Конспект интегрированного урока "Заимствованные слова" (русский и английский языки)
план-конспект урока по английскому языку (5 класс)

Конспект интегрированного урока в 5 классе "Заимствованные слова" (русский и английский языки)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного урока русского и английского языков в 5 классе «Заимствованные слова»

Цели и задачи урока

Образовательные: 

  1. Познакомить учащихся  с понятием заимствованные слова;
  2.  Показать, какими путями они из одного языка проникают в другой;
  3. Познакомить с наиболее распространёнными английскими заимствованиями в современном русском языке, их лексическим значением, произношением и написанием.
  4.  Продолжить формирование умения узнавать английские заимствования по некоторым словообразовательным элементам;
  5. Продолжить работу по формированию орфографических и пунктуационных навыков;
  6. Закрепить изученную на уроках английского языка лексику.

Развивающие:

  1. Развивать умение целесообразного использования заимствований в собственной речи.
  2. Учить пользоваться словарями (этимологическим, словарём иностранных слов).
  3. Познакомить учащихся с новыми заимствованными словами, появившимися в русском языке за последнее время;
  4. Формировать умение пользоваться иностранным языком в обыденной жизни.

Воспитательные:

      1) Воспитывать чувство любви к родному языку.

      2) Формировать бережное отношение к русской культуре.

Этап урока

Ход урока

1. Введение в тему урока

Татьяна Александровна

Приветствие. Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы проведем совместно русский язык и английский.

Вначале вспомним правила работы в группе: распределить роли, кто логик (руководит работой в группе), теоретик (помогает при затруднениях), практик (отвечает у доски), эксперт (оценивает работу в группе)

– Ребята посмотрите на слова, что их объединяет, как вы думаете?

Бокс, мачта, теннис, финиш, рекорд, чемпион, сандвич, старт, компьютер, лифт.

 Это заимствованные слова. (Кто знает, как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков?)

2. Тема, цели и задачи

Татьяна Александровна

– Тема нашего сегодняшнего урока

Заимствованные слова

– Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми английскими заимствованиями.

Выясним, как они появились в русском языке.

3. Работа по теме урока

Татьяна Александровна

Устный опрос:

– Как называется словарный состав языка? ЛЕКСИКА

Словарный состав меняется? Пополняется?

– Как может пополняться лексика? ЗАИМСТВОВАНИЕ, НЕОЛОГИЗМЫ, НА ОСНОВЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

– Что такое заимствованные слова? Почему они так названы?

СЛОВА, ПРИШЕДШИЕ В ЯЗЫК ИЗ ДРУГИХ ЯЗЫКОВ

– Из каких языков к нам приходят новые слова? Например, из…..

ФРАНЦУЗСКОГО: балет, партер, пейзаж,

ИТАЛЬЯНСКОГО: ария, серенада, баритон,

НЕМЕЦКОГО: лагерь, солдат, браунинг.

АНГЛИЙСКОГО: футбол, скейтборд, уик-энд

4.Самостоятельная работа в группах

Евгения Валерьевна

– Часто, сами того не подозревая, мы пользуемся заимствованными из английского языка словами, они прочно закрепились в нашем языке. В каких сферах жизни (где?) мы можем использовать английские заимствования?

– Перед вами бланки с заданием. На доске английские слова. Ваша задача распределить слова по тематическим группам без помощи словаря. Каждая группа заполняет одну колонку: первая – быт, вторая – компьютер, третья – спорт, четвертая – профессии.

Как только прекращает звучать мелодия, вы заканчиваете работу.

Mixer, printer, producer, sprinter, notebook, second-hand, Internet, manager, designer, toaster, bowling, match 

– Проверим, один выступает от группы, читает слово и объясняет толкование, другие группы дописывают в свои бланки слова. Так заполняется вся таблица.

– Вызвал у вас трудности перевод и понимание данных слов? (нет, легко было догадаться о значении после произношения слова)

Оценивание групп

 6. Основные причины заимствований

Татьяна Александровна

Из практической работы мы видим, что заимствованные слова очень часто мы употребляем в речи. Как вы думаете, почему, для чего они появляются в русском языке? (Выслушать ответы детей)

Заимствованные слова – результат тесного общения народов, появления новых явлений, предметов, механизмов

Ребята, как вы думаете, какие причины заимствований существуют?

