«Использование электронно-образовательных и Интернет-ресурсов в деятельности учителя иностранного языка»
учебно-методический материал по английскому языку

Блажченко Олеся Андреевна

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование  новых  информационных  технологий, в частности,  Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход  в  обучении, обеспечивают   индивидуализацию   и   дифференциацию   обучения   с   учётом способностей каждого ученика, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование электронно-образовательных и Интернет-ресурсов в деятельности учителя иностранного языка»

Если мы будем учить сегодня 
так, как учили вчера, мы крадём
у наших детей завтра…
Джон Дьюи.

В наше время информационных технологий  всё  чаще  поднимается  вопрос  о  применении  таковых в сфере образования. Это не только  новые  технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый  подход  к  процессу обучения. Основная  цель обучения иностранным языкам - это  формирование и  развитие коммуникативной культуры обучающихся, обучение  практическому овладению иностранным языком.

      Задача преподавателя состоит в создании соответствующих условий  практического овладения языком, подбора таких  методов  обучения, которые  позволили  бы  каждому обучающемуся  проявить  свою  активность,   своё творчество. Кроме этого необходимо активизировать  познавательную  деятельность обучающегося   в процессе обучения иностранным  языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование  новых  информационных  технологий, в частности,  Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход  в  обучении, обеспечивают   индивидуализацию   и   дифференциацию   обучения   с   учётом способностей каждого ученика, их уровня обученности, склонностей и т.д.

      Формы  работы  с  компьютерными  обучающими  программами   на   уроках  иностранного языка включают:

      - изучение лексики;

      - отработку произношения;

      - обучение диалогической и монологической речи;

      - обучение письму;        

      - отработку грамматических явлений.

      Возможности использования Интернет - ресурсов на уроках огромны. Глобальная сеть Интернет  создаёт  условия  для  получения  любой  необходимой  обучающимся   и преподавателями информации,   находящейся   в   любой   точке    земного    шара: страноведческий материал, новости из  жизни  молодёжи,  статьи  из  газет  и журналов, необходимую литературу, аудио- и видеоматериал.

Учащиеся  могут  принимать  участие  в  тестировании,  в   викторинах, конкурсах,  олимпиадах,  проводимых  по  сети  Интернет,  переписываться  со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и  т.д. Учащиеся могут получать информацию  по  проблеме,  над  которой  работают  в данный момент в рамках проекта.

Основная  цель  изучения  иностранного  языка  в  образовательном учреждении – формирование  коммуникативной    компетенции,   все  остальные  цели (образовательная,  воспитательная,  развивающая)  реализуются в процессе осуществления  этой  главной  цели.  Коммуникативный  подход   подразумевает обучение   общению   и    формирование    способности к межкультурному взаимодействию,  что  является  основой  функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла – это международное  многонациональное, кросс-культурное общество, чья  жизнедеятельность  основана  на  электронном общении миллионов  людей  во  всем  мире,  говорящих  одновременно  -  самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который  когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы  создаем  модель реального общения.

В последнее время использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка, и английского в том числе, становится все более распространенным. Использование ИК-технологий позволяет сделать процесс обучения иностранному языку:

  • более-личностно-ориентированным: за счет создания индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального темпа обучения: например, при помощи учителя или самостоятельно учащиеся могут выстраивать план своей подготовки к ЕГЭ, используя различные языковые и речевые тренажеры;
  • по-настоящему интерактивным: у учащихся появляется возможность получать моментальный ответ/реакцию на каждое свое учебное действие, чего не в состоянии обеспечить учитель в классе и тем более при занятиях учащегося дома; 
  • менее рутинным и более разнообразным: качественное формирование речевых и языковых умений и навыков невозможно без многократного употребления языковых единиц в речи, поэтому учащийся должен неоднократно повторять свои действия в рамках тренировочных заданий. Использование ИКТ позволяет сделать эту отработку менее рутинной и более разнообразной;
  • коммуникативным: использование языковых роботов, а также общение на иностранном языке в учебных чатах и блогах симулирует ситуацию общения - письменную и устную;
  • основанным на использовании аутентичных языковых материалов: учащиеся приобретают практически неограниченный доступ к аутентичным иноязычным ресурсам, в том числе аудио и видео, размещенным в Интернете. Они могут использовать эти материалы при самостоятельной работе, дистанционном обучении, подготовке проектов и т.д.;
  • менее ориентированным на учителя и более автономным с точки зрения учащегося: учащиеся участвуют в языковых онлайн-сообществах и выполняют задания по сети в группах и парах, что способствует развитию у них не только речевых навыков, но и навыков учебного сотрудничества и общеучебных умений.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

• электронную почту;        

• телеконференции;

• видеоконференции;

• возможность    публикации    собственной    информации,    создание    собственной домашней странички и размещение ее на Web-сервере;

• доступ к информационным ресурсам:

• справочные каталоги;

• поисковые системы;

         • разговор в сети (Chat)

