Практико-ориентированные технологии обучения: визуализация лингвистической информации
статья по английскому языку (6 класс)

Миронова Анна Викторовна

Современное общество информационно перенасыщено, объем поступающей в сознание каждого человека информации избыточен, переизбыток информации приводит к проблемам качества ее обработки и осмысления. По мнению А.Н. Ильина «информационная избыточность, свойственная современному постиндустриальному миру, не позволяет основательно и глубоко вникать в происходящее» [4]. В столь насыщенной информационной среде педагог сталкивается с необходимостью адаптироваться к возникшим обстоятельствам и преобразовать содержание и форму учебного материала таким образом, чтобы обеспечить не только его вариативность но и эффективность его усвоения. Решить эти задачи возможно с помощью практико-ориентированных технологии визуализации информации и визуального мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mironova_plastinina_vizualizatsiya_3.docx585.16 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.881.111.1

Миронова А., студент

Н.А. Пластинина, канд. филол. наук, доцент

Нижневартовск, Нижневартовский государственный университет

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Современное общество информационно перенасыщено, объем поступающей в сознание каждого человека информации избыточен, переизбыток информации приводит к проблемам качества ее обработки и осмысления. По мнению А.Н. Ильина «информационная избыточность, свойственная современному постиндустриальному миру, не позволяет основательно и глубоко вникать в происходящее» [4]. В столь насыщенной информационной среде педагог сталкивается с необходимостью адаптироваться к возникшим обстоятельствам и преобразовать содержание и форму учебного материала таким образом, чтобы обеспечить не только его вариативность но и эффективность его усвоения. Решить эти задачи возможно с помощью практико-ориентированных технологии визуализации информации и визуального мышления.

В сложившихся обстоятельствах, как отмечает А.Г. Рапуто, «для дальнейшего накопления, освоения, хранения, переработки и передачи информации во всех сферах человеческой деятельности необходимы новые, компактные, мобильные средства отражения объективного мира в сознании субъекта. Визуализация — одно из этих средств. Необходимость в более компактных, и эффективных средствах обучения становится одной из важнейших задач общества, нуждающегося в систематических знаниях» [8].

Исследователь полагает, что визуализация выступает промежуточным звено между учебным материалом и результатом обучения, играет роль гносеологического механизма, который уплотняет и углубляет процесс познания, оптимизирует его, очищая от второстепенных деталей [Там же]. Визуализация, указывает А.Г. Рапуто, «обеспечивает синтез знаний, позволяет опосредованно и наглядно представить изучаемые явления в тех областях, в которых непосредственно наглядное восприятие затруднено или вообще невозможно» [Там же].

Полифункциональность визуального мышления, т.е. его зрительно-моторные и зрительно-пространственные функции, мыслительные операции по анализу, синтезу, нахождению и построению логических связей, воображение, функции эстетического восприятия, отражает весь когнитивный процесс [3]. Чем разнообразнее каналы чувственные восприятия учебного материала, тем прочнее усвоится данный материал.

Концепции супермышления и ментальных карт Т. Бьюзена, идеи визуального мышления М. Роуди и Д. Роэма легло в основу различных когнитивно-визуальных технологий визуализации информации (термин О.А. Ватковой) [1, 2, 3, 9, 10]. Все они представляют информацию двумя способами – «идеи как слова» и «идеи как изображения» или основаны на их сочетании [10].

Визуализация учебного лингвистического материала в практику преподавания иностранного языка целесообразна и эффективна, так как она позволяет транспонировать невидимый мыслеобраз в видимый зримый, образ [5, 6, с. 93] и позволяет обрабатывать и анализировать большие объемы информации, синтезировать новое знание как в устной так и письменной форме. Рассмотрим наиболее эффективные формы визуализации.

Скетчноутинг это технология представленная М. Роуди в 2013 г. и основанная на создания скетчей – «способе мышления на бумаге с использованием изображений и слов» [10]. Другими словами это – индивидуальная авторская техника конспектирования вербальной или текстовой информации, в которой текст сопровождается зарисовкой и, как правило, ведется синхронно во время прослушивания. Скетчноутинг позволяет запомнить и воспроизвести большой объем информации при аудировании, переводе и др. формах работы.

Инфографика – это одновременно метод и форма представления разрозненной информации из множественных источников в виде иллюстрации. Инфографика насыщена когнитивной и эстетической информацией, имеет минимальное количество вербальной информации, что способствует компрессии лингвистического материала и побуждает к речевой коммуникации.

Рис.1 Пример скетчноутинга Resources for teaching and Learning STEM

Облако слов – список слов или текст, оформленный в виде облака. Представляет собой графический образ текста, в частотность употребления слов в тексте определяет их размер в облаке слов. Сгенерированное облако слов может служить эффективным средством суммирования идеи текста, упражнений на воспроизведения текста или его частей по ключевым словам, построения предложений только из слов облака и т.д.

