Профессиональная направленность в преподавании английского языка
статья по английскому языку

Лебедько Марина Сергеевна

Профессиональная направленность в преподавании английского языка в Почепском механико-аграрном техникуме

Автор: Лебедько Марина Сергеевна

 Мы столкнулись с проблемой, что многие студенты не хотят изучать английский язык, мотивируя это тем, что им язык в будущей работе не понадобится. Таким образом, перед нами встала задача не просто обучить английскому языку, но и показать необходимость владения лексикой  по своей специальности. Обучение иностранному языку в техникуме направлено на то, чтобы поддержать именно профессиональную подготовку студентов, помочь им в осознании важности выбранной профессии, раскрыть новые возможности применения своих знаний по английскому языку в профессиональных целях. Эффективное изучение иностранного языка требует ориентации на важность изучаемого учебного материала, перспективу его использования на практике и в профессиональной деятельности. Студенты должны осознать, для чего им нужен иностранный язык.  Мы считаем, что дидактическая эффективность, наглядность, простота и профессиональная ориентированность материала – главное требование для студента технического специального учебного заведения.

Целью педагогической деятельности преподавателя английского языка, является обеспечение возможности эффективной коммуникации в сфере профессиональной деятельности.

Задачи, которые мы ставим перед собой, следующие:

  • повышение мотивации изучения английского языка;
  • формирование умений и культуры профессионального общения;
  • развитие умения извлекать нужную информацию;
  • создание лексикона специалиста в профессиональной области;
  • подготовка выпускников к будущей профессиональной деятельности;
  • формирование навыков устной речи;
  • формирование профессиональной компетентности;
  • внедрение информационных технологий в учебный процесс.

Возрастание роли английского языка в формировании ключевых компетенций студентов средних специальных учебных заведений обуславливается расширением международных экономических связей, увеличением числа совместных предприятий, фирм, развитием глобальных компьютерных сетей, все большим использованием в практике предприятий импортного оборудования и зарубежных технологий. Все это приводит к повышенной потребности в специалистах, владеющих английским языком способных осуществлять иноязычное языковое общение, способных осуществлять эффективную профессиональную деятельность в области международного сотрудничества. Владение английским языком необходимо так же, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. В связи с этим возникает необходимость в формировании профессионально — коммуникативной компетенции в сфере среднего профессионального образования.

Наш техникум аграрный. Студенты уже выбрали специальность и начинают свою учебную деятельность в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются обществом к специалистам выбранной ими специальности. Это профессионализм, культура, умение работать с людьми в команде, использование информационных технологий.

Место этого курса в системе профессионального образования определяет его назначение – завершить формирования основ владения иностранным языком, начатое в основной школе или на первом курсе и заложить основы практического владения иностранным языком в своей специальности. С этой целью изучение английского языка разделено на две части: первая - общеобразовательная, вторая - специальный курс технического английского. Такая организация материала дает возможность наиболее последовательно и логично раскрыть содержание курса. Каждая тема завершается контролем знаний, представленным следующими формами: контрольная работа, самостоятельная работа, аудирование, монологические высказывания. Такое обучение позволяет сначала выровнить базовые знания и плавно перейти к языку специализации.

Одно из направлений работы – преподавание английского языка в группах по специальности “Механизация сельского хозяйства”. Знание иностранного языка необходимо для специалистов в этой области, т. к. почти каждый третий сельхозавтомобиль, эксплуатируемый в России, изготовлен за рубежом или на совместном предприятии и большая часть нормативных документов по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации написана на иностранном языке. Поэтому одна из целей курса “Английский язык” - обучение деловому языку специальности для активного применения, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

В ходе изучения курса студенты знакомятся:

  • с производством сельхозтехники (основные заводы-изготовители, выпускающие современную сельхозтехнику в России и за рубежом);
  • с основными техническими характеристиками техники и факторами, влияющими на их изменения (скорость, объем двигателя, мощность, габаритные размеры, расход топлива);
  • с общим устройством сельхозтехники (основные части, их функции, кузов и его виды, шасси, рама и ее структура, сцепление, коробка передач, виды коробок передач, тормоза, виды, функции, система рулевого управления, аксессуары).

Данный материал студенты изучают на русском языке по дисциплинам “Техническая механика”, “Электротехника”, “Материаловедение”. Целью курса иностранного языка является использование имеющихся у студентов знаний на занятиях. Так как этот материал интересен студентам, он непосредственно связан с их будущей профессией, обучение проходит с большим желанием и энтузиазмом.

