ЭССЭ Развитие коммуникативных навыков у учеников начальной школы в рамках ФГОС (иностранный язык)
материал по английскому языку

Деткина Валерия Сергеевна

Формирование коммуникативных компетенций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе

Развитие коммуникативных навыков у учеников начальной школы в рамках ФГОС

     Стремительно меняется мир во всех сферах его жизни: экономической, культурной, социальной. В связи с этим меняются требования, которые предъявляются обществом к личности.

Обществу нужна личность, имеющая своё мнение, умеющая мыслить, рассуждать, отстаивать свою позицию, творчески планировать и выполнять любую деятельность. Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков.

         Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Кроме того, изучение иностранного языка должно обеспечить приобщение обучающихся к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, включение школьников в диалог культур.          Безусловно, в современных условиях востребован человек, хорошо владеющий иностранным языком. Данная тема очень актуальна. Как научить школьников иноязычному общению, как сделать так, чтобы интерес учеников не пропадал, чтобы они понимали и принимали цели, поставленные учителем, чтобы они были активными участниками реализации этих целей.

     Хотелось бы выделить ряд наиболее эффективных подходов, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации нового стандарта:

  • создание на каждом уроке реальной возможности коммуникации
  • создание ситуаций, имитирующих языковую среду
  • применение личностно ориентированного подхода, где ученик- в центре учебного процесса,
  • включение учащихся в игровую деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке
  • сочетание самостоятельной индивидуальной работы с групповой и    коллективной, самостоятельный поиск учащимися нужной  информации,
  • развитие творчества, умения работать и различными источниками информации
  • внедрение аутентичного материала на уроках

     Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса – задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении.  Уроки иностранного языка - уроки общения. Но при отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с сущностью предмета, что составляет огромную трудность для учителей иностранного языка. На своих уроках я стараюсь создать естественные условия для общения, насколько это возможно: задания ролевых игр, создание игровых ситуаций, использование занимательного материала, физкультминуток – всё это приближает речевую деятельность школьников к естественным нормам, активизирует ранее изученный материал.

    Часто говорят, что хорош тот урок иностранного языка, на котором совсем не слышно родную речь. С этим нельзя не согласиться, но здесь мне бы хотелось отдельно выделить начальный этап изучения иностранного языка.

   Иногда, особенно на начальном этапе изучения английского языка, использование родного языка неизбежно по ряду причин. Прежде всего младшие школьники чувствуют себя спокойнее, если им дается время привыкнуть к звучанию английской речи в классе. Кроме того, инструкции для игр и других упражнений можно понять лучше и быстрее, если они даются на родном языке. Использование родного языка также оправданно на уроках о культуре,где учащиеся знакомятся с различными аспектами жизни двух стран, а их словарный запас еще очень мал.
Как сократить применение родного языка на уроке?Учитель может использовать различные средства, чтобы дети поняли инструкции, не обращаясь к родному языку.
a) Жесты и мимика. Дети часто используют их, чтобы выразить свои желания и настроение. Учитель тоже может прибегать к мимике и жестам, объясняя детям задание, значения новых слов и т.д.
б) Картинки/наглядные средства. Другой эффективный способ избежать использования родного языка — это объяснение с помощью картинок, предметов и других наглядных средств.
в) Рисунки. Иногда достаточно сделать простой рисунок на доске, чтобы дети поняли объяснение учителя

   Учет ведущей деятельности (игровой) учащихся начальных классов. Включение учащихся в игровую деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке, не вызывает скуки и утомления.  Данная технология является основой  системы работы в младших классах. Именно она обеспечивает, во-первых, эмоциональное воздействие на учащихся, во-вторых, способствует актуализации опорных знаний, в-третьих, облегчает овладение речевыми навыками. Ну и, конечно, немаловажно (особенно в начальной школе) использование различных видов наглядности. Это неотъемлемая составляющая уроков: игрушки, тематические картинки, плакаты, рисунки детей - вот, что затрагивает эмоции. Ученик слово видит, слышит, произносит, читает, имитирует действие и тем самым вовлекается в коммуникативную деятельность.

     Современные программы по иностранным языкам содержат большое количество интерактивных мультимедийных средств  изучения материала, что немаловажно ,ведь современных детей, привыкших к различным гаджетам и компьютерам сложно удивить и заинтересовать. Уроки с применением ИКТ ярче, эмоциональнее, интереснее, привлекательнее для детей. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере, представить объекты и процессы не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.

     Подводя итог, хочется отметить, что формирование коммуникативной компетенции происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов и средств,  заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. В начальной школе в связи с неустойчивостью внимания детей , малой самостоятельностью, слаборазвитыми навыками общения и т.д. такие приемы и средства должны быть многообразны и преследуют основную цель: оказать социально-психологическое воздействие на личность, способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА "ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПЛАНЕТА"для начальной школы в рамках ФГОС

программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ детей в рамках ФГОС рассчитана на обучающихся начальной школы...

Формирования УУД через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действ...

Методические рекомендации "Развитие геометрических навыков учащихся на уроках математики в рамках ФГОС".

          Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих...

Организация внеурочной деятельности по информатике в начальной школе в рамках ФГОС

Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС....

Формирования УУД через Игровые Технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС.

Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат....

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС».

Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта являются планируемые результаты освоения предметных...

Организация внеурочной деятельности учащихся по иностранному языку в начальной школе в рамках ФГОС.

Учитель БОУ г. Омска «СОШ № 47 с УИОП»                                    В данной статье рассказы...