Экспрессивные конструкции
статья по английскому языку

Семенченко Мария Григорьевна

Статья о разных экспрессивных конструкциях и их употреблении в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekspressivnye_konstruktsii.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Экспрессивные конструкции в английском языке

Семенченко Мария Григорьевна, учитель английского языка высшей категории ГБОУ гимназии №642 «Земля и Вселенная» Василеостровского района г. Санкт-Петербург

Употребление экспрессивных конструкций в речи является эффективным средством передачи эмоционального воздействия на слушателя. Если ученик хочет правильно передать свое личное отношение в эмоциональной форме, он может с помощью использования данных конструкций демонстрировать  свою  речевую  компетенцию.

Конструкции можно разделить на две группы. К первой группе относятся экспрессивные конструкции с местоименными словами how, what.

How + adj.!

How nice!

How + adj. + noun/pronoun +  verb!

How beautiful she is!

How + adj. + noun/pronoun + verb + pronoun!

How quickly he has done it!

How + noun/pronoun +verb + pronoun!

How he has said it!

What + adj. + noun!

What a beautiful girl!

What + noun!

What a life!

What + noun + noun/pronoun + verb!

What a place it was!

What + adj. + noun + noun/pronoun + verb!

What a clever boy he is!

Возможна простая трансформация данных конструкций путем добавления фраз, отражающих объективную реальность, при этом конструкция теряет свою экспрессивность.

How beautiful she is!

It is incredible how beautiful she is.

It is incredible that she is so beautiful.

She is incredibly beautiful.

It is amazing that she is so beautiful.

What a place it was!

It is incredible that it was such a good (nice, quiet, clean, comfortable, and picturesque, etc.) place.

In is incredible that it was such a bad (dirty, noisy, plain, untied, etc.) place.

What a life!

What a glorious life!

What a miserable life!

Использование данных структурных типов можно отнести как к зоне положительной эмоциональной оценки, так и к зоне отрицательной эмоциональной оценки. Очень важно голосовое акцентирование своего личного отношения к ситуации. Если присутствует восхищение, то фразы нужно произносить с повышением голоса. Если говорящий испытывает разочарование, то фразы произносятся с понижением голоса.

Ко второй группе относятся экспрессивные предложения квазипридаточной структуры. Они напоминают придаточные предложения, но таковыми не являются. Квазипридаточные структуры функционируют в качестве самостоятельных единиц. Использование их в речи служит средством эмоциональной окраски. В сложноподчиненном комплексе союзные слова that, if, as if, as though связывают две части предложения в одно целое и выражают конкретный смысл, отмеченный в словарных дефинициях. В данных структурах они теряют свое категорическое значение.

 Глагол в истинном придаточном предложении может употребляться как в изъявительном, так и в сослагательном наклонении. Например: I am happy. (изъявительное наклонение). If only I were happy! (сослагательное наклонение).  В экспрессивной конструкции – только в форме сослагательного наклонения.

В экспрессивных конструкциях, напоминающих придаточные предложения, не встречаются слова, демонстрирующие семантическую зависимость; напротив, их структурными компонентами могут быть различные интенсификаторы, усиливающие степень экспрессивности конструкции.

Например: That she were so terribly unlucky! Интенсификатор terribly обладает неограниченными возможностями приложения к большому кругу понятий, неограниченной сочетаемостью; он обозначает высокую степень интенсивности, утратив основное качественное значение, свойственное исходной единице terribly (Ужасно). В связи с этим возможно сочетание данного интенсификатора как со словами, называющими отрицательные качества, так и со словами, называющими положительные качества.

That it should come to this!

It is unbelievable that it should come to this (удивление).

Oh! If only I knew!

I wish I knew. I regret that I didn’t know it (сожаление).

As if she knew!

It’s a shame she does not know it (возмущение, негодование).

As if you did not know that!

You do know that (убежденность).

As though she could!

It’s a shame she cannot do it (возмущение, негодование).

As if I could!

I cannot do it and I am annoyed at your remarks or advice (досада).

Таким образом, мы видим, что глагол в истинном придаточном предложении может употребляться как в изъявительном, так и в сослагательном наклонении, а в экспрессивной конструкции – только в форме сослагательного наклонения.

Междометия и междометные слова часто предшествуют экспрессивным конструкциям, являясь дополнительным видом выражения эмоционального отношения говорящего. Например:

Oh, how he said it!

Lord! If only I knew!

God! As if I could!

Чтобы речь ученика выглядела более эмоциональной и непринужденной, необходимо развивать способность учащихся ориентироваться в ситуативных обстоятельствах и грамотно совершать речевой выбор экспрессивных конструкций. Использование учителем данных конструкций на уроках поможет ученикам активнее вступать в диалоги, поскольку таковые конструкции созвучны естественной речи на русском языке и близки разговорной речи на английском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспрессивные возможности и роль имен собственных в тексте художественного произведения (И.А. Гончаров «Обломов»)

Интегрированный урок русского языка и литературы. Имена собственные играют важную роль в структуре текста и образной системе романа Гончарова "Обломов". Они не только определяют существенные особенно...

Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами (на примере повести И.С. Тургенева "Ася")".

Данный материал представляет собой методическую разработку урока по теме "Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами (на примере повести И.С. Тургенева "Ася")". Данный урок не первый ...

урок словесности на тему: "Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"

Обобщение знаний об однородных членах предложения на материале рассказа "После бала" Л. Толстого....

Экспрессивная роль назывных предложений

Конспект урока+презентация...

Обогащение экспрессивного словаря словами - антонимами.

Фронтальное логопедическое занятие....

Конструкции с однородными членами, их работа в тексте и их экспрессивные возможности.

Урок словесности в 8 классе на основе тассказа Л.Н. Тольстого "После бала"...