Студенты 2 курса, помимо общеобразовательной подготовки, начинают изучение технической терминологии общепрофессиональных дисциплин 1 курса, но уже на английском языке, читают и переводят тексты, выполняют грамматические и лексические упражнения на основе материала этих текстов, составляют диалоги, ищут дополнительный материал в Интернете.

На 3 курсе учащиеся продолжают работу с техническими текстами параллельно с материалами профмодулей. Использование ролевых игр в учебной деятельности также дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

Известно, что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Создание ситуаций, максимально приближенных к естественным (реализация принципа аутентичности общения), - один из способов заинтересовать студентов, стимулировать изучение материала, активизировать знания типических особенностей диалогического общения, выработать адекватное поведение. Но необходимо помнить, что надо четко задавать условия ситуации, иначе студентам будет сложно составлять диалоги. Примером подобных ситуаций может быть диалог-распрос о рабочем дне, разговор о ремонте сельхозтехники, беседа с потенциальным работодателем, интервьюирование по определенным темам, составление резюме и т.д.

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т. к. студенты оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Они наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Таким образом они понимают, что лексику просто необходимо знать, т.к сказать хочется многое, но как это сделать не зная слов?

На 4 курсе студенты специальности МС в начале семестра получают задание по одной из тем: «Внутреннее устройство сельхозтехники», «Внешнее устройство сельхозтехники», «Работа двигателя» или составить словарь техника-механика в электронном виде.  В течение семестра студенты учат слова по теме, ищут информацию, оформляют словари, корректируют ошибки. Студенты используют в своих работах не только информацию из учебной литературы, но и из Интернета, что значительно повышает качество выполненных работ. На последних занятиях они защищают свои проекты. Необходимо отметить, что учебная деятельность в сочетании с новыми мультимедийными  технологиями  дает высокий эффект обучения иностранному языку. При подготовке различных презентаций студенты могут использовать анимацию, музыку, изменения и выделения наиболее значимой информации при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Кроме этого в презентацию можно добавить фотографии, схемы, таблицы. Это делает проект более привлекательным, ярким, запоминающимся. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала.

Одним из эффективных механизмов профессионального становления специалиста являются также конкурсы и олимпиады профессионального мастерства, которые нацелены на выявление наиболее одаренных и талантливых студентов; повышение качества профессиональной подготовки обучающихся, дальнейшего совершенствования их профессиональной компетентности; реализацию творческого потенциала студентов; повышение мотивации и творческой активности педагогических работников в рамках наставничества обучающихся.

Задание «Перевод профессионального текста (сообщения)» является составной частью практического задания 1 уровня Олимпиадных заданий и состоит из двух задач – Перевод текста, Ответы на вопросы. Оценивание выполнения заданий осуществляется на основе следующих принципов: соответствия содержания конкурсных заданий ФГОС СПО по специальностям; адекватности, надежности, комплексности, объективности оценки.

Максимальное количество баллов за выполнение данного задания – 10 баллов: 1 задача – перевод текста – 5 баллов; 2 задача – ответы на вопросы – 5 баллов. Перевод текста имеет два критерия: «Качество письменной речи» и «Грамотность». Ответ на вопросы имеет следующие критерии: «Глубина понимания текста» и «Независимость выполнения задания».

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) С внедрением профессионально ориентированного подхода в обучение английскому языку у студентов значительно повышается мотивация. Они стали лучше готовятся к занятиям, активнее работают на уроках, получают более высокие оценки.

2) У студентов третьего курса прочно сформировывается лексикон профессиональной лексики, они с удовольствием принимают участие в конкурсах, делают презентации, составляют словари в электронном варианте, ищут дополнительную информацию в Интернете.

3) Необходимо отметить, что у студентов улучшились навыки письменной и устной речи: они составляют монологические и диалогические высказывания, применяют знания языка при изучении технической литературы по специальности. 

Иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться. Пока студенты не осознают необходимости владения иностранным языком, их профессионализм не будет соответствовать современным требованиям. Реальная профессиональная направленность содержания курса иностранного языка, сотрудничество преподавателей языка и преподавателей специальных дисциплин, подбор современных методик, использование технических средств обучения способствуют не только качественной подготовке специалиста, но и формированию его как активной личности, готовой к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad2.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная направленность в преподавании английского языка в Почепском механико-аграрном техникуме

Автор: Лебедько Марина Сергеевна

 Мы столкнулись с проблемой, что многие студенты не хотят изучать английский язык, мотивируя это тем, что им язык в будущей работе не понадобится. Таким образом, перед нами встала задача не просто обучить английскому языку, но и показать необходимость владения лексикой  по своей специальности. Обучение иностранному языку в техникуме направлено на то, чтобы поддержать именно профессиональную подготовку студентов, помочь им в осознании важности выбранной профессии, раскрыть новые возможности применения своих знаний по английскому языку в профессиональных целях. Эффективное изучение иностранного языка требует ориентации на важность изучаемого учебного материала, перспективу его использования на практике и в профессиональной деятельности. Студенты должны осознать, для чего им нужен иностранный язык.  Мы считаем, что дидактическая эффективность, наглядность, простота и профессиональная ориентированность материала – главное требование для студента технического специального учебного заведения.

