Работа с одарёнными детьми
методическая разработка по английскому языку

Степанова Мария Цыреновна

Работа с одарёнными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

 Целью обучения детей в школе является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. И для этого современный педагог должен быть готов к постоянному  совершенствованию, принятию новшеств.

В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. С этими детьми проводится целенаправленная работа. В своей практике я использую различные виды деятельности направленные на раскрытие различных потенциалов учащихся. Формы и методы работы с одаренными детьми должны сочетаться с формами и методами работы со  всеми  учащимися класса и в то же время должны иметь некоторое своеобразие.

 Вот некоторые приемы  работы,   как   с одаренными,  так и  с остальными учениками.

Урочная деятельность, предполагающая дифференцированный подход. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

 Более того, в работе с одаренными детьми следует ориентироваться на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обогащенная программа обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов. 

Характерной особенностью подобных уроков, является дифференцированный подход, который требует определенного количества, качества и последовательности упражнений, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций, причем все это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок.

Разноуровневая технология предполагает  незримое подразделение детей на одаренных, продвинутых и обычных.   Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в  работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание (при этом оговаривается роль каждого ученика). Сильный ученик выполняет роль наставника: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Подобная организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности.

 Особенно раскрываются ученики, работая в малых группах. Учитель  может здесь  максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход,  применяя  разные  методы  работы: наблюдение, эксперимент, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

Различные проекты и мини-проекты. Учащиеся разрабатывают проекты, которые выполняются и в классе, и дома. Класс заранее делится на группы, в которых есть и одаренные, и слабоуспевающие. Дается задание каждому в группе. Сильные ученики помогают  слабым.  Проекты защищают всей группой. В результате каждый ученик чувствует свою ответственность  и выполняет ему порученное задание. Например, слабые ученики могут хорошо рисовать при этом, подписывая на английском языке слова или предложения, может их запоминать и за всеми правильно произносить.

Проекты также могут разрабатываться индивидуально сильными учащимися в рамках определенных мероприятий.

 Внеклассная работа (олимпиады, конкурсы, литературные ринги, мастер-классы, конференции и т.д.). Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся является система внеклассной работы. Ее основными формами являются предметные олимпиады, литературные ринги, мастер-классы, различные конкурсы и викторины, драматизации, ролевые игры. Они дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности. Так, ежегодный Фестиваль талантов позволил некоторым моим учащимся попробовать свои силы и раскрыть таланты. Детям очень нравиться принимать участие в литературных рингах как театрального, так и иного направления, где раскрываются не только языковая одаренность, но и актерский талант.

Предметные недели, включающие различные творческие мероприятияВ рамках этой недели проводятся различные мероприятия. Напримердля начальных классов – конкурс постеров «Как я вижу Британию», конкурс «Лучший знаток алфавита» где учащиеся могут показать свои первые  успехи в изучении английского языка и т.д. Для 5-х классов проводится конкурс креативных футболок с надписями на английском языке, драматизация сказок. Для 6 классов - конкурс кроссвордов. Для 7-8 классов – викторина на знание Великобритании по типу «Своя игра». Для 9-х классов – это конкурс песни. Мероприятия могут иметь различный уровень сложности, обычно в конце недели иностранного языка мы организовываем Гала-концерт и выставку лучших работ по итогам всех мероприятий.

Система дополнительного образования (дистанционные конкурсы, олимпиады, онлайн обучение и т.д.). Она предоставляет широкие возможности в различных направлениях. Это и дистанционные международные конкурсы Олимпис, Новый урок, Инфоурок, Отличник. в которых мои учащиеся несколько лет принимают активное участие, всероссийские интернет-олимпиады по английскому языку, и возможность работать с учащимися посредством своего собственного сайта. 

Самостоятельная работа по индивидуальному плану. Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование ряда учебных пособий,  современных информационных технологий, в рамках которых одаренный ребенок или слабоуспевающий  может получать адресную информацию.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми и со слабоуспевающими детьми

Работа с одарёнными детьми даёт и учителю, и ученику стимул к эффективному и результативному сотрудничеству, в результате которого повышается личностно-мотивированное, заинтересованное отношение к уче...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...