Мастер-класс: «Применение приёмов «Корзина идей»,»Ромашка Блума» на уроках английского языка для развития критического мышления».
методическая разработка по английскому языку
Критическое мышление - очень важная и нужная форма мышления. Жизненно необходимая. Можно утверждать, что мы, чтобы не попасть впросак, стараемся критически мыслить всегда. Критическое мышление - это своеобразный интеллектуальный «фильтр», который позволяет нам спасаться не только от неизбежных информационных ошибок, но и от возможных интеллектуальных неприятностей.Во-первых, критическое мышление – это мышление самостоятельное. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.Во-вторых, информация является отправным пунктом развития критического мышления.В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые надо решить.В-четвёртых, критическое мышление стремиться к убедительной аргументации.В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими, мы уточняем и углубляем свою позицию.
Таким образом критическое мышление-это: *Открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт.*Отправная точка для развития творческого мышления.
В основе данной технологии – трехфазовая структура урока
Технологические этапы
I фаза | II фаза | III фаза |
3) Первая стадия называется вызов. Я хочу познакомить вас с одним приемом,который можно использовать на этой стадии урока. Прием «Корзина идей»
4)Знакомлю с алгоритмом работы с данным приемом
5)Свой опыт. -Как Я использую данный прием на своих уроках английского языка : Детям предлагается вспомнить и записать все слова, выражения,конструкции которые ассоциируются с темой «Food.Еда». После того , как они сделают свои записи, потом в парах обмениваются мнениями. Затем один из пары зачитывает, я записываю на доске и кладу их в корзину (корзина нарисована на доске, приготовленный рисунок,либо настоящая корзина,если настоящая,то можно в нее кидать листочки с записями), прошу слова дважды не повторять. Идёт обсуждение, дополнение, корректировка.
6)Работа с данным приёмом.
Делятся на группы (по несколько участников,в зависимости сколько людей будут находится в аудитории) Раздаются маленькие листочки для записей,учителям даётся знакомая всем тема,например ФГОС и предлагается записатьпо одному предположению на один листочек.Это могут быть структура, факты, предположения, термины и т.д.После идет обсуждение в парах,обмениваются мнениями. Затем каждая группа зачитывает свои записи и кидают в корзину.
7)Следующий приём «Ромашка блума»
Через знакомство подвести к новому приему мастер – класса. В парах. Люди знакомятся друг с другом, узнают лучшие качества друг друга.
После знакомства участников друг с другом задаются вопросы:
- А как вы знакомились друг с другом? ( задавали вопросы)
- Знаете ли вы каких типов бывают вопросы?(их ответы)
Каждому участнику раздается наглядный материал с приемом ромашка блума.
Знакомство с приемом:
-Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.
«Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".Вопрос следует начать со слова – придумай….
5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".Вопрос следует начать со слова – предложи….
6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.Вопрос следует начать со слова – поделись…
8)Работа с приемом:
Учащиеся читают текст и составляют к нему вопросы.
Саня и Ваня возвращались из школы домой. Шли они лесом. Лес совсем необычный стал: не рыжий, не зеленый, а бело – серый. Стволы снегом припорошило. Ноги так и проваливаются в снег. А под снегом хрустят и шуршат сухие листья, хвоя и сучья.
Саня взял сучок и что – то написал на снегу.
Ваня посмотрел, прочитал:
- «Саня». Подумаешь! Вот весна придет, снег растает, и ничего от твоих букв не останется.
Ваня достал нож из портфеля и на стволе березы вырезал:«Ваня».
- Вот это другое дело! А ты на снегу! – сказал он.
- Ну и дурак! – сказал Саня.
-Почему?
-Да потому, что всю жизнь люди будут ходить мимо березы и говорить: «Вот дурак этот Ваня!» - объяснил Саня.
Слушаются вопросы.
(Какие могут быть вопросы)
1.Простые.
Кто главные герои рассказа?
Где происходит действие в рассказе?
Когда происходит действие в рассказе?
Каким описан зимний лес в рассказе?
2.Уточняющие.
Если я правильно поняла, то действие в рассказе происходит зимой?
Я могу ошибаться, но по – моему, главные герои рассказа возвращались домой из школы?
Насколько я поняла, Ваня вырезал на стволе дерева свое имя?
3.Интерпретационные.
Почему Ваня вырезал свое имя на стволе березы?
Почему Саня назвал Ваню «дураком»?
4.Творческие. Что изменилось бы, если бы Саня не написал свое имя на снегу?
Как по-вашему мнению,отреагировал Ваня на последнюю реплику Сани?
5.Практические.
Как бы вы поступили на месте Вани?
Как бы вы поступили на месте Сани?
6. Оценочные.
Почему поступок Вани вызывает осуждение?
Кто из друзей был прав?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_23.03.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: «Применение приёмов «Корзина идей»,»Ромашка Блума» на уроках английского языка для развития критического мышления».
1)Приветствие участников семинара
2) Теоретическая информация ТРКМ
Критическое мышление - очень важная и нужная форма мышления. Жизненно необходимая. Можно утверждать, что мы, чтобы не попасть впросак, стараемся критически мыслить всегда. Критическое мышление - это своеобразный интеллектуальный «фильтр», который позволяет нам спасаться не только от неизбежных информационных ошибок, но и от возможных интеллектуальных неприятностей.Во-первых, критическое мышление – это мышление самостоятельное. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.Во-вторых, информация является отправным пунктом развития критического мышления.В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые надо решить.В-четвёртых, критическое мышление стремиться к убедительной аргументации.В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими, мы уточняем и углубляем свою позицию.
