Научно-исследовательская работа как повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка
опыты и эксперименты по английскому языку

Научно-исследовательская работа как повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка        Посредством организации исследовательской деятельности учащихся повышается учебная мотивация у школьников, развивается интерес к познанию и повышаются их культурный и языковой уровни. Проект - это одна из наиболее удачных форм контроля вызывающая у учащихся большой интерес. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Основополагающими принципами моей педагогической деятельности являются: системность, доступность, учёт индивидуальных особенностей учащихся, перспективность, сознательность. Специфика урока английского языка обуславливает разнообразие применяемых технологий и методов обучения, развивающих интерес обучаемых к изучению иностранного языка и создающих условия для повышения эффективности преподавания.  Применение исследовательского подхода в обучении способствует усилению интеграции, определению причинно-следственных связей, развитию творческих способностей обучаемых.  В исследовательской деятельности интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула; у обучаемых формируется адекватная самооценка; они учатся речевой культуре: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия; учатся создавать материалы для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов.

        Главная цель исследовательской деятельности - формирование  у ребенка  способности осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Значение исследовательской деятельности:

•     создает условия для психического развития ребенка (саморазвитие);

•    является главным источником  получения научных представлений о мире;

• способствует развитию причинного и эвристического мышления, творческих способностей;

•       способствует формированию основ исследовательской культуры;

•       способствует освоению новых способов деятельности.

        

Учебно-исследовательская работа организуется по двум направлениям: 

  • Прежде всего, это урочная деятельность.
  • внеурочная учебно-исследовательская деятельность.

        Алгоритм исследовательской работы:        

                

Определение темы, постановка проблемы и задачи исследования.

Сбор библиографической информации и изучение теории, посвященной данной проблематике.

Консультирование по вопросам отбора содержания работы, выдвижение и проверка гипотез.

Подбор методик исследования и практическое овладение ими.

Сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий к нему.

Собственные выводы.

Письменное оформление проведённого исследования в виде доклада, реферата, сообщения. Создание презентации.

Публичная защита работы.

Научно-исследовательская деятельность школьников позволяет   решать задачи развивающего образования:

повышает престиж знаний; а также престиж и мотивацию в изучении предмета

совершенствует навыки учебной работы;

развивает личность ученика;

формирует системность и глубину знаний;

обогащает социальный опыт.

Цель работы учителя – сформировать исследовательскую мотивацию.

1. Выдвигая проблему или идею перед классом, вы должны взаимодействовать с классом, а не препятствовать решению данной проблемы, выражая собственные идеи; важно услышать собственные мысли учащихся, если они даже несовершенны;

2. Никогда не ставьте плохие отметки за выполнение творческих, исследовательских работ или мини-проекта; если ребенок не приложил усилий для выполнения такой работы, значит, она была ему неинтересна или трудна.

3. Никогда не давайте советы по выполнению поставленной проблемы или плана, лучше, если вы сами покажите пример решения данной работы;

4. Никогда не ругайте учащихся за неаккуратно выполненные творческие работы, это часто отбивает охоту у гиперактивных детей.

5. При выполнении творческих и поисковых задач класс часто делится на группы, а это всегда объединения разных учеников; умейте правильно распределять силы при выполнение таких заданий.

6. Очень важно чтобы творческие задания не были длинными; если выполнение задания требует многократного повторения фразы

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

Практико-ориентированный проект

Исследовательский проект

Информационный проект

Творческий проект

Ролевой проект

По комплексности можно выделить два типа проектов:

монопроекты;

межпредметные проекты.

Классификация проектов по продолжительности:

мини-проекты;

краткосрочные проекты;

недельные проекты;

годичные проекты.

Основные виды исследовательской деятельности на уроках английского языка:

1. Практические мини – исследования.

Мини-исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.

2. Исследовательские проекты.

 Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности обучаемых, являясь логическим продолжением урочной деятельности.  Исследовательская деятельность направлена на реализацию личностно –ориентированного подхода в методике обучения, она отличается кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности обучаемого.

3. Кейс-технологии 

Метод кейсов (от английского Case method, метод конкретных ситуаций) – это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Суть его состоит в том, что обучающимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности. Учебный материал подаётся в виде проблем, а знания приобретаются в результате активной творческой работы. Этот метод очень эффективен для формирования представлений о том, как реально функционирует английский язык, и особенно для формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

Организуется работа в группах, вырабатывается единая позиция, выбирается вариант решения, выбирается спикер, представляются результаты анализа, и происходит обще групповая дискуссия.

