Практико-ориентированный проект "Технология развития критического мышления в образовательном процессе"
проект по биологии (8 класс) по теме

Конспект урока с использованием ТРКМ по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pavlova_t.n._3_etap.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный педагогический проект

«ТРКМ в образовательном процессе»

3 этап_задание 2

1. Павлова Татьяна Николаевна

2. Биология

3. 8 класс

4.Ткани человека

5. Изучить ткани человека

6.               1) дать общее представление о тканях, раскрыть принцип их   строения, показать на примерах взаимосвязь строения и функции;

               2) развивать умение работать с микроскопом, анализировать информацию, делать выводы;

               3) воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

7.Приёмы ТРКМ

Таблица 1.

Стадия

Функции

Приёмы ТРКМ

Вызов

  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, интереса к новой теме)

  • Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме)

  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Мозговой штурм (Ученые давно пытаются понять, каким образом земноводные - например, тритоны и саламандры - регенерируют оторванные хвосты, конечности, челюсти. Более того, у них восстанавливаются и поврежденное сердце, и глазные ткани, и спинной мозг.

   А как у человека? Известно только два вида клеток, которые могут регенерировать, - это клетки крови и клетки печени.

   Есть ли шансы на то, что человеческое тело обретет способность регенерировать недостающие части? Или подобное остается уделом научной фантастики?

   Можно ли выращивать новые зубы?

   Что нужно человеку, чтобы сохранить ткани?

   Что вы знаете о трансплантации?

  • Бортовой журнал (Взрослый человек перенёс операцию по пересадке почки. С какими трудностями столкнулись врачи?

  • Корзина идей (Как можно изучить ткани человека?)

Осмысление содержания

  • Информационная (получение новой информации по теме)

  • Систематизация (классификация полученной информации)

  • Мотивационная (сохранение интереса к изученной теме)

1-й учащийся работает с микроскопом, 2-й в это время выполняет маркировку текста «Регенерация тканей». Затем меняются ролями.

.

Инсерт (маркировка текста).

Читая текст, пометьте соответствующим значком на полях отдельные  предложения.

V «галочка» (то, что уже известно)

-(то, что противоречит представлению)

+(то, что является интересным, неожиданным)

?(если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

Регенерация тканей.

   Ученые давно пытаются понять, каким образом земноводные - например, тритоны и саламандры - регенерируют оторванные хвосты, конечности, челюсти. Оказывается, на ранних стадиях развития клетки будущего существа незрелы, их участь вполне может измениться.

   Это показали эксперименты над эмбрионами лягушек. Когда эмбрион имеет всего лишь нескольких сотен клеток, из него можно вырезать часть ткани, которой уготована участь стать шкурой, и поместить ее в область мозга. И эта ткань станет частью мозга. Если же подобная операция производится с более зрелым эмбрионом, то из клеток кожи все равно развивается кожа - прямо посреди мозга. Потому что судьба этих клеток уже предопределена.

   А как у человека? Известно только два вида клеток, которые могут регенерировать, - это клетки крови и клетки печени. Но здесь принцип регенерации иной. Когда эмбрион млекопитающего развивается, немножко клеток остается в стороне от процесса специализации. Это - стволовые клетки. Они обладают способностью пополнять запасы крови или отмирающих клеток печени. Костный мозг тоже содержит стволовые клетки, которые могут становиться мышечной тканью, жиром, костями или хрящами - в зависимости от того, какие питательные вещества им даются.

Что было для вас интересным, неожиданным?

  • Кластер

1-й учащийся работает с микроскопом, а другой начинает заполнять кластер «Ткани человека». Затем меняются ролями.  Проверяют правильность заполнения друг у друга.

ТИПЫ ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА

1)______________________

2) ______________________

3) ______________________

4) ______________________

ЧЕИ ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ?

  1. _____________________
  2. _____________________

НАЗОВИТЕ СВОЙСТВА ГЛАДКОЙ И ПОПЕРЕЧНОПОЛОСАТОЙ МЫШЕЧНЫХ ТКАНЕЙ.

