Формирующее оценивание на уроках английского языка.
статья по английскому языку

   Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruyushchee_otsenivanie_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx40.21 КБ

Предварительный просмотр:

                     Формирующее оценивание на уроках английского языка.

     Оцениванию в документах стандарта  уделяется большое и серьезное внимание. Следует отметить, что ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения. Это, в свою очередь, с необходимостью требует включения в содержание образовательного процесса формирование такого элемента, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки, а также вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки.

           Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Именно в процессе такой оценочной деятельности педагог сможет четко и доходчиво формулировать цели изучения предмета, связывать изученные учениками темы в единую и гармоничную картину, определять адекватные способы контроля результатов, мотивируя учащихся на достижение максимально возможного уровня. Школьники освоят принципы самооценки и способы улучшения собственных результатов, разделят с учителем ответственность за собственное образование.

        Одним из инструментов формирующего оценивания являются "линеечки".

     На полях ученики чертят три отрезка- линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на линеечке на то место, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквами - правильность, аккуратность, оформление работы.

     Для оценки самостоятельной работы может быть полезен инструмент, автором которого является Г.А.Цукерман. Это «линеечки», пятиуровневая шкала.

    После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с учителем класс договаривается о том, по каким  критериям будет оцениваться работа. На этот раз это три критерия: Правильность, Аккуратность и Оформление работы.

  На полях тетради ученики чертят три отрезка – линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале на том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквами П, А или О. П – правильность, А – аккуратность, О – оформление работы.

             

                         

Учитель оговаривает с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа.

Правильность (П)

  • Высокий уровень – у меня нет ошибок и я хорошо выполнил работу.
  • Выше среднего –  у меня есть 1-2 ошибки.
  • Средний – у меня  есть 3-4 ошибки.
  • Ниже среднего  - у меня  почти всё неправильно.
  • Низкий – я совсем не справился с заданием

Аккуратность (А)

  • Высокий уровень – мне очень нравится, как я написал.
  • Выше среднего – мне очень нравится, как я написал, но у меня есть  немного исправлений.
  • Средний – я не очень красиво и правильно написал буквы или цифры, у меня есть исправления и помарки.
  • Ниже среднего – мне не нравится, как я написал, у меня грязно и плохо написано.
  • Низкий – я написал совсем непонятным и плохим почерком, нельзя прочитать что я написал.

Оформление работы (О)

  • Высокий уровень – я правильно, и где нужно, записал работу.
  • Выше среднего -  я допустил одну-две ошибку при записи.
  • Средний -  я допустил 3 ошибки при записи.
  • Ниже среднего -  я не правильно оформил работу. Написал не там , где нужно, и не так,  как требовалось
  • Низкий – я не смог совсем оформить работу.

   Для закрепления лексики и взаимопроверки применяю «смайлики». У каждого ученика имеются  подписанные листочки со смайликами (3). У1 подходит к У2, который проверяет его,  если У1 отвечает без ошибок, то У2 закрашивает смайлик зеленым цветом, если У1 допустил 1-2 ошибки, то - синим, а если больше ошибок - красным. Далее У1 подходит  к У3 и У3 также проверяет У1.

      В средних и старших классах для формирующего оценивания применяется лист индивидуальных достижений, в котором  имеются следующие критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками:

  • самый высокий уровень – 85-100%;
  • высокий уровень – 70-84%;
  • средний уровень – 50-69%;
  • ниже среднего – 30-49%;
  • низкий уровень – менее 30%.

     Использование этого инструмента имеет множественный  положительный эффект, позволяет:

  • Научить детей оценивать свои знания.
  • Более критично относиться к своей работе.
  • Знать, что я знаю и что ещё не знаю.
  • Вырабатывать умение замечать собственные ошибки, а не только ошибки других.

    Сверяя свою оценку за урок с оценкой учителя, ученик учится лучше видеть свои ошибки.

  В целом эта работа  стимулирует детей больше стараться и делать меньше ошибок.

   Для контроля техники чтения  применяется метод  «горка». Горка делится на десять этапов. Самый верх – это 10. После прослушивания каждого ученика, учитель говорит ученику  на каком этапе подъема в гору он находится.  

Результаты формирующего оценивания:

-снижается уровень тревожности уч-ся, повышается вера в свои силы;

-проводится своевременная коррекция;

-повышается объективное оценивание ученической успешности;

-стимулируется активизация учебной деятельности;

-развивается самостоятельность, воспитывается сотрудничество;

-отслеживается динамика развития успеха ученика на всех этапах обучения;

-обеспечиваются благоприятные условия для каждого ученика;

-формируется адекватная самооценка ученика;

-повышается мотивация в обучении.

                                          Самооценка учащихся

         Самооценка как неотъемлемая часть оценивания деятельности учащихся. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)  ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки  является актуальным в настоящее время.

    Основные функции самооценки:

- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно);

- мобилизационно - побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

  Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

     Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

                        Форма самооценки своей деятельности на уроке

      На уроках английского языка часто используется технология развития критического мышления через чтение и письмо. Наряду с такими этапами технологии как вызов, осмысление и рефлексия, важную роль для оценки своих действий и мыслительных процессов играет этап распаковки занятия. На данном этапе можно предложить учащимся оценить себя, свою работу и свое эмоциональное состояние с помощью разных приемов.

Лист самооценки учащихся на уроке английского языка

В анкетах учащиеся подчеркивают взаимосвязь между положительными эмоциями на уроке и успешным усвоением материала.

 Также можно оценить свою работу с помощью смайликов, лестниц успеха и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание на уроках английского языка

Следует отметить, что ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель,...

Критерии оценивания урока английского языка по ФГОС для аттестационной комиссии

Критерии оценивания урока английского языка по ФГОС ...

Использование приемов формирующего оценивания на разных этапах урока английского языка

В данной статье рассматриваются различные практические приемы формирующего оценивания, которые можно использовать на различных этапах урока английского языка....

Инновационный проект "Технология формирующего оценивания по английскому языку"

С 2018-2019 учебного года планируется реализация проекта «Технология формирующего оценивания по английскому языку» (подготовка учащихся к устной части экзамена по английскому, раздел &laqu...

Формирующее оценивание и стратегия скаффолдинга на уроках английского языка

Данная статья представляет собой материал к теоретическому семинару о техниках формирующего оценивания и скаффолдинга на уроках английского языка....

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка. Урок "Weekends" Учебник "Spotlight-5"Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка с анкетами и критериями оценивания....

мастер-класс. Урок "Формирующее оценивание на уроке английского языка. 6 класс"

Данный урок входит в циклл уроков по УМК  "English" автор В.П. Кузовлев,  6 класс.  Одним из главных компонентов урока - формирующее оцеивание учащихся, самооценка на уроке....