Выступление по теме определение метапредметнах результатов
материал по английскому языку

Радченко Маргарита Николаевна

Выступление по теме Определение метапредметных результатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_metapredmetnyh_rezultatov.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Определение метапредметных результатов как компонентов ФГОС и способы их достижения на уроках английского языка.

Согласно докладу  ЮНЕСКО «В новое тысячелетие», школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

Для  современной  школы в настоящее время наиболее актуальной  является проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

Во ФГОС второго поколения выделяются три группы результатов обучения  - личностные, метапредметные, предметные. Если предметные результаты определяются программой обучения и достаточно конкретны для каждого класса, то метапредметные и личностные результаты  - несколько новые понятия для учителя – предметника.   

 Метапредметные результаты образовательной деятельности - это
способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

 Метапредметные образовательные результаты учеников теперь предлагается обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю, начиная с начальной школы.

Под метапредметными результатами понимают:

- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развитие коммуникативной компетенции;

- умение определять области знаемого и незнаемого;

- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей;

- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;

- развитие смыслового чтения;

- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность.

Метапредметные технологии:

  1. Проектная деятельность
  2. Интерактивная методика
  3. Личностно–ориентированные технологии обучения
  4. Интегративная технология

Проектная технология формирует: умения анализировать; выдвигать гипотезы; строить модели; экспериментировать и делать выводы; принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).Осмысление полученного опыта. Обобщение (рефлексия).

Личностно-ориентированное обучение

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей. «Хороший» ученик в данной педагогической технологии понимается как инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор, на правах партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем.

Интегративная технология

На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование умений сопоставлять явления и факты, выделять главное, формулировать общую проблему, умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.

Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлексивности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия. Создаются условия, чтобы ученик начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определенного блока способностей. Опыт давно уже доказал, что если ученик сам «дошел» до определенной мысли, самостоятельно вывел результат поставленной задачи, то материал им усвоится намного лучше и качественнее, чем у того, кто получил знание от учителя, услышал ответ от одноклассника или прочитал в учебнике.

Новшество становится новой инновационной методикой, только если получает практическое использование в жизни и приводит к конкретному результату. Самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Прекрасная возможность для достижения метапредметных резльтатов это проектно-исследовательская деятельность.

Проект – это «самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности».

Работа над проектом делится на три этапа:

1) начальный этап (выбор темы);

2) основной этап (поиск источников информации, сбор материала);

        3) заключительный этап (защита готовых проектов, обсуждение полученных результатoв

При организации проектной деятельности учитель имеет возможность  формировать  у  обучающихся следующие универсальные учебные действия:

  • целеполагание;
  •  планирование своих действий;
  •  прогнозирование результатов;
  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка;
  •  учебное сотрудничество  с учителем и сверстниками.

На подготовительном этапе я разрабатываю план проектной работы и продумываю систему коммуникативных упражнений. Учащиеся знакомятся с активной лексикой и грамматическим материалом, отрабатывают грамматические упражнения, Второй этап организационный, обеспечивает языковые и речевые умения. Учащиеся используют диалоги, тексты, отрабатывая специальную лексику, отвечают и составляют различные типы вопросов. Здесь они готовятся к рассказу по изучаемой теме. На этом этапе учащиеся определяют вид презентационных проектов: ролевая игра, интервью, диалоги различных персонажей, альбом, книжка и т.д. На третьем этапе учащиеся защищают свои проекты.  
   Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «СИНКВЕЙН» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

             На занятиях английского языка нам часто предлагают использовать инновационную технологию «Синквейн».

             Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк (слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять»). в которых обобщена информация по изученной теме. Составляя синквейны, каждый может показать свой талант. Если стихотворение получилось эмоциональным и передает всю суть, то Вы в точности справились с заданием.


              Именно потому, что с помощью этого небольшого французского стихотворения в нескольких строках можно выразить суть темы, они стали такими популярными на уроках. Синквейны не только помогают проверять учителям материал, но и здорово экономят драгоценное время. Также синквейн – это отличный
 контроллер. Потому как никто не сможет передать суть стихотворением, если перед этим не был прочитан необходимый текст или не выучены новые лексические единицы. 

Цель данной технологиидобиться более глубокого осмысления темы, контроль и выявление степени усвоения  учебного материала

Пошаговое описание метода:

1.     Знакомство с правилами составления синквейна.

2.     Составление, следуя правилам, синквейна на определенную тему.

