Выступление на методическом семинаре «Устное общение на уроке. Средства и приемы организации урока английского языка»
методическая разработка по английскому языку

Гензе Евгения Владимировна

Основной целью обучения в общеобразовательной школе, в том числе преподавания иностранных языков, является коммуникативная, которая определяет весь учебный процесс. Основная форма речевого общения - диалогическая речь. Развитие коммуникативной составляющей на уроках — одна из основных проблем современной педагогической и методической науки.

В настоящее время практическое владение иностранными языками является жизненной необходимостью. Расширение международных контактов во всех областях деятельности подразумевает необходимость практического владения хотя бы одним иностранным языком.

Современные требования к формированию и развитию речевой компетенции заключаются в том, чтобы научить учащихся вести беседу на изучаемом иностранном языке. Обучение иностранным языкам наряду с воспитательными, образовательными и развивающими целями обучения несет практическую цель, а именно oбучение учащихся различным видам речевoй деятельнoсти на инoстранном языке. Однако, в сложившейся ситуации необходима более рациональная методика развития устного общения на уроках и обучения диалогической речи. Также следует стремиться к тому, чтобы процесс обучения стал более интересным и увлекательным для учащихся. Этим и обусловлена актуальность данной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminere_ustnoe_o_na_uroke.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом семинаре

«Устное общение на уроке. Средства и приемы организации урока английского языка»


Основной целью обучения в общеобразовательной школе, в том числе преподавания иностранных языков, является коммуникативная, которая определяет весь учебный процесс. Основная форма речевого общения - диалогическая речь. Развитие коммуникативной составляющей на уроках — одна из основных проблем современной педагогической и методической науки.

В настоящее время практическое владение иностранными языками является жизненной необходимостью. Расширение международных контактов во всех областях деятельности подразумевает необходимость практического владения хотя бы одним иностранным языком.

Современные требования к формированию и развитию речевой компетенции заключаются в том, чтобы научить учащихся вести беседу на изучаемом иностранном языке. Обучение иностранным языкам наряду с воспитательными, образовательными и развивающими целями обучения несет практическую цель, а именно oбучение учащихся различным видам речевoй деятельнoсти на инoстранном языке. Однако, в сложившейся ситуации необходима более рациональная методика развития устного общения на уроках и обучения диалогической речи. Также следует стремиться к тому, чтобы процесс обучения стал более интересным и увлекательным для учащихся. Этим и обусловлена актуальность данной работы.

Цель данной работы - рассмотрение теоретического и практического вопроса об устном общении на уроке, средствах и приёмах его организации.

Задачи работы:

1.рассмотреть теоретические аспекты устного общения на уроке, средства и приёмы его организации;

2. рассмотреть особенности речевых навыков и умений в процессе обучения английскому языку;

3.дать практические рекомендации по обучению устному общению на уроках английского языка.

1. Теоретические аспекты устного общения на уроке, средства и приёмы его организации

Общение на уроке можно сказать имитирует реальное общение. Осуществляя устное общение, учащиеся воспроизводят готовые выражения речи, т.е. они не выражают собственные мысли, а сообщают чужие. Поэтому данный тип общения называют имитирующим. В учебном процессе имитирующее общение необходимо, так как оно готовит к свободному oбщению, давая образцы наиболее распрoстраненных кoммуникативных выражений в речевых aктах.

Имитирующее общение выполняет важную функцию: знакомит с социально-культурным аспектом коммуникации, а именно с речевым и неречевым поведением носителей языка в определенных ситуациях. Учащиеся знакомятся также с языковыми средствами.


Имитирующее общение закладывает основы коммуникативной компетенции обучающихся. Следовательно, цель данного типа общения заключается в приобретении опыта повседневного общения и получении необходимых знаний, на основе которых усваиваются нормы и культура поведения учащихся.


Участниками имитирующего общения выступают ученики, которые исполняют роли персoнажей воспрoизводимого текста. Для лучшего усвоения особенностей речевого и неречевого поведения носителя языка ученику следует не просто воспроизводить текст по памяти, а изображать своего персонажа.

Симулятивное (подражательное общение), дает возможность включиться в естественную жизнь. Симулятивное общение является следующим этапом в овладении общением после имитирующего.

Оно предназначено для создания в учебных условиях реальной атмосферы общения. Для этого создаются ситуации, подобные реальным, и обучаемые выступают в них в разных социальных ролях, изображая вымышленных персонажей.


Цель общения заключается в приобщении к жизни в условиях определенной

ситуации.


Экспериментальные данные показывают, что выступая не от своего лица, обучающийся чувствует себя более свободно, раскованно. Это благоприятно сказывается на его активнoсти, изoбретательности, кoммуникабельности.


В отличие от имитирующего общения, ученик сам организует своё речевое и неречевое поведение путём импровизации.


Следующий вид общения - аутентичное общение.

В этом случае ученик высказывается от своего лица. Преподаватель берет на себя роль организатора общения, либо его участника, но отказывается от своей традиционной роли руководителя. Все участники общения являются равноправными.


