Метапредметные связи
статья по английскому языку

Новикова Ольга Станиславовна

В статье рассматриваются возможности урока английского языка в области интеграции универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметные связи в обучении иностранному языку

Новикова О.С.,

учитель английского языка высшей категории

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде,способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлексивности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия. Создаются условия, чтобы ученик начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определенного блока способностей. Опыт давно уже доказал, что если ученик сам «дошел» до определенной мысли, самостоятельно вывел результат поставленной задачи, то материал им усвоится намного лучше и качественнее.

Преподавание иностранного языка – это неисчерпаемый источник формирования и использования метапредметных связей. На уроке иностранного языка учащиеся обучаются различным способам при работе с текстами различной направленности и тематики. Ученики получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации,детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний. При обучении аудированию речевая деятельность учеников направлена на полное, специальное или детальное понимание. Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата.

Ни один учебный предмет, пожалуй, не обладает в этой работе такими возможностями,как иностранный язык. Уже много лет, начиная со 2 класса я вовлекаю учеников в проектно-исследовательскую деятельность, так как это заложено во всех курсах обучения. Это прекрасная возможность для формирования метапредметных связей.

Метапредметные умения

Примеры урочной деятельности, предмет иностранный язык

1.Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

  • передача содержания текста в пяти предложениях
  • распределение лексики по группам на основе общих признаков

Учимся вместе” (Learning Together)

Например, при изучении темы "Времена английского глагола" классу предлагается заполнить таблицу с графами:  “Случаи употребления”/ “Указатели” / “Схемы”.

Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию.

Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме;

Первая группа выявляет основные случаи употребления времени— описывает действия; Вторая — находит указатели, слова-помощники;

Третья — составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для повторения дома.

  1. 2. Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
  • обоснование своей точки зрения
  • объяснение поведения героя в рассказе
  • интерактивное чтение
  • предположение дальнейших событий в продолжение рассказа

Стратегия «Дерево предсказаний» используется при работе с сюжетными текстами. На стволе записывается вопрос, обращенный в будущее: What will happen at the end? (Что произойдет в конце?) Текст разбивается на 3-4 части. После прочтения каждой части ученики записывают на листьях дерева свои прогнозы по содержанию рассказа, на ветвях аргументируя их. Каждую версию нужно обосновать и устно. Когда текст дочитан до конца, учащиеся проверяют, сбылись ли их прогнозы.

  1. 3. Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
  • определение верности / ложности утверждений или отсутствия упоминания факта в тексте
  • выбор правильного ответа из ряда предложенных
  • исправление ошибок

  1. 4. Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
  • участие в ролевых играх
    организация дискуссий и «круглых столов»
  • обсуждение нескольких путей решения проблемы
  • описание картинки и домысливание ситуации,
  • представленной на картинке
    соединение разрозненных картинок в логическую цепочку и составление истории.
  1. 5. Регулятивные умения (составление вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности).
  • выяснение отсутствующей информации путем формулирования вопроса;
  • высказывание предположений о том, как дальше будут разворачиваться события в рассказе, на основе лишь начальных частей текста
  • «мозговой штурм»
  • построение ассоциаций

 

Характер обучения иностранному языку межпредметен. Это значит, что на уроках иностранного языка идёт работа на материалах из разных предметных областей, будь то история, география, литература, математика, физика, химия, биология или психология. Такая специфика иностранного языка создаёт ученикам хорошие условия для овладения метапредметными умениями.

Проектная и исследовательская деятельности вырабатывают у учащихся умения находить проблемную ситуацию, ставить цели и задачи, отбирать и анализировать информацию, делать выводы и заключения.

При работе над проектом учащиеся сами выбирают проблему, определяют план действий и формы подачи материала (постер, презентация, сочинение - личное мнение, опрос). Так, например, при организации круглого стола по теме « Образование 21 века» учащимся предлагаются следующие проблемы : « Мужские профессии против женских профессий. Будет ли существовать разделение между ними в будущем?», «Какие факторы следует учитывать при выборе профессии?»,  « Профессиональный колледж или университет. Что лучше?»,  «Является ли дистанционное обучение альтернативой традиционным урокам?» и т.д. После выступления группы остальные участники задают вопросы, соглашаются  или  не соглашаются с предложенной позицией.  А в конце дискуссии участники должны выразить своё отношение к проблеме: поменялось или нет их точка зрения после обсуждения.

Подобная организация учебного процесса значительно повышает мотивацию учеников, во-первых, так как каждый участник деятельности стремится первым предложить верное или оригинальное решение или, как минимум, внести свой вклад в деятельность группы. Во-вторых, все участники имеют возможность полноценного общения и выражения своего мнения.
       В результате своего опыта работы учителем английского языка я пришла к такому выводу, что 
иностранный язык является идеальным школьным предметом с точки зрения реализации принципов метапредметности, поскольку этот предмет междисциплинарен. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметные связи как приоритетное направление в преподавании английского языка на современном этапе.

Метапредметные связи как приоритетное направление в преподавании английского языка на современном этапе....

Система развития метапредметных связей на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся на базе единого информационного пространства гимназии

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" гласит, что: «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в буд...

Осуществление метапредметных связей на уроках физики как средство повышения мотивации обучающихся в условиях перехода на ФГОС ООО

Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-8-го класса. Чем старше ребенок, тем ниже мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смы...

Метапредметные связи на уроках химии

Метапредмет - это новая образовательная форма, являющаяся надстройкой традиционных учебных предметов. Это - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учеб...

Метапредметные связи на уроках иностранного языка

Нам предстоит работать в соответствии с новым  образовательным Стандартом. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Госстандарт ориентирован на становление личностных характеристи...