Основными причинами заимствований являются следующие:

  • Исторические контакты народов.
  • Необходимость названия новых предметов и явлений.
  • Языковая мода.
  • Когда слово-заимствование заменяет целый описательный оборот (мотель – вместо гостиница для автотуристов; фристайл – фигурное катание на лыжах и др.).
  • Когда необходимо детализировать понятие (для обозначения особого вида варенья – джем из английского языка).
  • В языке закрепляются заимствованные слова, похожие по структуре

7. Итог

Евгения Валерьевна

Татьяна Александровна

Ребята, давайте подведем итог. С чем мы сегодня познакомились? Как в языке появляются заимствования? Как вы думаете, помогают ли нам заимствования в изучении английского языка и как?

В настоящее время употреблять иностранные слова стало модно и определенный процент иностранных слов врастает в русский язык. Как правильно заметил А.Н.Толстой, “ не нужно от них открещиваться, но не нужно ими и злоупотреблять.” Однако значение слов должно быть понятно как говорящему, так и слушающему, а их употребление – уместно и оправдано.

Но в случае, если их значение не понятно, обращайтесь в толковому, этимологическому или словарю иностранных слов.

Группа №1

Имя

Оценка

Логик

Теоретик

Практик

Эксперт

быт

компьютер

спорт

профессии

англ.

рус.

англ.

рус.

англ.

рус.

англ.

рус.

Группа №1

Имя

Оценка

Логик

Теоретик

Практик

Эксперт

Группа №2

Имя

Оценка

Логик

Теоретик

Практик

Эксперт

Группа №3

Имя

Оценка

Логик

Теоретик

Практик

Эксперт

Группа №4

Имя

Оценка

Логик

Теоретик

Практик

Эксперт

быт

компьютер

спорт

профессии

спорт

быт

компьютер

профессии

producer sprinter

notebook

second-hand

Internet manager designer toaster bowling match

быт

компьютер

спорт

профессии

англ.

рус.

англ.

рус.

англ.

рус.

англ.

рус.

Mixer, printer, producer, sprinter, notebook, second-hand, Internet, manager, designer, toaster, bowling, match 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по литературе и английскому языку

Данный урок является инновационным, интегрированным, разработан совместно с учителем английского языка....

Кучерова Н.Н., учитель английского языка, Бондаренко С.М., учитель начальной школы МБОУ «Гимназия №5 г. Белгорода» Программа интегрированного курса по усскому и английскому языку для 3 класса

Данная программа является примерной. Терминология представленная здесь позволяет расширить словарный запас обучающегося первой ступени обучения. Предложенный курс предполагает выполнение творчес...

Конспект интегрированного урока по учебным предметам «Русский язык» и «Иностранный язык (английский)»

Данный урок проводился в 11 классе.  Урок был интегрированным между предметами: Русский язык и английский язык. В результате проведения интегрированных уроков стимулируется познавательная деятель...

Интегрированный урок математики, истории и английскому языку в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»

Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения тем:по математике «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»,по истории «Древняя Греция»;по английск...

Интегрированный урок по обществознанию и английскому языку в 6 классе на тему "Культура поведения в общественных местах на русском и английском языках"

Интегрированный урок расчитан на обучающихся 6 класса разного уровня. Чтобы урок прошел полноценно,учителя разделили класс на 4 группы, каждой из которой были даны задания по их уровню....

План-конспект урока "Корень слова", русский язык 5 класс.

План-конспект урока "Корень слова", русский язык 5 класс.Научиться составлять ряд родственных слов; привить навык определять корни слов с учетом их лексического значения....

Конспект интегрированного урока по татарскому и английскому языку для учащихся 5 класса. Тема Расстояние дружбе не мешает.

Конспект интегрированного урока по татарскому и английскому языку для учащихся 5 класса.Тема: Расстояние дружбе не мешает....