Приёмы работы с текстом
учебно-методический материал по английскому языку

Деревлёва Олеся Васильевна

Приёмы работы с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_raboty_s_tekstom.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективный урок – залог успеха учителя

Вопрос об эффективности урока встаёт перед каждым учителем.

Что сделать для того, чтобы изученный, отработанный нами материал  ученики могли максимально использовать как при сдаче выпускных экзаменов  , так и в дальнейшей практике.

Как учитель  иностранного языка я вижу, что порой не все грамматические

правила усваиваются обучающимися  в нужной степени, а изучение лексики не приносит результатов - слова забываются или вовсе не фиксируются в памяти обучающихся.

Как провести урок английского языка так, чтобы ученики запомнили максимум полезной информации?

При составлении планов занятий – я  стараюсь соблюдать следующее условие

  -это поэтапное изучение языка: одна тема должна быть неразрывно связана с другими. Если, например, изучив страдательные залоги, вы в ходе следующих занятий не будете возвращаться к этой теме, то можно с уверенностью сказать, что эта тема забудется .

-Также обстоят дела и с лексикой. Например , изучив лексику, скажем, связанную с темой ″Путешествия″, в последующем в течение учебного года , к ней  уже не возвращаются. Таким образом, фразы, закрепленные в ходе работы над темой, к концу курса обучения забудутся, потому что не войдут в активный запас слов.

-Поэтому каждый урок во время речевой зарядки стараюсь вспомнить с ребятами пройденные лексические единицы, применяя при этом разные варианты устных заданий.

Кроме того на каждом занятии практикую выполнение упражнений на отработку пройденных -ранее грамматических структур , либо включаю их и в домашнее задание.

-Особое место на уроках занимает работа с таблицей неправильных глаголов, Систематическое  выполнения всевозможных  заданий на ее основе , а именно на построение словосочетаний, предложений, глагольных форм даёт хороший результат во всех направлениях работы уроков английского языка.

Эффективность уроков во многом зависит от того, насколько они  разнообразны  по форме и наполнению.

Постоянно  стараюсь обогатить свои уроки  новыми приемами и технологиями

В планы занятий обязательно вношу элемент  в ходе которого ученики убеждаются, что полученные знания обязательно пригодятся в жизни, привязываю изучаемые темы к жизненным ситуациям.

. Ну и конечно стараюсь хвалить, поощрять учеников.

Целью моей педагогической деятельности является воспитание ученика как успешного иноязычного речевого партнера, обладающего коммуникативной компетенцией, через использование новых современных технологий, и формирование универсальных учебных  действий на уроках английского языка.

Для достижения поставленной цели в процессе учебной и воспитательной работы определила для себя следующие  задачи:

 развивать у учащихся самостоятельность и творческие способности в процессе обучения;

создавать условия для получения обучающимися качественного образования по английскому языку, путем совершенствования форм организации учебной деятельности, использования новых педагогических технологий, эффективных методов обучения;

раскрывать интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося;

формировать универсальные учебные действия на уроках английского языка.

                

В связи с проведением итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ и ОГЭ по английскому языку  появилась необходимость более детальной организации работы с текстом, на основе которого строится часть экзаменационных заданий.  Проведённые контрольно-диагностические работы показывают, что обучающиеся испытывают затруднения при выполнении  различных операций с текстом.

Поэтому на протяжении нескольких лет  я  уделяю особое внимание поиску эффективных приемов работы с текстом.

Текст следует рассматривать  с точки зрения  его обучающих функций:

Работа с текстом станет эффективной при соблюдении ряда правил:

1.Необходимо учитывать содержание материала и тематики,учебную программу при подборе художественных текстов;

3.Обеспечивать мотивацией, способной вызвать интерес к чтению художественных текстов на английском языке;

4.Соблюдать требования методики обучения чтению;

5.Работать над чтением художественных текстов систематически;

6.Осуществлять индивидуальный подход со стороны учителя к детям во время чтения на английском языке;

7.Систематически использовать на уроках английского языка дидактический материал по теме ;

8. Формировать навыки чтения;

Задания  для работы с текстом можно условно разделить на три типа.

Первый тип задания -  задание на установление соответствия, при котором необходимо понять основную тему текста.

В задании такого типа предлагается соединять различные элементы, такие как заголовки, фразы, вопросы, утверждения.

Второй тип задания - задание на установление соответствия, при котором необходимо понять структурно-смысловые связи текста.

В задании такого типа предлагается текст, содержащий пропуски. Типы пропусков могут включать: пропущенные фразы, предложения или короткий фрагмент текста.

Третий тип задания - задание с множественным выбором ответа, при котором необходимо полное понимание текста (задание высокого уровня).

В тексте надо найти фрагменты, к которым относится каждый из вопросов. Фрагменты могут быть разной длины: слово, выражение, целое предложение или абзац.

Используемые виды деятельности - изучающее, ознакомительное, поисковое, просмотровое, аналитическое, синтетическое, интенсивное, экстенсивное  чтение, выполнение  подстановочных, трансформационных упражнений с использованием ИКТ.

При работе с текстом используются разнообразные методы обучения: из словесных методов - индивидуальная, групповая, фронтальная беседа, из наглядных – иллюстрация, из практических – различные упражнения, а также частично-поисковый метод, метод творческой деятельности .