  1. гладкая мышечная ткань: ______________________________
  2. поперечнополосатая мышечная ткань: _________________________

ПЕРЕЧИСЛИТЕ ТИПЫ НЕЙРОНОВ:

  1. __________________________
  2. __________________________
  3. __________________________
  • Ролевая игра «Живая скульптура»

Ролевая игра «Живая скульптура». Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки гладкой мускулатуры (взявшись за вытянутые руки, образовав ряд). Как будет происходить сокращение гладкой мускулатуры (рукопожатие передаются от одного к другому). А теперь как клетки поперечно-полосатой мышечной ткани (взявшись за руки, образовав кольцо). Все одновременно пожали друг другу руки.

Вывод: гладкая мускулатура сокращается медленно и непроизвольно, а поперечно-полосатая – быстро и произвольно (сердечная автономно).

Рефлексия

  • Информационная (приобретение нового знания)
  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
  • Оценочная (соотнесение новой информации и выработка имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Создайте коллаж рисунков «Ткани человека»

«Шесть шляп». Выскажите своё мнение на тему «Трансплантология: «за» и «против».

Рефлексия. Заполните анкету.

  1. Что нового вы узнали на уроке? ___________________________________________
  2. Где в жизни вам пригодятся эти знания? ____________________________________
  3. Какую оценку за работу на уроке вы поставите вашему соседу по парте? Почему? _______________________________________________________________________
  4. Какую оценку вы поставите себе? __________________________________________

Действия учителя

Действия учеников

Приёмы, методы работы

Формы работы

Вызов. Создаёт атмосферу взаимопонимания и сотрудничества на уроке. Задаёт вопросы, включает учащихся  в деловой ритм.

Задаёт проблемную ситуацию, вызывает у учеников имеющиеся ранее знания

Формулирует цель урока и план работы

Отвечают на вопросы, спорят, дискутируют

Заполняют бортовой журнал (таблицу)

Высказывают идеи

Мозговой штурм,

 использование проблемной ситуации, споров, дискуссий

Бортовой журнал

Корзина идей

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа по парам

Фронтальный опрос

Осмысление. Организует учащихся на выполнение нескольких видов работ в паре. Объясняет правила маркировки текста.

Проверяет понимание уч-ся сущности содержания.

Организует деятельность по отработке умений работы с микроскопом.

Организует игру.

Читают, маркируют текст

Заполняют кластер, проверяют заполнение друг у друга в паре

Рассматривают микропрепараты, рисуют

Играют

Инсерт

Кластер, контроль и взаимопроверка

Работа с микроскопом, «нарисуй, как понял»

Живая скульптура

Самостоятельная работа индивидуально

Самостоятельная работа по парам

Лабораторная работа

Ролевая игра

Рефлексия. Организует деятельность уч-ся по коррекции вывяленных недостатков.

Организует дебаты.

Мобилизует на рефлексию своего поведения

Создают коллаж

Высказывают мнения с разных углов зрения

Заполняют анкету

Коллаж

Шесть шляп

Анкетирование

Групповая работа

Дебаты

Индивидуально

Таблица 2.

Таблица 3.

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Различать ткани человека по строению и функциям

Работать с микроскопом

Находить сходства и отличия всех типов тканей человека

Находить различные типы тканей на рисунках

Работать с дополнительной литературой

Общаться с другими детьми и с учителем

Высказывать своё мнение, идеи, предположения

Оценивать результаты своей работы и одноклассников

Аккуратно и бережно обращаться с лабораторным оборудованием

Рисовать

Приёмы ТРКМ (мозговой штурм, корзина идей, инсерт, кластер, ролевая игра, коллаж, анкетирование) являются универсальными и используются в любом учебном предмете. Они позволяют разнообразить урок, активизировать мышление, учат успешно взаимодействовать в группе, оценивать результаты своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»

Цель мастер-класса: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и общество...

Мастер-класс: применение технологии "Развитие критического мышления" в образовательном процессе

Цели занятия:Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно-ориентированной технологии “Развитие критического мышления”: “Написание Синквейна”, “Мои предпочтения”, “Выставка плаката”.Охара...

Мастер-класс: применение технологии "Развитие критического мышления" в образовательном процессе на уроках биологии

В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые я чаще всего использую на своих уроках   Они универсальны  Их можно примен...

ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме: «Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии»

   Согласно закону Российской Федерации “Об образовании” содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализац...

Минипроект «Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения физике»

Технология критического мышления является одной из основных при формировании учебно-познавательной компетентности школьников на уроках физики и во внеурочной деятельности. В минипроекте отражены актуа...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....