Роль электронной образовательной среды в обучении аудированию на занятиях по английскому языку.
статья по английскому языку

Мустафаева Эльзана Ханларовна

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль электронной образовательной среды

в обучении аудированию

на занятиях по английскому языку.

        Мустафаева Эльзана Ханларовна

Учитель английского  языка

                                                                      МАНОУ «Гимназия №2»,г.Мариинск

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Интернет стал неотъемлемой частью современного общества. Интернет может оказать помощь в изучении иностранного языка, так как применение ИКТ создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, то есть, он создает естественную языковую среду. Активное внедрение информационно – коммуникационных технологий в образовательный процесс диктует необходимость разработки новых подходов и методик обучения.

В связи с этим, приоритетными направлениями в реализации образовательных программ становятся организация электронного обучения и применение дистанционных образовательных технологий. Введение ИКТ в практику деятельности образовательных учреждений происходит через разработку таких ресурсов, как электронные учебники, пособия, учебные курсы и программы дисциплин, электронные фонды оценочных средств и т. д. Данные электронные средства обучения представляют мощный информационный ресурс, так как могут быть использованы в телекоммуникационных сетях, позволяя вывести обучение на качественно иной уровень и удовлетворить растущий спрос на образовательные услуги.

Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет педагога, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого педагога, развивающего свои профессиональные компетенции.

 Как известно, одной из важных задач обучения иностранному языку является обучение аудированию как форме межкультурного общения. Следует отметить, что в условиях дистанционного обучения овладение аудированием является также и одной из наиболее сложных учебных задач.

Существует три вида аудирования: по цели восприятия (глобальное, детальное и критическое) и два вида по характеру восприятия (коммуникативное и учебное. Глобальное аудирование это такой вид, при котором достаточно определить, о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль. Детальное аудирование, которое также называют выборочным или направленным, проводится с целью осознания главных смысловых блоков текста в зависимости от установки, которую ставит перед собой слушающий. Критическое аудирование характеризуется тем, что в процессе восприятия требуется критическое осмысление дискурса. Коммуникативное аудирование предусматривает такой уровень сформированности навыков и умения аудирования, когда слушающий способен не только извлекать новую информацию, но и понимать смысловой подтекст высказывания при однократном предъявлении. Учебное аудирование характеризуется тем, что внимание аудитора направлено не только на смысловую сторону высказывания, но и на лингвистические особенности иностранного языка в данном контексте, и декодирование требует от него больших затрат психической энергии и времени. Таким образом, аудирование как вид речевой деятельности является основой эффективного общения на иностранном языке. Процесс обучения аудированию должен обязательно строиться таким образом, чтобы создавались условия, в которых бы моделировалась ситуация реального (аутентичного) общения. В современных условиях глобального информационного общества это возможно при помощи информационно-коммуникационных технологий.

Рассмотрим более подробно, как можно максимально эффективно использовать ИКТ в обучении аудированию как важной составляющей межкультурной иноязычной коммуникации с помощью электронного учебника.

1.Электронный учебник должен содержать минимум текстовой информации, в связи с тем, что длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и как следствие, к снижению уровня восприятия.

2. Электронные учебники должны содержать большое количество иллюстративного материала. Для ограничения объема учебника целесообразно использование упакованных форматов графических файлов (GIF, JPEG), использование ограниченной палитры цветов или векторных графических файлов.

3. Использование видеофрагментов позволяет передать в динамике процессы и явления. Несмотря на большие размеры файлов, применять их целесообразно, так как в этом случае повышается заинтересованность учащихся, улучшается качество знаний.

4. В традиционном обучении преобладают вербальные средства при предъявлении нового материала. В связи с этим применение аудио фрагментов в электронном учебнике позволяет не только приблизить его к привычным способам предъявления информации, но и улучшить восприятие нового материала, при этом активизируя не только зрительные, но и слуховые центры головного мозга.

5. Электронный учебник должен содержать гиперссылки по элементам учебника и, возможно, иметь ссылки на другие электронные учебники и справочники.

6. Возможен, например, с помощью технологии OLE (Object Linking and Embedding), запуск других компьютерных программ для показа примеров, тестирования и других целей.

В условиях дистанционного обучения электронные пособия позволяют преподавателю и студентам контактировать в едином образовательном пространстве, обучающимся – использовать ресурсы Интернета и иметь доступ к образовательному сайту университета, получать моментальную или достаточно быструю обратную связь, обеспечивают интерактивность, учат

студента работать самостоятельно. Применительно к обучению аудированию такие технологии позволяют студенту:

– формировать фонетические, лексические, грамматические аудитивные навыки и развивать оперативную память;

– иметь возможность личного контакта с преподавателем в ходе online

или offline веб-конференций, в ходе которых, в частности, может происходить коррекция произношения;

– участвовать в ролевой игре, где проверяется сформированность аудитивных умений при контактном аудировании;

– иметь доступ к аудиоматериалам интернет-ресурсов, прослушивать, обрабатывать и анализировать аудиоматериал;

– создавать проекты, используя аудиоматериал по определенной теме;

– работать с электронным учебником, который содержит треки, видеоролики, интерактивные задания на аудирование.

Электронная образовательная среда значительно расширяет возможности представления и подачи учебной информации на основе аудиовизуального предъявления, что позволяет увеличить удельный вес упражнений и заданий по выработке автоматизма в употреблении языкового материала. Кроме того, аудиовизуальные средства обучения предоставляют преподавателям инструментарий, обладающий неограниченным дидактическим потенциалом для более эффективного освоения изучаемого материала, создания условий для самореализации, развития у студентов алгоритма учебных действий, построения индивидуальных стратегий обучения, а также экономии учебного времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный учебник в обучении лексике (на материале английского языка)

Использование компьютерных программ в обучении...

Использование электронного образовательного ресурса Learning Apps на уроке английского языка

Ресурс LearningApps.org является конструктором интерактивных заданий, он позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения. С помощью  Learning Apps  я создаю небо...

Реализация информационных образовательных технологий на учебных занятиях по английскому языку

Реализация информационных технологий в рамках преподавания учебной дисциплины ОУД.02 Иностранный язык также происходит в процессе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенс...

IТ возможности Московской электронной школы в организации внеурочных занятий на английском языке в начальной школе

Данная статья посвящена передаче педагогического опыта в использовании информационных ресурсов МЭШ при проведении занятий по внеурочной деятельности в начальной школе по английскому языку....

Выступление на тему: Роль электронной образовательной среды в обучении иностранному языку

Выступление на тему: Роль электронной образовательной среды  в обучении иностранному языку...

«Образовательные электронные ресурсы для организации онлайн занятий по английскому языку для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста»

Аннотация Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя английского языка, имеющего 5-летний стаж работы со школьниками в младшем, среднем и старшем звене.В статье  ра...

Методическая разработка «Практико - ориентированное обучение на занятиях по английскому языку»

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является «формирование и развитие личности обучающегося, способной к достижению необходимого уровня иноязычно...