Таким образом критическое мышление-это: *Открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт.*Отправная точка для развития творческого мышления.
В основе данной технологии – трехфазовая структура урока
Технологические этапы
I фаза | II фаза | III фаза |
3) Первая стадия называется вызов. Я хочу познакомить вас с одним приемом,который можно использовать на этой стадии урока. Прием «Корзина идей»
4)Знакомлю с алгоритмом работы с данным приемом
5)Свой опыт. -Как Я использую данный прием на своих уроках английского языка : Детям предлагается вспомнить и записать все слова, выражения,конструкции которые ассоциируются с темой «Food.Еда». После того , как они сделают свои записи, потом в парах обмениваются мнениями. Затем один из пары зачитывает, я записываю на доске и кладу их в корзину (корзина нарисована на доске, приготовленный рисунок,либо настоящая корзина,если настоящая,то можно в нее кидать листочки с записями), прошу слова дважды не повторять. Идёт обсуждение, дополнение, корректировка.
6)Работа с данным приёмом.
Делятся на группы (по несколько участников,в зависимости сколько людей будут находится в аудитории) Раздаются маленькие листочки для записей,учителям даётся знакомая всем тема,например ФГОС и предлагается записатьпо одному предположению на один листочек.Это могут быть структура, факты, предположения, термины и т.д.После идет обсуждение в парах,обмениваются мнениями. Затем каждая группа зачитывает свои записи и кидают в корзину.
7)Следующий приём «Ромашка блума»
Через знакомство подвести к новому приему мастер – класса. В парах. Люди знакомятся друг с другом, узнают лучшие качества друг друга.
После знакомства участников друг с другом задаются вопросы:
- А как вы знакомились друг с другом? ( задавали вопросы)
- Знаете ли вы каких типов бывают вопросы?(их ответы)
Каждому участнику раздается наглядный материал с приемом ромашка блума.
Знакомство с приемом:
-Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.
«Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".Вопрос следует начать со слова – придумай….
5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".Вопрос следует начать со слова – предложи….
6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.Вопрос следует начать со слова – поделись…
8)Работа с приемом:
Учащиеся читают текст и составляют к нему вопросы.
Саня и Ваня возвращались из школы домой. Шли они лесом. Лес совсем необычный стал: не рыжий, не зеленый, а бело – серый. Стволы снегом припорошило. Ноги так и проваливаются в снег. А под снегом хрустят и шуршат сухие листья, хвоя и сучья.
Саня взял сучок и что – то написал на снегу.
Ваня посмотрел, прочитал:
- «Саня». Подумаешь! Вот весна придет, снег растает, и ничего от твоих букв не останется.
Ваня достал нож из портфеля и на стволе березы вырезал:«Ваня».
- Вот это другое дело! А ты на снегу! – сказал он.
- Ну и дурак! – сказал Саня.
-Почему?
-Да потому, что всю жизнь люди будут ходить мимо березы и говорить: «Вот дурак этот Ваня!» - объяснил Саня.
Слушаются вопросы.
(Какие могут быть вопросы)
1.Простые.
Кто главные герои рассказа?
Где происходит действие в рассказе?
Когда происходит действие в рассказе?
Каким описан зимний лес в рассказе?
2.Уточняющие.
Если я правильно поняла, то действие в рассказе происходит зимой?
Я могу ошибаться, но по – моему, главные герои рассказа возвращались домой из школы?
Насколько я поняла, Ваня вырезал на стволе дерева свое имя?
3.Интерпретационные.
Почему Ваня вырезал свое имя на стволе березы?
Почему Саня назвал Ваню «дураком»?
4.Творческие. Что изменилось бы, если бы Саня не написал свое имя на снегу?
Как по-вашему мнению,отреагировал Ваня на последнюю реплику Сани?
5.Практические.
Как бы вы поступили на месте Вани?
Как бы вы поступили на месте Сани?
6. Оценочные.
Почему поступок Вани вызывает осуждение?
Кто из друзей был прав?
Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствами технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)»
Мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствамиТРКМЧП» проводится в форме комментируемого занятия с учителями истории, которые выступают ...
«Мастер класс» «Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе» «Забавное чтение»
quot;Мастер класс". "Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе ". "Забавное чтение"....
конспект урока английского языка с элементами критического мышления по теме музыка в 7 классе
мозговая атака, возвращение к ключевым терминам, кластерам, использование приёма «Шесть шляп», создание синквейна, – всё это даёт возможность учащимся самореализоваться в рамках изуч...
Мастер-класс на тему «Эффективные способы повышения словарного запаса на уроках английского языка».
Цель данного мастер класса – представление приемов, различных упражнений, направленных на эффективное усвоение лексического материала на уроках английского языка.Постановка задачи: задачей моего...
Мастер -класс на тему " Работа над усвоением лексического материала на уроках английского языка"
Знать слово- значит знать его формы,значение и употреление.Основные этапы работы с лексическим материалом это: present,practice,produce....
Презентация к мастер -классу на тему : "Работа над усвоением лексического материала на уроках английского языка"
Лексика-это живая материя языка.Она служит для предметного содержания мысли....
Статья "Современный урок русского языка : технология развития критического мышления "
Учебно-методический материал по русскому языку на тему " Современный урок русского языка: технология критического мышления"...