Рис. Облако слов из текста “Blockbuster movie”

Учебный метатекст, как утверждают Н.А. Пластинина и Ю.В. Плеханова, обладает тесной смысловой связью с основным, определяет объективное, незатрудненное и целостное восприятие основного текста и может использоваться в системе заданий проспективного, интерспективного и ретроспективного характера [7]. Первичный, т.е. издательский, авторский, переводческий и др. метатекст, созданный, как правило, носителем языка или профессиональным билингвом для использования в специальных целях не связанных и/или не ориентированных на образовательный процесс может эффективно применяться в практике обучения иностранному языку. Использование первичного метатекста (фотографии, рекламные проспекты, буклеты, обложки, блоги, шорт-листы номинации, критические статьи, официальные сайты и др.) Первичный метатекст информационно насыщен и позволяет извлечь необходимую для выполнения коммуникативной задачи информацию. Подобная форма визуализации требует создания определенного рода сценария работы с ним: заданий на извлечение определенной информации, определения ролей участников, постановки коммуникативной задачи и др.

Приведем пример подобных заданий.

Обучающиеся получают листовку с рекламой культурно-оздоровительного центра для детей и подростков. Им присваиваются роли а) сотрудник центра б) Далее определяется коммуникативная задача:

A new sport and education centre has been built in your town. The main aim of this centre is to involve kids in learning, arts and sports.

As a AspireKids representative, you are going to speak at the school parents’ association meeting to persuade them to choose AspireKids for winter holiday event. Study the advertisement leaflet and your notes and make your speech draft, providing them with the following details:

  • introduction
  • the aim of AspireKids centre
  • different activities and classes kids can take part in
  • services and discounts that AspireKids offers
  • conclusion

As a parent, study the information and draw lists of pros and cons of this offer. Write a question you would like to ask.

Make sure you’re polite, persuasive and be ready to answer a lot of questions.

Рис.3. Пример использования первичного метатекста – рекламная листовка.

Успешное использование учебного метатекста обусловлено созданием благоприятных педагогических условий, соразмерностью и логичностью применения технологии использования учебного метатекста на протяжении всех этапов обучения и продуктивность и мотивированность обучающихся [7].

Однако методологические и практические проблемы применения технологий когнитивной визуализации еще не полностью разрешены. От педагога в данной ситуации требуется готовность к эффективному решению задач с использованием методов структурирования, уплотнения и визуализации информации. Педагог должен не только знать основы процессов мышления, обладать критическим и визуально-образным мышлением, но и владеть технологиями извлечения знания в сжатом виде, умением четким визуальным способом представить это знание и обеспечить незатрудненное понимание экстериорированного знания.

Литература

  1. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. Минск, Попурри, 2003.
  2. Ваткова О. А. Реализация технологий развития визуального мышления студентов в условиях когнитивного тренинга / /Концепт. 2015. Спецвыпуск № 01. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-tehnologiy-razvitiya-vizualnogo-myshleniya-studentov-v-usloviyah-kognitivnogo-treninga (дата обращения: 17.02.20).
  3. Ваткова О. А. Скетчноутинг как метод тренинга «Визуальное мышление» // Проблемы педагогики №4 (5). 2015. URL: http://scienceproblems.ru/images/PDF/Проблемы педагогики №4 (5) сайт.pdf. (дата обращения: 17.02.20).
  4. Ильин А.Н. От гиперинформационности к информационному потребительству // Информационный гуманитарный портал Знание. Понимание. Умение. 2012. № 6. –URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/6/Ilyin_Hyperinformationality-Information-Consumerism/
  5. Кодзова З. Н. Визуализация как принцип языковой подготовки // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 12(78): в 4-х ч. Ч. 2. C. 209-211. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-kak-printsip-yazykovoy-podgotovki (дата обращения: 17.02.20).
  6. Манько Н. Н. Проективная визуализация дидактических объектов - детерминант развития обучающегося. // Образование и наука. 2013. № 6. С. 90-105.
  7. Пластинина Н.А., Плеханова Ю.В. Учебный метатекст как основа формирования и развития читательской компетенции обучающихся // Вестник Удмуртского университета. 2018. Том 28. №6. С. 1008-1019.
  8. Рапуто А.Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 5. С. 138-141. URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=628 (дата обращения: 02.04.2020).
  9. Роэм Д. Визуальное мышление. Как продавать свои идеи при помощи визуальных образов / пер. с англ. Медведь О., М.: Манн, Иванов, Фарбер, Эксмо, 2013. 300 с.
  10. Роуди М. Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу / пер. К. Наумов. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2013. 224 с. URL: http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/the-sketchnote-handbook/ (дата обращения: 02.00.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В современном информационном обществе основой развития выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Внедрение ИКТ в различны...

Практико -ориентированные задания при обучении химии

Химия    - одна из важных областей естествознания.Без знаний по химии, невозможно  полноценное образование и формирование современного интеллектуального человека. Обучение химии до...

Статья "Практико-ориентированный подход в обучении биологии (из опыта работы)"

  Методическое объединение моего опыта работы "Практико-ориентированный подход в обучении биологии"...

Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...