп урока; 8)увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

     Немаловажным по значимости является работа с электронными пособиями. Такая работа всегда интересна учащимся, когда можно поработать с материалом по различным видам речевой деятельности носителей языка или совершить виртуальное путешествие в его страну, а можно просто проверить свои знания, даёт возможность регулировать предъявление учебных заданий по степени трудности. Я использую на своих уроках интерактивные презентации и видеосюжеты. Они содержат задания в виде вопросов, игр, кроссвордов, а также используются как средство наглядности и результат проектной деятельности.

     Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, развивают интерес, делают урок более интересным.

 • Участие в конкурсах и олимпиадах. Мои ученики с удовольствием принимают участие в онлайн – олимпиадах, дистанционных олимпиадах, так как это эффективный способ самореализации и повышения образовательного уровня учащихся, они мотивируют на проверку собственных знаний и умений, на самоутверждение и как следствие ведут к более углубленному и интенсивному изучению предмета и развитию их творческих способностей.

Музыка.  Музыка является одним из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня оказывают неоценимую помощь в изучении английского языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма, благоприятный эмоциональный климат на уроке, раскрепощает учащихся, дает возможность релаксации и мощного воздействия на чувства и эмоции. Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации.  В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. Песни способствуют совершенствованию навыков произношения. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива. Песни дают возможность расслабиться, снимают напряжение и восстанавливают работоспособность.

Проектная деятельность. Основные цели обучения – формирование креативного и критического мышления, умение оперировать полученной информацией и применять знания на практике в различных ситуациях. Работа над проектами дает возможность учащимся размышлять, самостоятельно искать, анализировать, обобщать, обрабатывать необходимую информацию.

Игра.  При решении игровых задач речевая активность сочетается с мыслительной и эмоциональной: в игре необходимо быстро принять решение, проявить находчивость и смекалку, фантазию, сыграть роль. Во время игры учащиеся находятся в постоянной речевой готовности, внимательно слушают учителя и друг друга; могут многократно повторять речевые образцы и изучаемые слова. В этих условиях непроизвольное внимание и запоминание обеспечивают хорошее усвоение лексического и грамматического материала. Игровые ситуации ценны не только тем, что мотивируют употребление конкретного языкового материала на каждом уроке, но и тем, что создают благоприятный психологический климат. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В игре на моих уроках каждый получает роль и является активным партнером в речевом общении. В играх учащиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, задавать уточняющие вопросы.

Драматизация. Приемы драматизации способствуют развитию как основных видов речевой деятельности, так и формированию ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы учащихся. В процессе драматизации учащиеся совершенствуют умения и навыки диалогической речи, учатся выразительно читать свои роли, овладевают некоторыми элементами сценической грамоты. В ходе драматизации устанавливаются прямые связи с конкретной ситуацией, что создает благоприятные условия для усвоения языкового материала и формирования способности общаться на изучаемом языке.

Внеурочная деятельность. Основная задача педагога при организации внеурочной работы по иностранному языку - это развитие потребности учащихся в использовании иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами урока. Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.

     Таким образом, я привела примеры приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению английского языка. В зависимости от целей и задач урока, а также от возрастных и психологических особенностей, я применяю различные приёмы, варьируя и адаптируя их. Конечно же, формирование положительного имиджа своего предмета и желания активно его осваивать в процессе обучения требует приложения немалых усилий и временных затрат как от преподавателя, так и от учащихся, и каждый педагог самостоятельно выбирает стиль и направление обучения, вносит свои корректировки в учебный процесс, разрабатывает собственные методики и задания. Рекомендации, описанные в данной работе, я считаю, обеспечивают создание устойчивой положительной мотивации учащихся, способствуют развитию навыков творческой и самостоятельной работы, расширению общей эрудиции учащихся.

 Список литературы:

1) Божович А.И. Отношение обучающихся к изучению как психологическая проблема. /Изв. АПНРСФСР.-М.

 2) Бреслав Г. М. Психология эмоций. - М.: Смысл, 2004.

 3) Дубровин М.И. «Мотивация при обучении иностранному языку и учебные материалы» - «Иностранные языки в школе» №1, 1978 г.

4) Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка // Издательство "Вышейшая школа", 2004.

5)Зимняя И.А.Психология обучения иностранным языкам.- М.: Просвещение, 1991.

6) Комарова, Э.П., Трегубова, Е.Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку// ИЯШ № 6, 2000.

 7)Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики.- М.: Русский язык, 1989. 8) Бабанский Ю.К., Поташник М.М. «Теория оптимизации обучения».М.2009.

9) Биболетова М. З.: «Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English”». Изд. «Титул», 2010.

10) Томахин Г.Д. Лингвострановедение: что это такое? // Иностранные языки в школе№ 6,1996.

11) Климановой Л. Ф.: «Система, созданная на деятельностно - коммуникативной основе». // Иностранные языки в школе. № 3, 2008г.

12) Пейперта С.П.: «Использование компьютеров в учебном процессе», // Иностранные языки в школе № 10, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение мотивации учащихся к изучению английского языка посредством использования лингвистического материала"

Уважаемые коллеги!Представляю Вашему вниманию текст выступления  из опыта работы и презентацию.Не секрет, что мотивация школьников с каждым годом снижается. Если в начальной школе практически все...

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В данной статье представлен опыт работы по развитию интереса обучающихся к изучению английского языка и социальной деятельности. Для развития познавательных мотивов применяются различные методы и приё...

"Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"

quot;Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"...

Способы и приемы повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

В статье представлены методы повышения мотивации учащихся. Предлагаются примеры упражнений...

Приемы повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка

В этой статьерассматриваются эффективные приемы повышения мотивации учащихся при изучении иностранных языков,в частности английского языка и приведены примеры,...

Приемы повышения мотивации учащихся на уроке английского языка

Мотивация учебной деятельности - наиболее главный катализатор процесса обучения. Основные способы пробудить интерес учащихся....