3.     Добровольное зачитывание нескольких синквейнов.

               Каждому ученику или студенту дается 4 - 5 минут, чтобы написать синквейн. Затем он поворачивается к партнеру и из двух синквейнов они составляют один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Это обычно порождает дискуссию.

Приемы и задания метапредметного характера, используемые мною на практике:

  1. Одним из приемов, которым я пользуюсь, это составление алгоритмов. В начальной школе я называю это «Рассуждалками». При изучении грамматических тем я вместе с учащимися составляю алгоритм, где мы вместе отвечаем на вопросы, что будет если соблюдено или не соблюдено определенное условие. Таким образом, большинство правил записаны не в чисто словесной форме, а в виде схемы-алгоритма.
  2. Использование математических действий при изучении языка. Например, при изучении темы пассивный залог в 7 классе. Я предлагаю учащимся посмотреть на нее глазами «математиков», то есть увидеть за знаком языковым знак в более широком смысле слова и понять, что с ним можно оперировать точно также, как и с математическими знаками, то есть складывать и вычитать. Учащиеся самостоятельно выводят формулы и правила употребления различных форм пассивного залога, используя математические формулы сложения.
  3. Постановка цели урока самими учащимися. Обучать самостоятельному целеполаганию нужно постепенно, задействуя весь возможный потенциал УМК и различную наглядность. Во 2 классе это может некая ситуация, например открытка, которую нужно написать британским детям. На более старших этапах процесс целеполагания начинается с иллюстрации в учебнике и обсуждения ситуации, близкой и понятной учащимся (например использование мобильных телефонов). Иногда я в начале урока инициирую небольшой спор по некоторой проблеме. Еще один способ: я начинаю изучение раздела с конца. Учащимся предлагается взглянуть на самый последний урок раздела (который обычно содержит проектную работу) и оценить, что нужно узнать и сделать, чтобы потом суметь выполнить аналогичный проект.
  4. Рефлексия в конце урока. Напрямую зависит от поставленной в начале урока цели. Обычно учащиеся просто отвечают на мой вопрос: «Можем ли мы теперь…?». Иногда мы подсчитываем, сколько новых слов мы узнали, определяем новое грамматическое явление в тексте. Главное, чтобы учащиеся сами воспроизвели в речи, чему они научились на уроке.

   5. В этом учебном году я активно использую в своей работе технологию РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Кластер - один из приёмов, который я применяю на уроке.

Цель: ознакомить с возможностями использования кластера в обучении английскому языку.

 Актуальность данной темы обусловлена тем, что идет процесс  введения новых образовательных стандартов, и важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

 Значение слова Cluster

  1. Пучок, гроздь (a cluster of grapes)
  2. Группа (a cluster of people)

Технология составления:

  1. Ключевое слово;
  2. Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом;
  3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;
  4. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

       С моей точки зрения, английский язык – наиболее «удобный» предмет для формирования у учащихся метапредметных результатов. Ведь кроме лексической и грамматической составляющих, иностранный язык, с одной стороны, базируется на достаточно обширных знаниях учащихся в области литературы, истории, географии и т.д., а, с другой стороны, учащиеся расширяют свои знания в этих областях, в том числе, и на уроках иностранного языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению по теме Развитие метапредметных компетенций учащихся как ресурс повышения качества образования в массовой школе

Презентация из опыта работы учителя и педколлектива по внедрению в учебный процесс и внеурочную деятельность метапредметных технологий...

Презентация выступления на конференции "Оценка метапредметных результатов в основной школе"

Одной из целей изучения математики в основной школе в метепредметном направлении является сорздание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования....

Презентация на тему "Формирование метапредметных результатов в начальной школе"

В данной презентации рассмотрены все виды матапредметных результатов, здесь не указаны виды для работ,которые можно использовать для развития ууд....

Выступление на педсовете "Формирование метапредметных результатов посредством валеологического образования"

 «В современном сложном мире умение быть здоровым не приходит само. Для воспитания навыков сохранения здоровья недостаточно школьных курсов анатомии и физиологии человека, занятий фи...

Статья на тему: "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках истории"

Эта статья посвящена формированию метапредметных результатов обучения на уроках истории...

Доклад по теме «Формирование метапредметных результатов на уроках химии» ( из опыта работы)

Доклад на тему: "Формирование метапредметных результатов на уроках химии" (из опыта работы)...

Методики для определения метапредметных результатов.

Представлены следующие методики: "Рукавичка", "Ковер", "Вопрошайка"....