     Использование Интернета в коммуникативном  подходе  как  нельзя  лучше мотивировано: его цель состоит  в  том,  чтобы  заинтересовать  обучаемых  в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний  и опыта.  Обучаемые  должны  быть  готовы  использовать  язык   для   реальной коммуникации вне занятий, например, во  время  посещений  страны  изучаемого языка, во время приема иностранных гостей дома, при  переписке,  при  обмене cd и dvd дисками,  результатами  заданий  и  т.п.  со  сверстниками в стране изучаемого языка. При  этом  термин  коммуникативность  не должен пониматься узко, чисто прагматически.   «Коммуникативность – по Бим -  это  приобщение личности к духовным ценностям других культур - через личное общение и  через чтение». Этот подход, реализуемый в Интернете,  привлекает  обучаемых  путем сосредоточения на интересующих их  темах  и  предоставления  им  возможности выбора текстов и  задач  для  достижения  целей  программы.

Интернет  может  использоваться  в  качестве  эффективного приложения  для  развития  грамматических,  лексических  навыков  и  умений, проверки  знаний.  Сюда  входят  всевозможные   тренировочные   лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на  чтение,  грамматику,  IQ- тесты и т.д. Преподаватели или сами обучающиеся могут находить такие сайты.

      Большим плюсом использования  ресурсов   Интернета  является  развитие межкультурной  компетенции,  т.е. знакомству  с   различными   культурами, определению путей их взаимодействия  и  взаимопроникновения  друг  в  друга, формированию   культурных   универсалий,    необходимых    для    достижения взаимопонимания  и   плодотворного   сотрудничества   при   непосредственном общении.

Использование на уроках видеофильма на иностранном языке позволяет создать такие условия, когда ученики вступают в разговор, обсуждение. Кроме того они слушают речь носителя языка, знакомятся с историей, культурой, географией страны. В общеобразовательных школах далеко не все ученики хорошо владеют иностранным языком. Тем не менее, и для такой аудитории в качестве повышения интереса к предмету, а также с целью расширения кругозора, стоит проводить показ фильмов.  

     Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, введенному в действие 1 сентября 2011 года, ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью использования информационных технологий. В частности, выпускник начальной школы должен:

  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • вводить текст с помощью клавиатуры;
  • фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
  • готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

       Таким образом, необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, в свою очередь, неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.

Используя электронные образовательные ресурсы сети Интернет на уроках иностранного языка, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач:

  • формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
  • совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;
  • совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;
  • пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определённый этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества.

ЭОР (электронные образовательные ресурсы) – это средства программного, информационного, технического и организационного обеспечения учебного процесса. К ним можно отнести электронные издания, информацию на машиночитаемых носителях и ту, которую можно найти в сети как локальной, так и глобальной. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых довольно бытового магнитофона или CD-плейера.

Современные мультимедийные программы, с таких федеральных образовательных порталов как:

  • ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);
  • ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/), где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных знаний.

Данные хранилища насчитывают более 130 000 образовательных и социокультурных ресурсов. "Bridge to English – DokiEnglish” - это мультипликационный мир, где в игровой форме происходит обучение английскому языку. "MovieTalk. Английский. Интерактивный видеокурс” помогает усовершенствовать восприятие английской речи на слух. "Englishinaction. The royal family” – это компьютерный курс на основе видеоматериалов из жизни британской королевской семьи.

     Большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет интерактивная доска. (используются при закреплении или отдельных блоков нового учебного материала, или при закреплении всей учебной темы, изученной в течение данного урока. Так, использование интерактивной доски на протяжении всего урока возможно на уроках-играх, уроках - защите творческих проектов).

     Учащиеся являются не просто зрителями, наблюдающими представленный материал, а имеют возможность поработать с доской, выполняя различные тренировочные упражнения:

  1. Фонетическую зарядку: разнообразные двигающиеся, всплывающие буквы помогают вспомнить звуки, звукосочетания и правила чтения.
  2. Грамматические таблицы для наглядного введения грамматического материала, закрепления и отработки его употребления в речевых конструкциях, отображенных на доске.
  3. Интерактивные кроссворды.
  4. «Рассыпанное слово».
  5. «Знакомые незнакомцы»: определить слово по его значению, распределить слова по колонкам и т.д.
  6. Интерактивные иллюстрации.
  7. Интерактивные тесты.

Использование интерактивной доски помогает экономить время урока, активизировать работу учащихся, сделать процесс обучения увлекательным как для учащихся, так и для самого учителя.

        На данный момент на рынке компьютерных программ и печатной продукции широко представлены электронные словари и электронные версии словарей на печатной основе, которые значительно упрощают изучение английского языка.

        Словарь Lingvo способен перевести слово и выражение с русского языка на английский, испанский, итальянский, немецкий и французский языки. Только англорусский / русско-английский словарь содержит 3 500 000 словарных статей. В нем использованы такие тематические словари: универсальный, экономический, компьютерный, политехнический, медицинский, юридический, научный, нефти и газа, словарь неформальных слов и выражений, а также разговорник и грамматический справочник.