Данный тип общения является единственным из трех, в котором учащиеся решают значимые задачи и преследуют конкретные цели. Каждый выражает свое личное мнение, поэтому он всегда соoбщает что-то новoе своим партнерам.

Содержанием аутентичного общения может быть любая проблема из реальной жизни. Таким образом, в процессе аутентичного общения решаются различные жизненные проблемы.


На уроках иностранного языка необходимо использовать все три типа общения.


Но именно аутентичное и симулятивное общение обеспечивают воссоздание в учебных условиях тех ситуаций и коммуникативных актов, которые актуальны для будущего общения обучающихся на иностранном языке.


2. Особенности речевых навыков и умений в процессе обучения английскому языку


Целью обучения иностранному языку в настоящее время является развитие коммуникативных умений и навыков обучаемых. Поэтому главной целью подготовки является владение иностранным языком, которое позволит использовать его для устного и письменного общения. Задача преподавателя заключается в воспитании личности, способной к общению, к самообразованию. Необходимым для современного процесса обучения иностранным языкам является создание оптимальных условий для того, чтобы процесс обучения был содержательным, эффективным и интересным для студентов.

Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения иностранному языку.

Опыт свидетельствует, что при общении на иностранном языке человек испытывает наибольшие трудности, воспринимая речь на слух. Однако, устное невозможно без понимания речи собеседника, так как в процессе речевого взаимодействия каждый выступает в роли говорящего и в роли слушающего.

Коммуникативное обучение предполагает, что процесс обучения строится как модель процесса общения. Под учебной речевой ситуацией понимается специально созданные условия, при которых складывается система взаимоотношений собеседников в целях учебного воздействия на студентов при осуществлении речевых действий на иностранном языке [1].

Успех в обучении иностранным языкам определяется правильной организацией учебного процесса. Научить студентов общаться естественным образом на иностранном языке в условиях учебного процесса – это неоднозначно решаемая проблема.

Важно научить думать и говорить на английском языке так, как учатся говорить на родном языке дети, они буквально впитывают в себя язык. Одним из основных аспектов в изучении иностранного языка является практика общения.

Основной проблемой в изучении английского языка является затруднения студентов из-за неумения употреблять полученные знания в ситуациях реального общения. Возникает необходимость создания естественной речевой ситуации.

Для этого необходимо решение следующих задач:[2]

1.Осуществлять последовательный подходов в образовании путем внедрения новых способов освоения изучаемого материала;

2.Повышение эффективности и качества обучения общению на уроках английского языка;

3.Формирование прочных навыков общения на этапах введения, тренировки и применения учебного материала;

4.Развитие интеллектуальных способностей студентов и качества их подготовки по английскому языку;

5.Обеспечение коммуникативной направленности «иноязычного образования»;

6.создание дополнительной методической базы для преподавателей иностранного языка.


В процессе общения реализуются различные формы деятельности такие, как учебно-познавательная, общественно-политическая, трудовая, спортивная, художественная, бытовая.

3. Практические рекомендации по обучению устному общению на уроках английского языка

Рассмотрим основные функции устного общения в учебном процессе: стимулирующую и обучающую. Стимулирующие ситуации должны создаваться с учетом основных условий формирования речевых навыков и умений, только в этом случае может быть реализована их обучающая функция. Установлено, что интересные для ребят разговоры – это разговоры об отношениях, поступках, в которых сообщаются новые факты и сведения из разных областей.

Можно предлагать простые ситуации:

«Вы встретились с туристом из Великобритании. Давайте познакомимся с ним поближе». Диалог «Знакомство» и т.д.

Ситуации можно моделировать различными способами: с помощью наглядности, словесного описания, инсценирования.

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения студентов, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся. С позиции преподавателя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для преподавателя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений студентов. Ролевая игра управляема, её учебный характер чётко осознаётся преподавателем. Она обладает большими обучающими возможностями .

Примеры некоторых ролевых игр :

1. Сходное или различное. Цель: активизация совместной речевой деятельности, тренировка навыков и умений выражения в иноязычной речи сходства и различий.

Ход игры: участники образуют пары. Им вручаются иллюстрации. Показывать карточки друг другу нельзя. Работая в парах, играющие задают вопросы друг другу, чтобы выяснить, какие иллюстрации являются общими, а какие различными. Обсудив по три иллюстрации, играющие меняются местами и продолжают работу с другими партнёрами. Раздаточный материал можно варьировать, используя вместо картинок синонимичные и антонимичные слова, предложения и т.д.

2. План города. Цель: активизация навыков и умений вопросно-ответного взаимодействия с использованием различных форм вопросительных, предположительных высказываний и техники расспроса, а также всевозможных по содержанию и структуре реплик реакций.

Ход игры: участники игры образуют пары. Каждый из играющих получает вариант плана города, на котором указаны какие-либо достопримечательности. Задавая друг другу вопросы, играющие устанавливают названия улиц, местоположение достопримечательностей. Они должны также описать дорогу к этим местам от заданной исходной точки.


3. Другой возраст. Цель игры: активизация употребления в монологической речи сослагательного наклонения и средств выражения модальности.

