выступление на педагогическом совете
учебно-методический материал по английскому языку

Новослугина Татьяна Валентиновна

Мотивация обучающихся на уроке иностранного языка в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад учителя английского языка МБОУ СОШ №5 Новослугиной Т.В.

МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Слово мотива́ция происходит от латинского  movēre «двигать». Оно означает побуждение к действию,  психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость,  способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Константи́н Константи́нович Плато́нов, советский психолог, доктор психологических наук и доктор медицинских наук, считает, что мотивация,  как явление психическое, есть совокупность мотивов. Мотив – это  материальный или идеальный предмет, представляющий окончательную ценность для субъекта, определяющий направление его деятельности, достижение которого и выступает смыслом деятельности. Мотив выявляется субъектом посредством специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями (от его достижения), либо отрицательными (от его утраты). Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр.

Психологи, изучая характер побудительных сил и их регуляции в учении, установили сложную структуру мотивационной сферы. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Между тем при овладении иноязычной культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Задача педагога при формировании внутренней мотивации у учащихся состоит в том, чтобы ценным мотивам придать побуждающую силу, а неценные мотивы (антимотивы) - отодвинуть на задний план. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности, задача которых - вызвать и усилить у школьника собственные мотивы деятельности. Формирование мотивов - это, прежде всего, создание условий и стимулов для появления внутренних побуждений к учению, осознание их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам. Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов является игра, т.к. все возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.

Выделяют основные принципы работы на уроке иностанного языка.

  1. Принцип новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.
  2. Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся. 
  3. Принцип доброжелательности.  Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета.
  4. Принцип неожиданности. Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.

С целью повышения мотивации к овладению иностранными языками дидактические игры используются на уроках для решения следующих задач:

  1. Настроить учащихся на рабочий лад, ввести их в иноязычную атмосферу.

       2. Развивать у учащихся определенные речевые умения. 

     3. Учить общению на иностранном языке. 

     4. Расширить познания учащихся в сфере страноведения и языка. 

     5. Расширить словарный запас школьников.

     6. Снять напряжение.

 Урок иностранного языка может начаться традиционно с фонетической зарядки или с речевой разминки. Но, учитывая особенности расписания и нагрузки детей, можно превратить начало урока в маленькую радость для учащихся. Каждый учитель на своём уроке это актёр и его место у доски - сцена. От того как он сыграет на уроке, зависит и успех занятия. Обучение живой разговорной иностранной речи невозможно без творческой атмосферы. Именно такую живую и непринужденную атмосферу создают игры. Игра помогает активизировать нашу память, развивает воображение, слуховое восприятие, снимает языковой барьер, комплексы и страхи. Игра – это принцип ролевой проблемной деятельности, у каждой игры должна быть четкая методическая цель.

Что должен сделать учитель:

1. Сформулировать методическую цель игры.

2. Определить, какой лексический/ грамматический/фонетический материал отрабатывается.

3. Сформулировать цель игры для учеников.

4. Создать четкие правила проведения игры.

5. Определить необходимое количество участников игры и длительность игры.

6. Определить критерии выигрыша.

7. Подготовить необходимый дидактический материал.

8. Продумать, как будут подводиться итоги игры.

9. разработать речевые упражнения, основанные на языковом материале проведенной игры и предусмотреть их выполнение после завершения игры.

Что должен сделать ученик:

1. Понять правила проведения игры и критерии выигрыша.

2. Принять участие в игре…и…

3. Выиграть!

Игра «Аукцион»

Цель игры – тренировка форм неправильных глаголов

Возраст, класс – возраст любой, класс 5-9

Отрабатываемый материал – три формы неправильных глаголов

Этап прохождения материала – закрепление, повторение

Дидактический материал – картинки с предметами мебели, одежды, туры путешествий, произведения искусства и т.д.

Способ выполнения игрового задания – учитель-группа. Учитель ведет аукцион, выставляя на продажу различные предметы. Ученики выкрикивают свою «цену» (три формы неправильного глагола).

Время проведения – 7-10 минут

Критерии выигрыша – выигрывает тот, кто купит большее количество предметов.

Игра "Crosses and Noughts". 

Класс делится на две команды: крестики и нолики. Каждая клеточка поля содержит задание (задание зависит от цели учителя), на выполнение которого уходит 15-20 секунд. Если член команды у доски выполняет это задание, то он имеет право поставить крестик или нолик в нужной клетке. Примеры заданий: назови/напиши три формы глагола, назови предлоги к глаголам,  переведи выражения, найди ошибку в предложении и т.д. Данный вид заданий не только даёт возможность повторения материала, но и создаёт непринуждённую атмосферу на уроке.

Правда или ложь.

Ученики пишут на листке три предлодения о себе. Одно из них явдяется правдой, остальные два – ложью. Разрешается  задавать вопросы касательно утверждений. В итоге необходимо определить,что правда, а что ложь. Игра позволяет не только развивать навыки грамматики, но и узнать больше о своих учениках. Чем сложнее утверждения, тем интереснее играть. Этот вид игровой деятельности подходит для среднего и старшего звена.

 Как показывает практика, ребята с удовольствием играют в различные игры. Главное, чтобы игры были разными и тогда ваши ученики будут раовать вас своими успехами.

Источники:

  1. bibliofond.ru
    2.
    urok.1sept.ru/
    3.
     nsportal.ru
    4
    . https://angliyskiyazik. ru/
  1. http://iyazyki.prosv.ru/
  2. https://ru.wikipedia.org/
  3. Личный фото архив

A group of people posing for a photo  Description automatically generated

A group of people around each other  Description automatically generated


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...