Кроме собственно компьютерных словарей в настоящее время появляется большое количество электронных вариантов традиционных словарей.

      Словарь McMillan обладает огромными возможностями (http://www.macmillandictionary.com/). Статья состоит из самого слова, его транскрипции. Каждое слово озвучивается американским и английским дикторами. К слову дается английское определение и приводится пример его употребления.

      В словаре от Longman лучше продумана методика введения лексики и грамматического материала (http://www.ldoceonline.com/).

     Лексический материал преподносится при помощи иллюстраций, содержащих подписи. Этот путь помогает сформировать зрительные образы. Как результат, лексика усваивается гораздо прочнее.

      Введение грамматического материала облегчается использованием анимированных видеороликов, являющихся примером употребления той или иной грамматической конструкции. Это также создает прочную основу для закрепления грамматических моделей.

      Данная компьютерная программа обладает еще одной отличительной особенностью, которая выделят ее из ряда аналогичных продуктов. Здесь предложены грамматические тесты, охватывающие все разделы грамматики, а также компьютерные варианты международных тестов TOEFL (Test of English for Foreign Learners) и TOEIC (Test of English for International Communication). Эти тесты включают разделы на проверку навыков аудирования, говорения, письма и понимания написанного текста. По окончании тестирования программа сообщает результат и дает необходимые рекомендации.

     Использование электронных словарей не только упрощает поиск нужных лексических единиц, но также углубляет и разнообразит обучение английскому языку. Традиционные словари дают неполную картину употребления слова или выражения в языке. Кроме того, они довольно быстро устаревают. Выходят из употребления одни слова, им на смену приходят другие. Разработчики электронных словарей реагируют на смену языковой ситуации довольно оперативно. У пользователя электронного словаря есть возможность обновить программу, уже установленную на компьютере, при помощи Интернета. Кроме того, все перечисленные словари имеют Интернет-версии.

      Уникальность электронных словарей заключается в объяснении грамматических явлений как традиционно, так и при помощи аутентичных диалогов, что не характерно для словарей на печатной основе.

     Кроме словарей и обучающих программ на рынке представлены и компьютерные энциклопедии. Их преимущество перед традиционными энциклопедиями очевидно. Пользователь имеет возможность быстро и без особых усилий найти необходимую информацию. Кроме того, компьютерная энциклопедия «Британника» позволяет просмотреть цветные фотографии и видеоролики.

      Кроме представленных, готовых к использованию ЦОР, современный учитель имеет возможность создавать свои собственные электронные учебники. Например, при помощи презентации Power Point можно наглядно представить грамматическое правило.

     Вместо стандартных словарных диктантов для контроля лексики можно использовать электронные тесты, которые также создаются учителем (http://engmaster.ru/test).

Заключение

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что дополнительные образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью информационно-образовательной среды. Внедрение компьютерных технологий на уроках английского языка способствует развитию творческих возможностей учащихся, приводит к деловому сотрудничеству учителя с учениками, предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность электронных ресурсов вызывает огромный интерес у учащихся. Применение новых технологий – назревшая необходимость в образовательном процессе, закономерный этап развития педагогических технологий и неотъемлемая часть современной школы. Использовать современные технологии нужно дозировано и целесообразно, это необходимо для того, чтобы не уйти от основной темы урока, а достичь его цель и сберечь здоровье учащихся. Таким образом, использование ЭОР позволяет сделать структуру современных уроков динамичной с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. И все же, как бы ни было заманчиво применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, необходимо учитывать, что ничто не может заменить слово самого учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор интернет-ресурсов для подготовки к урокам иностранного языка

Данный обзор представляет собой полезные интернет-ресурсы для уроков иностранного языка...

Методическая разработка учителя: "Личностно-ориентированный подход в деятельности учителя иностранного языка"

Материал представлен в виде презентации.Может быть использован при подготовке выступлений по проблемам обучения в школе и на уроках. Содержит вопросы педагогики и психологии....

Использование интернет-ресурсов в практической деятельности учителя

Педагог постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Существенным средством информатизации выступают образователь...

Памятка пользования интернет-ресурсов для родителей и обучающихся иностранному языку

Памятка пользования интернет-ресурсов для родителей и обучающихся иностранному языку содержит рекомендации эффективного овладения иностранным языком с помощью интернет-ресурсов. Материал может быть и...

Использование электронных образовательных ресурсов и интерактивных компьютерных технологий на уроках иностранного языка

Образование сегодня требует от всех участников процесса максимальной отдачи: время бежит всё быстрее, а делать надо всё больше, чтобы не отстать от коллег, от сверстников; подготовить учащихся к успеш...

Статья "Применение Интернет - ресурсов в формировании грамматического навыка иностранного языка"

В статье рассказывается о  применении различных  Интернет - ресурсов в формировании грамматического навыка иностранного языка"...

Выступление по теме «Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения иностранным языкам»

Актуальность данной темы обусловлена тем, что знание английского языка в современном обществе играет все большую роль, и это предоставляет возможность приобщиться к мировой культуре, использовать поте...