Целью педагогической деятельности преподавателя английского языка, является обеспечение возможности эффективной коммуникации в сфере профессиональной деятельности.

Задачи, которые мы ставим перед собой, следующие:

  • повышение мотивации изучения английского языка;
  • формирование умений и культуры профессионального общения;
  • развитие умения извлекать нужную информацию;
  • создание лексикона специалиста в профессиональной области;
  • подготовка выпускников к будущей профессиональной деятельности;
  • формирование навыков устной речи;
  • формирование профессиональной компетентности;
  • внедрение информационных технологий в учебный процесс.

Возрастание роли английского языка в формировании ключевых компетенций студентов средних специальных учебных заведений обуславливается расширением международных экономических связей, увеличением числа совместных предприятий, фирм, развитием глобальных компьютерных сетей, все большим использованием в практике предприятий импортного оборудования и зарубежных технологий. Все это приводит к повышенной потребности в специалистах, владеющих английским языком способных осуществлять иноязычное языковое общение, способных осуществлять эффективную профессиональную деятельность в области международного сотрудничества. Владение английским языком необходимо так же, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. В связи с этим возникает необходимость в формировании профессионально — коммуникативной компетенции в сфере среднего профессионального образования.

Наш техникум аграрный. Студенты уже выбрали специальность и начинают свою учебную деятельность в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются обществом к специалистам выбранной ими специальности. Это профессионализм, культура, умение работать с людьми в команде, использование информационных технологий.

Место этого курса в системе профессионального образования определяет его назначение – завершить формирования основ владения иностранным языком, начатое в основной школе или на первом курсе и заложить основы практического владения иностранным языком в своей специальности. С этой целью изучение английского языка разделено на две части: первая - общеобразовательная, вторая - специальный курс технического английского. Такая организация материала дает возможность наиболее последовательно и логично раскрыть содержание курса. Каждая тема завершается контролем знаний, представленным следующими формами: контрольная работа, самостоятельная работа, аудирование, монологические высказывания. Такое обучение позволяет сначала выровнить базовые знания и плавно перейти к языку специализации.

Одно из направлений работы – преподавание английского языка в группах по специальности “Механизация сельского хозяйства”. Знание иностранного языка необходимо для специалистов в этой области, т. к. почти каждый третий сельхозавтомобиль, эксплуатируемый в России, изготовлен за рубежом или на совместном предприятии и большая часть нормативных документов по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации написана на иностранном языке. Поэтому одна из целей курса “Английский язык” - обучение деловому языку специальности для активного применения, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

В ходе изучения курса студенты знакомятся:

  • с производством сельхозтехники (основные заводы-изготовители, выпускающие современную сельхозтехнику в России и за рубежом);
  • с основными техническими характеристиками техники и факторами, влияющими на их изменения (скорость, объем двигателя, мощность, габаритные размеры, расход топлива);
  • с общим устройством сельхозтехники (основные части, их функции, кузов и его виды, шасси, рама и ее структура, сцепление, коробка передач, виды коробок передач, тормоза, виды, функции, система рулевого управления, аксессуары).

Данный материал студенты изучают на русском языке по дисциплинам “Техническая механика”, “Электротехника”, “Материаловедение”. Целью курса иностранного языка является использование имеющихся у студентов знаний на занятиях. Так как этот материал интересен студентам, он непосредственно связан с их будущей профессией, обучение проходит с большим желанием и энтузиазмом.

Студенты 2 курса, помимо общеобразовательной подготовки, начинают изучение технической терминологии общепрофессиональных дисциплин 1 курса, но уже на английском языке, читают и переводят тексты, выполняют грамматические и лексические упражнения на основе материала этих текстов, составляют диалоги, ищут дополнительный материал в Интернете.

На 3 курсе учащиеся продолжают работу с техническими текстами параллельно с материалами профмодулей. Использование ролевых игр в учебной деятельности также дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

Известно, что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Создание ситуаций, максимально приближенных к естественным (реализация принципа аутентичности общения), - один из способов заинтересовать студентов, стимулировать изучение материала, активизировать знания типических особенностей диалогического общения, выработать адекватное поведение. Но необходимо помнить, что надо четко задавать условия ситуации, иначе студентам будет сложно составлять диалоги. Примером подобных ситуаций может быть диалог-распрос о рабочем дне, разговор о ремонте сельхозтехники, беседа с потенциальным работодателем, интервьюирование по определенным темам, составление резюме и т.д.