Ход игры: играющим предлагается представить себя моложе или старше и рассказать о себе с учётом этих возрастных особенностей.

4. Рассказ по цепочке. Цель: практика совместной речевой деятельности в рамках темы и в соответствии с коммуникативной задачей; формирование и активизация навыков и умений спонтанного говорения и самостоятельной связной речи.

Ход игры: играющим предлагается вместе по цепочке составить рассказ по заданной теме. Даётся описание ситуации или общий сюжет, который необходимо развить до уровня развёрнутого текста. Можно также вручить играющим карточки с рабочими материалами (записанными опорными мыслями, ключевыми словами, фразами и т.п.), чтобы помочь им в составлении конкретных фрагментов текста. Опорой могут быть рисунки, фотографии, диапозитивы и др.

Использование ролевых игр в качестве речевых ситуаций на уроках приводит к повышению эффективности учебного процесса и сохранению интереса студентов к изучаемому предмету на всех этапах обучения.

Примеры:

Дополняющие реплики:

More than that; besides; to make the things worse…;

Фразы, уточняющего характера:

As for me, I think…; I suppose…; I believe…

Реплики, выражающие просьбу:

May I…? Can you…? Will you…? Please, don’t do it

Реплики, дающих отрицательную оценку:

I find it bad; I find it not very good

Реплик удивления:

Is it? Do you? Are you? Really? How so? You don’t say so.

Участие обучающихся в ситуациях, приближенных к реальной жизни, развивает их воображение, самостоятельную деятельность, стимулирует мотивацию учения.

Речевые ситуации создаются различными способами :

1. Путем ссылки на реальные жизненные факты, отношения, обстоятельства, события, например день рождения, прошедшие праздники, выходные и т.д.

2. С помощью зрительной наглядности: картины, фото, предметы, имитация действий самими участниками ситуации, рекламные издания.

3. На основе словесного описания (Представьте себе…, О чем вы думаете, когда слышите, видите…)

4. С помощью слуховой наглядности в виде звукового фона, какого-либо события (например, скрип колес или то, что вы слышите в квартире, за окном и т.д.)

5. С помощью текста, дающего представление о предмете речи.


Для активизации речевой деятельности обучающихся необходимо чтобы любая произносимая на занятиях фраза была ситуативно-обусловлена.

Речевая ситуация должна соответствовать реальной ситуации общения; быть предельно ясной студенту; воспитывать у них чувство коллективизма, инициативности; должна стимулировать мотивацию учения. При устном общении, необходимо учитывать языковую подготовку студентов. Также речевые ситуации способствуют закреплению лексических единиц, грамматических структур


Заключение

Все средства и формы устного общения на уроках, в том числе на уроках иностранного языка, должны быть целенаправленными и мотивированными, посильными по объему, активизировать умственную деятельность учащихся, содержать жизненные и типичные примеры и ситуации.

Нет единого мнения о последовательности формирования устных и письменных навыков, умений. Существует много методик, где в первую очередь целесообразным считается обучение устной речи. В настоящее время сложилось мнение, что при обучении иностранному языку надо обучать не словам, не правилам, а деятельности на этом языке.

Данные приемы мотивируют на устно-речевое высказывание, так как перед учениками есть цель; они активны при их выполнении, так как присутствует связь с личностью и мыслительной деятельностью ученика.

Таким образом, использование речевых ситуаций на уроках английского языка позволяют придать речи обучающихся характер естественной речевой коммуникации и активизировать речевую деятельность обучающихся по всем аспектам. Использование речевых ситуаций на уроках английского языка способствует повышению качества знаний обучающихся.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Организация кружковой работы в 1 классе как средство повышения результативной деятельности обучения английскому языку на раннем этапе»

«Организация кружковой работы в 1 классе как средство повышения результативной деятельности обучения английскому языку на раннем этапе»...

Методическая разработка урока "Чудеса света" 11 класс УМК "Английский язык 11" для школ с углубленным изучением английского языка. Авторы Афанасьева и т.д.

В материале приведена разработка урока по теме "Чудеса света" 11 класс по УМК "Английский язык 11" для школ с углубленным изучением английского языка...

Английский +. Интегрированные уроки как средство формирования мотивации к изучению английского языка

Данное пособие представляет собой сборник наиболее характерных форм интеграции  различных школьных предметов с английским языком. Оно апеллирует ко всем, кто служит делу образования не зависимо о...

Методическая система «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Методическая система педагогического опыта «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....

2016Региональное методическое объединение. Выступление «Учебно-методический комплекс «Сферы» по математике как средство реализации деятельностного подхода в образовании». Справка об участии

2016Региональное методическое объединение. Выступление «Учебно-методический комплекс «Сферы» по математике как средство реализации деятельностного подхода в образовании». Справ...

Игровые приемы в обучении английскому языку как средство выработки коммуникативной и социо-культурной компетенции в младшем школьном возрасте.

Игровые приемы в обучении английскому языкукак средство выработки коммуникативной и социо-культурной компетенции в младшем школьном возрасте....