Работа над текстом предполагает 3 этапа:

1)предтекстовый;

2)текстовый;

3)послетекстовый.

Приёмы работы на предтекстовом этапе предназначены для дифференциации языковых единиц и речевых образов, их узнавание в тексте, тренировки сиюминутной их семантизации, овладения различными структурными материалами.

В начале выполняются упражнения на прогнозирование содержания читаемого:

Далее -  упражнения на узнавание слова по формальному признаку:

Затем - упражнения на узнавание слова по семантическому признаку:

Упражнения на различение грамматических явлений:

Трансформационные упражнения:

На текстовом этапе предлагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста.

Упражнения на свёртывание текста:

Затем - упражнения на реконструкцию текста:

Упражнения на перефразирование:

Работа завершается упражнением на обобщение материала:

На послетекстовом этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста.

Например, упражнения на выявление темы текста:

Упражнения на передачу сюжета:

Упражнения на составление характеристики персонажей:

Перейду к рассмотрению конкретных примеров работы с текстом на уроках английского языка.

Наиболее часто я использую управляемое и поисковое чтение

№5 «Guided reading» (управляемое чтение)

Я направляю обучающихся на чтение специальных отрывков из текстов с определенной целью- найти примеры употребления каких-либо грамматических явлений или подтвердить какую-то мысль.

В работе с обучающимися, которые испытывают трудности в изучении языка применяю следующие  простые приёмы .

№6

 

При работе с  текстом тщательно отрабатываю незнакомую лексику.Сначала традиционно знакомимся с лексикой- прочитываем слова за учителем.Далее находим их в том же упражнении .Т.е. я говорю слово по-русски- они находят английский вариант.Можно и такие : «Прочитай прилагительные, существительные и т.д.»Далее усложняю задание- «Переведи на английский  словосочетание, потом предложение.»- Всё именно с этой группой слов.

Потом приступаем к тексту.Даю следующие задания-«Прочитай предложение с определённым  словом, найди  незнакомые словаю» .Далее делаем частичный перевод текста на английский  - с самого начала текста выборочно называю русские словосочетания, дети находят английский эквивалент.По окончанию работы достигаются результаты- лексика отработана- содержание понято- можно приступать к следующему этапу работы.

. Для работы с материалом   на начальном этапе обучения, могу предложить следующие задания:

 На предтекстовом этапе:

Какие предложения подходят к теме? Отгадай!

Что делает ребенок на картинке?

ЧтоТы думаешь о своей семье? Перечисли всех членов семьи и представь их!

Что для тебя очень важно, что важно, что неважно? (представляется набор понятий)

Озаглавь картинку!

Соедини английские слова с русскими!

Упражнения репродуктивно-продуктивного характера, направленные на формирование соответствующих умений вести беседу, опосредованную текстом и на творческую обработку текста. Используются следующие упражнения:

Закончи предложение!

Отгадай кроссворд по картинкам! Напиши ключевое слово!

Нарисуй картинку по теме истории или главных персонажей рассказа!

Ответь на вопросы!

Вставь пропущенные слова!

Кто из героев рассказа сказал эти слова?

Какие высказывания верны?

Найди в тексте предложения, в которых описывается (напр. главный герой) и выпиши их!

Поставь предложения в правильном порядке!

Что верно (неверно)?

Заключительный этап включает упражнения продуктивного характера, которые ориентированы на активное использование новых речевых средств в новых речевых ситуациях в естественном общении или в письменной форме. Можно использовать следующие упражнения:

Прочитай текст по ролям со своим товарищем!

Нарисуй иллюстрацию к тексту и напиши свои мысли о прочитанном о нём!

Кем из главных героев ты хотел бы быть? Почему?

Разыграй со своими друзьями сценку по рассказу!

Предположи, как могла бы закончиться эта история!

Естественно для выполнения некоторых из предложенных заданий в помощь детям даю опорные схемы, образцы предложений.

        

Безусловно работа с текстом на уроках английского языка  является одной из ключевых  и может использоваться в  различных типах уроков  на основных этапах их  проведения. При этом  соблюдаются все критерии урока в соответствии с ФГОС.

Прорабатывая текст, используя наибольшее количество упражнений, можно смело утверждать, что чтение текстов на иностранном языке в огромной мере способствует расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков.

Результаты моей работы отражают  эффективность принципов и приёмов.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках истории

Обобщение опыта работы учителя истории....

Приёмы работы с текстом

Под учебно-текстовой деятельностью мы понимаем особого рода интеллектуально-мыслительную активность личности, направленную на организацию и преобразование смысловой информации в процессе становл...

Приёмы работы с текстом при подготовке к ЕГЭ

В статье объяснена необходимость работы с текстом при подготовке к ЕГЭ, начиная с пятого класса. Приведены примеры карточек с разными видами работ....

Приёмы работы с текстом учебника

В статье приведены  приёмы работы с тестом учебника....

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".

1. Введение        Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...

Методика формирования осознанности управления вниманием при работе с вербальным текстом (система смысловых приёмов работы с текстами Л. П. Бельковец)

Сформированность коммуникативной компетенции в процессе обучения предметам вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой де...