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т. к. студенты оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Они наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Таким образом они понимают, что лексику просто необходимо знать, т.к сказать хочется многое, но как это сделать не зная слов?

На 4 курсе студенты специальности МС в начале семестра получают задание по одной из тем: «Внутреннее устройство сельхозтехники», «Внешнее устройство сельхозтехники», «Работа двигателя» или составить словарь техника-механика в электронном виде.  В течение семестра студенты учат слова по теме, ищут информацию, оформляют словари, корректируют ошибки. Студенты используют в своих работах не только информацию из учебной литературы, но и из Интернета, что значительно повышает качество выполненных работ. На последних занятиях они защищают свои проекты. Необходимо отметить, что учебная деятельность в сочетании с новыми мультимедийными  технологиями  дает высокий эффект обучения иностранному языку. При подготовке различных презентаций студенты могут использовать анимацию, музыку, изменения и выделения наиболее значимой информации при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Кроме этого в презентацию можно добавить фотографии, схемы, таблицы. Это делает проект более привлекательным, ярким, запоминающимся. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала.

Одним из эффективных механизмов профессионального становления специалиста являются также конкурсы и олимпиады профессионального мастерства, которые нацелены на выявление наиболее одаренных и талантливых студентов; повышение качества профессиональной подготовки обучающихся, дальнейшего совершенствования их профессиональной компетентности; реализацию творческого потенциала студентов; повышение мотивации и творческой активности педагогических работников в рамках наставничества обучающихся.

Задание «Перевод профессионального текста (сообщения)» является составной частью практического задания 1 уровня Олимпиадных заданий и состоит из двух задач – Перевод текста, Ответы на вопросы. Оценивание выполнения заданий осуществляется на основе следующих принципов: соответствия содержания конкурсных заданий ФГОС СПО по специальностям; адекватности, надежности, комплексности, объективности оценки.

Максимальное количество баллов за выполнение данного задания – 10 баллов: 1 задача – перевод текста – 5 баллов; 2 задача – ответы на вопросы – 5 баллов. Перевод текста имеет два критерия: «Качество письменной речи» и «Грамотность». Ответ на вопросы имеет следующие критерии: «Глубина понимания текста» и «Независимость выполнения задания».

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) С внедрением профессионально ориентированного подхода в обучение английскому языку у студентов значительно повышается мотивация. Они стали лучше готовятся к занятиям, активнее работают на уроках, получают более высокие оценки.

2) У студентов третьего курса прочно сформировывается лексикон профессиональной лексики, они с удовольствием принимают участие в конкурсах, делают презентации, составляют словари в электронном варианте, ищут дополнительную информацию в Интернете.

3) Необходимо отметить, что у студентов улучшились навыки письменной и устной речи: они составляют монологические и диалогические высказывания, применяют знания языка при изучении технической литературы по специальности.  

Иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться. Пока студенты не осознают необходимости владения иностранным языком, их профессионализм не будет соответствовать современным требованиям. Реальная профессиональная направленность содержания курса иностранного языка, сотрудничество преподавателей языка и преподавателей специальных дисциплин, подбор современных методик, использование технических средств обучения способствуют не только качественной подготовке специалиста, но и формированию его как активной личности, готовой к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметные связи как приоритетное направление в преподавании английского языка на современном этапе.

Метапредметные связи как приоритетное направление в преподавании английского языка на современном этапе....

Профессиональная направленность в изучении английского языка в СПО

Профессиональная направленность в обучении иностранным языкам осуществляется в процессе речевой деятельности: чтения и устной речи. Основной из целей обучения английскому языку студентов СПО явля...

Профессиональная направленность в преподавании русского языка и литературы

Особенность системы среднего  профессионального образования  при обучении рабочим профессиям  заключается, в первую очередь, в том, что важнее всего является обучение именно профессии, ...

Профессиональная направленность в преподавании математики

Статья была написана на основе своего опыта. С данной разработкой выступала на публичных слушаниях 15 марта 2018 года....

Программа профессиональной переподготовки "Методика преподавания английского языка в начальной школе"

Программа профессиональной переподготовки "Методика преподавания английского языка в начальной школе"...

Профессиональная направленность в обучении английскому языку в образовательных учреждениях среднего профессионального образования

Аннотация     В современных реалиях обучение английскому языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Ф...