1. Дополни предложения собственными мыслями и расскажи классу;

2. Напиши открытку другу из-за границы;

3. Поработай в парах и составь диалог на предложенную тему;

4. Поделись мнением или идеями;

5. Вырази собственное мнение согласия и несогласия;

6. Прочти стихотворение, пословицу, сказку и задай вопросы другу;

7. Разработай и защите свой ответ по грамматическому явлению;

8. Напиши, используя картинку или сюжет;

9. Нарисуй услышанное;

10. Вообрази, что ты_____ и составь рассказ;

11. Какие твои действия будут в случае….

12. Опиши ситуацию прошлого и свои чувства.

Важный этап научно-исследовательской деятельности учащихся - это выход на школьную научно-практическую конференцию, традиционно проводимую весной.

При защите проекта должны быть освещены следующие вопросы.

1. Название темы.

2. Основная идея (цель) проекта, его актуальность.

3. Этапы осуществления проекта.

4. Используемые материалы и источники информации.

5. Основное содержание проекта.

6. Выход материала.

Этапы исследования

•          Выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения.

•          Выбор темы исследования.

•          Выбор цели исследования.

•          Определение задач по достижению цели.

•          Определение методов исследования.

•          Сбор собственного материала.

•          Анализ и обобщение собранного материала.

•          Собственные выводы.

•          Подведение итогов.

Посредством организации исследовательской деятельности учащихся повышается учебная мотивация у школьников, развивается интерес к познанию и повышаются их культурный и языковой уровни. Проект - это одна из наиболее удачных форм контроля вызывающая у учащихся большой интерес. Школьники с удовольствием принимают участие в подготовке очередного проекта, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам. Перед началом изучения темы я делю класс на малые группы (на 3 - 4человека) с учетом совместимости. К тем ученикам, которые быстро и успешно усваивают материал, я прикрепляю учащихся ся со средними и слабыми знаниями по языку. Таким образом, образуются группы, где слабые учащиеся могут, не стесняясь выяснить то, что они не поняли на уроке. Заодно и сильный ученик, помогающий усвоить трудный для них материал, еще раз более сознательно закрепит свои знания. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит разделение ролей. Каждый ученик получает самостоятельно участок работы в проекте.  В начальной школе (2-4 класс) мои учащиеся выполняют мини- проекты: составляют тематические проекты, коллажи, рисуют постеры и открытки. Например, уже  во 2 классе дети начинают работать над первым своим проектом «Мое любимое животное». А следующий в 3 классе - «Любимое блюдо» .Учащиеся делятся рецептами различных блюд, приносят готовые изделия, фотографии своих кулинарных шедевров. Очень интересными также получаются проекты по темам: «Рождество в России или в Англии», «Напиши письмо зарубежному другу». В 4 классе задания проекта усложняются. На данном этапе обучения нужно больше творческих способностей, уметь фантазировать, логически строить предложения. И здесь я предлагаю им проекты «Моя школа или мой класс».  В старших классах предпочтение отдается творческим проектам, которые выполняются в форме издания совместной газеты, написания сочинений-рассуждений, творческой презентации.  Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.

         Работа над проектом является преимущественно командной работой: учащиеся получают возможность больше общаться, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение других.   Наблюдения за учащимися в процессе работы над групповым проектом определили необходимость учета правил и принципов коллективной работы:

• Все члены группы активно вовлечены в активную исследовательскую деятельность.

• Все члены группы (команды) равны.

• В процессе работы группы не соревнуются.

 • Ответственность за конечный результат несут все члены группы (групп), выполняющие проектное задание.

   Начало проектной деятельности школьников среднего звена обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например «Знаменитые люди», «Генеалогическое древо» (Family Tree), «Дом моей мечты» и другие. (5-6 классы).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Доклад, представленный на IV Августовских педагогических чтениях "От компетентного учителя к компетентному ученику"...

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

Повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Целью данной работы является указать на некоторые пути повышения мотивации на уроках....

Использование компьютерных технологий на уроке, как важный фактор повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), Интернет-ресурсов помогают реали...

Пути повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка.

Вопросам повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к предмету < иностранный язык> уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике обучения этому предмету....